Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 35/2004


Имя прилагательное

Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

Разряды прилагательных по значению.
Полные и краткие прилагательные.
Степени сравнения прилагательных

Упражнение 14. 1. Займемся словесным рисованием: «переведем» язык красок и линий на язык слов, сравнивая однородные предметы и называя признаки, которыми они различаются, при помощи прилагательных.

Возможные темы рисунков: две елочки – одна выше другой, другая пушистее первой; два дома – один бревенчатый, другой кирпичный; следы птичьи и заячьи; две тетрадки разной толщины; два крема – дневной и ночной; страничка с записью красивым почерком и страничка неопрятная, грязная...

2. Озаглавьте графы таблицы в соответствии с разрядами прилагательных по значению (см. § 99 «Теории» или ОМ в «Практике» на с. 95) и распределите свои «переводы» по столбцам таблицы. Прилагательные записывайте в начальной форме.

Проверить себя вам помогут следующие приемы: 1) попробуйте сочетать прилагательное со словами очень или более, менее; если это возможно, – прилагательное качественное (например, аккуратный, более аккуратный – очень аккуратный, менее аккуратный); если такое сочетание слов невозможно (например, предмет не может быть более или менее стеклянным, очень дневным, более или менее вокзальным) и прилагательное не отвечает на вопросы чей? чья? чье? чьи? – оно относительное. А притяжательные прилагательные отвечают на свои вопросы: чей? чья? чье? чьи?

     
 

 

 

 

 

 

Остались свободные строчки? Заполните их своими примерами. Можно их выбрать из текстов предыдущих упражнений, а также из произведений, которые вы изучаете на уроках литературы или читаете по собственному выбору.

!Заметьте! Приемы различения прилагательных разных разрядов, приведенные в ОМ, «работают» не всегда. Так, есть качественные прилагательные, лексическое значение которых уже содержит в себе указание на степень признака, обозначаемого словом, или на исключительность этого признака. Например: максимальный означает самый большой, наибольший; минимальный – самый малый, наименьший; прекрасный – очень красивый, очень хороший; оптимальный – наиболее благоприятный, наилучший; уникальный – единственный в своем роде, исключительный; универсальный – всеобщий.

Грубыми ошибками, часто встречающимися, к сожалению, в речи современного общества, являются такие сочетания, как самый оптимальный, самый универсальный, очень прекрасный, очень исключительный.
Не применяется указанный выше прием и к прилагательным, которые могут употребляться в разных значениях, переходя при этом из одного разряда в другой. Например, относительное прилагательное золотой (золотой браслет, то есть браслет из золота) становится качественным в сочетании золотой характер (очень хороший характер), притяжательное прилагательное медвежий (медвежья берлога, то есть берлога медведя) приобретает значение качественного в сочетании медвежья услуга («неуклюжая» услуга). Но мы ведь не скажем очень золотой характер или более медвежья услуга!

Упражнение 15. Не пройдите мимо сообщения, которое занимает всего одну строчку в «Теории» (последний абзац на с. 136): суффикс -ий- (-й-) в притяжательных прилагательных легко ошибочно принять за окончание по внешнему сходству между этими морфемами.

Произведите морфемный разбор следующих прилагательных, обосновывая свои действия: синий, синего; заячий, заячьего. *Покажите, в каком слове и где «спрятался» суффикс -й-: _______________.

Упражнение 16. Подготовьте устное сообщение о роли (функциях) имен прилагательных в речи, об их разрядах и группах по значению.

Памятка

1. Посмотрите предыдущие задания, опорные материалы, дополнительные замечания; в случае необходимости обратитесь к параграфам «Теории» и «Практики», соответствующим теме сообщения; продумайте план ее раскрытия; из текстов упражнений подберите примеры.

2. Постарайтесь выделить в своем выступлении то, что считаете особенно важным, интересным, полезным.

3. Ваше сообщение вызовет больший интерес слушателей, если вы сумеете привлечь их к участию в освещении темы вопросами, приглашением привести примеры к тому или иному утверждению, найти нужное место в учебных книгах, дополнить и оценить вашу работу.

4. Возможно, у вас возникли вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить, – сформулируйте их, чтобы предложить классу.

Упражнение 17. Рассмотрите опорный материал на с. 99 «Практики»: как в нем показано, по какому признаку различаются полные и краткие формы имени прилагательного?

Покажите на примерах, что вы умеете различать эти формы.

Упражнение 18. 1. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению? Попробуйте самостоятельно сделать выводы, сопоставляя эти формы в контексте предложений. Правильному ходу рассуждений помогут опорные материалы (ОМ).

1) Ворота на дачном участке были узкие. – Для проезда пятитонки ворота были узки. 2) Максим – здоровый, крепкий мальчик. – Максим уже здоров. 3) Он такой остроумный. – Во вчерашней беседе он был так остроумен.

1) В каких предложениях прилагательное обозначает постоянный признак предмета (лица), а в каких – временный, проявляющийся лишь в определенных ситуациях? Какие формы прилагательного используются в каждом случае?

2) В каких предложениях прилагательное обозначает признак предмета (лица), а в каких – его состояние? Какие формы участвуют в выражении этих значений? Обратите внимание на то, с каким местоимением может сочетаться полное прилагательное (такой остроумный) и с каким – краткое (так остроумен). В первом случае местоимение – определение, а во втором местоимение – обстоятельство.

3) В роли каких членов предложения могут выступать полные прилагательные? Каким членом предложения является краткое прилагательное?

2. Выделите в прилагательных морфему, которая различает их полные и краткие формы.

3. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

Упражнение 19. *Как вы думаете, на основании каких признаков отобраны тексты для данного упражнения? Какой из них вы помните (или выучите) наизусть?

1. Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

(А.Пушкин)

2. Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...

(Ф.Тютчев)

3. Чудная картина,
Как ты мне родна;
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

(А.Фет)

1. Проведите конкурс: 1) Кто полнее ответит на вопрос к упражнению? 2) Кто сформулирует по данным текстам больше заданий, связанных с именем прилагательным? 3) Кто найдет в данных текстах больше орфограмм и правильно их обозначит? 4) Кто увидит больше пунктограмм и сумеет найти экономные способы их объяснения непосредственно в тексте?

2. Заглядывая вперед! Выпишите прилагательные, в которых вы обнаружили орфограммы, в том числе и еще не изученные. (Способы их обозначения посмотрите в «Практике», с. 270, 271.)

Упражнение 20. *Выполняя предыдущее упражнение, вы встретились с двумя формами прилагательного родной. Вас что-то в них заставило задуматься? Что именно?

1. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово родной сохраняло бы значение прилагательного, а в другом отчетливо воспринималось бы как имя существительное.

2. Укажите разряд прилагательного родной______ _____________.

Завершите следующую запись, вставляя недостающие слова: ________________ прилагательные имеют, как правило, __________ и __________ формы. Но из этого правила бывают исключения. К ним относятся, например, _________, вороной, деловой, голубой, усталый.

! Заметьте: в стихотворной речи поэт иногда осознанно допускает отступления от основных норм языка. С одной стороны, этого в некоторых случаях требует размер стиха, а с другой – этим привлекается особое внимание к слову, его значению. И такая «вольность» допускается поэтической этикой. (В прозаической речи писателей тоже встречаются отступления от норм, связанные со словотворчеством или индивидуальным проявлением стиля.)

Упражнение 21. Подготовьтесь к самодиктанту: выберите две стихотворные строфы из упражнения 19, которые вам больше нравятся. Что может вам помочь прочитать их выразительно? Поработайте над орфографией и пунктуацией текста. Запишите стихи по памяти.

Упражнение 22. Внимательно прочитайте начало статьи Д.Э. Розенталя и выскажите предположение, как она будет продолжена.

Существенным элементом речевой культуры является умение правильно ставить ударения. Постановка ударений с отступлением от литературной нормы производит отрицательное впечатление на слушателей.

А теперь продолжите чтение статьи, чтобы проверить правильность своего прогноза или уточнить его.

...Следует проверять правильность ударения в словах, справляясь в словарях, а также полезно ознакомиться с правилами ударения, относящимися к некоторым грамматическим разрядам слов.

Так, многие краткие прилагательные (без суффиксов в основе или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок-) имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, и на окончании в формах женского рода и в формах мн. числа, например: близок, близка, близко, близки; весел, весела, весело, веселы; вреден, вредна, вредно, вредны; светел, светла, светло, светлы... Поэтому неправильным следует считать часто встречающееся произношение правы, глухи, глупы, бледны, сыты и т.п.

1. Поставьте знак ударения в приведенных примерах. Внимательно отнеситесь к работе над словами, которые приводятся как примеры ошибочного произношения кратких прилагательных.

2. Поработайте со словарем: выпишите 10–15 прилагательных в краткой форме, внимательно расставляя знаки ударения. Какими словарями можно воспользоваться? Обменяйтесь результатами своей работы с одноклассниками: прочитайте вслух выписанные слова.

Упражнение 23. Отгадайте загадки. Попробуйте представить отгадки в рисунках.

1) И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

2) Тонка, длинна,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.

3) В работе очень уж горяч,
Рукой дотронешься –
Хоть плачь!

4) Пушистая вата
Плывет куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

1. Какие формы имен прилагательных встретились в текстах загадок?

2. Какие орфограммы имен прилагательных можно повторить на материале загадок? А какие еще орфограммы встречаются? Обозначьте их в тексте.

3. Запишите загадку, в которой обнаружили больше орфограмм. Сверьте свою запись с напечатанным текстом.

Упражнение 24. Какие формы прилагательных использованы в данном ниже тексте?

Мы с Андрюшей были одного роста. Примерно одного возраста. Оба росли здоровыми и энергичными.
Андрюша, насколько я помню, был смелее, вспыльчивее, резче. Я был немного сильнее физически, кажется, чуточку разумнее.

(С.Довлатов)

1. Обозначьте в тексте, как образованы формы сравнительной степени.

2. Подчеркните главные члены в предложениях последнего абзаца.

3. Выпишите словосочетания, в которых главным словом выступает прилагательное. Какие смысловые вопросы можно поставить в них от главного слова к зависимому?

4. Обозначьте в тексте орфограммы. Объясните расстановку знаков препинания. *Какую пунктограмму вы еще не умеете объяснить? Проверьте свое языковое чутье: попытайтесь дать объяснение, а затем проверьте себя по ответу.

Упражнение 25. Для любознательных! О каком исключении из какого правила идет речь в следующем тексте?

Грамматическая категория степени сравнения присуща в русском языке разряду качественных прилагательных. Однако, как и из всякого правила, тут есть исключения. Целые группы качественных прилагательных не образуют степеней сравнения. Это прилагательные абсолютного признака (слепой, пустой, лысый и т.п.), прилагательные, у которых степень качества уже содержится в лексическом значении (злющий, беловатый и т.п.), большинство прилагательных цвета (голубой, коричневый и т.п.) и некоторые другие.

(Б.Норман)

*1. Как вы поняли выражение прилагательное абсолютного признака? Покажите это на примерах из статьи. Попробуйте подобрать свои примеры.

2. Вспомните, в связи с чем мы уже говорили о таких прилагательных.
*Как вы думаете, зачем мы сообщаем вам об этих «исключениях из правил», хотя в ваших учебниках о них не говорится?

Упражнение 26. 1. Вы читали «Денискины рассказы» Виктора Драгунского? Что следует из названия книги: от чьего имени ведется в ней повествование? Какое словосочетание могло бы стать синтаксическим синонимом названия книги и подсказало бы вам ответ на вопрос: к какому разряду по значению относится прилагательное Денискины?

Сравните две схемы:

2. Произведите морфологический разбор словосочетания Денискины (рассказы). Образец разбора см. на с. 304 «Теории».

Упражнение 27. Один из «Денискиных рассказов» называется «Тиха украинская ночь...». Рассказ заканчивается так: «А потом мы (Денис и его друг Миша) расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену». Вопрос: почему хохотали мальчики? Ответить на этот вопрос вы сможете, вспомнив содержание рассказа, если читали его ранее, или познакомившись с предлагаемым ниже выборочным изложением его.

На урок литературы вместо заболевшей учительницы по этому предмету пришла Елизавета Николаевна, преподаватель2 географии3 и естествознания.

Она вызвала к доске Дениса Кораблева, выяснила, что в классе в это время изучалась поэма А.С. Пушкина «Полтава», и попросила мальчика прочитать наизусть отрывок из поэмы. Денис начал читать.

...Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет...

Это было любимое место Дениса в поэме: «Я его, еще когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, ...мне всякий раз почему-то кажется, что я... стою на теплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, ...но все-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и... белую церковку, как она тоже спит и плывет на кудрявом облачке передо мною, а наверху звезды...».

Елизавета Николаевна остановила чтение Дениса и задала вопрос: «Ну-ка, Кораблев, теперь скажи-ка мне, что ты понял из этих стихов?» – «Все. Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все спят». – «Нет... Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! ...Читай дальше!»

А дальше требовалось от ученика объяснить, как он понимает «Прозрачно небо».

«Прозрачно небо» – небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно». – «Эх, Кораблев, Кораблев, – грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. – Ну что ты затвердил: «прозрачно небо», «прозрачно небо». ...А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух... словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо».

В таком же духе шло толкование следующих строк, и Денису уже не хотелось читать дальше. Но зато, когда после урока его друг Мишка, смущаясь, признался, что его любимое стихотворение – про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна...» – Денис «выдал ему “научное” лицо»:

«На севере диком» – этими словами Лермонтов сообщил нам, что сосна как ни крути, а все-таки морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем...». Мишка с испугом глянул на Дениса. А Денис на него. А потом они расхохотались.

*1. Как вы думаете, можно ли было опустить первый абзац текста? Почему в выборочное изложение, для которого отбирается только необходимое, чтобы раскрыть основную мысль, включена картина, возникшая в воображении мальчика при чтении поэтических строк?

2. Какие особенности употребления языковых средств (в частности, прилагательных) в речи разных стилей в юмористической (и даже скорее гротескной) форме показаны в рассказе?

Гротескный – основанный на резких контрастах и преувеличениях, нарушающий границы правдоподобия, причудливо-комический.

3. Выпишите прилагательные 1) из поэтического текста А.С. Пушкина и 2) из «научных» комментариев, сочиненных Денисом к любимым стихам Миши. Произведите морфологический разбор прилагательных.

Комментарии – разъяснительные примечания к какому-либо тексту, критические замечания по поводу чего-либо.

*4. Попытайтесь сделать вывод: какие прилагательные (по значению и форме) чаще используются в художественной речи, а какие – в научной?

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru