Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж ,
г. Ярославль


Дидактический материал по синтаксису
для 7-го класса

Согласованные распространенные определения

Задание 1. Найдите согласованные определения, подчеркните волнистой линией. Определите, какой частью речи они выражены; найдите главное слово и отметьте его знаком «х».

Образец.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

(А.С. Пушкин. Медный всадник.)

Задание 2. Найдите и выпишите из отрывка (зад. 1) согласованные определения, имеющие зависимые слова (то есть распространенные). Чем выражено в них главное слово? Где они стоят – впереди или позади определяемого слова? Выделяются или нет запятыми?

Задание 3. Проанализируйте все согласованные определения в приведенном отрывке: какой частью речи выражены, синтаксическую функцию, знаки препинания, прямой или обратный порядок слов? Какова стилистическая функция обратного порядка следования согласованных определений?

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...

(А.С. Пушкин. Медный всадник)

Задание 4. Согласованные определения могут быть выражены причастными оборотами. Найдите их среди следующих примеров.

1. Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу. 2. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. 3. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. 4. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. (Н.Гоголь)

Задание 5. Сформулируйте условия обособления согласованных определений, которые выражены причастными оборотами.

Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, – и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. (Н.Гоголь)

Дополнительное задание. Найдите в тексте устаревшие слова, объясните их значение.

Задание 7. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Объясните их графически.

1. Торговки сидевшие на базаре всегда закрывали руками свои пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака.
2. Бедная старушка лишенная последней надежды уныло поплелась в хату.
3. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян.
4. Но более всего произвела впечатленье на Андрия страшная казнь определенная за смертоубийство.
5. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб заключавший тело им убиенного.
6. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом.

Задание 8. Образуйте от глаголов в скобках подходящие причастия и вставьте в предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Слова эти (произнести) кем-то из толпы пролетели молнией по всем головам.
2. Бедный оратор (накликать) сам на свою шею беду выскочил из кафтана.
3. Покамест ближние курени (разбудить) шумом успели схватиться за оружие войско уже уходило в ворота.
4. Теперь припомнил он, что видел в прошлую ночь Андрия (проходить) по табору с какою-то женщиною.
5. Напереди стоял спесиво, в красной шапке (убрать) золотом буджаковский полковник.
6. И много было видно за ними всякой шляхты (вооружиться) кто на свои червонцы, кто на королевскую казну.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru