Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2004

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ

Газета «Русский язык» не раз писала о новом типе учебника по русской филологии, создаваемого авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник (см. № 14/2002). В этом году ( № 6, 7, 8/2004) мы опубликовали главу «Имя числительное». Предлагаем читателям еще один фрагмент из нового учебника для 7-го класса, посвященный деепричастию.
Главная задача курса «Русская филология» – пробуждение у школьников любви и интереса к русскому языку, воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью. Идея культуры, обогащения интеллектуального фонда учащихся – одна из приоритетных в учебниках этого авторского коллектива.

Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ,
С.М. БОНДАРЕНКО, Н.А. БОРИСЕНКО


Деепричастие.
Обособляемые обстоятельства, выраженные деепричастиями и  деепричастными оборотами

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

Неумение выделить при письме деепричастие и деепричастный оборот – хроническая болезнь, от которой многие школьники не могут избавиться на протяжении всего срока обучения. К этой теме приходится неоднократно возвращаться каждый год. Поэтому мы предлагаем материал как для первого знакомства с деепричастиями и деепричастными оборотами, так и для дальнейшего их повторения при изучении обособленных членов предложения.

Наверное, вы обратили внимание, что названия некоторых лингвистических терминов в русском языке вовсе не случайны. Они несут определенный смысл и тем самым помогают понять их содержание.

Помните: один из главных членов предложения называется сказуемым потому, что он сказывает, сообщает что-то? Составное глагольное сказуемое обычно составлено из двух глаголов. Сослагательное наклонение говорит о том, что глагол в форме этого наклонения со-слагается, то есть складывается, соединяется, из двух частей (вспомните, каких именно). А в названии другого глагольного наклонения так и слышится главный его смысл – повеление, то есть требование, приказ или просьба.

Или возьмем названия частей речи. Почему имя прилагательное так называется, догадаться легко. Оно прилагается к существительному.

А как вы думаете, почему имя существительное называется именно существительным, а не как-нибудь иначе? Оказывается, раньше, когда в науке не было общего критерия разделения слов на части речи, существительным называли все то, что существует. Конечно, вы понимаете, что сейчас это уже не так. Существительными являются в русском языке не только слова, обозначающие предмет в его обычном, нелингвистическом понимании (стол, окно, кактус), но и слова с лексическим значением действия (чтение, бег, ходьба) или признака (синь, желтизна, рань). А еще к существительным относятся слова, которые называют то, чего никогда не бывает: леший, русалка, кикимора...… Но название существительное осталось. Оно относится к словам с грамматическим значением предметности, изменяются по падежам и числам.

А теперь попробуем проникнуть в смысл нового для вас слова – деепричастие. Когда-то (этимологически) оно было составлено из двух частей: дее- и причастие. Давайте разберемся в смысле каждой части. Вы знаете такие слова, как действие, действующий, дееспособный (способный действовать). А что обозначает дее- (дей-)? Ясно, что смысл всех этих слов связан с действием, а значит, с глаголом.

Точно так же разберемся со второй частью – причастием. Одно из значений этого слова (на него указывает В.И. Даль) – это причастность, связь, зависимость. Соединим эти две части – дее- и причастие. Получается, что деепричастие причастно к действию. Сейчас вы сами убедитесь в этом, читая следующий параграф.

1. Перескажите этот текст. Можете ли вы привести другие примеры «говорящих» названий лингвистических терминов?

1. Знакомство с деепричастиями

Прочтите предложение, найдите в нем однородные члены, определите, чем они выражены.

Котенок играет с язычком ботинка и жмурится от удовольствия. (Однородные члены играет и жмурится выражены глаголами.)

Докажите правоту этого ответа. (Глаголы-сказуемые в этом предложении относятся к одному и тому же слову (подлежащему котенок), отвечают на один и тот же вопрос и связаны сочинительной связью – союзом и.)

Определите грамматическую форму этих глаголов. (Они стоят в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 3-го лица, единственного числа.)

Теперь образуем от одного из этих глаголов новую глагольную форму. Для этого уберем у слова играет окончание -ет, а затем припишем к основе глагола суффикс -я: игра-я. Получилось слово играя. Как видите, оно имеет отношение к глаголу, причастно к действию.

Прочитайте еще одно предложение.

Играя с язычком ботинка, котенок жмурится от удовольствия.

Есть ли в этом предложении однородные члены? (Правы те из вас, кто понял, что здесь однородных членов нет.)

Докажем правильность этого ответа.

На один ли и тот же вопрос отвечают слова играя и жмурится? (Нет, они отвечают на разные вопросы. Играя – на вопросы что делая? как? Обратите внимание, что к слову задаются оба вопроса. А жмурится – на вопрос что делает?)

От какого слова мы задаем грамматические вопросы к слову играя? (От глагола-сказуемого: жмурится (что делая? как?) играя.)

От подлежащего грамматического вопроса задать нельзя, хотя по смыслу слово играя связано с подлежащим. (Жмурится котенок, и он же выполняет действие, играя.) Но только по смыслу.

А какая еще часть речи, так же как и слово играя, не имеет окончания и отвечает на вопросы обстоятельств? (Вы, конечно, вспомнили наречие.)

Итак, мы имеем дело с особыми словами, которые:

1) образуются от основы глагола с помощью специальных суффиксов. Вот эти суффиксы: -а (-я), -в, -вши, -ши,

и

2) отвечают на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.,

и

3) так же, как и наречия, не имеют окончаний – следовательно, не изменяются.

Эти слова называются деепричастиями.

Если вы все поняли правильно, то, наверное, без труда обнаружите деепричастия в следующих примерах. Читая, обращайте внимание на знаки препинания при деепричастиях.

1. Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

(А.Пушкин)

2. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор.

(А.Пушкин)

3. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

(В.Жуковский)

4. И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами
Ласкаясь, шепчется река.

(С.Есенин)

(Синея, проснувшись, издрогнув, обняв, склоняясь, внимая, ласкаясь. Обратите внимание: слово побелевший, хотя и имеет буквосочетание -вши-, не является деепричастием, так как относится к слову двор, отвечает на вопрос какой? и изменяется по родам, числам и падежам: побелевшая, побелевшего... У деепричастий совсем другие грамматические признаки.)

Итак, мы убедились в том, что деепричастие имеет отношение к глаголу, к действию.

Но равноценны ли действия, которые обозначают глаголы и деепричастия? Или одно действие важнее другого? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте еще раз предложения с деепричастиями.

Мы надеемся, что вы увидели: в каждом предложении одно действие основное, главное, а другое – добавочное, второстепенное. Основное действие выражено глаголом, добавочное – деепричастием. Действие, выраженное деепричастием, не рисует, а только дорисовывает картину, созданную глаголом. Оно показывает, как, каким образом протекает основное действие.

 

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие. Деепричастие отвечает не только на вопросы что делая? что сделав?, но и на вопросы как? каким образом? почему? когда? и др.

 

Теперь потренируемся.

1.1. Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:

1. Почему деепричастие называется деепричастием? Из каких частей этимологически составлено это название?
2. Что обозначает деепричастие?
3. На какие вопросы отвечают деепричастия?
4. Какие суффиксы они имеют?
5.Что помогает быстро распознать деепричастие?

1.2. Повторите:

1. Этимологически слово деепричастие составлено из двух частей: …
2. Деепричастие обозначает________________…
3. Деепричастие отвечает на вопросы________…
4. Деепричастие имеет суффиксы…___________
5. Деепричастие можно распознать по________ … и по…____________ .

В копилку слов

деепричастие

1.3. Прочтите отрывок из повести Юрия Коваля «Недопёсок». В этой повести рассказывается о том, как зимой со зверофермы бежали два песца: недопёсок Наполеон Третий и голубой песец за номером сто шестнадцать.
Читая, обращайте внимание на то, какими знаками препинания выделяются деепричастия на письме. Это очень важно.

Пролезши сквозь дыру в заборе, песцы быстро побежали в поле, но уже через десяток шагов остановились. Их напугал снег, который был под ногами. Он мешал бежать и холодил пятки.
Наполеон лег на бок и перекувырнулся, взбивая снежную пыль. Сразу пронизал его приятный холод, шерсть встала дыбом. В драгоценный мех набились снежинки.
Наполеон отряхнулся, огляделся и, выставивши нос свой точно на север, побежал вперед, через поле, к лесу. Сто шестнадцатый поспешил за ним, стараясь повыше выпрыгивать из снега. У стога, который высился на опушке, Наполеон Третий остановился…

2.2. Найдите деепричастия, обозначьте в них суффиксы. Какие действия обозначают деепричастия?

Если вы хотите узнать, что случилось с героями этой книги дальше, прочитайте юмористическую повесть Ю.Коваля «Недопёсок».

3.1. Вам, наверное, знакомо имя писателя Гавриила Троепольского, написавшего повесть «Белый Бим Черное ухо». Это горькая повесть о сиротстве верного, благородного пса, оказавшегося волей случая, из-за болезни хозяина, на улице.
Прочтите отрывок из повести, рассказывающий о случае из первых месяцев жизни Бима, еще до болезни хозяина. Не забывайте обращать внимание на знаки препинания.

Так они и жили вдвоем, любили и жили на равных, все больше и больше понимая друг друга.
Но однажды Бим открыл у хозяина большой, поразительный недостаток.
Дело было так. Тщательно и старательно шел Бим по лугу, разыскивая разбросанный Иваном Ивановичем сыр. И вдруг среди разных запахов трав, цветов, самой земли и реки он услышал необычный и волнующий запах. Пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Он приостановился, оглянувшись на Ивана Ивановича. А тот повернул в сторону, ничего не заметив. Бим был удивлен: друг-то не чует. Да ведь он же калека! И тогда пес принял решение сам. Тихо переступая, он стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти было уже невозможно. И Бим, так и не опустив на землю правую переднюю лапу, замер на месте, застыл, окаменев. А потом, услышав команду хозяина, рванулся вперед и мчался до тех пор, пока не потерял перепела из виду.
С этого дня Бим понял, что только он, только он один может узнать, где птица, хозяин-то беспомощен, а нос у него пристроен только для виду.

(По Г.Троепольскому)

3.2. Перепишите третий абзац, по ходу записи подчеркивая основы. Укажите деепричастия, разберите их по составу.
Если вы еще не читали, прочтите, пожалуйста, повесть Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

4. Понаблюдайте за действиями какого-нибудь животного. Придумайте несколько предложений (или небольшой текст), в которых описываются действия героя вашего рассказа. Удалось ли вам использовать деепричастия?

Перемена

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Столяр гулял в лесу густом
Среди больших стволов,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много здесь столов!
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за пять минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
– Как много дичи тут!
Шел утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
– Как хорошо в лесу!

(Р.Сэф)

5. В стихотворении, прочитанном «на перемене», найдите форму глагола, обозначающую добавочное действие.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru