Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2004

Я ИДУ НА УРОК

Г.В. ЛАРИНА,
Амурская обл.


Фонетика. Звук и буква

Урок изучения нового материала

5-й класс

Цели урока:

  • сообщить, что изучает фонетика;

  • рассказать об образовании звуков речи;

  • познакомить со способами отличия гласных от согласных звуков;

  • рассказать о различении звуков и букв.

Оборудование: учебник «Русский язык», 5-й класс, авт.: Т.А. Ладыженская и др., аудиокассета «Уроки “Радионяни”», резиновый надувной шарик.

ХОД УРОКА

I. Словарно-орфоэпическая работа

Фонетика [э] – наука о звуках речи.
Фонема [э] – звук.
Слова образованы от греч. phone – звук.

– Назовите слова, в которых присутствует часть слова «фонетика» (патефон, магнитофон, телефон, мегафон, микрофон, таксофон).

II. Вступительная беседа

– В природе, в окружающем нас мире много самых различных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха. Изучает ли их фонетика? Нет, не изучает. Фонетика – наука не о любых звуках, а только о звуках речи.

Чем отличаются звуки речи от других звуков? Тем, что из них образуются слова. Фонетика изучает только звуки речи, или звуковой состав языка.

Как вы можете доказать, что слова образуются из звуков? У каждого слова есть свой смысл, свое значение. Стоит один звук заменить другим – и меняются смысл, значение слова.

Послушаем веселый урок «Радионяни».

Буква заблудилась

Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.

Запишите слова, в которых буква «заблудилась». Рядом напишите нужное слово.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто: в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на «заводе» – органы речи, а звуки – настоящие «эксплуататоры». Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, нос, губы, язык. Это и есть органы речи, им всем хватает работы! А наши уши – контролеры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнес в слове звук – ухо сразу услышит. Именно ухо нам сообщает: это говорит иностранец, у него акцент.

– Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки.

III. Демонстрация опытов

Опыт № 1

Возьмем резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надуваем, а затем даем возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

Опыт № 2

Прикрывая немного пальцем трубку, выпускаем воздух, при выходе создается шум.

Опыт № 3

Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые пленки. Воздух, проходя через пленку, создает звук «уйди-уйди».

Вывод: чтобы проходящий воздух образовывал какие-то звуки, нужно поставить преграду на его пути, препятствие; от характера препятствия будет зависеть качество звуков.

– Вы из начальной школы знаете, что звуки бывают гласными и согласными. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук (лингвист Богородицкий называл их «ртораскрыватели»). А если воздуху придется прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получится согласный звук («ртосмыкатели»).

IV. Беседа на восприятие

– Найдите неточности в заглавии двух рассказов: «Песня из двух букв» (Сладков Н.) и «Как мальчик Женя научился говорить букву р» (Чарушин Е.)

Вывод: буквы «петь» нельзя – значит, «песни из двух букв» быть не может. Петь, произносить и слышать можно только звуки. И самая простая песенка летучей мыши, о которой пишет Н.Сладков, состоит из двух звуков: [з] и [р], а не из двух букв. Женя (в рассказе Чарушина) не выговаривал, т.е. не умел произносить, звук [р], а не букву эр.

V. Работа в тетрадях

1. Запись вывода.

Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.

Синтаксический разбор предложения.

2. Выполнение упражнения 262 (по заданию)

VI.

Краткая беседа о скороговорках как средстве, помогающем овладеть правильным произношением звуков

VII.

Устная работа над упражнением 263.

VIII.

Домашнее задание: упр. 264 (примеры скороговорок записать).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru