Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.И. ДРОВОСЕКОВА,
гимназия № 44,
г. Тверь


Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся

Урок по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

9-й класс

В газете «Русский язык» публиковалась статья В.В. Дибобес об организации уроков по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (№ 35/2001, № 8/2002). В основном она касалась уроков постановочного типа. Мне кажется, следует продолжить разговор об этой очень перспективной системе, которая, по мнению одного из моих учеников, «не заставляет думать и действовать, а дает мотивацию к обучению, способствует повышению интереса к умственной деятельности. Эта система предлагает огромный выбор в воплощении своих целей. Молодой человек начинает любить учиться, чувствует себя личностью».

Я работаю по этой системе с 1997 года (после окончания курсов в центре переподготовки работников образования «Развитие личности»). Ребята, с которыми я делала первые шаги в ней, сейчас уже окончили гимназию и хорошо чувствуют себя в высших учебных заведениях.

Нынешние мои ученики участвуют в открытии нового на уроке на равных правах как со своими сверстниками, так и с учителем. Стихотворение ученицы 10-го класса Даниленко Алины хорошо отражает общую атмосферу, которая царит на уроках по этой системе.

Герой известен, и не нов предмет,
И, чтоб не устарело все, что ново,
Переступая через детский бред,
Мы приближаемся к искусству слова.
К искусству слова? Только ли к нему?
Развитие – дорога к становленью.
Искусство спора важно по всему,
В нас раскрывая мысль и вдохновенье.
Опять – его величество вопрос.
Он столько оживления принес.
Учитель убежден, что мы таланты.
Мы любим спорить, думать, рассуждать.
Неровен час – подвергнем все сомненью.
И потому нас надо поправлять.
Нам очень важно ваше одобренье.
Рождает увлечение успех.
И мы беседуем здесь все на равных.
Чужое мненье, аргументы, смех
Ведут нас к поиску решений главных.

На примере предлагаемого вашему вниманию урока хотелось показать, что в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова большое значение имеет правильная организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. На уроках даются проверочные диагностические задания, цель которых – проверить, освоено ли каждое учебное действие в отдельности. Учитель не ставит оценки, дети сами оценивают выполнение каждой отдельной операции в тетрадях «Мои достижения». У учителя есть сводный оценочный лист, где отмечаются все результаты работы. Знания корректируются на последующих занятиях по теме.

Существуют определенные требования к составлению диагностических работ на первом этапе. Задания должны отслеживать каждую отдельную предметную операцию. На первых уроках по теме «Сложноподчиненное предложение» учащиеся, анализируя материал § 50 «Что такое тип сложноподчиненного предложения?» (учебник под ред. М.В. Панова), совместно с учителем выделяют основные учебные действия (они зафиксированы в таблице), которые помогают им в определении типов сложноподчиненного предложения. Эти учебные действия становятся пунктами распознающего алгоритма. При такой организации работы сразу видно, где у ученика возникает трудность. Затем можно сгруппировать типы ошибок и проводить специальную коррекционную работу, организуя ее индивидуально с учителем.

Учебные действия

Умею

Затрудняюсь

Не умею

я

учитель

я

учитель

я

учитель

1. Определить главную и придаточную части

2. Определить, к чему относится придаточная часть (к опорному слову или ко всей главной части)

3. Определить особенности опорного слова (знаменательная ли часть речи местоимение, грамматическая или лексическая единица)

4. Разграничить союз и союзное слово

5. Определить тип СПП

           

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

Программа под ред. М.В. Панова. Учебник русского языка. 8–9-й классы / Под редакцией М.В. Панова. / М.: Реал, 2000.

Технология РО (система Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова),

Тип урока: конкретизация способа действия.

ХОД УРОКА

I этап. Контроль и оценка

Цель: оценка учащимися степени усвоения учебных действий по определению известных типов сложноподчиненных предложений (СПП).

В ученических тетрадях «Мои достижения» есть такая таблица (см. ниже).

Работая с различными типами СПП на предыдущих уроках, учащиеся в таблице в графе «я» отмечали собственную оценку учебных действий, а затем, сверяясь с образцом, ставили в графе «учитель» оценку учителя. Выявленные в результате такой самодиагностики затруднения корректируются в ходе дальнейшей индивидуальной работы или с учителем, или с ассистентами (сильными учениками класса).

Задание. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. Расставьте знаки препинания.

(1) Встретились мы на пути в деревеньку где живут те что паш_т землю се_т в поле хлеб сад_т картошку капусту свеклу или в садах и огородах работают.
(2) Встрет_ли мы за деревней и (не)высокие зеленые могилы где лежат те что свое уже отсе_ли и отработали.
(3) Попалось нам дерево которое ра_била молния.
(4) Наткнулись мы на табун лошадей из которых каждая – хоть самому Буденному.
Увидали мы и попа в длин_ом черном халате. (5) Посмотрели ему вслед и подивились что остались еще на свете чудаки-люди. (6) Потом забе_покоились мы когда потемнело. Сбежались отовсюду облака.
(7) Тут решили мы что пора домой.

Работа с текстом № 53. Из сб. «Художественные тексты с вопросами и заданиями». А.Луховицкая, В.Луховицкий. Текст дается на карточках.

Задание. Выпишите из текста сложноподчиненные предложения (СПП), расставьте знаки препинания, постройте схемы, определите тип СПП (где это возможно). После проверки учителем заданий у двух учащихся на доске записываются схемы.

При анализе схем 1-го и 2-го предложений проверяем домашнее задание (это задание 415), в котором нужно было определить, какими членами предложения являлись соотносительные слова в данных предложениях. Определяем, в каких предложениях из домашнего задания соотносительные слова также являются подлежащими, и даем характеристику придаточным определительным при местоимении.

Класс работает над анализом текста по вопросам из сборника.

– Докажите, что это текст.
– Почему люди не называются прямо, а так странно описываются?
– Что помогает в этом описании? (СПП определительные и местоименно-определительные.)
– Зачем автор употребил нелитературную форму глагола садят?
– С помощью каких средств автор создает ритм в этом тексте? (Инверсия, употребление глагольных форм.)
– Как вы думаете: почему автор в 1-м предложении употребил 4 глагола, описывая встречных людей, а во втором используются только 2 из них?

II этап. Постановка учебной задачи

Цель:

а) выявить неизвестное;
б) дать описание структурной схемы.

В ходе выполнения предыдущего задания ученики отмечают предложения, в которых им встретился неизвестный тип СПП. Ученики называют 5-е, 6-е, 7-е предложения.

– В чем отличие этого типа СПП от ранее известных?

(Ученики отмечают другую часть речи – глагол – в роли опорного слова, другой вопрос, наличие союзов что и когда в придаточной части.)

– Что общего в структурных схемах 5-, 6-, 7-го предложений? (Опорное слово – глагол, средство связи – союз, можем поставить падежные вопросы, уточнить лексическое значение опорного слова.)

– Определите место придаточного по таблице «Придаточные предложения»*. (Придаточная часть относится к опорному слову как лексической единице.)

– Обратите внимание на лексическое значение опорных слов – подивились, решили, забеспокоились.

(Первые два слова требуют распространения, изъяснения. Это глаголы с сильным управлением. Они обозначают мыслительную деятельность и восприятие. Последний (возвратный) глагол имеет слабое управление.)

Вывод: можно объединить 5-е и 7-е предложения. По каким признакам?

(Придаточная часть относится к опорному слову главной части, опорное слово – знаменательная часть речи – глаголы; опорное слово как лексическая единица, которая требует изъяснения, распространения.)

Таким образом, ученики дали описание вновь открытого типа придаточного, новой структурной схемы. Все это они фиксируют в «Тетрадях открытий».

III этап. Конкретизация схемы «Придаточные изъяснительные»

Цель: зафиксировать схему, конкретизировать ее.

Задание 418 (из учебника). Назовите союзы и союзные слова, которые могут вводить изъяснительную часть.

На доске:

Слышно... небольшие льдинки стучат о баржу. Мне никто не объяснил... бабочки летят на свет. Юля вообразил, ... она сама идет по мостику.

Задание. Сконструируйте СПП с придаточным изъяснительным, используйте различные союзы и союзные слова. Как меняется смысл предложения? Рассмотрите записанные предложения. К какой части речи, кроме глагола, может относиться придаточная изъяснительная часть?

Какие изменения можно внести во вновь открытую структурную схему?

Домашнее задание: задания 421, 422. Ответьте на вопросы:

1. Какие части речи употребляются в качестве опорных слов?
2. Где располагается изъяснительная придаточная часть в предложении?

Приложение

Определение главной и придаточной части предложений.

ТЕСТ

1. Укажите сложноподчиненное предложение.

А) Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии.
Б) Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана.
В) Я подошел к нему и поклонился, он молча ответил мне на поклон.
Г) Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору.

2. Укажите предложение, соответствующее схеме ( )   ,    . Знаки препинания не расставлены.

А) Едва я успел накинуть бурку как повалил снег.
Б) Когда я был еще подпоручиком мы гуляли между собой.
В) Как теперь гляжу на эту лошадь.

3. Укажите предложение, соответствующее схеме ...,   (   ). Знаки препинания не расставлены.

А) Мне вздумалось завернуть под навес где стояли наши лошади.
Б) Казаки все это видели только ни один не пустился меня искать.
В) Если бы у меня был табун в тысячу кобыл то отдал бы тебе его весь за твоего Карагеза.

4. Укажите предложения, в которых ученик правильно определил главную и придаточную часть и поставил между ними запятую.

А) Вот приехал Казбич и спрашивает не нужно ли баранов и меду.
Б) А, когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было.
В) Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить.

(М.Ю. Лермонтов)

Тест составлен на основе повести «Бэла». Для отработки следующего учебного действия ребята подбирали предложения для заданий из других повестей М.Ю. Лермонтова. (К таким заданиям мои ученики привыкли, они с удовольствием составляют проверочные работы для своих сверстников.)

Часто в своей работе я использую для анализа цельные тексты (как в данном уроке). Затем на уроках проводятся работы по определению типа придаточных предложений. Например, как та, которую я привожу здесь.

Проверочная работа

I вариант

Укажите соответствия.

1. Бывает час, когда нам не до шуток.
2. Сколько тебе нужно денег, столько тебе и дам.
3. Лисица стремительно преследовала белку, что было видно по следам.
4. Если раньше я интересовался естественными науками, теперь я предпочитаю гуманитарные.
5. Комиссар был твердо убежден, что смелых убивают реже.
6. Герои – это те, кто творит жизнь вопреки смерти.
7. Улицы были пусты, будто все вымерли.

а) Сопоставительное;
б) изъяснительное;
в) определительное;
г) распространительное;
д) сравнительные;
е) местоименно-определительное;
ж) затрудняюсь.

Ответ: 1в; 2ж; 3г; 4а; 5б; 6е; 7д.

II вариант

Укажите соответствия.

1. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.
2. Товарищ – тот, кто проверен в борьбе.
3. У меня было чувство, что ты будешь причиной большой беды.
4. Вспомнилось, что здесь еще совсем недавно было пусто и дико.
5. Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок.
6. Чем ближе к вечеру, тем холоднее.
7. Он рассказал о своем новом открытии, что всех заинтересовало.

а) Определительное;
б) меры и степени;
в) местоименно-определительное;
г) распространительное;
д) изъяснительное;
е) соответствия;
ж) затрудняюсь.

Ответ: 1б; 2в; 3а; 4д; 5ж; 6е; 7г.

От этой работы переходим к рассмотрению типа предложения, в определении которого ученик затрудняется. Это и будет новое открытие, которое подготовил данный этап контрольно-оценочной деятельности.

Ниже приводится схема классификации типов придаточных предложений из §59 учебника М.В. Панова для 8–9-х классов.


* Таблица находится на стенде в классе. В ней закрыты схемы тех придаточных предложений, которые мы еще не изучили. Дети вначале самостоятельно дают описание новому типу придаточного.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru