Я ИДУ НА УРОК
Т.В. СТАРКИНА,
пос. Правохеттинский,
Надымский р-н,
Ямало-Ненецкий автономный округ
КА-НИ-КУ-ЛЫ!
Имена существительные, имеющие
форму только множественного числа
5-й класс
Цели урока:
– иметь представление о значении форм
числа имени существительного;
– уметь правильно образовывать трудные формы
множественного числа;
– учиться точно, уместно, целесообразно
использовать существительные в речи.
Дидактический материал урока будет
содержать материал, объединенный темой
«Каникулы».
ХОД УРОКА
I. Словарно-орфографическая работа.
Загадка
Конфетно-мандаринное,
Такое необычное,
Пломбирно-земляничное,
Печенно-пирожковое,
Коньковое, снежковое –
Любимее всех слово.
(Рома Иванов)
Учитель. Каникулы... Наверное,
нет на свете школьника, который бы не любил
каникулы. А вот происхождение этого слова знают
далеко не все. Если перевести его с латыни на
русский язык, то получится... «собачка», «щенок».
Каникулой древние римляне называли Сириус –
самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В
самые жаркие дни (с середины июля до конца
августа) Солнце проходило через это созвездие.
Тогда делали перерыв в занятиях, наступали
каникулы.
Слово перешло в русский язык и тоже означает
перерыв в занятиях. Но уже не только летом. Бывают
осенние, зимние, весенние, летние каникулы.
каникулы
каникулярный
Каникулы, -ул. Перерыв в занятиях (в
учебных заведениях; в некоторых странах также в
работе парламента) на праздничное или летнее
время.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.
Толковый словарь русского языка)
II. Объяснение нового материала.
1. Чтение стихотворения А.Барто
«Каникулы».
– Вам понравилось стихотворение?
– Какова его главная мысль?
(Каникулы – свободные деньки.)
2. Синтаксический разбор предложения:
Каникулы – свободные деньки!
Задание. Объясните постановку
тире между подлежащим и сказуемым.
3. Краткая беседа по теме.
– Укажите число существительного каникулы.
– Можно ли слово каникулы употребить в форме
единственного числа?
– Какой делаем вывод?
В русском языке есть
существительные, которые имеют форму только
множественного числа.
Они могут обозначать:
Парные и составные
предметы |
Игры, действия,
процессы |
Масса, вещество |
Отрезки времени |
бутсы ножницы очки |
жмурки
переговоры
выборы |
дрожжи
чернила
макароны |
сумерки
будни каникулы |
–
Итак, каникулы... Чем мы занимаемся на каникулах?
– Отдыхаем, спим, гуляем, играем...
– Вот мы сейчас и поиграем...
III. Закрепление изученного.
1. Продолжите ряд слов...
Первая команда:
Парные и составные предметы: весы,
вилы, качели, салазки, счеты, кусачки, носилки,
очки, ножницы, джинсы, брюки, штаны...
Вторая команда:
Игры, действия, процессы: Хлопоты,
побои, заморозки, жмурки, горелки...
Третьяя команда:
Отрезки времени: сумерки, сутки,
каникулы...
2. Кроссворд (ключевое слово каникулы).
Учитель дает лексическое значение
слов. Ученики отгадывают.
– Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые
специально обработали и хранят в плотно закрытой
банке, – консервы.
– Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе,
а также то, чем закрывают это отверстие, – ворота.
– Металлические или бумажные знаки, которыми
платят за что-нибудь, – деньги.
– Приспособление, употребляемое для того, чтобы
лучше видеть или защитить глаза от чего-либо, – очки.
– Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть
туловища до талии, – брюки.
– Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки.
– Специальная жидкость, которой пишут, – чернила.
(Запишите слово чернила в словарик.)
– Прибор для определения времени – часы.
IV. Подведение итогов.
Делается вывод о существительных,
которые имеют форму только множественного числа.
Домашнее задание. Напишите
сочинение-миниатюру «Каникулы – это...».
|