Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2004

Я ИДУ НА УРОК

А.С. ЕРЕМЕЕВА,
г. Энгельс


Однородные члены предложения

Открытый урок

8-й класс

Цели:

1. Закрепление сведений об однородных членах предложения.
2. Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
3. Воспитывать любовь к природе, через текст писателя В.В.  Бианки.

Тип урока: практикум на базе комплексного анализа текста.

ХОД УРОКА

Стоит только присмотреться к окружающему, задуматься над ним – все окажется удивительным, загадочным, полным скрытого значения. И страстно захочется распутать непонятное, разведать неизвестное, понять тайное.

(В.В. Бианки)

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

ДИКТАНТ

Эпиграф, анафора, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный, повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, инверсия, параллельная, цепная, эпифора.

Задания

Найдите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте как бы по цепочке». (Цепная.)

Назовите слово из словарного диктанта, лексическое значение которого – «тип речи, отвечающий на вопрос почему?». (Рассуждение.)

Назовите стили речи, записанные в словарном диктанте. (Разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой.)

Назовите слово из словарного диктанта, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте без сцепляющих слов, при которой все предложения начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым». (Параллельная.)

3. Комплексный анализ текста.

1) Слово учителя.

В.В. Бианки – известный писатель-анималист. Ребята, с которыми он общался, часто задавали ему вопросы. А один повторялся: «Почему вы пишете про лес?». Виталий Валентинович не любил слово природа и часто заменял его словом лес. По мнению писателя, все началось в детстве. Позднее Бианки скажет: «Есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш, человеческий язык – язык любви к полной красоты... нашей Вселенной».

Именно таким чутким человеком и «переводчиком» был Виталий Валентинович Бианки. 11.02.2004 года исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Сегодня займемся анализом фрагмента его произведения.

2) Работа с текстом (текст на столе у каждого ученика).

Растения и животные, леса и горы, море и ветра, дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.7
Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетанье.
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.6
«Вот сумасшедшая, – подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?»
Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.
«Утопилась!» – мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза.
Дома отец мне сказал: «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».
Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчанье ручья.7
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
Меня все очень удивляло в этой птичке: и блеск ее перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.4,7

(По В.Бианки)

Беседа по содержанию

  • Выразительно прочитайте текст – как можно озаглавить его?

  • Определите тему и идею текста.

  • Как связаны предложения в третьем абзаце текста? (Сначала параллельная, потом цепная.)

  • Определите стиль текста. (Художественный.)

Работа над орфографией и синтаксисом текста

Когда ставятся запятые при однородных членах?
Когда вы не поставите их?
Прочитайте предложения с однородными членами из текста, объясните знаки препинания.
Выпишите последнее предложение из восьмого абзаца (значок «7»), расставьте знаки препинания, объясните их.

Она была живая и здоровая, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчанье ручья.

Выполните морфемный и морфологический разбор слова напоминающую.

1. Песенку (какую?) напоминающую, н.ф. – напоминающий.
2. Пост.; действ., наст., несов.; непост. – ед. ч., ж.р., вин. п., невозвр.
3. Песенку (какую?) напоминающую.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Меня все очень удивляло в этой птичке: и блеск ее перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях. (Предл. повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., полное, осложн. обобщ. словом при однор. подлежащих).

Найдите в тексте еще одно предложение с обобщающим словом при однородных членах. (Первое предложение.)

Растения и животные, леса и горы, море и ветра, дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.

  • Нарисуйте схему этого предложения.

  • Перестройте это предложение так, чтобы в начале предложения было обобщающее слово, потом однородные члены и далее предложение по такой схеме:

  • Найдите в тексте неоднородные определения, выпишите их из третьего абзаца вместе с определяемым словом (маленькая белогрудая птичка, самой веселой зимней песней).

  • Выполните орфографический разбор последнего предложения этого же третьего абзаца.

  • Выполните лексический разбор слова заливалась (5).

Заливаться
1) звонко петь;
2) прямое;
3) синоним – петь;
4) общеупотр.;
5) разговорное.

  • Найдите синонимы к слову оляпка. (Утопленница.)

Самостоятельная работа

Выпишите из любого предложения с однородными членами словосочетание на разные способы подчинительной связи, с сочинительной связью.

4. Итог урока.

  • Как автор относится к природе?

  • Каков пафос прочитанного вами текста? (Жизнеутверждающий.)

(В.В. Бианки писал: «...тогда и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание, странное, неудержимое: рассказывать, кричать, петь людям о радости той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни...».)

Домашнее задание. Из любого произведения В.Бианки выпишите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru