МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
В издательстве «Дрофа» начат выпуск «Тетрадей
для самостоятельной работы учащихся по русскому
языку» к учебному комплексу «Русский язык.
Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
(первая книжка из этой серии – для 5-го класса –
уже вы шла из печати). Предлагаемые материалы –
из готовящейся рукописи пособия для 6-го класса.
А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва
Имя прилагательное
Материал для самостоятельной
работы учащихся 6-го класса
К учебному комплексу «Русский язык.
Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
Понятие об имени прилагательном
Упражнение 1. 1. Вспомните, что вы
уже знаете об имени прилагательном, и попробуйте
объяснить, какие особенности этой части речи
отражены в термине имя прилагательное.
1) Прилагательное – это имя, так как
оно называет __________. Следовательно, имя
прилагательное относится к группе ___________ частей
речи.
2) Прилагательное в речи связано с_________
__________________, как бы «прилагается» к нему, потому
что обозначает ______________, названного этим
существительным.
3) Имя прилагательное связано с
существительным, к которому «прилагается», не
только по значению, но и по форме: согласуется
с ним в _______, _________ и _________.
4) Отличительные особенности
морфологических признаков имен прилагательных:
а) они изменяются не только по ________ и ___________,
но и по _________; б) во множественном числе род
прилагательного не определяется, так как форма
прилагательного при существительных разного
рода одинакова.
Упражнение 2. Допишите недостающую
морфему в прилагательных: [к] – согласн.
звук, ка – согласн. буква. Не забывайте
согласн. звуки правильно произносить, а
согласн. буквы правильно называть. На что
указывают окончания прилагательных в каждом
случае?
Упражнение 3. Какая особенность в
морфемном составе слова имя проявляется при
его склонении? Чем интересно слово
прилагательное для орфографического разбора?
Запишите эти слова и произведите их разбор,
достаточный, чтобы ответить на вопросы.
Упражнение 4. В «Записных книжках»
писателя Сергея Довлатова есть такие заметки.
Хорошо бы начать свою пьесу так.
Ведущий произносит:
– Был ясный, теплый, солнечный...
Пауза.
1. Какое слово ожидается на месте
многоточия? К какой части речи оно относится?
Какие морфологические признаки имеет (какого оно
рода, в форме какого падежа и числа должно быть
употреблено в данном предложении)? *Что
подсказывает ответы на эти вопросы?1
*2. А теперь прочитайте концовку
заметок и подумайте, какие их особенности
усиливают трагический смысл текста.
– Предпоследний день...
И наконец отчетливо:
– Помпеи!
Если возможно, найдите и рассмотрите
репродукцию картины К.Брюллова «Последний день
Помпеи».
Упражнение 5. 1. Найдите в
§ 98 «Теории»2 слова, выделенные
жирным шрифтом. Почему и зачем они выделены?
Если вы их выпишете (и запомните), у вас получится
план характеристики имени прилагательного как
части речи.
2. Что нового для себя вы узнали о
прилагательных из статьи учебника?
Воспользуйтесь поисковым чтением: найдите те
места в тексте, в которых содержатся новые для
вас сведения.
3.
Проверьте свою читательскую и грамматическую
зоркость:
1) подчеркните прилагательные
волнистой линией: выразительная речь,
выразительность речи, читать выразительно; смело
выступить, смелое выступление, смелость
выступления; краткость ответа, ответить кратко,
краткий ответ;
2) покажите на примерах, что имя
прилагательное изменяется по родам, числам и
падежам, согласуясь с именем существительным;
3) составьте предложения, чтобы
показать, какую синтаксическую роль могут
выполнять прилагательные;
4) запишите прилагательные,
использованные в придуманных вами предложениях,
в начальной форме;
*5) по каким основаниям подобраны
существительные, входящие в предлагаемые ниже
словосочетания в роли главного слова? Что
поможет вам обозначить (в скобках)
морфологические признаки имен существительных и
одинаковым ли будет набор этих признаков во всех
случаях? Почему?
Великолепный рояль ( ); мягкая мозоль ( );
в московском метро ( ); жду последнее такси ( );
модные пальто ( ); захожу в уютное кафе ( ); с
профессиональным жюри ( ); о забавном кенгуру ( );
яркие кашне ( ); красивый тюль ( ); новым толем ( ).
Упражнение 6. А теперь
обратимся к едва ли не главному вопросу: зачем
нужны прилагательные? Нельзя ли обойтись без них?
Рассмотрим несколько ситуаций.
Примечание. Работа может проходить в
группах, между членами которых распределяется
предлагаемый ниже материал.
1. 1) Вы пришли в большой книжный
магазин, чтобы купить учебное пособие. Быстро
найти отдел, куда вам следует направиться,
помогут указатели: «Художественная литература»,
«Учебные пособия», «Медицинская книга»,
«Юридические справочники» и др.
Что получится, если убрать из этих
словосочетаний прилагательные?
2) Если человек упал и получил травму, в
какой кабинет поликлиники (амбулатории) ему
следует обратиться? В какой кабинет его направят,
чтобы уточнить характер повреждения? А если
разболелся зуб?
Какие трудности могли бы возникнуть у больного,
если бы он не знал прилагательных, образованных
от медицинских терминов?
3) Диалог в библиотеке.
– У вас есть словари?
– Вам какой нужен?
– Толковый и этимологический.
Чем вызвана реплика библиотекаря?
Какая роль имен прилагательных обнаруживается
во всех приведенных ситуациях? Если
затрудняетесь сделать вывод или хотите
убедиться в правильности своего ответа,
обратитесь к «Теории» (с. 134, второй абзац статьи).
2. 1) В львовском автобусе было
тесно. Коленкоровые сиденья накалились. Желтые
занавески усиливали ощущение духоты. (С.Довлатов)
2) Старо-Ершовская... Самый что ни на
есть центр дачной местности. Песчаные почвы.
Целебный воздух. И названия соответствующие:
Заречная улица, Песочный переулок, Сосновый
переулок. (К.Градусов)
3) Больные ноги не позволяли инвалиду
выходить из дому.
Подчеркните прилагательные как
члены предложения.
*Какую роль выполняют имена прилагательные в
этих отрывках?
3. 1) Летняя ночь –
удивительно ясная, лунная2 – в моем
родном селе3. Густой,
молочно-серебристый туман закрыл все кругом. Не
видно домов, чуть-чуть холмиками выступают из
белого моря верхушки деревьев на погосте. А над
морем голубое сияние.
Погост – сельское кладбище.
По дороге3 слышен стук одинокой
телеги. Все ближе, ближе...
И вдруг чудесный голос: «Выхожу один я на дорогу,
сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха,
пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»4.
Не видно ничего, слышно только, как стучат колеса,
фыркает лошадь. Голос – высокий, чистый, нежный
тенор – как будто плывет из тумана.
Никогда потом ни одна песня не производила на
меня такое глубокое, такое волнующее
впечатление.
(К.Ливанов)
2) Машка
Кудрявцева – нежная, хрупкая и благоухающая, как
ландыш. У нее1 лицо совершенно маленькой
девочки, и это детское личико налеплено на
мелкую, как тыковка2, головку. Головка
приделана к тонкой, как стебель, шейке. А уже
дальше шея примыкает к рослому, стройному, вполне
семнадцатилетнему существу, и все это вместе
называется3 Машка Кудрявцева. Движется она
не прямо, а как-то по косой, и так же по косой летят
за ней ее легкие волосы. И когда она входит в
комнату, она вносит другой климат4. Воздух
вокруг нее смолистый и чистый, как в сосновом
бору после дождя. Зубы у нее белые, крупные,
кинозвездные5. Она это знает и постоянно
озаряется улыбкой, и такое впечатление, что ее
семилетнее личико узковато для улыбки. Улыбка
как бы вырывается за пределы лица.
(В.Токарева)
Объясните роль прилагательных в двух
последних текстах. Проверить правильность
своего ответа вы можете по «Теории» (с. 134, 3-й и 4-й
абзацы статьи).
Попытайтесь подвести итог своим
наблюдениям: для чего нужны прилагательные,
какие функции (роли) они выполняют в речи?
Упражнение 7. В первом из двух
последних текстов предыдущего упражнения
найдите и обозначьте известные вам орфограммы.
Какие из них являются орфограммами имени
прилагательного как части речи? Можно заглянуть
вперед: откройте в «Практике» с. 270, 271 и найдите
объяснение встретившихся вам орфограмм из еще не
изученных.
Упражнение 8. Читая приведенный
ниже отрывок из воспоминаний Ларисы Миллер, вы
поймете, как относились дети к своей учительнице.
Обратите внимание на роль в этом имен
прилагательных. Опираясь на текст, расскажите о
своих впечатлениях и наблюдениях.
В пятом классе мы начали изучать мифы Древней
Греции. <...> Преподавала2 их Анна
Васильевна. Когда она – высокая, статная, с
огромным пучком пепельных волос на затылке –
впервые вошла в наш класс своей величественной
походкой, мне показалось, что она спустилась с
Олимпа. Что такое Олимп, я уже знала – сперва5
от мамы, а позже от Жени... Он очень красочно и
бурно рассказывал мне про войну титанов и богов,
про огненную колесницу Фаэтона, про веселого
козлоногого Пана и его несчастную любовь к нимфе.
Анна Васильевна говорила о том же, но совсем
иначе – негромко, медленно, спокойно, как и
следовало олимпийке. Когда она в своем
неизменном темно-вишневом платье и большой белой
шали3 бесшумно двигалась между рядами и, не
прерывая6 повествования, подходила к доске,
чтоб записать имя очередного бога или героя, все
глаза были устремлены на нее. <...> Единственно,
что не соответствовало ее величественному
облику, – это неожиданно приветливая2 и
ласковая улыбка, которую каждый мечтал
заслужить.
1. Подчеркните прилагательные и
укажите слова, с которыми они сочетаются по
значению и согласуются в форме. Обозначьте
орфограммы.
*2. Найдите в тексте и запишите
наречия, характеризующие манеру двигаться,
говорить, вместе с теми словами, от которых они
зависят. В чем сходство наречий с
прилагательными и чем они различаются?
3. Заглянем вперед! Обратите
внимание на орфограмму сложного имени
прилагательного со значением «цвет и его
оттенок»: части слова пишутся через __________.
(Проверьте себя по опорным материалам (ОМ) в
«Практике» на с. 125, п. 3).
Упражнение 9. Поиграем? Найдите
ключ к игре. Запишите ответы в клеточках.
По горизонтали: 1. Стоят в поле
сестрички – желтый глазок, белые реснички. 2.
Белое, а не вода, сладкое, а не мед, от рогатого
беру и деточкам даю. 3. Сидит – зеленеет, летит –
пожелтеет, падет – почернеет. 4. Горькой бывает,
сладкой бывает, ойкают дети, ее запивая. 5. То
рыжая, то серая, а прозваньем – белая.
По вертикали: 1. Что красно снаружи,
бело внутри, с зеленым хохолком на голове? 6.
Красненькая матрешка, беленькое сердечко. 7.
Мохнатенькая, усатенькая, лапки мягонькие, а
коготки востры. 8. Конь стальной, хвост льняной. 9.
Нахмурилось небо (наверно, не в духе!). Летают,
летают белые мухи!.. (Б.Заходер) 10. Само серо, а
моет бело. 11. Круглое, румяное, с дерева упало –
Любе в рот попало. (Рисунки – отгадки к 3-й, 6-й, 8-й
загадкам.)
1. Слова какой части речи помогли вам
узнать загаданные предметы? Благодаря каким ее
особенностям? *Какая загадка в этом отношении
является «лишней»? Почему она все-таки попала в
данную группу загадок?
2. Какие загадки показались вам
наиболее выразительными? Что делает некоторые
загадки эмоционально окрашенными? Выпишите
прилагательные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, обозначьте их морфемный состав.
3. Какие орфограммы и пунктограммы
можно повторить на примерах из загадок?
Подчеркните их в тексте, обозначьте
опознавательные признаки орфограмм и
пунктограмм.
Какие загадки вам захотелось
записать, запомнить, чтобы при случае поиграть с
друзьями, в какой-нибудь компании?
Упражнение 10. Для любознательных! В
языке наблюдается способность некоторых
прилагательных переходить в существительные.
При этом особенно отчетливо выступают различия в
значении и грамматических признаках обеих
частей речи. Сравните выделенные слова в
следующих предложениях:
Молодой рабочий пришел на завод
недавно. Его рабочая одежда еще совсем новая.
1. Выпишите из обоих предложений
словосочетания, построенные по схеме
В каком из них слово рабочий
является прилагательным, а в каком –
существительным?
2. Проверьте правильность своих
рассуждений с помощью ОМ.
В
словосочетании рабочая одежда слово рабочая
является зависимым от ________________; отвечает на
вопрос _________; обозначает ______________, названного________
_____________; согласуется с определяемым_____ _____________ в
________, ________ и __________; в предложении является
_____________. Это – имя ______________.
В словосочетании молодой рабочий
слово рабочий является _________________;
обозначает_____ _______ (лицо), отвечает на вопрос _______;
слово ________ рода, употреблено в форме________ ___________;
имеет при себе _____________, которое согласуется с ним
в ______________; в предложении является подлежащим. Это
– имя _______________.
Заметьте: переходя в
существительные, прилагательные изменяют
грамматическое значение (называют не признак
предмета, а сам предмет), а также грамматические
признаки (теряют изменяемость по родам,
приобретая один определенный род; могут иметь
при себе зависимое прилагательное; в предложении
выступают чаще всего подлежащим или
дополнением).
Упражнение
11. 1. Из каждой группы предлагаемых ниже слов
выберите по одному слову и составьте с ними
предложения или словосочетания так, чтобы было
понятно, что в одном случае перед нами
прилагательное, а в другом оно перешло в
существительное:
гостиная, кладовая, столовая, прихожая;
гласный, согласный, шипящий, сонорный;
богатый, военный, знакомый, дежурный.
*Какие аргументы можно использовать
для доказательства правильности ответа?
2. Что представляет собой как часть
речи зависимое слово в словосочетании имя
прилагательное? Не наблюдается ли его
употребление в роли другой части речи?
Просмотрите с этой точки зрения предыдущие
задания в первой части упражнения. Дайте
обоснованный ответ на вопросы.
3. Найдите и обозначьте орфограммы в
приведенных выше словах.
Упражнение 12. К чему призывает
помещенный ниже текст? В какой его части скрытый
призыв – побуждение звучит особенно отчетливо?
Еще в 1783 году замечательный русский
драматург и сатирик Фонвизин опубликовал свой
«Опыт российского сословника», в котором привел
32 синонимических, сходных по смыслу, ряда слов. С
той поры ученые выпустили немало словарей
синонимов русского языка, в которых число таких
рядов доведено до десятка тысяч.
Вот образец такого синонимического
ряда – он приводится к прилагательному красный:
багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный,
рдяный, огненный, огневой, пламенный, кровавый,
рубиновый, коралловый, кумачовый, карминный,
кармазинный, червонный...
Даже такие слова, как заяц, имеют
синонимы (разговорное серый и простонародное
косой). Понятно, как обогащает нас чтение
«Словаря синонимов русского языка».
(В.Г. Валькова и Т.С. Рождественская)
*1. Что обозначает устаревшее слово сословник?
Что помогает уяснить его значение? Сравните: сословник,
собрание (сборник), сотрудники.
2. Составьте и запишите пять
предложений, используя по своему выбору
прилагательные из синонимического ряда к слову красный.
Если у вас возникнет потребность уточнить
оттенок значения прилагательного, обратитесь к
Толковому словарю.
3. Проверьте свою грамматическую
зоркость: заметили вы в тексте прилагательные,
перешедшие в существительные? *На что можно
опереться, чтобы не ошибиться в определении
части речи? Каким способом это можно обозначить в
тексте, не выписывая слова?
Упражнение 13. Читая приведенный
ниже отрывок из произведения Ивана Алексеевича
Бунина «Жизнь Арсеньева», вы увидите живописный
портрет мальчика и почувствуете отношение к нему
автора. Подготовьтесь рассказать, как вы
восприняли художественное описание (что вам
представилось?) и как вы поняли раздумья героя.
Помню: однажды, вбежав в спальню
матери, я вдруг увидал себя в небольшое трюмо... и
на минуту запнулся: на меня с удивлением и даже
некоторым страхом глядел уже довольно высокий,
стройный и худощавый мальчик в коричневой
косоворотке, в черных люстриновых шароварах, в...
ловких козловых сапожках. Много раз, конечно,
видал я себя в зеркале и раньше и не запоминал
этого, не обращал на это внимания. Почему же
обратил теперь? Очевидно, потому, что был удивлен
и даже слегка испуган той переменой, которая с
каких-то пор... произошла во мне и которую я
наконец внезапно открыл. ...Помнится, ... что
мальчик мне понравился своей стройностью,
красиво выгоревшими на солнце волосами, живым
выражением лица – и что произошло несколько
испуганное удивление. В силу чего? Очевидно, в
силу того, что я вдруг увидал (как посторонний)
свою привлекательность ... свой уже довольно
высокий рост, свою худощавость и свое живое,
осмысленное выраженье: внезапно увидал, одним
словом, что я уже не3 ребенок, смутно
почувствовал, что в жизни моей наступил какой-то
перелом...
Косоворотка – мужская
рубашка с застежкой на левой стороне груди и
высоким воротом-стойкой; русская рубашка.
Люстриновый (от франц. lustrine из lustre
– лоск, глянец) – из люстрина, шерстяной или
полушерстяной ткани с глянцевитой блестящей
поверхностью. |
1. Какую роль играют
прилагательные в данном тексте? Выпишите их
вместе с теми словами, от которых они зависят, с
которыми связаны по смыслу и грамматически!
Заглянем вперед! Выполняя
предыдущее задание, вы скорее всего выписали и
словосочетание выгоревшими волосами. И это
неудивительно. Зависимое слово в данном
словосочетании действительно имеет сходство с
прилагательным: обозначает признак предмета;
изменяется по родам (ср.: выгоревший материал,
выгоревшая ткань, выгоревшее сукно);
согласуется в роде, числе и падеже с именем
существительным, от которого зависит. Но есть
важное отличие – это слово имеет значение
признака, протекающего во времени; образовано от
глагола и сохраняет некоторые его признаки, в
частности, способность изменяться по временам.
Сравните: выгоревшие волосы (волосы, которые
выгорели) и выгорающие волосы (волосы,
которые выгорают). Такие слова выделяются в
отдельную часть речи (причастие), которую вы
будете изучать в дальнейшем.
2. Заметили вы прилагательное,
которое в данном тексте употребляется как имя
существительное?
Как вы понимаете значение слова посторонний?
Произведите его морфемный разбор, и это позволит
дать более точное толкование слова.
Составьте с ним два предложения, чтобы показать,
что оно может выступать и в роли прилагательного,
и в роли существительного.
3. А вы умеете посмотреть на себя со
стороны, оценить не только свою внешность, но и
свои действия, поступки, манеру общаться с
другими, увидеть изменения в себе, в отношении к
себе окружающих? Напишите об этом.
Продолжение следует
1 Одной
звездочкой в тексте помечены задания, ответы на
которые будут даны в следующих номерах газеты.
2 Для краткости
компоненты учебного комплекса обозначаем так:
«Теория», «Практика», «Речь». Все ссылки – на
учебники, изданные в «Дрофе» (начиная с 1999 г.).
3 Слова и предложения для
различных видов разбора выделяются в текстах
упражнений теми же цифровыми индексами, что и в
«Практике».
|