МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Самостоятельная работа
(На материале рассказов
К.Паустовского)
5-й класс
I вариант
В тот же год поехал в Мещёру, и с тех пор
этот край стал второй моей родиной. Там до конца я
понял, что значит любовь к своей земле, к каждой
заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой
старой ветле, к каждой чистой лужице, где
отражается прозрачный серп месяца, к каждому
пересвисту птицы в лесной тишине.
Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и
тихий край. Там впервые я понял, что образность и
волшебность (по словам Тургенева) русского языка
неуловимым образом связаны с природой, с
бормотаньем родников, криком журавлиных стай, с
угасающими закатами, отдаленной песней девушек в
лугах и тянущим издалека дымком от костра.
(Коротко о себе)
1. Озаглавьте текст.
2. Напишите, как образность и волшебность
русского языка могут быть связаны с природой.
Какой это образ?
3. Работа по вариантам:
Разберите слова по составу: пересвисту,
заросшей.
Выполните морфологический разбор слов: в
лесной (тишине), с угасающими (закатами).
II вариант
В каждой такой траве и в каждом таком
цветке большая прелесть заключается. Вот, к
примеру, клевер. Кашкой вы его называете. Ты его
нарви, понюхай – он пчелой пахнет. От этого
запаха злой человек, и тот улыбнется. Или, скажем,
ромашка. Ведь ее грех сапогом раздавить. А
медуница? Или сон-трава. Спит она по ночам, голову
клонит, тяжелеет от росы. Или купена. Да вы ее,
видать, и не знаете. Лист широкий, твердый, под ним
цветы, как белые колокола. Вот-вот заденешь – и
зазвонят. То-то! Это растение приточное. Оно
болезнь исцеляет.
– Что значит приточное? – спросил мальчик в
кепке.
– Ну, лечебное, что ли. Наша болезнь – ломота в
костях. От сырости. От купены боль тишает, спишь
лучше и работа становится легче. Или аир. Я им
полы в сторожке посыпаю. Ты ко мне зайди –
воздух у меня крымский. Да! Вот иди, гляди,
примечай.
(Бакенщик)
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите все названия цветов, которые вы
встретили в тексте.
Образуйте имена прилагательные от трех
выписанных слов. Сделайте морфологический
разбор одного из прилагательных.
III вариант
Я промок насквозь от росы и развел
костер. Дым подымался к вершинам лиственниц и
елей. Лиственницы уже облетели. Их хвоя – тонкая,
как короткие золотые волосы, все время сыпалась
сверху, хотя ветра и не было. На лиственнице около
костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта
птица – здешний лесной парикмахер, что она
стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою
вниз, мне на голову, на реку, на костер.
Я сушился и смотрел на реку. Желтые листья плыли
островами, цеплялись за коряги, останавливались.
Сзади наплывали новые груды листьев. Они
запруживали реку, потом начинали медленно
поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и
наконец отрывались и уплывали, то разгораясь, как
золото, когда попадали на солнце, то погасая и
чернея, когда на них падала тень от кустов.
(Подпасок)
1. Озаглавьте текст.
2. Почему писатель сравнивает птицу с
парикмахером?
*3. Проверьте свое чувство языка:
выпишите из этого текста все сравнения.
4. Почему писатель сравнивает листья деревьев и
хвою лиственницы с золотом?
5. Подберите проверочные слова к следующим словам
из текста:
тр_щала, з_лотые, л_сной, стр_жет,
ц_пляясь, пог_сая, поп_дали.
IV вариант
Часто осенью я пристально следил за опадающими
листьями, чтобы поймать ту незаметную долю
секунды, когда лист отделяется от ветки и
начинает падать на землю, но это мне долго не
удавалось. Я читал в старых книгах о том, как
шуршат падающие листья, но я никогда не слышал
этого звука. Если листья и шуршали, то только на
земле, под ногами человека. Шорох листьев в
воздухе казался мне таким же неправдоподобным,
как рассказы о том, что весной слышно, как
прорастает трава. Я был, конечно, не прав. Нужно
было время, чтобы слух, отупевший от скрежета
городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень
чистые и точные звуки осенней земли.
(Желтый свет)
1. Озаглавьте текст.
2. Продолжите текст: напишите, какие еще звуки
осенней земли вы слышали.
3. Подберите проверочные слова к следующим словам
из текста:
ос_нью, непр_вдоподобным, в_сной,
тр_ва, г_родских.
4. Выполните фонетический разбор слова конечно.
V вариант
Озеро около берегов было засыпано
ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы
не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и
не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину
озера, где доцветали кувшинки и голубая вода
казалась черной, как деготь. Там мы ловили
разноцветных окуней. Они бились и сверкали в
траве, как сказочные японские петухи. Мы
вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами,
похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на
нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь
облетевшие леса были видны далекие облака и
синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг
нас шевелились и дрожали низкие звезды.
(Барсучий нос)
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите все сравнительные обороты, которые вы
встретили в тексте.
3. Выполните синтаксический разбор третьего
предложения.
4. Образуйте от существительного рыба: 1) имя
прилагательное; 2) глагол.
* Задание повышенной
трудности.
|