Я ИДУ НА УРОК
А.С. ЕРЕМЕЕВА,
г. Энгельс
Однородные члены предложения
Открытый урок
8-й класс
Цели:
1. Закрепление сведений об однородных
членах предложения.
2. Отработать умение расставлять знаки
препинания в предложениях с однородными членами.
3. Воспитывать любовь к природе, через текст
писателя В.В. Бианки.
Тип урока: практикум на базе
комплексного анализа текста.
ХОД УРОКА
Стоит только присмотреться к окружающему,
задуматься над ним – все окажется
удивительным, загадочным, полным скрытого
значения. И страстно захочется распутать
непонятное, разведать неизвестное, понять
тайное.
(В.В. Бианки)
1. Оргмомент.
2. Словарная работа.
ДИКТАНТ
Эпиграф, анафора, разговорный,
описание, научный, рассуждение, художественный,
повествование, публицистический, заглавие,
официально-деловой, инверсия, параллельная,
цепная, эпифора.
Задания
Найдите слово в словарном диктанте,
лексическое значение которого – «связь
предложений в тексте как бы по цепочке». (Цепная.)
Назовите слово из словарного диктанта,
лексическое значение которого – «тип речи,
отвечающий на вопрос почему?». (Рассуждение.)
Назовите стили речи, записанные в
словарном диктанте. (Разговорный, научный,
художественный, публицистический,
официально-деловой.)
Назовите слово из словарного диктанта,
лексическое значение которого – «связь
предложений в тексте без сцепляющих слов, при
которой все предложения начиная со второго и по
смыслу, и грамматически связаны с первым».
(Параллельная.)
3. Комплексный анализ текста.
1) Слово учителя.
В.В. Бианки – известный
писатель-анималист. Ребята, с которыми он
общался, часто задавали ему вопросы. А один
повторялся: «Почему вы пишете про лес?». Виталий
Валентинович не любил слово природа и часто
заменял его словом лес. По мнению писателя,
все началось в детстве. Позднее Бианки скажет:
«Есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми
глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают
всем его голосам – и все, что он рассказывает им о
себе, переводят для нас на наш, человеческий язык
– язык любви к полной красоты... нашей Вселенной».
Именно таким чутким человеком и
«переводчиком» был Виталий Валентинович Бианки.
11.02.2004 года исполнилось 110 лет со дня его рождения.
Сегодня займемся анализом фрагмента
его произведения.
2) Работа с текстом (текст на столе у
каждого ученика).
Растения и животные, леса и горы, море и
ветра, дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит
с нами всеми голосами.7
Словно в ответ на мои мысли невдалеке
послышалось тихое щебетанье.
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю ее, у
самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка.
Она дергала коротким хвостом и заливалась на все
лады самой веселой зимней песней.6
«Вот сумасшедшая, – подумал я. – Как она может
радоваться в такой мороз?»
Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я
сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху
бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.
«Утопилась!» – мелькнула страшная мысль. Слезы
навернулись мне на глаза.
Дома отец мне сказал: «Дурачок! Ведь это была
оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь
снова по льду и радуется, что обманула тебя».
Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было.
Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошел к
ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и
здоровая, бегала по снегу и распевала свою
негромкую песенку, напоминающую журчанье ручья.7
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под
водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь
изогнутыми коготками за все его неровности, а
через полминуты она уже выскочила из другой
проруби.
Меня все очень удивляло в этой птичке: и блеск ее
перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.4,7
(По В.Бианки)
Беседа по содержанию
Выразительно прочитайте текст – как
можно озаглавить его?
Определите тему и идею текста.
Как связаны предложения в третьем
абзаце текста? (Сначала параллельная, потом
цепная.)
Определите стиль текста. (Художественный.)
Работа над орфографией и синтаксисом
текста
Когда ставятся запятые при однородных
членах?
Когда вы не поставите их?
Прочитайте предложения с однородными членами из
текста, объясните знаки препинания.
Выпишите последнее предложение из восьмого
абзаца (значок «7»), расставьте знаки препинания,
объясните их.
Она была живая и здоровая, бегала по
снегу и распевала свою негромкую песенку,
напоминающую журчанье ручья.
Выполните морфемный и морфологический
разбор слова напоминающую.
1. Песенку (какую?) напоминающую,
н.ф. – напоминающий.
2. Пост.; действ., наст., несов.; непост. – ед. ч., ж.р.,
вин. п., невозвр.
3. Песенку (какую?) напоминающую.
Выполните синтаксический разбор
последнего предложения.
Меня все очень удивляло в этой птичке:
и блеск ее перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных
крыльях. (Предл. повеств., невоскл., простое,
двусоставн., распростр., полное, осложн. обобщ.
словом при однор. подлежащих).
Найдите в тексте еще одно предложение
с обобщающим словом при однородных членах. (Первое
предложение.)
Растения и животные, леса и горы, море и
ветра, дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит
с нами всеми голосами.
Нарисуйте схему этого предложения.
Перестройте это предложение так,
чтобы в начале предложения было обобщающее
слово, потом однородные члены и далее
предложение по такой схеме:
Найдите в тексте неоднородные
определения, выпишите их из третьего абзаца
вместе с определяемым словом (маленькая
белогрудая птичка, самой веселой зимней песней).
Выполните орфографический разбор
последнего предложения этого же третьего абзаца.
Заливаться
1) звонко петь;
2) прямое;
3) синоним – петь;
4) общеупотр.;
5) разговорное.
Самостоятельная работа
Выпишите из любого предложения с
однородными членами словосочетание на разные
способы подчинительной связи, с сочинительной
связью.
4. Итог урока.
(В.В. Бианки писал: «...тогда и теперь
одна у меня была и осталась цель, одно желание,
странное, неудержимое: рассказывать, кричать,
петь людям о радости той жизни, которую они
забывают, мимо которой проходят равнодушно,
считая ее чем-то лишним в своей жизни...».)
Домашнее задание. Из любого
произведения В.Бианки выпишите предложения с
однородными членами, объясните знаки препинания.
|