Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2004

Я ИДУ НА УРОК

Т.В. СТАРКИНА,
пос. Правохеттинский,
Надымский р-н,
Ямало-Ненецкий автономный округ


КА-НИ-КУ-ЛЫ!

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

5-й класс

Цели урока:

– иметь представление о значении форм числа имени существительного;
– уметь правильно образовывать трудные формы множественного числа;
– учиться точно, уместно, целесообразно использовать существительные в речи.

Дидактический материал урока будет содержать материал, объединенный темой «Каникулы».

ХОД УРОКА

I. Словарно-орфографическая работа.

Загадка

Конфетно-мандаринное,
Такое необычное,
Пломбирно-земляничное,
Печенно-пирожковое,
Коньковое, снежковое –
Любимее всех слово.

(Рома Иванов)

Учитель. Каникулы... Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится... «собачка», «щенок».
Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.
Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях. Но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.

каникулы
каникулярный

Каникулы, -ул. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в некоторых странах также в работе парламента) на праздничное или летнее время.

(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

II. Объяснение нового материала.

1. Чтение стихотворения А.Барто «Каникулы».

– Вам понравилось стихотворение?
– Какова его главная мысль?
(Каникулы – свободные деньки.)

2. Синтаксический разбор предложения: Каникулы – свободные деньки!

Задание. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.

3. Краткая беседа по теме.

– Укажите число существительного каникулы.
– Можно ли слово каникулы употребить в форме единственного числа?
– Какой делаем вывод?

В русском языке есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Они могут обозначать:

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Масса, вещество

Отрезки времени

бутсы ножницы очки

жмурки
переговоры
выборы

дрожжи
чернила
макароны

сумерки
будни каникулы

– Итак, каникулы... Чем мы занимаемся на каникулах?
– Отдыхаем, спим, гуляем, играем...
– Вот мы сейчас и поиграем...

III. Закрепление изученного.

1. Продолжите ряд слов...

Первая команда:

Парные и составные предметы: весы, вилы, качели, салазки, счеты, кусачки, носилки, очки, ножницы, джинсы, брюки, штаны...

Вторая команда:

Игры, действия, процессы: Хлопоты, побои, заморозки, жмурки, горелки...

Третьяя команда:

Отрезки времени: сумерки, сутки, каникулы...

2. Кроссворд (ключевое слово каникулы).

Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.

– Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке, – консервы.
– Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие, – ворота.
– Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь, – деньги.
– Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо, – очки.
– Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии, – брюки.
– Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки.
– Специальная жидкость, которой пишут, – чернила.
(Запишите слово чернила в словарик.)
– Прибор для определения времени – часы.

IV. Подведение итогов.

Делается вывод о существительных, которые имеют форму только множественного числа.

Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Каникулы – это...».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru