МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Уважаемые сотрудники газеты «Русский
язык»!
Одним из многих достоинств вашего издания
является то, что оно знакомит с новыми именами.
Так, читатели в № 10–11 узнали об интересной
детской писательнице Тамаре Крюковой (статья
Н.Борисенко «О ее книгах хочется писать отзыв»).
Хочу представить фрагменты уроков, в основу
которых положены рассказы Юрия Коваля –
замечательного писателя, мастерски владеющего
словом и интересного детям.
Также очень нужными показались «Задачи по
русскому языку для учеников и учителей» Б.Ю.
Нормана из г. Минска. В чем их ценность? Они
занимательны по содержанию, связаны с разными
разделами языка, его историей, воспитывают
внимание к слову и к предмету вообще, и, наконец, к
ним даются подробные ответы. Какое применение
эти материалы могут получить в школе? Вопросы
можно задавать на уроках, поощряя учеников,
имеющих языковое чутье; обязательным считаю
использование задач при подготовке к олимпиадам,
во время недели русского языка. На стенде в
классе можно вывесить вначале задачи, а затем,
через недельку, – ответы. Также это
замечательный материал для стенгазеты. Чтобы
облегчить свою дальнейшую работу, последние
странички газеты я аккуратно вырезала, поместив
прозрачные кармашки в папку, слева – вопросы,
справа – ответы, очень удобно и наглядно. Спасибо
Борису Юстиновичу за эту рубрику! Предлагаю
редакторам давать небольшую справку об авторе, а
не ограничиваться только названием города.
С уважением,
БАРАНОВА Ольга Сергеевна
О.С. БАРАНОВА,
гимназия № 1,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл.
Рассказы Юрия Коваля на уроках
русского языка и литературы
5 - 8-е классы
«Есть в художественной литературе
произведения, которые можно читать и
перечитывать постоянно, в любом возрасте и в
любом настроении. Именно такова светлая, добрая,
проникнутая юмором и обаянием автора проза Юрия
Коваля», – так говориться в предисловии к книге
рассказов «Солнечное пятно»1.
Когда-то ее автор был учителем в
сельской школе и сам сочинял для своих учеников
рассказы-диктанты. Затем стал писателем,
иллюстратором собственных книг. Наблюдательный
путешественник и знаток природы, Юрий Коваль
написал чудесные истории, связанные с
деревенской и лесной жизнью, с повадками
животных и птиц: собаки, землероек, клеста,
медведей, лосей. Это смешной и поучительный
рассказ «Картофельная собака», почти
сказочное повествование «Белозубка», а еще «Капитан
Клюквин», «Лабаз», «У кривой сосны» и др.
Эти рассказы очень хороши для уроков
внеклассного чтения в 5–8-х классах, а отрывки из
них можно использовать на уроках русского языка,
изучая или повторяя темы: «Однородные члены
предложения», «Обособление определений и
обстоятельств», «Диалог», «Прямая речь» и т.д.
Маленькие диктанты
1
Тузик был велик и черен. Усат, броваст,
бородат. В этих зарослях горели два желтых
неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая,
клыкастая пасть.
Наводить ужас на людей – вот было главное его
занятие.
Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки,
подстерегая случайных прохожих. Издали
заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в
нужный момент выскакивал с чудовищным ревом.
Когда же член дачного кооператива впадал в
столбняк, Тузик радостно валился на землю и
смеялся до слез, катаясь на спине.
Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить
к забору надпись: «Осторожно! Картофельная
собака!». <...>
– Дядь! – кричали издали ребятишки, когда я
прогуливался с Тузиком. – А почему она
картофельная?
В ответ я доставал из кармана картофелину и кидал
Тузику. Он ловко, как жонглер, ловил ее на лету и
мигом разгрызал. Крахмальный сок струился по его
кавалерийским усам.
(Картофельная собака)
(130 слов)
2
Почистив перья, Капитан Клюквин снова
начал цыкать. Вначале медленно и тихо, но после
разогнался и кончил увесисто и сочно: «Цок!».
Новое колено в песне меня порадовало, но Капитан
замолчал. Видно, он переживал, выдерживал паузу,
прислушивался к песне, которая, так сказать,
зрела у него в груди.
Впрочем, и настоящие певцы-вокалисты не сразу
начинают кричать со сцены. Настоящий
певец-вокалист постоит немного, помолчит,
прислушается к песне, которая зреет в груди, и
только потом уж грянет: «Люблю я макароны!».
(Капитан Клюквин)
(75 слов)
3
И характер у Капитана был веселый.
Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом
железные прутья и выламывал дверцу. Но больше
всего он любил долбить еловые шишки.
Зажав в когтях шишку, он вонзал клюв под каждую
чешуинку и доставал оттуда смоляное семечко.
Гладкая, оплывшая смолой шишка становилась
похожей на растрепанного воробья. Скоро от нее
оставалась одна кочерыжка. Но и кочерыжку
Капитан долбил до тех пор, пока не превращал в
щепки.
Прикончив все шишки, Капитан принимался долбить
бузинную жердочку – своего деревянного коня.
Яростно цокая, он смело рубил сук, на котором
сидел.
(Капитан Клюквин)
(90 слов)
4
Под ногами мох – мягкий мохнатый мох.
Солнечные ягоды, оранжевые и желтые, рассыпались
по моховой поляне. Морошка.
Желтые – спелые, оранжевые – вот-вот созреют.
Ягода морошки немного похожа на белую малину.
Кажется – это маленькие малинки растут среди
мха.
Но морошка не такая сладкая и душистая, как
малина. А все-таки морошку на малину я не
променяю. Северный, таежный у нее вкус, и сравнить
его не с чем – разве со вкусом росы.
Морошка вобрала в себя всю свежесть сырого леса,
всю сладость мохового болота – и свежести
оказалось много, а сладости чуть-чуть.
Когда устанешь под мешком после долгого пути,
когда в горле у тебя пересохло – морошка кажется
медом. Моховым и прохладным болотным медом.
(Морошка)
(107 слов)
5
Какое хорошее слово – Вишера.
Плавное, шершавое.
Хочется сказать его, потрогать губами. Как в
речке на перекате, шуршат в нем шероховатые
камешки.
Все дно Вишеры и берега ее в этих камешках. Они
похожи на кремневые ножи или наконечники для
стрел и копий.
Вишера извивается по тайге, глухо бурлит на
порогах, бьет бурунами под скалу с колокольным
звоном и вдруг разливается на широких плесах.
Узоры ее русла напоминают буквы.
Я летел над Вишерой в самолете и вдруг увидел
речную излучину, похожую на букву «Л».
А сразу над нею – «О».
Я волновался, толкал соседей – какое же слово
получится?
Получилось слово «лось».
(Вишера)
(98 слов)
Озорные изложения с творческим
заданием
1
В деревне Гридино живет старая бабушка
по имени тетя Нина. Раз охотой я проходил мимо да
и остался переночевать.
Только улегся, слышу: на потолке кто-то
зашевелился, зашуршал, стал что-то скрести и
грызть. Потолок был обклеен газетой. От времени,
как видно, обклейка отошла, и между газетой и
досками потолка получился коридорчик. Там кто-то
ползал и корябался.
– Машка зашевелилась, – послышалось с печки.
– Какая? – не понял я.
– Мышь Машка. Свет задуешь – давай топотать.
Я не мог заснуть. Казалось, газета треснет – и
Машка свалится прямо на голову.
Вдруг у самого уха раздалось громкое жужжание.
Кто-то пилил бревно – вжи, вжи, вжи! – И звук этот
разносился по всей избе.
– Как жука-то звать? – спросил я.
– Какого?
– Какой дерево пилит.
– Женя, – с уважением сказала тетя Нина.
Я закурил, раздумывая, не пойти ли ночевать у
костра. «Нельзя. Обижу тетю Нину. Да что
волноваться – это ведь Женя и Маша, свои ребята».
Я успокоился и скоро заснул.
Били на стенке ходики, Женя пилил неутомимо, и
Машка как ненормальная скакала на потолке, а я
спал крепко и спокойно и не боялся, что появится
какой-нибудь клоп Костя.
Задание. Озаглавьте текст и
ответьте на вопрос: почему бабушка Нина называла
человеческими именами мышку и жука?
2
Сам Землерой сидел на троне. На шее у
него висело ожерелье из светящихся гнилушек. Тут
же был и дядя Белозуб, который возмущенно
раздувал щеки.
«Меня, старого служаку, посадить в стакан! Я ему
этого никогда не прощу! Сегодня же ночью укушу
его за пятку».
«Ладно тебе, – говорила Белозубка. – Что было, то
прошло. Давайте лучше выпьем кваса и будем
танцевать. Ведь сегодня наша последняя ночь!».
«Хорошая идея! – хлопнул в ладоши Король. – Эй,
квасовары, кваса!»
Толстенькие квасовары прикатили бочонок, и
главный Квасовар в передничке, на котором
написано было «Будь здоров», вышиб из бочки
пробку.
Пенный квас брызнул во все стороны, и тут же
объявились музыканты. Они дудели в трубы,
сделанные из рыбных косточек, тренькали на
еловых шишках. Самым смешным был балалаечник. Он
хлестал по струнам собственным хвостом.
Дядя белозуб выпил пять кружек кваса и пустился в
пляс, да хвост ему мешал. Старый солдат
спотыкался и падал. Король хохотал. Белозубка
улыбалась, только Сыщик строго принюхивался к
окружающим.
Задание. Озаглавьте текст и
самостоятельно напишите еще один абзац,
завершающий эту историю.
Диктант с продолжением
У КРИВОЙ СОСНЫ
Вытянув длинные голенастые ноги,
запрокинув голову, на снегу передо мной лежал
лосенок. Он был серый, как нелинявший заяц, –
темная спина цвета осиновых сережек, а на животе
мех светлый, облачный. Глаза его были закрыты.
Рядом лежало несколько обглоданных осиновых
веток.
Дело было ясное. Кто-то стрелял в лосенка и ранил
его. Стрелял браконьер, дурак. Он знал: лосей бить
запрещено. Выстрелив, он напугался того, что
сделал, убежал домой.
Закурив, я закинул за спину ружье и хотел
осмотреть его рану, но замер на месте.
В десяти шагах в ольховых кустах, приподняв лишь
голову от земли, лежала лосиха. Она лежала
неподвижно и тяжело, внимательно глядя на меня.
С трудом, неуклюже лосиха поднялась на ноги. Она
казалась огромной на тонких, сухих ногах, и особо
велика была ее голова с насупленной губой.
(125 слов)
Задание. Продолжите текст,
применяя однородные и неоднородные определения,
деепричастные обороты, простые и сложные
предложения. (После проверки читается
авторский вариант.)
Контрольный диктант
ЛИСТОБОЙ
Ночью задул листобой – холодный
октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры,
уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше
осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было,
как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела
ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату
летели листья березы, растущей под окном.
К утру береза была раскрыта настежь. Сквозь ветки
ее текли и текли холодные струи листобоя, четко
обозначенные в сером небе битым порхающим
листом.
Паутина, растянутая в елочках строгим
пауком-крестовиком, была полна березовых
листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то. А она
все набухала листьями, провисая, как сеть, полная
лещей.
(108 слов)
К уроку внеклассного чтения
Кому-то рассказ «Клеенка»
покажется несовременным. Действительно,
нынешнему школьнику уже нужно объяснять, что был
дефицит и люди, как правило, нервничали в очереди.
Но именно эта конфликтная ситуация помогает
ярче проявиться человеческим характерам и
увидеть кто есть кто. Скажем, продавец Петр
Максимович, спокоен, рассудителен, справедлив:
«...клеенки привезли мало. Я ее всю измерил, и
получается по полтора метра на каждый дом. Надо,
чтобы всем хватило». Мирониха – скандальная
женщина, думающая прежде всего о себе: «Кто
первый стоит, тот пускай и берет сколько хочет».
И, наконец, дядя Зуй – добрый старик, который,
добавляя односельчанам недостающие сантиметры
из собственного куска, сам остался без клеенки:
ему ее просто не хватило. При этом он всем дает
добрые советы о том, как продлить срок клеенки,
хвалит ее, любуется ею: «А клееночка-то какая –
прям искры из глаз. Какая сильная сила света.
Постелешь ее на стол, а на столе – цветочки, ровно
лужок...».
Финал рассказа добр и уютен:
«К ужину в каждом доме Чистого Дора
была расстелена на столах чистая клеенка. Она
наполняла комнаты таким светом и чистотой, что
стекла домов казались чисто вымытыми. И во всех
домах стоял особый клееночный запах – краски и
сухого клея.
Конечно, через месяц-другой клеенка
обомнется, <...> пропадет особый клееночный
запах, зато вберет она в себя запах теплых щей,
калиток с творогом и разваренной картошки».
Рассказ «Стожок» – забавная
история из деревенской жизни: «Еще летом дядя Зуй
накосил в лесу травы и сметал стожок сена, но не
просто сметал – хитро: поставил стог не на землю,
как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней
было зимой сено из лесу вывезти». Когда зимой воз
доставили в деревню, выяснилось, почему лошадь
боялась его везти:
«Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел
в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая
морда выставилась с воза – медведь!
– Рру-у-у!
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок
и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы
снегу и в лес побежал».
«Деревня моей души» – так сказал
однажды Коваль о Чистом Доре. Одноименный
рассказ писателя совсем не прост, ведь автор не
любит открытых выводов, он рассчитывает на ум и
тонкость человека, для которого пишет.
Читатель-ребенок должен потрудиться душой,
проникнуть в многообразие человеческих чувств,
побыть на месте персонажей, и тогда найдутся
ответы на вопросы, которые предложит ему учитель:
1. Общее впечатление от рассказа
(понравился, удивил и т.д.). Перескажите его в 5–7
предложениях.
2. Почему Пантелевне так важно было, чтобы у нее
был племянник? Почему автор согласился им быть?
3. Деревня – город. Как они связаны в рассказе,
какая между ними разница?
4. Смысл названия рассказа (см. текст + свои
размышления).
5. О чем этот рассказ? (Его тема?) Какова его
главная мысль? (Идея?)
6. Как, по-вашему, вспоминает автор Чистый Дор и
почему?
ЧИСТЫЙ ДОР
Лесная дорога пошла через поле – стала
полевой. Дошла до деревни – превратилась в
деревенскую улицу. По сторонам стояли высокие и
крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой
щепой. На одних домах щепа стала от ветра и
времени серой, а на других была новой, золотилась
под солнцем.
Пока я шел к журавлю-колодцу, во все окошки
смотрели на меня люди: что это, мол, за человек
идет?
Я споткнулся и думал, в окошках засмеются, но все
оставались строгими за стеклом.
Напившись, я присел на бревно у колодца.
В доме напротив раскрылось окно. Какая-то женщина
поглядела на меня и сказала внутрь комнаты:
– Напился и сидит.
И окно снова закрылось.
Подошли два гусака, хотели загоготать, но не
осмелились: что это за человек чужой?
Вдруг на дороге я увидел старушку, ту самую, что
искала в лесу топор. Теперь она тащила длинную
березовую жердь.
– Давайте пособлю.
– Это ты мне топор-то нашел?
– Я.
– А я-то думала: не лесовик ли унес?
Я взял жердь и потащил ее следом за старушкой.
В пятиоконном доме распахнулось окно, и мохнатая
голова высунулась из-за горшка с лимоном.
– Пантелевна, – сказала голова, – это чей же
парень?
– Мой, – ответила Пантелевна. – Он топор нашел.
Мы прошли еще немного. Все люди, которые
встречались нам, удивлялись: с кем это идет
Пантелевна? Какая-то женщина крикнула с огорода:
– Да это не племянник ли твой из Олюшина?
– Племянник! – крикнула в ответ Пантелевна. – Он
топор мне нашел.
Тут я сильно удивился, что стал племянником, но
виду не подал и молча поспевал за Пантелевной.
Встретилась другая женщина, с девочкой на руках.
– Это кто березу-то везет? – спросила она.
– Племянник мой, – ответила Пантелевна. – Он
топор нашел, а я думала: не лесовик ли унес?
Так, пока мы шли по деревне, Пантелевна всем
говорила, что я ей племянник, и рассказывала про
топор.
– А теперь он березу мне везет!
– А чего он молчит? – спросил кто-то.
– Как так молчу? – сказал я. – Я племянник ей. Она
топор потеряла и думает, не лесовик ли унес, а он в
малине лежал. А я племянник ей.
– Давай сюда, батюшка племянник. Вот дом наш.
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди
становятся самые рослые и бравые, а в конце
всегда бывает маленький солдатик. Так, дом
Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в
три оконца. Про такие дома говорят, что они
пирогом подперты, блином покрыты.
Я бросил березу на землю и присел на лавочку
перед домом.
– Как называется ваша деревня? – спросил я.
– Чистый Дор.
– Чего – Чистый?
– Дор.
Дор... Такого слова я раньше не слыхал.
– А что это такое – Чистый Дор?
– Это, батюшка, наша деревня, – толковала
Пантелевна.
– Понятно, понятно. А что такое «дор»?
– А дор – это вот он весь, дор-то. Все, что вокруг
деревни, – это все и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем –
лес.
– Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор
никакой.
– Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это все
дор, а уж там, где елочки, – это все бор.
Так я и понял, что дор – это поле, но только не
простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был
лес, а потом деревья порубили, пеньки
повыдергивали. Дергали, дергали – получился дор.
– Ну ладно, – сказал я, – дор так дор, а мне надо
дальше идти.
– Куда ты, батюшка племянник? Вот я самовар
поставлю.
Ну что ж, я подождал самовара. А потом приблизился
вечер, и я остался ночевать.
– Куда ж ты? – говорила Пантелевна и на следующее
утро. – Живи-ка тут. Места в избе хватит.
Я подумал-подумал, послал, куда надо, телеграмму и
остался у Пантелевны. Уж не знаю, как получалось,
но только прожил я у нее не день и не месяц, а
целый год.
Жил и писал свою книжку. Не эту, а другую.
Эту-то я пишу в Москве, гляжу в окошко на
пасмурную пожарную каланчу и вспоминаю Чистый
Дор.
|