Я ИДУ НА УРОК
Б.Р. МАНДЕЛЬ,
г. Норильск
Однокоренные слова и формы слов
5-й класс
Мы делаем одно дело, мы любим наших
учеников, любим наш язык и предмет...… Так давайте
передадим наши знания и нашу любовь всем, кому
сможем…...
Наблюдая из года в год за речью
учеников, я пришел к неутешительному выводу. Мои
ученики, круг языкового общения которых
ограничивается одноклассниками, семьей и
текстами, произносимыми героями компьютерных
игр, уже с трудом понимают значение некоторых
самых обычных и вроде вполне понятных слов.
Отсутствие лингвистического слуха, неумение
определить значение слова, неумение
вслушиваться в звучание, различать окраску слов
заставляет меня уделять самое пристальное
внимание работе по изучению лексики во всех
классах средней общеобразовательной школы.
Предлагаю вашему вниманию урок,
посвященный началу работы над однокоренными
словами и формами слов. Для пятиклассников
обычной школы этот урок очень важен, так как не
только вводит в мир лексического богатства
языка, но и расширяет кругозор да в конце концов
просто привлекает их еще больше к нашему
предмету, к нашему уроку... Материал для урока мы
найдем в наших стандартных учебниках (я сам с
удовольствием продолжаю пользоваться учебником
под ред. Т.А. Ладыженской и др.).
Цель урока: продолжить
знакомство с основными морфемами языка и их
ролью в процессе образования слов; научить
определять значащие части слова; научить
отличать однокоренные слова от форм слов;
развивать логическое мышление учеников,
расширять их кругозор; учить любить свой родной
язык.
ХОД УРОКА
I. В начале урока рекомендую, как я и
сам делаю часто, провести словарный диктант
(подбор слов не случаен, выбор их вы можете
варьировать):
водитель, предводитель, водник,
подводник, водопровод, проводник, переводчик,
водопроводчик, водяной, шофер, водоросли, свод,
водовоз, поводок, уводить, проводы.
Слова записываются на доске и в
тетрадях. Работа должна проходить быстро
(разумеется, с необходимыми паузами в случае
ошибок в написании).
После этого проходит беседа – опрос
учащихся по следующему плану:
а) объясните значения слов;
б) взаимопроверка под послоговую диктовку
учителя;
в) расскажите об этих словах с точки зрения лексики
(общеупотр., заимств., многозначн., переносн. и
пр.);
г) вопрос: нет ли здесь лишнего слова (шофер),
почему? (Дети достаточно быстро находят это
слово);
д) найдите и отметьте корни всех этих слов;
е) будут ли все эти слова родственными?
ж) отметьте буквой а слова с одним корнем и
буквой в – с другим.
Многообразие ответов детей просто
поражает, поэтому очень важно управлять беседой,
не терять ее нити, точно подводить их к
собственным формулировкам темы урока.
II. Запись на доске и в тетрадях
названия темы урока:
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВ
Первый же наш вопрос очень важен для
хода дальнейшей работы:
Какие навыки нужны нам, чтобы работать с этой
темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Речь
идет об условных обозначениях частей слова.)
Нарисуйте на доске и в тетрадях условные
обозначения:
Для чего же служат части слова? (Еще один важный
вопрос на повторение известных ученикам
сведений.)
приставка --> образование новых
слов
корень --> образование новых слов (а как
будут называться такие слова?)
суффикс --> образование новых слов
основа --> образование слов
окончание --> образование форм слов.
Какая часть слова самая главная,
по-вашему? (Правомерен ли этот вопрос?)
Итак, мы знаем, что у слова (с точки
зрения лексики) есть два значения: лексическое и
грамматическое. Так что же меняется и что
остается одним и тем же у однокоренных слов и
форм слова? (У однокоренных слов меняется
лексическое значение, а у форм слова меняется
только грамматическое значение!!!)
Так что же конкретно меняется у
форм слова?
– Род, число, падеж и пр.
III. Закрепление. Тренировочные
упражнения.
Вот мы сейчас беседовали с вами о
значащих частях слова, о формах слов. Ответьте на
вопрос: с чем можно их сравнить? Я попрошу вас
посмотреть в окно... Есть ли здесь аналогия? (Формы
домов, люди, их одежда, машины, деревья и их корни
и т.д. Фантазия ребят очень бурно проявляется во
время этой работы.)
Найдите и запишите слова на
«осеннюю» тему (если урок проводится не в другое
время года).
а) Прочитайте слова;
б) найдите друг у друга однокоренные слова и
формы слов;
в) определите самое забавное или самое
неожиданное слово (конкурс на самое точное
осеннее слово, на самое смешное, на самое «умное»
и т.д.);
г) составьте по одному простому предложению со
своим словом.
В качестве закрепления полученных
сведений можно предложить вполне традиционную
работу с нашим учебником.
IV. Работа с учебником.
Упр. 358. Прочтите задание.
Разделите лист на 2 части (строки на 3).
Выпишите в одну часть однокоренные слова, в
другую – формы слов (пропущенные буквы
подчеркните, обозначив корни и части слов, где
была пропущена буква).
(Учитель рисует на доске «ведра» или
квадраты и пр.)
Можно ли слова из маленьких
«ведерочек» (квадратиков) поместить в одно
большое «ведро» (квадрат)?
Ответ аргументируйте.
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
1. Какие слова можно назвать
однокоренными?
2. Что такое формы слов?
3. В чем между ними разница?
4. Что меняется и не меняется у однокоренных слов
и форм слова?
Работа с рисунками.
1. Если бы я сказал, что здесь
нарисованы слова, то какие бы они были с точки
зрения нашей темы? (Однокоренные, разные слова.)
2. Рисунок может быть и таким:
3. А это что за слова? (Формы.)
Что у них изменилось? (Падеж, число,
род.)
Можно попросить детей придумать самим
иллюстрации к изучаемому материалу (если хватит
времени, то на уроке, если нет, добавим это к
домашнему заданию).
VI. Задание на дом: 1. § 58. 2. Упр. 359.
Как видите, используются и
традиционные, и не совсем традиционные формы и
методы работы. Буду очень рад, если моя статья
поможет вам и даст толчок вашей фантазии и
творчеству.
|