Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2004

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Л.С. СТЕПАНОВА,
г. Москва


Как научиться понимать стихи

(Т.А. Злобина, А.А. Малиновский.
Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать
М.: Вербум-М, 2004)

Тамара Александровна ЗлобинаОколо четырех десятилетий Тамара Александровна Злобина (1936 – 2004) редактировала известный всем словесникам журнал «Русский язык в школе». Читатели журнала хорошо знали ее страничку, посвященную любимым стихам. Из этих страничек и родилась книга, которую мы вам представляем.

Книгу Т.А. Злобиной, А.А. Малиновского «Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать» можно раскрыть на любой странице – и живая мысль авторов, воплощенная в точном и выразительном слове, увлечет вас и уже не позволит оторваться.

Тамара Александровна Злобина много лет редактировала материалы журнала «Русский язык в школе», но мало кто знает, что небольшие эссе без подписи, появлявшиеся регулярно на последней странице обложки, а также иногда в конце журнала, принадлежат ей. Именно эти статьи стали основой интересной книги, которую дополнил своими разработками и окончательно сформировал сын Злобиной Александр Александрович Малиновский: Тамаре Александровне не довелось завершить начатое.

Книга представляет собой учебное пособие для школы, посвященное анализу поэтического текста. Именно это направление работы сейчас вызывает наибольшие трудности: дети мало читают стихи, плохо их понимают, а те, кто читает и чувствует поэзию, порой не в состоянии выразить свои переживания словами. Учителя же часто не знают, как подойти к стихотворному тексту, как сделать его доступным для школьников, как научить говорить о нем. Поэтому появление материалов, помогающих решить эти проблемы, действительно актуально.

Пособие обращено к широкому кругу читателей: и учителям-словесникам, и ученикам, которые хотят улучшить оценки по литературе или надеются хорошо сдать выпускные экзамены, и школьникам, решившим связать свою жизнь с филологией, но прежде всего, конечно, всем тем, кто по-настоящему зачитывается стихами. Обучение пониманию поэзии в книге происходит удивительно тактично и тонко: через увлекательную эвристическую беседу, через диалог с умным и любознательным читателем. Авторская интонация искренна и доверительна, авторы делятся своими наблюдениями, размышляют вместе с читателем, постепенно и незаметно подводя его к логическим выводам и помогая выразить эмоциональные впечатления.

Т.А. Злобина, А.А. Малиновский. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать М.: Вербум-М, 2004

Это не обычная учебная книга – в ней нет менторского тона и традиционных упражнений. Однако это не означает отсутствия методической базы – наоборот, современные методические приемы используются в совокупности, искусно чередуются и сочетаются. Например, медленное (построчное, пословное чтение) сочетается с лексико-фонетическим анализом, с лингвистическим экспериментом, с заданиями сопоставительного характера.

Авторы от статьи к статье ведут кропотливую и постепенную лексическую работу, побуждают читателей задумываться над внутренней формой слов (например, авторских неологизмов графа Хвостова или Игоря Северянина), обращаться к словарям – толковым, этимологическим, литературоведческим (например, в рубрике «Подумайте и ответьте»). Читатель обнаруживает, что значение слова в поэтическом произведении далеко не всегда полностью совпадает со словарным, что лексическое наполнение слова, его эмоциональная окраска зависят и от интонации, и от места в строке, и, конечно же, от контекста. В качестве интересных примеров здесь можно привести замечания о лексике произведений А.К. Толстого, тютчевских или некрасовских стихов (о словах горними... небесами; о сочетании слезы людские; о глаголе грусти, существительном осень и др.).

Рубрика «Слово одно-единственное» предлагает еще одну форму лексической работы – восстановление пропущенного в стихотворной строке слова. У таких заданий несколько целей: во-первых, они будят творческое воображение, вносят в занятия элементы игры, во-вторых, развивают чувство слова и чувство ритма, в-третьих, вынуждают учеников обратиться к стихам, найти книгу, прочесть, чтобы проверить себя, а следовательно, побуждают к чтению стихов (ведь где одно, там и другое произведение того же автора).

Все эти приемы помогают выработать внимание к слову, к его точному и глубокому пониманию, приучают школьников не скользить взглядом по строкам, а читать вдумчиво, пытливо.

Работа над поэтическим словом в пособии не ограничивается только анализом лексики. Авторы раскрывают понятие стихотворной интонации, ритмики стиха, проводят наблюдения над звуковым строем поэтической речи. Фонетика стиха, например, удивительно чутко «услышана» и проанализирована в статьях о стихотворении Ф.И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские...» и о стихотворении А.А. Фета «Я тебе ничего не скажу...». Эти статьи, на наш взгляд, вообще могут служить образцом блестящего анализа поэтического текста, в том числе и образцом точности и изящества авторской речи.

Разумеется, работа над стихотворением была бы неполной, если бы авторы не обращались к анализу морфологических форм (особенно глагольных) и поэтического синтаксиса (например, в статьях о стихах А.К. Толстого и А.А. Фета).

Таким образом, можно говорить о продуманной, методически обоснованной системе работы с поэтическим текстом: от текста, его первоначального прочтения – к слову, а от слова, его лексического значения, его звуковой оболочки и морфологических признаков – к словосочетанию и предложению – и затем к фрагменту текста и к тексту в целом. Понятно, что основой этой работы становится лингвистический анализ, но в нее органически входит и литературоведческий анализ, то есть предлагаемое пособие носит интеграционный характер, естественным образом объединяя два предмета – русский язык и литературу. Ученики смогут понять: трудности восприятия поэтического текста преодолимы, если изучать языковые особенности этого текста. Следовательно, усилится мотивация учащихся к изучению русского языка.

Кроме того, содержание пособия, выбранный авторами круг поэтов и их произведений, несомненно, расширят литературный и культурный кругозор старшеклассников. Помимо известных имен А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, И.Бунина, А.Блока, В.Маяковского, В.Набокова, Н.Заболоцкого, М.Цветаевой, Б.Пастернака, А.Ахматовой, ученики встретят и малознакомые – П.Вяземского, Е.Баратынского, А.К. Толстого, Игоря Северянина, К.Павловой, Я.Полонского, М.Волошина. Расположенные в хронологической последовательности, статьи об их произведениях создадут у детей представление о характере всей русской поэзии на протяжении почти двух веков и расскажут об особенностях стиха каждого поэта. А из рубрики «Знаете ли вы, что...» юные исследователи почерпнут немало интересных сведений из области как теории, так и истории стихосложения.

Несмотря на то что книга принадлежит перу двух авторов, ее отличает единство – как стилистическое, так и методическое и концептуальное. Далеко не все могут действительно научить не только понимать и анализировать стихи, но и чувствовать их. Тамара Александровна Злобина обладала этим редким даром и, очевидно, передала его и своему сыну Александру Александровичу Малиновскому. Пособие получилось интересным, насыщенным, содержательным.

Его особенности и достоинства подробно раскрыты во вступительной статье Т.М. Пахновой, написанной очень основательно и в то же время тепло, с чувством благодарности и уважением к памяти Тамары Александровны.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru