Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №35/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Т.В. ДЕЕВА,
Томская обл.


Какой вид роз разводят в Румынии, или
Как вызвать интерес к урокам русского языка

Чего греха таить, не всегда дети благосклонно относятся к урокам русского языка. До обожания, скажем прямо, далеко! Однако каждый из нас, учителей, стремится вызвать интерес к своим урокам. Я предлагаю то, что может легко «вписаться» в любой урок русского языка.

  • Проходим, предположим, синонимы (или повторяем их), я организую «чепуху» – на листе бумаги вперемешку записаны слова-близнецы. Раздаю несколько вариантов листов. Вот, например, содержание одного:

«Найдите близнецов! Уют, химера, портниха, абсурд, рецидив, жадный, иллюзия, повторение, вздор, алчный, модистка, звездный, бацилла, аэростат, микроб, волокита, астральный, комфорт, категоричный, канитель, монгольфьер, двойняшки, безапелляционный».

Ученики (можно в парах, в группах) с удовольствием подбирают парные синонимы. Трудности вызывают такие пары: аэростат – монгольфьер, рецидив – повторение, иллюзия – химера.

  • Если дети устали, пусть отыщут зашифрованную птицу в следующих предложениях:

1. Дон и Волга соединены каналом.
2. Мощный кран перенес около ста тысяч тонн металла.
3. Топор елку рубит.
4. На улице у крыльца плясали и пели люди, провожая новобранца в армию.
5. Медленно войдя во двор, она окликнула хозяев.
6. Этот вид роз давно разводят в Румынии.
7. Совхоз отвел для школьной бригады более сорока гектаров земли.

  • А вот эту любопытную историю-загадку, я надеюсь, с удовольствием отгадают ваши ребятишки-пятиклашки после (или во время) изучения омонимов.

Что это за слово? Какое языковое явление здесь спрятано?

«Мы с другом возвращались домой. Вдруг он, похлопав себя по карманам, сказал встревоженно: «Неужели я потерял? Вот будет история! А если еще и дома никого нет?». Тут нам встретился его сын, шофер.
– Отнесу в гараж, – сказал он отцу, показав на длинный сверток.
Дома меня ожидал знакомый лесник.
– Ну и жара вчера стояла! Хорошо, что я в овраге нашел... – рассказывал он.
А моя сестренка, смеясь, воскликнула:
– Мне тоже он нужен, никак не могу разгадать головоломку!».

  • Хороши на уроках и скороговорки, помогающие сделать дикцию четкой, и самые разные шарады, логогрифы и т.д. Вот некоторые из них:

1. Мое начало очень скромно,
Оно – всего лишь восклицанье.
Зато конец мой, безусловно,
Науки враг, губитель знанья.
А в целом я – красивый зверь
с ветвистыми рогами.
Кто же я? Подумайте теперь
и догадайтесь сами!

(О-лень)

2. В июле в рожь войдите –
Вспорхнет пред вами птица.
Вы ноту отнимите –
И птица в золу превратится.

(Пе-ре-пел)

3. Я синоним осьминога,
А без с – в метле нас много.

(С-прут)

4. Мне не пройти ветвистый лес –
Мои рога в ветвях застрянут.
Но обменяй мне л на с
И листья леса все завянут.

(Олень – осень)

5. На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты н прибавил мне –
И я уже река.

(Ил – Нил)

  • А вот какие скороговорки можно использовать для улучшения артикуляционного аппарата:

1. Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
2. Мокрая погода размокропогодилась.
3. Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru