Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 35, 37/2004


Имя прилагательное

Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных

Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:

«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.

Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».

(А.Н. Гвоздев)

флексия = окончание

1. Обозначьте морфемный состав прилагательных, приведенных в тексте в качестве примеров. Это поможет увидеть, почему слова относят к непроизводным.
*2. В тексте выделено три термина. Как вы считаете: какие из них являются взаимозаменяемыми, то есть обозначают одно и то же явление языка1?
Вдумайтесь в лексическое значение слова первообразные: чем оно отличается от термина непроизводное?

  • Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.

Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.

Это был маленький, почти карманный альбом для фотографий. Листов пятнадцать толстого картона с рельефным изображением голубя на обложке.
Я раскрыл его. Первые фотографии были желтоватые, с трещинами. ...На одной – круглолицая малышка гладила собаку. Точнее говоря, осторожно к ней прикасалась. Лохматая собака прижимала уши. На другой – шестилетняя девочка обнимала самодельную куклу. Вид у обеих был печальный и растерянный.
Потом я увидел семейную фотографию – мать, отец и дочка. Отец был в длинном плаще и соломенной шляпе. ...У жены его была теплая кофта с высокими плечами, локоны, газовый шарфик. Девочка резко повернулась в сторону. Так, что разлетелось ее короткое осеннее пальто. Что-то привлекло ее внимание за кадром. Может, бродячая собака. Позади, за деревьями, виднелся фасад Царскосельского лицея.

(С.Довлатов)

1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?

2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.

3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?

4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или... (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?

Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография...».

Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.

Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек... он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса... Я привез его с собой погостить у нас...
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец...
...Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.

Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?

1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.

2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?

3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?

Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.

2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.

3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.

Повторение

Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?

Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».

Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).

(Разряды) прилагательных по (значению)

     

(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:

форме

материалу из которого сделан предмет

принадлежности

величине

 

 

цвету

месту проявления

 

возрасту

 

 

весу

времени проявления

 

вкусу

 

 

запаху

назначению

 

по внешнему виду

 

 

уму, развитию, характеру

 

 

Упражнение 35. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворных текстов. Передать лирический настрой их авторов вам поможет внимание не только к содержанию, но и к языковым средствам его выражения, к пунктуационному оформлению данных отрывков. Поделитесь: что привлекло ваше особое внимание? А теперь прочитайте стихи для кого-нибудь вслух!

1. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
Пора, красавица, проснись...

(А.Пушкин)

2. Как за реченькой слободушка стоит,
По слободке той дороженька бежит;
Путь-дорожка широка, да недлинна,
Разбегается в две стороны она...

(А.Дельвиг)

3. На заре ты ее не буди:
На заре она сладко так спит!
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

(А.Фет)

1. Выпишите прилагательные вместе с теми словами, от которых они зависят. Произведите морфологический разбор двух прилагательных – в полной и краткой форме (по собственному выбору).

2. Обозначьте в данных текстах орфограммы и пунктограммы.

3. Вы обратили внимание на некоторые слова и формы слов, уже нехарактерные для современного русского языка? О чем свидетельствуют такие факты?

Упражнение 36. Откройте с. 270, 271 «Практики» и устно «расшифруйте» обозначение орфограмм прилагательных: на что следует обращать внимание, чтобы уметь опознавать каждую из орфограмм и уверенно выбирать написание, соответствующее правилу? Письменно покажите на примерах, что следует обозначать, чтобы были понятны орфографическая задача, условия ее появления и способ решения.

Упражнение 37. *1. Постарайтесь восстановить пословицы. Вам поможет в этом справка. Используя ее, нужно учитывать не только сочетаемость слов по смыслу, но и согласованность их по форме.

1) Сам осел, а попона _________. 2)_________ кораблю большое и плавание. 3)____________ ворона и куста боится. 4) Видом пышный, нутром _________. 5) Хороший конь и под ________ попоной виден. 6) Человек с ________ умом обзаводится длинным языком. 7) ________ молоком обжегся – и на холодную воду дует. 8) Красив пирог с виду, да нутро ________. 9) Мухомор красен, да для здоровья ________. 10) Острый язык – дарованье, __________ – наказанье. 11) От _________ дерева и тень большая.

Справка: высокий, бархатный, большой, ветхий, горячий, пуганый, никудышный, сыроватый, длинный, короткий, опасен.

2. Какие формы прилагательных вам пришлось образовать, чтобы выполнить предыдущее задание?

*3. Как вы думаете, бывают ли пословицы-синонимы и пословицы-антонимы? Не торопитесь с ответом, внимательно прочитайте еще раз эти миниатюрные произведения народного искусства, вдумываясь в смысл каждого из них.
Если обнаружили сходные по смыслу (хотя и совершенно разные по языковому оформлению) пословицы, укажите их номера, например: 2 и 11;_____ ___________; так же обозначьте и противоположные по смыслу пословицы, если обнаружите их: __________. На одном-двух примерах покажите, как вы рассуждали.

Упражнение 38. Обратитесь к § 9 «Речи», чтобы выбрать по своему усмотрению тему для написания небольшого сочинения-описания в художественном стиле. Воспользуйтесь рабочими материалами, которые даны в упражнении 87.
Желающие могут написать сочинение-описание по картине (см. репродукции картин в «Речи»), выбрав для этого изображение пейзажа.
Не забудьте о роли прилагательных как средства выразительности речи.

Ответы по разделу «Имя прилагательное»

Упражнение 4. 1. По значению и форме данных прилагательных легко установить, с каким существительным и в какой его форме согласуются зависимые от него прилагательные: день (м.р., ед. ч., им. п.).

2. Светлый, радостный настрой зачина текста резко контрастирует с его концовкой, и от этого ощущение трагедии, о которой напоминает слово Помпея (название города, который погиб при извержении Везувия в 79 году н.э.), усиливается.

Упражнение 5. 3. 5) Прилагательное в сочетании с несклоняемыми существительными (метро, пальто) или с существительными, род которых часто определяется ошибочно (мозоль, тюль), позволяет определить падеж первых и род вторых, поскольку принимает значение падежа, рода, числа существительного, от которого зависит. Однако выявить все названные грамматические признаки существительного по окончанию прилагательного можно не во всех позициях. Так, нельзя установить род существительного по окончанию прилагательного во множественном числе, так как оно одинаково при существительных любого рода (ср.: рояль – м.р. – великолепн ые рояли; пальто – ср. р. – нов ые пальто). Вне предложения не всегда можно однозначно определить падеж существительного по окончанию согласуемого с ним прилагательного, так как окончания в некоторых падежах одинаковы (ср.: В комнате стоит великолепный рояль (им. п.) – Вижу великолепный рояль (вин. п.).

Упражнение 6. 2. Прилагательные могут указывать на причину или объяснять основание того, что утверждается в высказывании. Например, почему в автобусе было тесно? По мнению автора, причина в устройстве львовского автобуса. На каком основании место считалось дачным? Песчаные почвы. Целебный воздух (Сосновый переулок). Река (Заречная улица).

Упражнение 8. 2. ...говорила (как?) негромко, медленно, спокойно; двигалась (как?) бесшумно. Как и прилагательные, наречие называет признак. Но прилагательное обозначает признак предмета (отвечает на вопрос какой?), согласуется с определяемым существительным, изменяется в роде, числе и падеже. А наречие обозначает признак действия (отвечает на вопрос как?), зависит от глагола и относится к неизменяемым частям речи.

Упражнение 9. 1. В 3-й загадке нет прилагательных. Но использованные в ней глаголы родственны прилагательным и соотносятся с ними по значению: обозначают состояние листьев по цвету.

Упражнение 11. 1. Прилагательное, переходящее в существительное, приобретает род как постоянный грамматический признак, может иметь при себе зависимое прилагательное и в предложении быть подлежащим, дополнением.

Упражнение 12. 1.

3.

Упражнение 15. Заячь[йэ]го.

Упражнение 19. Прежде всего – высокая степень выразительности поэтических строк и участие в их создании прилагательных разных разрядов и форм.

Упражнение 20. Может показаться необычным сочетание прилагательного родное с неопределенным местоимением что-то (см. 1-ю строфу стихотворения А.Пушкина) и краткая форма прилагательного родна (см. 1-ю строфу стихотворения А.Фета).

Упражнение 24. 4. Андрюша, насколько я помню, был... (вводное предложение, как и вводные слова, выделяется с обеих сторон запятыми).

Упражнение 25. 1. «Прилагательное абсолютного признака» обозначает признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Так, нельзя сказать, что сосуд немножко пустой: либо он пустой, либо не пустой.

2. Сведения о том, что не все качественные прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения, оберегут вас от растерянности, замешательства, когда вам встретятся такие слова, и от ошибочного отнесения их к другому разряду. А главное, заставят вдумываться в значение слова, а рекомендуемые приемы различения разрядов прилагательных использовать как вспомогательные.

Упражнение 27. 1. Без первого абзаца было бы непонятно весьма необычное «толкование» учителем лирических стихов в терминах «точных наук». Картины же, возникавшие у мальчика при чтении поэтических строк Пушкина, подтверждают художественность, изобразительную силу этих стихов.

4. В художественном стиле речи чаще используются качественные прилагательные как в полной, так и в краткой форме, помогающие рисовать словами картины, образы. В научной речи употребляются прилагательные, входящие в состав научных терминов, лишенные эмоциональной окраски, называющие признаки объектов научного познания, явлений, понятий.

Упражнение 29. 2. Взаимозаменяемыми являются термины первообразные и непроизводные слова. Первообразные – не образованные от других слов, а сразу, видимо, возникшие в языке как прилагательные.

Упражнение 30. 4. Слово растерянный по происхождению – причастие, образованное от глагола совершенного вида растерять, имеющее в своем составе приставку (в таких случаях в слове пишется -нн-). Но в словосочетании растерянный вид причастие утрачивает глагольное значение (ведь речь не идет о виде, который растеряли), приобретает значение вневременного признака, становится синонимом прилагательного беспомощный (вид), означает состояние человека, пришедшего от чего-то в замешательство. Следовательно, можно утверждать, что в данном словосочетании растерянный употребляется в значении прилагательного, сохраняя при этом суффикс причастия (-нн-).

Упражнение 32. 2. В ряду однородных членов предложения, если они выражены прилагательными, употребляются или только полные формы, или только краткие.

3. Имена собственные (фамилии, названия населенных пунктов и др.) типа Королев, Сергеев, Маканин, Чечевицын по происхождению – притяжательные прилагательные. Но по значению и употреблению эти слова перешли в существительные: они обозначают не признак предмета, а сам предмет (лицо), к их постоянным грамматическим признакам относится род. Они могут иметь при себе зависимое прилагательное, в предложении чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.

Упражнение 37. 1. 1) ...бархатная. 2) Большому... 3) Пуганая... 4) ...никудышный. 5) ...ветхой... 6) ...коротким... 7) Горячим... 8) ...сыровато. 9) ...опасен. 10) ... длинный... 11) ...высокого...

3. С терминами синонимы и антонимы вы познакомились, изучая слово как единицу языка. Однако эти термины применимы и к другим единицам языка, в частности, к фразеологизмам, к которым близки пословицы и поговорки. Сравним, например: Пуганая ворона и куста боится и Горячим молоком обжегся – и на холодную воду дует. Разве эти разные пословицы не означают сходное состояние человека, который, испытав однажды какое-то неприятное ощущение или страх перед чем-то, проявляет осторожность даже и перед теми явлениями, которые не опасны?
Пословицы-синонимы: 2 и 11; 3 и 7; 4, 8, 9; 6 и 10. Антонимы: 1 и 5.


1 Одной звездочкой в тексте помечены задания, ответы на которые даны в конце этой публикации.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru