УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Т.В. ДЕЕВА,
Томская обл.
Какой вид роз разводят в Румынии, или
Как вызвать интерес к урокам русского языка
Чего греха таить, не всегда дети
благосклонно относятся к урокам русского языка.
До обожания, скажем прямо, далеко! Однако каждый
из нас, учителей, стремится вызвать интерес к
своим урокам. Я предлагаю то, что может легко
«вписаться» в любой урок русского языка.
Проходим, предположим, синонимы (или
повторяем их), я организую «чепуху» – на листе
бумаги вперемешку записаны слова-близнецы.
Раздаю несколько вариантов листов. Вот, например,
содержание одного:
«Найдите близнецов! Уют, химера,
портниха, абсурд, рецидив, жадный, иллюзия,
повторение, вздор, алчный, модистка, звездный,
бацилла, аэростат, микроб, волокита, астральный,
комфорт, категоричный, канитель, монгольфьер,
двойняшки, безапелляционный».
Ученики (можно в парах, в группах) с
удовольствием подбирают парные синонимы.
Трудности вызывают такие пары: аэростат –
монгольфьер, рецидив – повторение, иллюзия –
химера.
1. Дон и Волга соединены каналом.
2. Мощный кран перенес около ста тысяч
тонн металла.
3. Топор елку рубит.
4. На улице у крыльца плясали и пели люди,
провожая новобранца в армию.
5. Медленно войдя во двор, она окликнула
хозяев.
6. Этот вид роз давно разводят в Румынии.
7. Совхоз отвел для школьной бригады более сорока
гектаров земли.
Что это за слово? Какое языковое
явление здесь спрятано?
«Мы с другом возвращались домой. Вдруг
он, похлопав себя по карманам, сказал
встревоженно: «Неужели я потерял? Вот будет
история! А если еще и дома никого нет?». Тут нам
встретился его сын, шофер.
– Отнесу в гараж, – сказал он отцу, показав на
длинный сверток.
Дома меня ожидал знакомый лесник.
– Ну и жара вчера стояла! Хорошо, что я в овраге
нашел... – рассказывал он.
А моя сестренка, смеясь, воскликнула:
– Мне тоже он нужен, никак не могу разгадать
головоломку!».
Хороши на уроках и скороговорки,
помогающие сделать дикцию четкой, и самые разные
шарады, логогрифы и т.д. Вот некоторые из них:
1. Мое начало очень скромно,
Оно – всего лишь восклицанье.
Зато конец мой, безусловно,
Науки враг, губитель знанья.
А в целом я – красивый зверь
с ветвистыми рогами.
Кто же я? Подумайте теперь
и догадайтесь сами!
(О-лень)
2. В июле в рожь войдите –
Вспорхнет пред вами птица.
Вы ноту отнимите –
И птица в золу превратится.
(Пе-ре-пел)
3. Я синоним осьминога,
А без с – в метле нас много.
(С-прут)
4. Мне не пройти ветвистый лес –
Мои рога в ветвях застрянут.
Но обменяй мне л на с –
И листья леса все завянут.
(Олень – осень)
5. На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты н прибавил мне –
И я уже река.
(Ил – Нил)
1. Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
2. Мокрая погода размокропогодилась.
3. Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с
творогом.
|