Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2004

Я ИДУ НА УРОК

Т.А.ШТЫРЛЯ,
г. Курган


Разговор о времени

Интегрированный урок

5-й класс

Тема: «Синтаксис и пунктуация».

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по пунктуации, умение ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте. Акцентировать внимание на взаимоотношениях человека и времени. Познакомить с историей календаря.

ХОД УРОКА

1. Почему Новый год приходит 1 января? Почему месяц называется ноябрем? И кто вообще дал название месяцам? И как в жизни связаны человек и время? Постановка темы и цели урока.

2. Работа с эпиграфами.

А) Прекрасная роза, что вчера расцвела,
Сегодня поблекла, а завтра увянет.

Посмотрите на розу.

Она действительно прекрасна, но недолговечна. Все вещи и события имеют свой адрес во времени. Они существуют не только где-то, но и когда-то. Время сочетает в себе мгновение и вечность. Беззвучно и непрерывно струится время, и нельзя его остановить или задержать.

– Посмотрите на второй эпиграф к уроку:

Б) И поступь, и голос у времени тише
Всех шорохов, всех голосов.

3. Работа с текстом. Положите перед собой текст, прочитайте его про себя. Озаглавьте.

– Читаем выразительно вслух.

Что такое время? Еще древние мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно существует как бы повсюду – любое событие протекает во времени, да и жизнь наша тоже...
Но если немножко задуматься, то мы окажемся перед Великой Тайной Времени. И тогда уж возникнет не один, а целое море вопросов.
Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду?
Древние мудрецы говорили: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Между первым и вторым разом пройдет какое-то время – и та вода, в которую вы входили в первый раз, просто утечет. В реке уже будет новая вода, а значит, и сама река будет уже другой.
Так и с временем. Оно течет повсюду и постоянно. И эта секунда больше уже никогда не повторится. Можно сколько угодно раз очутиться в том самом месте, но оказаться там в то же самое время никак невозможно. И все потому, что время течет только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону.

(С.Тимохин)

– Почему я назвала прочитанное текстом?

  • Состоит из нескольких предложений.

  • Есть единая тема и основная мысль.

  • Существует смысловая и грамматическая связь: порядок предложений, повторяющиеся слова, меняется порядок слов.

– Сколько частей в тексте?
– Назовите вопросительное предложение.
– Приведите пример повествовательного предложения.
– Назовите предложение с прямой речью.
– Расскажите о знаках препинания при прямой речи.
– Запишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (то, ради чего мы говорим или пишем).

4. Время течет повсюду и постоянно. (Составьте схему простого предложения.)

– Но его движение можно почувствовать, ощутить, передать в звуках, и лучше всего это делает музыка.
Представьте себе движущийся поезд. Вот стою я рядом с железнодорожным полотном и ощущаю на своем лице движение. Все быстрее и быстрее! Я чувствую, как вместе с частицами воздуха мчится сквозь меня время. Мгновение – и поезд уже далеко. Где-то затихает стук вагонных колес, и благодатная тишина сменяет безумный грохот.

5. Слово учителю музыки. Представление музыкального отрывка из оратории «Время, вперед!» Г.Свиридова.

6. В разговор вступает учитель астрономии.

– Можно придумать меры длины, денежные знаки: рубли, доллары, но основные меры времени даны природой и от нашей воли не зависят.

а) Демонстрация прибора: смена дня и ночи, времен года, астрономический год.

– В древности положение Солнца на небе служило человеку указателем времени. По Солнцу ориентировались и в пространстве, и во времени. Видимое движение Солнца по небу позволило человеку отмерять почти равные промежутки времени. Сама природа дала основные меры времени: сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период обращения Земли вокруг Солнца. С движением Земли связано изменение вида звездного неба в течение суток и в течение года. Созвездия по-разному видны в разное время в разных местах на Земле, поэтому люди научились ориентироваться в пространстве и отмерять время по звездам. На различных меридианах время разное, т.е. полдень наступает не одновременно, а люди, живущие в разных местах, связаны между собой: поезда, самолеты должны приходить по расписанию. Природа разделила сутки на две части: день и ночь. Новый день начинается на востоке нашей страны. А Новый год первыми встречают жители Чукотки. Полный оборот вокруг своей оси, т.е. поворот на 360°, земной шар совершает за 23 часа 56 минут 4,1 секунды, т.е. приблизительно за 24 часа, или за сутки. Самые длинные и самые короткие дни в году называются днями летнего и зимнего солнцестояния. Эти дни выпадают на 22 июня и 22 декабря. Два дня в году – 21 марта и 23 сентября – день равен ночи. Это точки весеннего и осеннего равноденствий. Движение Земли по орбите вокруг Солнца человек мог бы наблюдать, если бы на Солнечную систему смотрел со стороны. Например, с какой-нибудь звезды. Находясь на вращающейся Земле, мы наблюдаем видимое движение Солнца и других светил по небу.

б) Очень трудно было разработать календарь (для примера – Робинзон Крузо).
в) От солнечных часов ® к атомным (самым лучшим). Служба времени.

7. Учитель русского языка. Посмотрите на таблицу «Единицы времени». Словарная работа: написание слов (секундомер, сиюминутный, сейчас, среднесуточный, двухнедельный, годовщина, увековечить).

– Составим предложение. Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век – это единицы времени. (Анализ предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.)

8. Известно нам, что час невозвратим,
Что нет ни дням, ни месяцам возврата,
Но круг календаря и циферблата
Мешает нам понять, что мы летим.

– Мы привыкли, что часы нам помогают определить время. (Проверяем индивидуальную работу учащихся.)

I. Бывают часы песочные –
Точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке у стекла,
Так и минутка истекла!

(Э.Котляр)

– Назовите грамматические основы: часы бывают песочные, песчинки текут, секунды бегут, песчинки собрались, улеглись, минутка истекла.

II. – Читайте второе задание.
Есть и солнечные часы –
Всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывают на площадях,
На лужайке, в саду –
У солнышка на виду!

(Э.Котляр)

– Назовите сложносочиненное предложение.
– Предложение с однородными членами.
– Читаем третье задание.

III. Одним из самых древних приборов для измерения времени были водяные часы. В Греции их использовали примерно 2300 лет назад. Вода в этих часах медленно и равномерно вытекала из сосуда. Были часы масляные. Делали часы башенные. Это были предки наших современных часов. Много позднее появились часы карманные, ручные, настольные, стенные. Теперь часы стали самой обыкновенной вещью в любой семье.

– Найдите однородные члены предложения.

9. Составьте предложение с однородными членами и обобщающим словом о часах. Какие часы бывают?

Часы бывают разные: водяные, масляные, башенные, карманные, ручные, настольные, стенные.

– Объясните знаки препинания при обобщающем слове.
– Часы составляют сутки, недели, месяцы, годы.
– А почему 7 дней в неделе?

10. Учитель открывает первую запись на доске.

– Древние астрономы знали семь планет: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Луну и Солнце. Иллюстрация (из таблиц по истории): «Древние астрономы».

Задание. Расставьте знаки препинания. Повторение – имена собственные.

Слово учителя.

– Да, древние причисляли Солнце и Луну к планетам, т.к. считали, что они движутся по своим путям, отличным от звезд. Насчитав 7 планет, люди и число 7 провозгласили священным.
Вспомните пословицы и поговорки, доказывающие, что это суеверие сохранилось и в наши дни.

Семь раз отмерь, один отрежь; Семь пятниц на неделе; Семь бед – один ответ; У семи нянек дитя без глазу; Семеро одного не ждут и т.д.

– Вот откуда, из какой древности, идет наша 7-дневная неделя – седмица.
Посмотрите на таблицу: название дня недели – планета, управляющая этим днем.
С востока неделя в первом веке нашей эры пришла в Европу и до сих пор во всех европейских языках есть дни, которые названы именами римских и других языческих богов: понедельник – день Луны, вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна, воскресенье – день Солнца.

(Возможно выступление учителя иностранного языка. Работа над произношением слов – названий дней недели.)

11. За долгие века ученые узнавали новые астрономические данные и записывали их, чтобы разработать календарь. Записываем предложения.

К нам наш календарь пришел из Древнего Рима, где год начинался с марта месяца.

– Найдите грамматические основы.
Определите, какое это предложение.
Составьте схему

[    ],  (где)  –  СПП

Год состоял из двенадцати месяцев, потому что в Риме астрономы насчитывали 12 созвездий.

[    ], (потому что)  –  СПП

Слово учителя.

– Многие из этих созвездий вы знаете: Рак, Водолей, Овен, Рыбы, Козерог, Стрелец, Скорпион и т.д. Мы называем их сейчас знаками зодиака.

12. А как же называли древние римляне месяцы? Открываю таблицу.

1. Мартиус
2. Априлис
3. Майус
4. Юниус

5. Квинтилис
6. Секстилис
7. Септембер
8. Октобер

9. Новембер
10. Децембер
11. Януариус
12. Фебриус

Графический диктант (определите вид предложения: простое, сложное, допишите буквами-обозначениями).

1. Бог войны Марс дал имя первому месяцу, в это время начинались полевые работы. (БСП)
2. Месяц, когда раскрываются почки на деревьях, назвали апрелем. (СПП)
3. Майя – богиня весеннего расцвета, и весеннему месяцу дали такое же имя. (СПП)
4. Июнь назван в честь богини плодородия Юноны, потому что в это время закладывается основа будущего урожая. (СПП)

– Самые суровые зимние месяцы получили название тоже по именам богов. Но в 45 году до н.э. Юлий Цезарь изменил календарь.
Кто же он такой?

Цезарь Гай Юлий Цезарь (Caesar) Гай Юлий (102 или 100–44 до н.э.), римский диктатор в 49, 48–46, 45, с 44 – пожизненно. Полководец. Начал политическую деятельность как сторонник республиканской группировки. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей (диктатора, консула и т.п.), стал фактически монархом. Убит в результате заговора республиканцев. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря (юлианский календарь). С правлением Цезаря, установившего режим единоличной власти, связаны последние годы Римской республики. Имя Цезаря было превращено в титул римских императоров; впоследствии от него произошли русские слова царь, кесарь, немецкое кайзер.

А.Л. Смышляев

13. Выступление учителя истории:

А) Кто такой Ю.Цезарь?
Б) Личность императора, его судьба.
В) Вклад в создание календаря.

14. Продолжение графического диктанта.

5. Начало года Цезарь перенес на январь, и двуликий Янус, давший название январю, мог обозревать год прошедший и будущий. (ССП)
6. Бог смерти Фебруо олицетворяет самый короткий месяц года, сейчас он насчитывает 28 и 29 дней. (БСП)
7. Март стал третьим месяцем, и его теперь называют началом весны. (ССП)
8. Сентябрь, который по счету обозначает семь, стал девятым месяцем. (СПП)
9. Октябрь из восьмого стал десятым, а ноябрь из девятого стал одиннадцатым. (ССП)
10. Только пятый месяц – квинтилис – был назван по имени Юлия Цезаря – июлем, но теперь по счету он стал седьмым. (ССП)

– Магическая семерка!

Октавиан АвгустАвгуст (Октавиан Август, лат. Augustus; с рождения Гай Октавий) (23 августа 63 г. до н.э., Рим – 19 сентября 14 г. н.э., Нола), римский император с 27 г. до н.э., внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании. Победой в 31 г. до н.э. над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны (43–31 гг. до н.э.), начавшиеся после смерти Цезаря; сосредоточил в своих руках власть, сохранив, однако, традиционные республиканские учреждения; этот режим получил название принципат. Позднее термин Август (лат. «возвеличенный богами») приобрел значение титула императора.
Август покорил больше стран и народов, чем все остальные императоры, вместе взятые, и под конец жизни объявил, что подчинил власти римлян «весь круг земель».
Укрепляя государственный аппарат, Август создал постоянную армию, полицию и бюрократию. Важнейшим инструментом его политики стала государственная пропаганда, которую он использовал более планомерно и эффективно, чем любой другой правитель Древнего мира. Он вел себя как образцовый гражданин «восстановленной республики», контролируя каждый свой поступок и каждое слово, первым начал выступать с речами «по бумажке», чтобы не сказать чего-нибудь лишнего.
Время Августа – золотой век римской поэзии. Вергилий и Гораций, прославлявшие «восстановленную республику» и ее «первого гражданина», пользовались постоянным вниманием Августа и покровительством его близкого друга Мецената. Август выступал перед согражданами в образе реставратора древних суровых и чистых нравов и древнего благочестия, как основатель нового «золотого века». Однако в конце своего правления Август, не объясняя причин, навсегда изгнал из Рима одного из величайших римских поэтов Овидия. Утвердившийся при Августе политический строй оказал глубокое воздействие на последующую историю европейской цивилизации.

А.Л. Смышляев

15. Следующим реформаторам календаря был Октавиан Август.

Выступление учителя истории:

А) Историческая справка об Октавиане Августе.
Б) Август узаконил високосный год, помогающий более точному исчислению времени.
В) Ввел свое имя в календарь, он же самовольно удлинил свой месяц, отняв день у февраля, теперь у нас июль и август, находясь рядом, имеют по 31 дню.

Слово учителя русского языка.

– И теперь наш календарь таков, каким вы его видите. Есть в нем свои достоинства и свои недостатки. Быть может, кто-то из вас посвятит свою жизнь усовершенствованию календаря.

16. Ну а время?

– Время не зависит от календарей, оно течет постоянно и непрерывно. И, подобно живым цветам, расцветает человек, живет свою короткую жизнь, старится и умирает, так и не успев понять, что такое время, и не научившись беречь его. Как важно не потратить отпущенное тебе время жизни попусту.

Бегущая минута незаметная
Рождает миру подвиг или стих.

17. Советы психолога.

Остановить бы время, отдышаться,
Не торопясь подумать обо всем.
Кто мы такие, чтоб на свет рождаться?
Зачем пришли и для чего живем?

(В.Тарасов)

– Напишите сочинение-миниатюру «Что значит беречь время?». Чтение 2–3 работ.

18. Учитель русского языка: подведение итогов.

– Мне приятно, что вы учитесь беречь время. Время станет вашим другом, вы будете успевать все.

Домашнее задание: объясните знаки препинания; обозначьте грамматические основы.

– А вот как об этом сказал С.Я. Маршак (плакат на доске).

Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Бывают у него застои.
И иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое –
Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгими минутки
И очень краткими часы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru