Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Уважаемые сотрудники газеты «Русский язык»!
Одним из многих достоинств вашего издания является то, что оно знакомит с новыми именами. Так, читатели в № 10–11 узнали об интересной детской писательнице Тамаре Крюковой (статья Н.Борисенко «О ее книгах хочется писать отзыв»).
Хочу представить фрагменты уроков, в основу которых положены рассказы Юрия Коваля – замечательного писателя, мастерски владеющего словом и интересного детям.
Также очень нужными показались «Задачи по русскому языку для учеников и учителей» Б.Ю. Нормана из г. Минска. В чем их ценность? Они занимательны по содержанию, связаны с разными разделами языка, его историей, воспитывают внимание к слову и к предмету вообще, и, наконец, к ним даются подробные ответы. Какое применение эти материалы могут получить в школе? Вопросы можно задавать на уроках, поощряя учеников, имеющих языковое чутье; обязательным считаю использование задач при подготовке к олимпиадам, во время недели русского языка. На стенде в классе можно вывесить вначале задачи, а затем, через недельку, – ответы. Также это замечательный материал для стенгазеты. Чтобы облегчить свою дальнейшую работу, последние странички газеты я аккуратно вырезала, поместив прозрачные кармашки в папку, слева – вопросы, справа – ответы, очень удобно и наглядно. Спасибо Борису Юстиновичу за эту рубрику! Предлагаю редакторам давать небольшую справку об авторе, а не ограничиваться только названием города.

С уважением,
БАРАНОВА Ольга Сергеевна

О.С. БАРАНОВА,
гимназия № 1,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл.


Рассказы Юрия Коваля на уроках русского языка и литературы

5 - 8-е классы

«Есть в художественной литературе произведения, которые можно читать и перечитывать постоянно, в любом возрасте и в любом настроении. Именно такова светлая, добрая, проникнутая юмором и обаянием автора проза Юрия Коваля», – так говориться в предисловии к книге рассказов «Солнечное пятно»1.

Когда-то ее автор был учителем в сельской школе и сам сочинял для своих учеников рассказы-диктанты. Затем стал писателем, иллюстратором собственных книг. Наблюдательный путешественник и знаток природы, Юрий Коваль написал чудесные истории, связанные с деревенской и лесной жизнью, с повадками животных и птиц: собаки, землероек, клеста, медведей, лосей. Это смешной и поучительный рассказ «Картофельная собака», почти сказочное повествование «Белозубка», а еще «Капитан Клюквин», «Лабаз», «У кривой сосны» и др.

Эти рассказы очень хороши для уроков внеклассного чтения в 5–8-х классах, а отрывки из них можно использовать на уроках русского языка, изучая или повторяя темы: «Однородные члены предложения», «Обособление определений и обстоятельств», «Диалог», «Прямая речь» и т.д.

Маленькие диктанты

1

Тузик был велик и черен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть.
Наводить ужас на людей – вот было главное его занятие.
Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом. Когда же член дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине.
Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколотить к забору надпись: «Осторожно! Картофельная собака!». <...>
– Дядь! – кричали издали ребятишки, когда я прогуливался с Тузиком. – А почему она картофельная?
В ответ я доставал из кармана картофелину и кидал Тузику. Он ловко, как жонглер, ловил ее на лету и мигом разгрызал. Крахмальный сок струился по его кавалерийским усам.

(Картофельная собака)
(130 слов)

2

Почистив перья, Капитан Клюквин снова начал цыкать. Вначале медленно и тихо, но после разогнался и кончил увесисто и сочно: «Цок!».
Новое колено в песне меня порадовало, но Капитан замолчал. Видно, он переживал, выдерживал паузу, прислушивался к песне, которая, так сказать, зрела у него в груди.
Впрочем, и настоящие певцы-вокалисты не сразу начинают кричать со сцены. Настоящий певец-вокалист постоит немного, помолчит, прислушается к песне, которая зреет в груди, и только потом уж грянет: «Люблю я макароны!».

(Капитан Клюквин)
(75 слов)

3

И характер у Капитана был веселый. Целый день прыгал он по клетке, расшатывал клювом железные прутья и выламывал дверцу. Но больше всего он любил долбить еловые шишки.
Зажав в когтях шишку, он вонзал клюв под каждую чешуинку и доставал оттуда смоляное семечко. Гладкая, оплывшая смолой шишка становилась похожей на растрепанного воробья. Скоро от нее оставалась одна кочерыжка. Но и кочерыжку Капитан долбил до тех пор, пока не превращал в щепки.
Прикончив все шишки, Капитан принимался долбить бузинную жердочку – своего деревянного коня. Яростно цокая, он смело рубил сук, на котором сидел.

(Капитан Клюквин)
(90 слов)

4

Под ногами мох – мягкий мохнатый мох.
Солнечные ягоды, оранжевые и желтые, рассыпались по моховой поляне. Морошка.
Желтые – спелые, оранжевые – вот-вот созреют.
Ягода морошки немного похожа на белую малину. Кажется – это маленькие малинки растут среди мха.
Но морошка не такая сладкая и душистая, как малина. А все-таки морошку на малину я не променяю. Северный, таежный у нее вкус, и сравнить его не с чем – разве со вкусом росы.
Морошка вобрала в себя всю свежесть сырого леса, всю сладость мохового болота – и свежести оказалось много, а сладости чуть-чуть.
Когда устанешь под мешком после долгого пути, когда в горле у тебя пересохло – морошка кажется медом. Моховым и прохладным болотным медом.

(Морошка)
(107 слов)

5

Какое хорошее слово – Вишера.
Плавное, шершавое.
Хочется сказать его, потрогать губами. Как в речке на перекате, шуршат в нем шероховатые камешки.
Все дно Вишеры и берега ее в этих камешках. Они похожи на кремневые ножи или наконечники для стрел и копий.
Вишера извивается по тайге, глухо бурлит на порогах, бьет бурунами под скалу с колокольным звоном и вдруг разливается на широких плесах.
Узоры ее русла напоминают буквы.
Я летел над Вишерой в самолете и вдруг увидел речную излучину, похожую на букву «Л».
А сразу над нею – «О».
Я волновался, толкал соседей – какое же слово получится?
Получилось слово «лось».

(Вишера)
(98 слов)

Озорные изложения с творческим заданием

1

В деревне Гридино живет старая бабушка по имени тетя Нина. Раз охотой я проходил мимо да и остался переночевать.
Только улегся, слышу: на потолке кто-то зашевелился, зашуршал, стал что-то скрести и грызть. Потолок был обклеен газетой. От времени, как видно, обклейка отошла, и между газетой и досками потолка получился коридорчик. Там кто-то ползал и корябался.
– Машка зашевелилась, – послышалось с печки.
– Какая? – не понял я.
– Мышь Машка. Свет задуешь – давай топотать.
Я не мог заснуть. Казалось, газета треснет – и Машка свалится прямо на голову.
Вдруг у самого уха раздалось громкое жужжание. Кто-то пилил бревно – вжи, вжи, вжи! – И звук этот разносился по всей избе.
– Как жука-то звать? – спросил я.
– Какого?
– Какой дерево пилит.
– Женя, – с уважением сказала тетя Нина.
Я закурил, раздумывая, не пойти ли ночевать у костра. «Нельзя. Обижу тетю Нину. Да что волноваться – это ведь Женя и Маша, свои ребята».
Я успокоился и скоро заснул.
Били на стенке ходики, Женя пилил неутомимо, и Машка как ненормальная скакала на потолке, а я спал крепко и спокойно и не боялся, что появится какой-нибудь клоп Костя.

Задание. Озаглавьте текст и ответьте на вопрос: почему бабушка Нина называла человеческими именами мышку и жука?

2

Сам Землерой сидел на троне. На шее у него висело ожерелье из светящихся гнилушек. Тут же был и дядя Белозуб, который возмущенно раздувал щеки.
«Меня, старого служаку, посадить в стакан! Я ему этого никогда не прощу! Сегодня же ночью укушу его за пятку».
«Ладно тебе, – говорила Белозубка. – Что было, то прошло. Давайте лучше выпьем кваса и будем танцевать. Ведь сегодня наша последняя ночь!».
«Хорошая идея! – хлопнул в ладоши Король. – Эй, квасовары, кваса!»
Толстенькие квасовары прикатили бочонок, и главный Квасовар в передничке, на котором написано было «Будь здоров», вышиб из бочки пробку.
Пенный квас брызнул во все стороны, и тут же объявились музыканты. Они дудели в трубы, сделанные из рыбных косточек, тренькали на еловых шишках. Самым смешным был балалаечник. Он хлестал по струнам собственным хвостом.
Дядя белозуб выпил пять кружек кваса и пустился в пляс, да хвост ему мешал. Старый солдат спотыкался и падал. Король хохотал. Белозубка улыбалась, только Сыщик строго принюхивался к окружающим.

Задание. Озаглавьте текст и самостоятельно напишите еще один абзац, завершающий эту историю.

Диктант с продолжением

У КРИВОЙ СОСНЫ

Вытянув длинные голенастые ноги, запрокинув голову, на снегу передо мной лежал лосенок. Он был серый, как нелинявший заяц, – темная спина цвета осиновых сережек, а на животе мех светлый, облачный. Глаза его были закрыты. Рядом лежало несколько обглоданных осиновых веток.
Дело было ясное. Кто-то стрелял в лосенка и ранил его. Стрелял браконьер, дурак. Он знал: лосей бить запрещено. Выстрелив, он напугался того, что сделал, убежал домой.
Закурив, я закинул за спину ружье и хотел осмотреть его рану, но замер на месте.
В десяти шагах в ольховых кустах, приподняв лишь голову от земли, лежала лосиха. Она лежала неподвижно и тяжело, внимательно глядя на меня.
С трудом, неуклюже лосиха поднялась на ноги. Она казалась огромной на тонких, сухих ногах, и особо велика была ее голова с насупленной губой.

(125 слов)

Задание. Продолжите текст, применяя однородные и неоднородные определения, деепричастные обороты, простые и сложные предложения. (После проверки читается авторский вариант.)

Контрольный диктант

ЛИСТОБОЙ

Ночью задул листобой – холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.
К утру береза была раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи листобоя, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.
Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то. А она все набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей.

(108 слов)

К уроку внеклассного чтения

Кому-то рассказ «Клеенка» покажется несовременным. Действительно, нынешнему школьнику уже нужно объяснять, что был дефицит и люди, как правило, нервничали в очереди. Но именно эта конфликтная ситуация помогает ярче проявиться человеческим характерам и увидеть кто есть кто. Скажем, продавец Петр Максимович, спокоен, рассудителен, справедлив: «...клеенки привезли мало. Я ее всю измерил, и получается по полтора метра на каждый дом. Надо, чтобы всем хватило». Мирониха – скандальная женщина, думающая прежде всего о себе: «Кто первый стоит, тот пускай и берет сколько хочет». И, наконец, дядя Зуй – добрый старик, который, добавляя односельчанам недостающие сантиметры из собственного куска, сам остался без клеенки: ему ее просто не хватило. При этом он всем дает добрые советы о том, как продлить срок клеенки, хвалит ее, любуется ею: «А клееночка-то какая – прям искры из глаз. Какая сильная сила света. Постелешь ее на стол, а на столе – цветочки, ровно лужок...».

Финал рассказа добр и уютен:

«К ужину в каждом доме Чистого Дора была расстелена на столах чистая клеенка. Она наполняла комнаты таким светом и чистотой, что стекла домов казались чисто вымытыми. И во всех домах стоял особый клееночный запах – краски и сухого клея.

Конечно, через месяц-другой клеенка обомнется, <...> пропадет особый клееночный запах, зато вберет она в себя запах теплых щей, калиток с творогом и разваренной картошки».

Рассказ «Стожок» – забавная история из деревенской жизни: «Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, но не просто сметал – хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти». Когда зимой воз доставили в деревню, выяснилось, почему лошадь боялась его везти:

«Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза – медведь!
– Рру-у-у!
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал».

«Деревня моей души» – так сказал однажды Коваль о Чистом Доре. Одноименный рассказ писателя совсем не прост, ведь автор не любит открытых выводов, он рассчитывает на ум и тонкость человека, для которого пишет. Читатель-ребенок должен потрудиться душой, проникнуть в многообразие человеческих чувств, побыть на месте персонажей, и тогда найдутся ответы на вопросы, которые предложит ему учитель:

1. Общее впечатление от рассказа (понравился, удивил и т.д.). Перескажите его в 5–7 предложениях.
2. Почему Пантелевне так важно было, чтобы у нее был племянник? Почему автор согласился им быть?
3. Деревня – город. Как они связаны в рассказе, какая между ними разница?
4. Смысл названия рассказа (см. текст + свои размышления).
5. О чем этот рассказ? (Его тема?) Какова его главная мысль? (Идея?)
6. Как, по-вашему, вспоминает автор Чистый Дор и почему?

ЧИСТЫЙ ДОР

Лесная дорога пошла через поле – стала полевой. Дошла до деревни – превратилась в деревенскую улицу. По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. На одних домах щепа стала от ветра и времени серой, а на других была новой, золотилась под солнцем.
Пока я шел к журавлю-колодцу, во все окошки смотрели на меня люди: что это, мол, за человек идет?
Я споткнулся и думал, в окошках засмеются, но все оставались строгими за стеклом.
Напившись, я присел на бревно у колодца.
В доме напротив раскрылось окно. Какая-то женщина поглядела на меня и сказала внутрь комнаты:
– Напился и сидит.
И окно снова закрылось.
Подошли два гусака, хотели загоготать, но не осмелились: что это за человек чужой?
Вдруг на дороге я увидел старушку, ту самую, что искала в лесу топор. Теперь она тащила длинную березовую жердь.
– Давайте пособлю.
– Это ты мне топор-то нашел?
– Я.
– А я-то думала: не лесовик ли унес?
Я взял жердь и потащил ее следом за старушкой.
В пятиоконном доме распахнулось окно, и мохнатая голова высунулась из-за горшка с лимоном.
– Пантелевна, – сказала голова, – это чей же парень?
– Мой, – ответила Пантелевна. – Он топор нашел.
Мы прошли еще немного. Все люди, которые встречались нам, удивлялись: с кем это идет Пантелевна? Какая-то женщина крикнула с огорода:
– Да это не племянник ли твой из Олюшина?
– Племянник! – крикнула в ответ Пантелевна. – Он топор мне нашел.
Тут я сильно удивился, что стал племянником, но виду не подал и молча поспевал за Пантелевной.
Встретилась другая женщина, с девочкой на руках.
– Это кто березу-то везет? – спросила она.
– Племянник мой, – ответила Пантелевна. – Он топор нашел, а я думала: не лесовик ли унес?
Так, пока мы шли по деревне, Пантелевна всем говорила, что я ей племянник, и рассказывала про топор.
– А теперь он березу мне везет!
– А чего он молчит? – спросил кто-то.
– Как так молчу? – сказал я. – Я племянник ей. Она топор потеряла и думает, не лесовик ли унес, а он в малине лежал. А я племянник ей.
– Давай сюда, батюшка племянник. Вот дом наш.
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так, дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подперты, блином покрыты.
Я бросил березу на землю и присел на лавочку перед домом.
– Как называется ваша деревня? – спросил я.
– Чистый Дор.
– Чего – Чистый?
– Дор.
Дор... Такого слова я раньше не слыхал.
– А что это такое – Чистый Дор?
– Это, батюшка, наша деревня, – толковала Пантелевна.
– Понятно, понятно. А что такое «дор»?
– А дор – это вот он весь, дор-то. Все, что вокруг деревни, – это все и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем – лес.
– Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
– Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это все дор, а уж там, где елочки, – это все бор.
Так я и понял, что дор – это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дергали, дергали – получился дор.
– Ну ладно, – сказал я, – дор так дор, а мне надо дальше идти.
– Куда ты, батюшка племянник? Вот я самовар поставлю.
Ну что ж, я подождал самовара. А потом приблизился вечер, и я остался ночевать.
– Куда ж ты? – говорила Пантелевна и на следующее утро. – Живи-ка тут. Места в избе хватит.
Я подумал-подумал, послал, куда надо, телеграмму и остался у Пантелевны. Уж не знаю, как получалось, но только прожил я у нее не день и не месяц, а целый год.
Жил и писал свою книжку. Не эту, а другую.
Эту-то я пишу в Москве, гляжу в окошко на пасмурную пожарную каланчу и вспоминаю Чистый Дор.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru