МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Н.А.ШАПИРО
Полезные мелочи
...Ответы просты
Людмила Григорьевна Суханова из
Екатеринбурга поделилась с нами своими
размышлениями о том, как обычно в школе проходит
изучение членов предложения и как сделать этот
процесс более эффективным и веселым.
Знакомство с темой происходит обычно в начальной
школе, и пока дети знают названия только главных
членов предложения, они без особого труда
справляются с заданиями: отличают подлежащее от
сказуемого, а главные члены предложения от
второстепенных. А вот позже возникают сложности:
не сразу удается запомнить, чем отличается
определение от обстоятельства, а дополнение от
подлежащего. Чтобы облегчить выполнение этой
задачи, разучим с детьми немудрящие стишки о
второстепенных членах предложения. А если еще
записать эти стишки в тетрадь для правил,
используя различные цвета и обозначения, то
можно не сомневаться: признаки разных членов
предложения запомнят даже те наши ученики, у кого
обычно не слишком хорошо обстоят дела с теорией,
кто привык больше доверять зрительной памяти и
образному мышлению.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
На
вопросы где?, куда?,
Как?, откуда? и когда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Лепестки ромашки
Написала Людмила Григорьевна и о
трудностях другого рода: даже помня признаки
членов предложения, дети нередко путают члены
предложения и части речи. Если нарисовать в
тетради ромашку с пятью лепестками и подписью
«Члены предложения», это, считает учительница,
поможет ученикам.
Разумеется, на каждом лепестке надо написать
название члена предложения. Пять лепестков –
пять членов предложения. А ведь частей речи
значительно больше! Ромашка напомнит количество
членов предложения и весь их список. И ребенок не
будет пытаться невпопад произносить слова наречие
или существительное вместо обстоятельство
или подлежащее.
|