МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва
Продолжение. Начало в № 35/2004
Имя прилагательное
Материал для самостоятельной
работы учащихся 6-го класса
К учебному комплексу «Русский язык.
Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
Разряды прилагательных по значению.
Полные и краткие прилагательные.
Степени сравнения прилагательных
Упражнение 14. 1. Займемся
словесным рисованием: «переведем» язык красок и
линий на язык слов, сравнивая однородные
предметы и называя признаки, которыми они
различаются, при помощи прилагательных.
Возможные темы рисунков: две елочки –
одна выше другой, другая пушистее первой; два
дома – один бревенчатый, другой кирпичный;
следы птичьи и заячьи; две тетрадки разной
толщины; два крема – дневной и ночной; страничка
с записью красивым почерком и страничка
неопрятная, грязная...
2. Озаглавьте графы таблицы в
соответствии с разрядами прилагательных по
значению (см. § 99 «Теории» или ОМ в «Практике» на
с. 95) и распределите свои «переводы» по столбцам
таблицы. Прилагательные записывайте в начальной
форме.
Проверить себя вам помогут следующие
приемы: 1) попробуйте сочетать прилагательное со
словами очень или более, менее; если это
возможно, – прилагательное качественное
(например, аккуратный, более аккуратный – очень
аккуратный, менее аккуратный); если такое
сочетание слов невозможно (например, предмет не
может быть более или менее стеклянным, очень
дневным, более или менее вокзальным) и
прилагательное не отвечает на вопросы чей?
чья? чье? чьи? – оно относительное. А притяжательные
прилагательные отвечают на свои вопросы: чей?
чья? чье? чьи?
Остались свободные строчки?
Заполните их своими примерами. Можно их выбрать
из текстов предыдущих упражнений, а также из
произведений, которые вы изучаете на уроках
литературы или читаете по собственному выбору.
!Заметьте! Приемы
различения прилагательных разных разрядов,
приведенные в ОМ, «работают» не всегда. Так, есть
качественные прилагательные, лексическое
значение которых уже содержит в себе указание на
степень признака, обозначаемого словом, или на
исключительность этого признака. Например: максимальный
означает самый большой, наибольший;
минимальный – самый малый, наименьший;
прекрасный – очень красивый, очень хороший;
оптимальный – наиболее благоприятный,
наилучший; уникальный – единственный в своем
роде, исключительный; универсальный – всеобщий.
Грубыми ошибками, часто
встречающимися, к сожалению, в речи современного
общества, являются такие сочетания, как самый
оптимальный, самый универсальный, очень
прекрасный, очень исключительный.
Не применяется указанный выше прием и к
прилагательным, которые могут употребляться в
разных значениях, переходя при этом из одного
разряда в другой. Например, относительное
прилагательное золотой (золотой браслет, то
есть браслет из золота) становится
качественным в сочетании золотой характер
(очень хороший характер), притяжательное
прилагательное медвежий (медвежья берлога,
то есть берлога медведя) приобретает
значение качественного в сочетании медвежья
услуга («неуклюжая» услуга). Но мы ведь не
скажем очень золотой характер или более
медвежья услуга!
Упражнение 15. Не пройдите мимо
сообщения, которое занимает всего одну строчку в
«Теории» (последний абзац на с. 136): суффикс -ий-
(-й-) в притяжательных прилагательных легко
ошибочно принять за окончание по внешнему
сходству между этими морфемами.
Произведите морфемный разбор
следующих прилагательных, обосновывая свои
действия: синий, синего; заячий, заячьего.
*Покажите, в каком слове и где «спрятался»
суффикс -й-: _______________.
Упражнение 16. Подготовьте устное
сообщение о роли (функциях) имен прилагательных в
речи, об их разрядах и группах по значению.
Памятка
1. Посмотрите предыдущие задания,
опорные материалы, дополнительные замечания; в
случае необходимости обратитесь к параграфам
«Теории» и «Практики», соответствующим теме
сообщения; продумайте план ее раскрытия; из
текстов упражнений подберите примеры.
2. Постарайтесь выделить в своем
выступлении то, что считаете особенно важным,
интересным, полезным.
3. Ваше сообщение вызовет больший
интерес слушателей, если вы сумеете привлечь их к
участию в освещении темы вопросами, приглашением
привести примеры к тому или иному утверждению,
найти нужное место в учебных книгах, дополнить и
оценить вашу работу.
4. Возможно, у вас возникли вопросы, на
которые вы затрудняетесь ответить, –
сформулируйте их, чтобы предложить классу.
|
Упражнение 17. Рассмотрите
опорный материал на с. 99 «Практики»: как в нем
показано, по какому признаку различаются полные
и краткие формы имени прилагательного?
Покажите на примерах, что вы умеете
различать эти формы.
Упражнение 18. 1. Различаются ли
полные и краткие формы прилагательных по
значению? Попробуйте самостоятельно сделать
выводы, сопоставляя эти формы в контексте
предложений. Правильному ходу рассуждений
помогут опорные материалы (ОМ).
1) Ворота на дачном участке были узкие.
– Для проезда пятитонки ворота были узки. 2)
Максим – здоровый, крепкий мальчик. – Максим уже
здоров. 3) Он такой остроумный. – Во вчерашней
беседе он был так остроумен.
1) В каких предложениях прилагательное
обозначает постоянный признак предмета
(лица), а в каких – временный, проявляющийся
лишь в определенных ситуациях? Какие формы
прилагательного используются в каждом случае?
2) В каких предложениях прилагательное
обозначает признак предмета (лица), а в каких
– его состояние? Какие формы участвуют в
выражении этих значений? Обратите внимание на то,
с каким местоимением может сочетаться полное
прилагательное (такой остроумный) и с
каким – краткое (так остроумен). В первом
случае местоимение – определение, а во втором
местоимение – обстоятельство.
3) В роли каких членов предложения
могут выступать полные прилагательные? Каким
членом предложения является краткое
прилагательное?
2. Выделите в прилагательных морфему,
которая различает их полные и краткие формы.
3. Подчеркните прилагательные как
члены предложения.
Упражнение 19. *Как вы думаете, на
основании каких признаков отобраны тексты для
данного упражнения? Какой из них вы помните (или
выучите) наизусть?
1. Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
(А.Пушкин)
2. Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
(Ф.Тютчев)
3. Чудная картина,
Как ты мне родна;
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А.Фет)
1. Проведите конкурс: 1) Кто полнее
ответит на вопрос к упражнению? 2) Кто
сформулирует по данным текстам больше заданий,
связанных с именем прилагательным? 3) Кто найдет в
данных текстах больше орфограмм и правильно их
обозначит? 4) Кто увидит больше пунктограмм и
сумеет найти экономные способы их объяснения
непосредственно в тексте?
2. Заглядывая вперед! Выпишите
прилагательные, в которых вы обнаружили
орфограммы, в том числе и еще не изученные.
(Способы их обозначения посмотрите в «Практике»,
с. 270, 271.)
Упражнение 20. *Выполняя предыдущее
упражнение, вы встретились с двумя формами
прилагательного родной. Вас что-то в них
заставило задуматься? Что именно?
1. Составьте и запишите два
предложения, в одном из которых слово родной
сохраняло бы значение прилагательного, а в
другом отчетливо воспринималось бы как имя
существительное.
2. Укажите разряд прилагательного родной______
_____________.
Завершите следующую запись, вставляя
недостающие слова: ________________ прилагательные
имеют, как правило, __________ и __________ формы. Но из
этого правила бывают исключения. К ним относятся,
например, _________, вороной, деловой, голубой,
усталый.
! Заметьте: в
стихотворной речи поэт иногда осознанно
допускает отступления от основных норм языка. С
одной стороны, этого в некоторых случаях требует
размер стиха, а с другой – этим привлекается
особое внимание к слову, его значению. И такая
«вольность» допускается поэтической этикой. (В
прозаической речи писателей тоже встречаются
отступления от норм, связанные со
словотворчеством или индивидуальным
проявлением стиля.)
Упражнение 21. Подготовьтесь к
самодиктанту: выберите две стихотворные строфы
из упражнения 19, которые вам больше нравятся.
Что может вам помочь прочитать их выразительно?
Поработайте над орфографией и пунктуацией
текста. Запишите стихи по памяти.
Упражнение 22. Внимательно
прочитайте начало статьи Д.Э. Розенталя и
выскажите предположение, как она будет
продолжена.
Существенным элементом речевой
культуры является умение правильно ставить
ударения. Постановка ударений с отступлением от
литературной нормы производит отрицательное
впечатление на слушателей.
А теперь продолжите чтение статьи,
чтобы проверить правильность своего прогноза
или уточнить его.
...Следует проверять правильность
ударения в словах, справляясь в словарях, а также
полезно ознакомиться с правилами ударения,
относящимися к некоторым грамматическим
разрядам слов.
Так, многие краткие прилагательные
(без суффиксов в основе или с суффиксами -к-,
-л-, -н-, -ок-) имеют ударение на первом слоге
основы во всех формах, кроме единственного числа
женского рода, и на окончании в формах
женского рода и в формах мн. числа, например: близок,
близка, близко, близки; весел, весела, весело,
веселы; вреден, вредна, вредно, вредны; светел,
светла, светло, светлы... Поэтому неправильным
следует считать часто встречающееся
произношение правы, глухи, глупы, бледны, сыты
и т.п.
1. Поставьте знак ударения в
приведенных примерах. Внимательно отнеситесь к
работе над словами, которые приводятся как
примеры ошибочного произношения кратких
прилагательных.
2. Поработайте со словарем: выпишите
10–15 прилагательных в краткой форме,
внимательно расставляя знаки ударения. Какими
словарями можно воспользоваться? Обменяйтесь
результатами своей работы с одноклассниками:
прочитайте вслух выписанные слова.
Упражнение 23. Отгадайте загадки.
Попробуйте представить отгадки в рисунках.
1) И
комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.
2) Тонка, длинна,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
3) В
работе очень уж горяч,
Рукой дотронешься –
Хоть плачь!
4) Пушистая вата
Плывет куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
1. Какие формы имен прилагательных
встретились в текстах загадок?
2. Какие орфограммы имен
прилагательных можно повторить на материале
загадок? А какие еще орфограммы встречаются?
Обозначьте их в тексте.
3. Запишите загадку, в которой
обнаружили больше орфограмм. Сверьте свою запись
с напечатанным текстом.
Упражнение 24. Какие формы
прилагательных использованы в данном ниже
тексте?
Мы с Андрюшей были одного роста.
Примерно одного возраста. Оба росли здоровыми и
энергичными.
Андрюша, насколько я помню, был смелее,
вспыльчивее, резче. Я был немного сильнее
физически, кажется, чуточку разумнее.
(С.Довлатов)
1. Обозначьте в тексте, как образованы
формы сравнительной степени.
2. Подчеркните главные члены в
предложениях последнего абзаца.
3. Выпишите словосочетания, в которых
главным словом выступает прилагательное. Какие
смысловые вопросы можно поставить в них от
главного слова к зависимому?
4. Обозначьте в тексте орфограммы.
Объясните расстановку знаков препинания. *Какую
пунктограмму вы еще не умеете объяснить?
Проверьте свое языковое чутье: попытайтесь дать
объяснение, а затем проверьте себя по ответу.
Упражнение 25. Для любознательных!
О каком исключении из какого правила идет речь в
следующем тексте?
Грамматическая категория степени
сравнения присуща в русском языке разряду
качественных прилагательных. Однако, как и из
всякого правила, тут есть исключения. Целые
группы качественных прилагательных не образуют
степеней сравнения. Это прилагательные
абсолютного признака (слепой, пустой, лысый и
т.п.), прилагательные, у которых степень качества
уже содержится в лексическом значении (злющий,
беловатый и т.п.), большинство прилагательных
цвета (голубой, коричневый и т.п.) и некоторые
другие.
(Б.Норман)
*1. Как вы поняли выражение прилагательное
абсолютного признака? Покажите это на примерах
из статьи. Попробуйте подобрать свои примеры.
2. Вспомните, в связи с чем мы уже
говорили о таких прилагательных.
*Как вы думаете, зачем мы сообщаем вам об этих
«исключениях из правил», хотя в ваших учебниках о
них не говорится?
Упражнение 26. 1. Вы читали
«Денискины рассказы» Виктора Драгунского? Что
следует из названия книги: от чьего имени ведется
в ней повествование? Какое словосочетание могло
бы стать синтаксическим синонимом названия
книги и подсказало бы вам ответ на вопрос: к
какому разряду по значению относится
прилагательное Денискины?
Сравните две схемы:
2. Произведите морфологический
разбор словосочетания Денискины (рассказы).
Образец разбора см. на с. 304 «Теории».
Упражнение 27. Один из «Денискиных
рассказов» называется «Тиха украинская ночь...».
Рассказ заканчивается так: «А потом мы (Денис и
его друг Миша) расхохотались. И хохотали долго,
как безумные. Всю перемену». Вопрос: почему
хохотали мальчики? Ответить на этот вопрос вы
сможете, вспомнив содержание рассказа, если
читали его ранее, или познакомившись с
предлагаемым ниже выборочным изложением его.
На урок литературы вместо заболевшей
учительницы по этому предмету пришла Елизавета
Николаевна, преподаватель2 географии3 и
естествознания.
Она вызвала к доске Дениса Кораблева,
выяснила, что в классе в это время изучалась
поэма А.С. Пушкина «Полтава», и попросила
мальчика прочитать наизусть отрывок из поэмы.
Денис начал читать.
...Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет...
Это было любимое место Дениса в поэме:
«Я его, еще когда маленький был, выучил. И с тех
пор, когда я читаю эти стихи, ...мне всякий раз
почему-то кажется, что я... стою на теплом,
нагретом за день деревянном крылечке, в одной
рубашке и босиком, и почти сплю, ...но все-таки вижу
всю эту удивительную красоту: и спящий маленький
городок с его серебряными тополями; и... белую
церковку, как она тоже спит и плывет на кудрявом
облачке передо мною, а наверху звезды...».
Елизавета Николаевна остановила
чтение Дениса и задала вопрос: «Ну-ка, Кораблев,
теперь скажи-ка мне, что ты понял из этих стихов?»
– «Все. Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все
спят». – «Нет... Пойми же ты, что в словах «Тиха
украинская ночь» удивительно тонко подмечено,
что Украина находится в стороне от центра
перемещения континентальных масс воздуха. Вот
что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! ...Читай
дальше!»
А дальше требовалось от ученика
объяснить, как он понимает «Прозрачно небо».
«Прозрачно небо» – небо, значит,
прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и
написано: «Небо прозрачно». – «Эх, Кораблев,
Кораблев, – грустно и как-то безнадежно сказала
Елизавета Николаевна. – Ну что ты затвердил:
«прозрачно небо», «прозрачно небо». ...А ведь в
этих двух словах скрыто огромное содержание. В
этих двух... словах Пушкин рассказал нам, что
количество выпадающих осадков в этом районе
весьма незначительно, благодаря чему мы и можем
наблюдать безоблачное небо».
В таком же духе шло толкование
следующих строк, и Денису уже не хотелось читать
дальше. Но зато, когда после урока его друг Мишка,
смущаясь, признался, что его любимое
стихотворение – про сосну: «На севере диком
стоит одиноко на голой вершине сосна...» – Денис
«выдал ему “научное” лицо»:
«На севере диком» – этими словами
Лермонтов сообщил нам, что сосна как ни крути, а
все-таки морозоустойчивое растение. А фраза
«стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к
тому же обладает сверхмощным стержневым
корнем...». Мишка с испугом глянул на Дениса. А
Денис на него. А потом они расхохотались.
*1. Как вы думаете, можно ли было
опустить первый абзац текста? Почему в
выборочное изложение, для которого отбирается
только необходимое, чтобы раскрыть основную
мысль, включена картина, возникшая в воображении
мальчика при чтении поэтических строк?
2. Какие особенности употребления
языковых средств (в частности, прилагательных) в
речи разных стилей в юмористической (и даже
скорее гротескной) форме показаны в рассказе?
Гротескный – основанный на резких
контрастах и преувеличениях, нарушающий границы
правдоподобия, причудливо-комический.
3. Выпишите прилагательные 1) из
поэтического текста А.С. Пушкина и 2) из «научных»
комментариев, сочиненных Денисом к любимым
стихам Миши. Произведите морфологический разбор
прилагательных.
Комментарии – разъяснительные
примечания к какому-либо тексту, критические
замечания по поводу чего-либо.
*4. Попытайтесь сделать вывод: какие
прилагательные (по значению и форме) чаще
используются в художественной речи, а какие – в
научной?
Продолжение следует
|