Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2004

КОНКУРС

«Русский медвежонок»

Четвертая игра-конкурс по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех» прошла 13 ноября 2003 года и привлекла более 596  000 учащихся 3–11-х классов – почти в 10 раз больше, чем первая игра 2000 года. Игру проводили 137 межрегиональных и региональных оргкомитетов в 74 республиках, краях и областях России, Белоруссии и Украины, а также в школе при посольстве России в Польше. В Мурманской и Томской областях, на Чукотке в игре участвовали более 12%, а в Санкт-Петербурге – более 14% всех школьников региона. А еще у «Медвежонка» – младшего брата математического конкурса «Кенгуру» – начали появляться свои родственники: в нескольких регионах России силами Чувашского регионального оргкомитета впервые была проведена игра по национальному языку «Чувашская ласточка», собравшая около 5000 участников, а в Белоруссии и Литве Белорусский оргкомитет провел игру «Буслик» («Аистенок») по белорусскому языку на 13 000 участников. Мы поздравляем коллег и надеемся, что число языков, по которым проводятся конкурсы, будет расти.

Хочется верить, что растущий интерес к «Медвежонку» и другим лингвистическим конкурсам означает и рост интереса школьников к языкам и языкознанию. Но этим потенциал «Медвежонка» не исчерпывается. Анализ типичных ошибок участников (частично он проведен в комментариях к решениям) вполне подтверждает старую истину, что язык – зеркало мышления. Он ясно показывает, что причина многих из них – в нежелании или неумении анализировать данные задачи, принимать во внимание все ее условия, делать из них логические выводы. А это значит, что многие задачи нашего конкурса можно использовать еще и как тренажер для развития культуры чтения и мышления учеников. Мы очень надеемся, что учителя воспользуются этой возможностью.

В 2004 году «Русский медвежонок» состоится 17 ноября, оргвзнос – 22 рубля с участника. Расширяется состав участников: впервые игра будет проведена также для учащихся 2-х классов. При этом, чтобы лучше учесть возрастные особенности, учащимся 2–3-х и 4–5-х классов будут предложены различные наборы заданий, то есть конкурс будет проводиться не по четырем, как раньше, а по пяти возрастным категориям. Остальные условия игры: проведение ее непосредственно в школах, 75 минут на выполнение 30 заданий варианта, выбор верного ответа из пяти предложенных, три уровня сложности заданий – остаются прежними.

Провести «Медвежонка» у себя может любая школа. Для этого надо обратиться в свой региональный оргкомитет. Если же оргкомитета в вашем регионе нет, вы можете создать его, обратившись в Центральный оргкомитет. Контактные адреса и телефоны Центрального и региональных оргкомитетов приведены ниже.

Е.В. МУРАВЕНКО, И.С. РУБАНОВ

Центральный оргкомитет

Председатель оргкомитета: Игорь Соломонович Рубанов (ЦДООШ, г. Киров).
Научный руководитель конкурса: Елена Владимировна Муравенко (Институт лингвистики РГГУ, г. Москва).
Почтовый адрес: 610002, г. Киров, 2, а/я 2039, ЦДООШ, «Русский медвежонок».
Телефоны: (8332) 35-15-03, 35-15-04.
Электронный адрес: center@extedu.kirov.ru   (с копией на sms@extedu.kirov.ru ).
По мере поступления новой информации списки региональных оргкомитетов будут обновляться в HTML-версии брошюры, доступной в Интернете по адресу: http://www.rm.kirov.ru .

Региональные оргкомитеты

Плюсом помечены регионы, где оргкомитет, кроме города, охватывает и соответствующий регион или его заметную часть. Регионы, набранные курсивом, подчинены Санкт-Петербургскому межрегиональному оргкомитету. Белорусский межрегиональный оргкомитет проводит игру по всей Белоруссии, Южно-Украинский (г. Херсон) – в Херсонской, Николаевской, Одесской, Запорожской, Кировоградской областях Украины. Телефоны, помеченные (дом.), – домашние, (моб.) – мобильные, с пометкой (раб.) и без пометок – служебные.

Регион Региональный представитель Телефон, e-mail, организация
Санкт-Петербург (межрегиональный) Плоткин Александр Исаакович,
Толмачева Наталья Константиновна

(812)234-94-59, ipo@sp.ru,
Институт продуктивного обучения РАО

Белоруссия (межрегиональный) Нехай Геннадий Владимирович

2399172 (Минск), kenguru_belarus@mail.ru ,
Белорусская ассоциация «Конкурс»

Южная Украина (межрегиональный)  Галкина Ирина Владимировна

+380(552)29-09-35 (Херсон), school51@ukr.net , школа 51

Алдан Адикаева Елена Николаевна

(41145)328-43, gymnald@aldan.sakha.ru , гимназия

Алексин, Тульская обл. Шепелев Владимир Иванович (08753)407-65, arg@newmail.ru,  гимназия 18
Амга, Саха (Якутия) Борисова Анна Иосафовна (41142)42-168, amga_gymn@amga.sakha.ru, педагогическая гимназия
Амурск Валова Нина Леонидовна

(42142)24-859 (школа 1), andrey@mail.amursk.ru

Апшеронск Краснод. края Багиев Роберт Арутюнович (86152)910-61, гимназия
Архангельск + Фефилова Елена Федоровна (8182)23-99-17, fefilova.helen@pomorsu.ru , ИУУ
Астрахань + Храмова Алла Васильевна (8512)34-52-67, школа для одаренных детей
Балаково Саратовской обл. Толкачева Лидия Павловна (8453)37-23-52 (дом.), ruta@adm.bal.ru
Барнаул + Оскорбин Дмитрий Николаевич (3852)33-59-51, oskorbin@hotbox.ru,  ЦДООШ
Белгород + Холина Татьяна Николаевна (0722)25-95-92, jigalova@mail.ru
Белово Кемеровской обл. Шапорева Надежда Ильинична (38452)43238, imc@belovo.net.ru,   ИМЦ
Белорецк, Учалы Нарушевич Татьяна Анатольевна (34792)43-832, bcs@poikc.bashnet.ru, БКШ
Братск Аскарова Марина Александровна (3953)35-32-51, 35-26-11, школа 38
Варшава Матвеева Елена Евгеньевна lena_e_m@mail.ru , школа при посольстве РФ в Польше
Великий Новгород Горчакова Наталья Петровна (81622)223-16, root@sch10.adm.nov.ru , школа 10
Великий Устюг Порошина Маргарита Ильинична (81738)242-36 (дом.)
Вилючинск Лабунская Людмила Анатольевна (41538)231-13, Дом творчества, ddt@vilgus.kamchatka.ru
Владивосток Демко Наталья Вячеславовна (4232)25-56-97 (дом.), demko@imcs.dvgu.ru
Владикавказ Чшиева Татьяна Лазарбековна (8672)54-39-12, chshieva@alanianet.ru , фонд «Достижения»
Владимир + Галкина Галина Николаевна (0922)36-63-70, vladspk@vtsnet.ru,  ИУУ
Волгоград + Ионова Светлана Валентиновна (902)362-18-86 (моб.), sionova@mail.ru
Вологда Смирнов Алексей Иванович (8172)23-08-80 (раб.), grdvlgda@aport.ru
Воронеж Третьякова Елена Николаевна (0732)73-78-57, gymn2@voronezh.net,
гуманитарная гимназия 2
Вышний Волочок Яковлева Марина Николаевна (08233)616-58, УМЦ
Вязьма Бордаков Анатолий Иванович (08131)507-77, vcsi@mail.ru,
комитет образования
Геленджик Махитарьянц Артур Арменакович (86141)217-35, education@toric.ru,  ЦРО
Губкинский Ямало-Ненецкого АО Краля Ирина Алексеевна (34536)530-50, s1z@yesnet.purpe.ru,  шк. 1
Гусев Калининградской обл. Кеверик Елена Анатольевна (01143)342-52, школа 5
Дедовск Московской обл. Антонова Надежда Васильевна (095)561-75-26, tert@istra.ru,   лицей
Дзержинск Нижегородской обл. Сухарева Елена Александровна (8313)33-21-57, школа 2
Долгопрудный Пьянова Татьяна Афанасьевна (095)408-72-24, ФМШ 5
Дубна Гущина Светлана Леонидовна (09621)498-68, dce@dubna.ru,   ЦРО
Елец Липецкой области Слободинская Елена Юрьевна (07467)283-03, 255-00, школа 3
Екатеринбург + Пономарева Ирина Николаевна (343)335-80-96 (дом.), marta@sky.ru
Ессентуки Гукасова Людмила Гаригиновна (87934)667-26, school6@post.kmt.ru
школа 6
Железногорск Красноярского края Петренко Ирина Владимировна (39197)510-40 (дом.),
232-75 (раб.), petrenko@sch91.krasnoyarsk.su,
гимназия 91
Железнодорожный
Московской области
Зайцева Татьяна Ивановна (095)522-87-20, komitet-zd@mail.ru
комитет по образованию
Жуков Калужской обл. Желнина Ольга Васильевна (08432)553-74, protva_shkola@kaluga.ru,
школа 2
Зеленогорск Красноярского края Шелан Елизавета Викторовна (39169)230-66, sch175@zgr.kts.ru, школа 175
Ивантеевка
Московской области
Скалкина Лариса Васильевна (09653)613-66, lara@itkm.ru,   Открытая сменная общеобразов. школа
Ижевск + Леошко Андрей Николаевич (3412)37-51-55 (доб. 415), postmaster@leoshko.udm.ru
«Другая школа»
Иркутск + Зенцов Андрей Григорьевич (3952)31-14-26 (дом.), agz@mail.ru
Йошкар-Ола + Семененко Людмила Георгиевна (8362)45-69-35 (дом.), MFBB@mail.ru
Казань + Латышева Галина Геннадьевна (8432)56-27-31, sch9kzn@yandex.ru
школа 9
Калининград + Адамович Людмила Николаевна (0112)22-08-42, ОМО при ГУО
Калуга Азарова Нина Григорьевна (0842)56-46-93 (раб.)
Кемерово Звягина Ольга Александровна (3842)73-96-39,
gymnasium42@kemtel.ru,
гимназия 42
Конаково Тверской обл. Бурцева Анна Анатольевна (08242)435-30, школа 2
Кострома + Федотова Наталья Константиновна (0942)55-63-73,
nfsh@mail.ru,
ЦДООШ
Красноярск Гридасова Татьяна Алексеевна (3912)25-02-34, школа 143
Красноярск Громова Людмила Ивановна gnimz@mail.ru,
micmail@rambler.ru,
ГИНМЦ
Краснодар Семенко Екатерина Алексеевна (8612)32-96-31, semenko@mail.ru
Крымск Гогуля Елена Александровна (86131)453-42, школа 3
Курган + Суханова Лидия Ивановна (35222)56-96-41, школа 7
Лабытнанги Кушнина Наталья Викторовна (34992)510-54, gimnasia@lbt.ru
Магнитогорск Братцева Людмила Александровна (3519)37-14-81, sch57@mgn.ru,
многопрофильный лицей при МГТУ
Майкоп + Мамий Дауд Казбекович (87722)712-50, rfmsh@adygnet.ru,
РФМШ
Малоярославец Калужской обл. Шершнёва Светлана Гиндуллаевна (08431)214-93,
горметодкабинет
Мегион Машанова Светлана Ивановна (34663)328-46,
school4@admmegion.ru,
школа 4
Междуреченск Кемеровской области Москалева Александра Викторовна (38475)210-42,
nooco@rikt.ru,
школа «Центр образования»
Миасс Курамшин Марат Михайлович 241-13, tvv@school6.ilmeny.ac.ru,   лицей 6
Москва Каржева Вера Александровна (095)727-08-26, centre.s@metodist.ru  , Karzhemilik@yandex.ru
Мурманск + Чиндина Анна Васильевна (8152)31-87-66, ОЦРТ «Лапландия»
Мыски, Осинники Кемеровской области Ростовцева Юлия Викторовна (Мыски) (38474)332-98 (дом.), 339-86 (раб.), dii_minores@mail.ru
Набережные Челны,
Альметьевск, Елабуга,
Менделеевск
Шмелева Людмила Леонидовна (8552)53-45-90, гимназия 26 (Набережные Челны)
Нальчик + Теммоева Сакинат Ибрагимовна (8662)42-22-47, rdt@newmail.ru,   РЦДТ
Нарьян-Мар Пахомова Ольга Сергеевна (81853)42951 (раб.)
Невинномысск Ставропольского края Гагарина Ольга Филипповна (86554) 310-72, limdk.nev@mail.ru,  ИМДК
Нефтеюганск Лайпанова Елена Александровна (34612)219-82, школа 2
Нефтеюганский район Савельева Вера Алексеевна (34612)50176, konra@ugansk.wsnet.ru, комитет по образованию
Нижневартовск Пудикова Людмила Владимировна (3466)43-74-00, школа 5
Нижнекамск Ялалова Ильгиза Раисовна (8555)42-19-94, лицей-интернат 24
Нижний Новгород + Альтшуллер Юрий Борисович (8312)27-53-31, igraped@mail.ru,   педагогическая гимназия
Нижний Тагил и Горнозаводский округ Закарлюк Лариса Ильинична (3435)32-59-24 (дом.), znm@uraltelecom.ru
Новомосковск Тульской обл. Гришин Владислав Сергеевич (08762)623-70 (дом.), 626-14 (раб.), школа 1
Новороссийск Оботова Лилия Владимировна (8617)23-00-91, ЦРО
Новосибирск + Верезубова Ирина Викторовна (3832)46-48-83, 46-00-78 (раб.), shla@websib.ru, «Школа-плюс»
Норильск и Норильский регион Владимиренко Вера Васильевна (3919)34-60-77 (дом.), afonya@norcom.ru
Озерск, Касли, Кыштым, Снежинск Пчелина Елена Аркадьевна (35171)467-33, pml39@74.ru, ФМЛ 39 (Озерск)
Октябрьское, Республика Северная Осетия – Алания Тедеева Елена Павловна (86738)216-56, tedeeva_elena@mail.ru
Олекминск Евстифеева Ольга Васильевна (41138)211-56, evrika@olekma.sakha.ru, школа «Эврика»
Омск + Цветаева Ольга Богдановна (3812)24-20-37, gdtvyz@yandex.ru,   ГДДиЮТ
Орел Бурова Валерия Яковлевна (0862)46-04-85 (дом.), (08622)529-20 (раб.), pankoff@rambler.ru, ИУУ
Оренбург + Рогожина Валентина Николаевна (3532)77-95-89, rvn@cdut.orb.ru, ОДТДМ
Острогожск Воронежской обл. Посникова Людмила Викторовна (07375)447-36, jbrasowanie@icmail.ru, отдел образования
Пенза + Мигина Любовь Викторовна (8412)31-21-09, lvmigina@yabdex.ru,  школа 65
Переславль-Залесский Зайдельман Яков Наумович (08535)363-54 (дом.), 223-25 (раб.), yz@pereslavl.ru, ТРиГО
Пермь + Тасс Наталия Дмитриевна (3422)12-28-81, kenguru_perm@mail.ru, ФМШ 146
Петрозаводск + Вальдман Игорь Александрович (8142)78-53-24, nok@onego.ru, лицей 40
Протвино, Кременки, Оболенск Ушакова Лилия Вениаминовна (0967)74-67-96, opus@online.stack.net, учебный центр «ОПУС» (Протвино)
Псков Романенко Светлана Николаевна 723198, гуманитарный лицей
Пятигорск Тарасенко Марина Николаевна (87933)333-62, gorono@megalog.ru,   управление образования
Радужный Тюменской обл. Баранова Ирина Львовна (34668)326-60, nauka@vgpz.ru,   школа 6
Раменское Московской обл. Сергеенкова Татьяна Ивановна (09646)338-04, tatti@aviel.ru,   комитет по образованию
Ростов-на-Дону Чирва Елена Анатольевна (8632)92-06-33 (дом.), Leonard_Ca@mail.ru
Рыбинск Косилова Наталия Александровна (0855)55-13-49, ioc@ryb.adm.yar.ru,   горметодкабинет
Рязань Сорокина Елена Борисовна (0912)53-31-34, лицей 52
Самара Тарановская Людмила Васильевна (8462)34-05-81, sasatar9@sstu.edu.ru,
ОО Октябрьского р-на
Саранск + Полежайкина Клавдия Дмитриевна (8342)32-17-35, galkinng@mrsu.ru,   ИПКРО
Саро Захарова Валентина Григорьевна (83130)395-13, goo@sar.nnov.ru,   ГОО
Серпухов, Чехов, Подольск Короткова Ирина Анатольевна (0967)35-18-00 (Серпухов, дом.), nark@online.stack.net
Советская Гавань Крепышева Ирина Юрьевна (42138)443-55 (раб.)
Сочи Белоусова Татьяна Николаевна (8622)92-07-21, tatiana_56@bk.ru,   управление образования
Ставрополь Карташева Наталья Владимировна (8652)562842, N88-K@yandex.ru,   лицей для одаренных детей
станица Тверская Краснодарского края Соковых Людмила Григорьевна (86152)721-29, школа 17
Сургут Сидорова Наталья Николаевна 525689, infostar@wsnet.ru,   гимназия-лаборатория Салахова
Сухиничи Калужской обл. Симоненкова Марина Валентиновна (08451)502-05, simonenkov@kaluga.ru, школа 2
Сыктывкар + Шатова Наталья Модестовна (8212)32-16-65, vasya@kominet.ru, ФМЛ
Таганрог Фролова Галина Анатольевна (86344)214-81, школа 22
Тамбов Федорова Татьяна Федоровна (0752)72-91-10, ИПКРО
Тихорецк Краснодарского края Богданова Зинаида Васильевна (86196)258-28, школа 8
Тихорецкий район Шинтяткина Оксана Викторовна (86196)472-48, 473-70, rono@mail.ruban.ru, РУО
Тобольск Кугаевский Анатолий Анатольевич (34511)560-90, gimn10@tobolsk.ttknet.ru , гимназия им. Н.Д.  Лицмана
Тольятти Вдовенко Светлана Ивановна (8482)48-58-75 (дом.), 23-35-40 (раб.)
Томск + Пауль Татьяна Александровна (3822)42-05-47, mpi@edu.tomsk.ru,   ООО МПИ
Торжок Князева Светлана Васильевна (08251)586-10, школа 2
Трехгорный Челябинской обл. Чумак Александр Анатольевич (35111)615-71, metod@trg.ru, ИМЦ при ГУО
Тюмень Смирнова Людмила Владимировна (3452)41-52-97 (дом.), 32-15-55 (раб.), mtp@front.ru, школа 8
Узловая Тульской обл. Перегудова Людмила Борисовна (08731)632-67, ИМЦ
Ульяновск + Самойлов Леонид Михайлович (8422)52-56-75 (дом.), samoilov_l@rambler.ru
Уфа + Андронова Альбина Юрьевна (3472)33-60-00, au@arnet.ru,   ГНИМЦ
Харько Луговая Светлана Федоровна ФМЛ27
Харьков Пышная Марина Юльевна +380(0572)32-22-45, ag45_informatik@rambler.ru,  АГ45
Чебоксары + Мерлина Надежда Ивановна (8352)49-79-17, merlina@cbx.ru,   «Женщины в науке и образовании»
Челябинск + Соловьева Татьяна Васильевна (3512)63-89-35 (раб.), sgkkor@chel.surnet.ru
Череповец Сеничева Ирина Николаевна (8202)55-93-97, школа 11
Чукотка Полукшт Дора Самуиловна (42722)208-55, 222-76 (оба – раб.), smpopov@anadyr.ru
Чуприяновка Тверской обл. Шмелева Ольга Петровна Щербинская школа
Якутск + Федорова Лидия Олеговна (4112)42-94-08, lidiya@minobr.sakha.ru, ИРО МО РС (Я)
Ялта Слободчикова Е.Н. +380(654)32-62-70, школа – детский сад 28
Ярославль Медвецкая Екатерина Федоровна (0852)32-96-85, root@edudep.yar.ru, ГЦРО

ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок»-2003

3–5-е классы

1.  Ваня шел по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: «Очень! Целый табун!». Мама сразу догадалась, что это были:

(А) лошади; (Б) собаки; (В) гуси; (Г) коровы; (Д) овцы.

2.  Петя научился приветствовать знакомых разными способами, но всегда делает это невпопад: учителю машет рукой, маме отдает честь, другу сдержанно кивает. Научите его, кому при встрече принято пожимать руку:

(А) учителю; (Б) маме; (В) знакомой девушке; (Г) другу; (Д) другу и маме.

3.  Знаете ли вы, что ГРАБ – это дерево, родственное березе? Уже знаете? Тогда скажите, сколько осмысленных русских слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

4.  Какое из этих слов по смыслу лишнее?

(А) волкодав; (Б) борзая; (В) пудель; (Г) собака; (Д) овчарка.

5. У меня зазвонил …

(А) тилифон; (Б) телефон; (В) тилефон;

(Г) телифон; (Д) среди ответов (А) – (Г) нет правильного.

6.  Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке.

(А) в гости; (Б) в школу; (В) на пляж; (Г) в бассейн; (Д) в кино.

7. – У меня дома завелись, тьфу, забыл, как называются.

– Насекомые?
– Да.
– Ползают?
– Да.
– Страшные?
– Очень.
– Кусаются?
– Нет.
– С усами?
– Вроде да.
– Так это же:

(А) змеи; (Б) тараканы; (В) муравьи; (Г) клопы; (Д) мухи.

8.  По сообщениям газет, один японский рыбак выловил на удочку «чудо-юдо» – молодого осьминога с 28 щупальцами! А сколько их обычно бывает у этого обитателя морских глубин?

(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 8; (Д) 40.

9.  Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное не получается. Из какого?

(А) сорока; (Б) семя; (В) сито; (Г) шерсть; (Д) дева.

10.  Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.

(А) рыбак; (Б) дурак; (В) простак; (Г) чужак; (Д) казак.

11.  Студент по телефону жаловался маме:

Денег осталось очень мало, ну просто кот…...
Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?

(А) намяукал; (Б) намурлыкал; (В) насмеялся; (Г) наурчал; (Д) наплакал.

12.  Какое по счету место занимает в русском алфавите последняя из согласных букв?

(А) 24; (Б) 26; (В) 27; (Г) 29; (Д) 30.

13.  В каких из этих слов пишется два р: ко_идор, ко_еспондент, ко_алл?

(А) только в первом; (Б) в первом и втором; (В) только во втором; (Г) во втором и третьем; (Д) во всех трех.

14.  Сложносокращенным называется слово, составленное из двух других, причем одно или оба исходных слова частично урезаются. Например: универмаг  =  универ[сальный]  +  маг[азин], спецзадание  спец[иальное]  +  задание.
Какое из следующих пяти слов – не сложносокращенное?

(А) турпоход; (Б) турслет; (В) турагентство; (Г) турникет; (Д) физкультура.

15.  В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

(А) ирис – ирис; (Б) клещи – клещи; (В) атлас – атлас; (Г)  молодец – молодец; (Д)  творог – творог.

16. Что обычно не кладут в портфель?

17.  В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):

1) камыш_, 2) ж_раф, 3) ножниц_, 4) верш_на, 5) мотоц_кл?

(А) в 1, 2 и 4; (Б) в 1 и 3; (В) в 3 и 5; (Г) в 3; (Д) во всех этих словах пропущена буква и.

18.  Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк:

(А) Денис Иванович Фонвизин;
(Б) Иван Андреевич Крылов;
(В) Александр Сергеевич Грибоедов;
(Г) Александр Сергеевич Пушкин;
(Д) Николай Васильевич Гоголь.

19.  Каждым из этих слов можно назвать низкорослого человека. Но только одно из них является названием реально существующей народности. Какое?

(А) карлик; (Б) лилипут; (В) гном; (Г) пигмей; (Д) коротышка.

20.  По имени человека часто можно определить, к какой культуре и нации он относится. Например, сказка про Ивана – русская. Мне попалась народная сказка, где главного героя звали Джузеппе. Какая это была сказка?

(А) шведская; (Б) французская; (В) чешская; (Г) итальянская; (Д) испанская.

21.  В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков?

(А) объект; (Б) июнь; (В) майор; (Г) бульон; (Д) ящик.

22.  Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите корреспонденту, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился:

(А) пробовать; (Б) изощряться; (В) надеяться; (Г) усердствовать; (Д) надрываться.

23.  Гравер за гравюру гроша достоин.
Несём из магазина в портфеле медь.
Может быть, стихи писать не стоит,
А лучше в библиотеке со словарем посидеть?
Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете. А сколько ударений здесь поставлено неверно?

(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 8; (Д) 9.

24.  Некоторые русские словосочетания имеют, кроме прямого, еще и общепринятый переносный смысл. Например, когда говорят, что Петя с Васей вместе пуд соли съели, то обычно имеется в виду не то, что Петя и Вася совместно употребили 16 кг соли, а то, что они давно и хорошо знакомы. У четырех из пяти приведенных ниже словосочетаний есть переносный смысл, а у одного – нет. У какого?

(А) обвести вокруг пальца; (Б) смотреть сквозь пальцы; (В) пальцем не шевельнуть; (Г) согнуть палец; (Д) высосать из пальца.

25.  Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идет. Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье?

(А) все; (Б) все, кроме 1; (В) все, кроме 2; (Г) все, кроме 4; (Д) 2 и 3.

26.  Что триста лет назад означало слово виктория?

(А) госпожа; (Б) удача; (В) чужбина; (Г) разлука; (Д) победа.

27.  Когда возникают новые вещи, старые слова порой приобретают новые значения. Ниже приведены пять примеров таких новых значений. Одно из них соотносится со старым значением того же слова не так, как остальные четыре. Какое?

(А) диск (со звукозаписью); (Б) хворост (кондитерское изделие); (В) дипломат (чемоданчик); (Г) хвост (очереди); (Д) крыло (самолета).

28.  Посмотрите на слова аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний:

(А) собака; (Б) кошка; (В) волк; (Г) теленок; (Д) курица.

29.  Даны венгерские слова и их переводы на русский язык:

korsо – кувшин, korsоba – в кувшин, hаzbоl – из дома, asztalba – в стол, hаz – дом (знак ударения здесь обозначает долготу гласного).
Как будет по-венгерски: стол, из кувшина, в дом?

(A) asztal, korsоba, hаza;
(Б) asztalb, korsоbоl, hаz;
(В) asztal, korsоbоl, hazbоl;
(Г) asztal, korsуbоl, hazbа;
(Д) asztal, korsоbоl, hаzba.

30.  В «Записках старого петербуржца» Льва Успенского упоминается магазин «Удивительно все дешево», где каждая вещь стоила ровно полтинник. «По правде сказать, не стоила она и четвертака», – писал Успенский. Во сколько же раз, по мнению писателя, хозяин магазина завышал цены?

(А) менее чем в два; (Б) в два; (В) более чем в два; (Г) по крайней мере в три; (Д) более чем в четыре.

6–7-е классы

1. Заглавные буквы В, М, Р, Н, Т, К есть и в латинском, и в русском алфавите.
Однако только три из них обозначают совпадающие согласные звуки. Это:

(А) М, Т, К; (Б) В, М, Р; (В)  М, Р, К; (Г) Р, Н, К; (Д) Н, Т, К.

2.  Петя – футболист. В чем он никогда не играл в футбол?

(А) в бутсах; (Б) в чешках; (В) в кедах; (Г) в кроссовках, (Д) в гетрах.

3. Кукушка кукуш_нку
Купила капюш_н.
Надел кукуш_нок капюш_н.
Как в капюш_не он смеш_н!
Сколько букв е пропущено в скороговорке?

(А) одна; (Б) две; (В) три; (Г) более трех; (Д) в этой скороговорке нет ни одной буквы е.

4. У Васи забарахлил компьютер: одну из русских букв он повсюду стал заменять вопросительным знаком. Вот во что превратились после этого несколько русских слов: ?ора, ?орт, сто?, ба?. Какую букву «невзлюбил» компьютер?

(А) г; (Б) к; (В) л; (Г) п; (Д) с.

5. По сообщениям газет, один японский рыбак выловил на удочку «чудо-юдо» – молодого осьминога с 28 щупальцами! А сколько их обычно бывает у этого обитателя морских глубин?

(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 8; (Д) 40.

6.  Каждый из этих глаголов описывает какое-то перемещение. Но один из них по смыслу сильно отличается от других. Какой?

(А) бежать; (Б) брести; (В) мчаться; (Г) пятиться; (Д) шагать.

7. В каком из этих слов непроизносимый согласный – непроверяемый?

(А) сердце; (Б) счастливый; (В) лестница; (Г) поздно; (Д) ни в каком.

8. Чем сходны эти пять слов, вы, конечно, видите. Но по составу одно из них не похоже на остальные. Найдите его.

(А) дочка; (Б) почка; (В) внучка; (Г) штучка; (Д) печка.

9. Какой термин не имеет отношения к изучению языка?

10.  У какого из следующих прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода появляется беглый гласный?

(А) быстрый; (Б) добрый; (В) пестрый; (Г) хитрый; (Д) храбрый.

11.  У Лермонтова в «Тамбовской казначейше» читаем:

На кудри мягкие надета
Ермолка вишневого цвета
С каймой и кистью золотой,
Дар молдаванки молодой.

Какие слова употреблены здесь с отклонением от современной литературной нормы?

(А) надета; (Б) вишневого; (В) молдаванки; (Г) вишневого и молдаванки; (Д) надета, вишневого, молдаванки.

12. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол:

брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

13. Сколько слов из списка содержат общий корень:

высотный, полтораста, сотник, сотовый, стократный, сторожевой, трехсотлетие?

(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.

14. Некоторые формы сравнительной степени прилагательных неплохо рифмуются между собой, например: смелее – веселее. Даны еще некоторые пары форм сравнительной степени:

1) теснее – честнее; 2) живее – красивее; 3)  жарче – ярче; 4) жестче – проще.

В какой из пар рифмы нет?

(А) в первой; (Б) во второй; (В) в третьей; (Г) в четвертой; (Д) рифма есть во всех парах.

15. В каком случае ниже представлены не варианты одного и того же слова, а разные слова?

(А) невежа – невежда; (Б) галоша – калоша; (В) баржа – баржа; (Г) строгать – стругать; (Д) берег – брег.

16. Даны слова:

1) Вася; 2) ответственность; 3) чушь; 4) чепуха; 5)  глупость.

Какие из них могут выступать в качестве прямого дополнения при глаголе нести?

(А) все, кроме 1; (Б) все, кроме 2; (В) все, кроме 5; (Г) все, кроме 3 и 4; (Д) все.

17.  Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм?

(А) уткнуться носом; (Б) утереть нос; (В) вытереть нос; (Г) совать нос не в свое дело; (Д)  остаться с носом.

18.  Какое из данных пяти слов не обладает грамматическим свойством, которым обладают все остальные слова?

(А) лыжи; (Б) санки; (В) коньки; (Г) ролики; (Д) кроссовки.

19.  Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах: книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль?

(А) 1-е склонение; (Б) 2-е склонение; (В) 3-е склонение; (Г) разносклоняемые имена существительные; (Д) несклоняемые имена существительные.

20.  Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите корреспонденту, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился:

(А) надеяться; (Б) изощряться; (В) пробовать; (Г) усердствовать; (Д) надрываться.

21. Недавно в библиотеку Цветочного города поступило 76 495 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут ознакомиться Незнайка и его друзья?

(А) с семьдесят шесть тысяч четыреста девяносто пятью;
(Б) с семьюдесятью шестью тысячами четырьмястами девяноста пятью;
(В) с семидесятью шестью тысячами четырьмястами девяноста пятью;
(Г) с семидесяти шести тысяч четырехсот девяносто пятью;
(Д) с семьюдесятью шестью тысячами четырестами девяностами пятью.

22.  В «Записках старого петербуржца» Льва Успенского упоминается магазин «Удивительно все дешево», где каждая вещь стоила ровно полтинник. «По правде сказать, не стоила она и четвертака», – писал Успенский. Во сколько же раз, по мнению писателя, хозяин магазина завышал цены?

(А) менее чем в два; (Б) в два; (В) более чем в два; (Г) по крайней мере в три; (Д) более чем в четыре.

23.  Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющего значение ‘глаз’. Какое?

(А) окно; (Б) околица; (В) окинуть; (Г) океан; (Д) окулист.

24. Даны пары наречий-антонимов:

(в)шутку – (в)серьез; (на)яву – (во)сне; (в)слух – (про)себя; (в)доволь – (в)обрез;
(в)начале – (на)последок; (не)спеша – (в)торопях; (на)перерез – (в)догонку.

В скольких парах оба наречия пишутся слитно?

(А) ни в одной; (Б) в одной; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) более чем в трех.

25.  В известной старой песне есть такие строки:

Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

(А.Ф. Мерзляков)

Старинной (церковно-славянской по происхождению) формой какого падежа и числа является выделенное прилагательное?

(А) им. п. мн. числа; (Б) род. п. ед. числа; (В) род. п. мн. числа; (Г) вин. п. ед. числа; (Д) вин. п. мн. числа.

26.  Если бы у глагола дерзить была форма первого лица единственного числа настоящего времени, то как бы она выглядела?

(А) дерзаю; (Б) дерзну; (В) дерзу; (Г) держу; (Д) дерзю.

27.  В какой паре слова имеют ровно два общих звука?

(А) сбор – узор; (Б) водить – водный; (В) блюдо – буду; (Г) отбой – борт; (Д) села – лось.

28.  Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:

ada – остров, adalar – острова,
iki tas – две чашки,
adam – человек,
otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.

Как будет по-турецки: двадцать островов, люди?

(A) otuz adalar, adamlar;
(Б) otuz ada, adam;
(В) otuz adalar, adam;
(Г) otuz ada, adamlar;
(Д) ikilar ada, adamlar.

29.  Какое из перечисленных слов может быть понято как две разные формы соответствующего глагола?

(А) вытрите; (Б) выберите; (В) выполните; (Г) выпишите; (Д) выйдите.

30. Даны прилагательные: внешний, тогдашний, нынешний, сегодняшний.
Как раньше выглядело в русском языке слово там?

(А) тама; (Б) таме; (В) тами; (Г) тамо; (Д) у нас нет данных для ответа на этот вопрос.

8–9-е классы

1.  В игре «Цепочка слов» слова выстраивают в ряд таким образом, что каждое следующее начинается с той буквы, на которую заканчивается предыдущее, например: коттиррог. Цепочку можно замкнуть, если последнее слово будет заканчиваться той буквой, с которой начинается первое: коттиррак. Из данных ниже пяти слов исключите одно так, чтобы из оставшихся можно было образовать замкнутую цепочку.

(А) сом; (Б) сок; (В) меч; (Г) крем; (Д) час.

2.  Четырех друзей попросили вставить пропущенные буквы в слово пр_в_дение.
Алеша написал: привидение, Боря – превидение, Вася – приведение, Гриша – преведение. Кто из мальчиков не сделал ошибки?

(А) Алеша; (Б) Боря; (В) Алеша и Вася; (Г) Боря и Гриша; (Д) Алеша, Вася и Гриша.

3.  Сергей работает официантом. В каком сосуде он никогда не подает клиентам напитки?

(А) в рюмках; (Б) в фужерах; (В) в чашках; (Г) в стопках; (Д) в мензурках.

4.  Какое слово надо вставить в предложение Плетью ... не перешибешь, чтобы получилась русская пословица?

(А) обуха; (Б) олуха; (В) лопуха; (Г) воздуха; (Д) такой русской пословицы нет.

5.  Найдите верный вариант:

(А) СССР заключил договор с Японией;
(Б) СССР заключило договор с Японией;
(В) СССР заключила договор с Японией;
(Г) СССР заключили договор с Японией;
(Д) среди ответов (А) – (Г) нет верного.

6.  Какое из этих названий животных по составу отличается от остальных?

(А) коровушка; (Б) заинька; (В) лисонька; (Г) корюшка; (Д) курочка.

7.  Найдите слово, в котором количество мягких согласных звуков не такое, как в остальных:

(А) кровельщик; (Б) каменщик; (В) печник; (Г) горшечник; (Д) перевозчик.

8.  В каком из предложений слово какаду стоит в таких же числе и падеже, что и слово самолет в предложении Лучше летите самолетом?

(А) Я вижу какаду. (Б) Я не вижу какаду. (В) Я восхищаюсь какаду, который сидит на ветке. (Г) Мне нравится какаду. (Д) Я был возмущен поведением этих проклятых какаду.

9. Отметьте все ребусы, в которых зашифровано одно и то же слово:

10.  Вот три глагола: 1) поступать; 2) ценить; 3) гордиться. А вот три существительных с предлогами: а) по праву; б) по достоинству; в) по совести. Как расставить перед ними глаголы, чтобы получились три устойчивых словосочетания русского языка?

(А) 1 – б, 2 – а, 3 – в; (Б) 1 – а, 2 – в, 3 – б; (В) 1 – в, 2 – б, 3 – а; (Г) 1 – б, 2 – в, 3 – а; (Д) 1 – в, 2 – а, 3 – б.

11.  Вот отрывок из знаменитого стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Сколько в нем имен прилагательных?

(А) одно; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) семь.

12.  На первый взгляд кажется, что все эти названия станций московского метро образованы одинаково. Но на самом деле при образовании одного из них произошли некоторые дополнительные изменения. Что это за название?

(А) Варшавская; (Б) Киевская; (В) Серпуховская; (Г) Братиславская; (Д) Смоленская.

13.  Как известно, существует три способа синтаксической связи слов: согласование, управление и примыкание. В каком из словосочетаний представлен не такой способ, как в остальных?

(А) моя книга; (Б) мамина книга; (В) ее книга; (Г) эта книга; (Д) интересная книга.

14.  Даны пары собственных и нарицательных существительных.
В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Бостон (город) – бостон (вид сукна);
(Б) Остров (город) – остров (часть суши, окруженная водой);
(В) Каракуль (озеро) – каракуль (разновидность овчины);
(Г) Ньюфаундленд (остров) – ньюфаундленд (порода собак);
(Д) Вольт (физик) – вольт (единица измерения электрического напряжения).

15.  Какие слова пишутся с буквой ш на месте пропуска:

1) яи_ница, 2) скворе_ник, 3)  помо_ник, 4) нау_ники?

(А) все; (Б) 2, 3, 4; (В) 2, 4; (Г) 3, 4; (Д) 4.

16.  В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

1) Ему послышался какой-то шум за окном.
2) Нина учила сынишку читать.
3) А милость была ему в тягость.

(А) во всех; (Б) в первом; (В) во втором; (Г) в первом и втором; (Д) во втором и третьем.

17.  В каком словосочетании нет ошибок?

(А) с сентября двухтысячепервого года;
(Б) в две тысячи третьем году;
(В) двухсот пятидесятый театральный сезон;
(Г) к трехсот тридцатому километру;
(Д) на трехсот тридцатом километре.

18.  Подруги позвали Машу гулять. «Не могу, я…, – сказала Маша и запнулась, – ну, в общем, чищу пылесосом ковер!» А как можно было закончить фразу короче?

(А) пылесосу; (Б) пылесошу; (В) пылесосю; (Г) пылесосию; (Д) пылесосаю.

19.  В каком из предложений нет орфографических ошибок?

(А) Следует иметь ввиду, что в виду ухудшения погоды ожидаются осадки в виде дождя и снега.
(Б) Следует иметь в виду, что ввиду ухудшения погоды ожидаются осадки в виде дождя и снега.
(В) Следует иметь в виду, что в виду ухудшения погоды ожидаются осадки в виде дождя и снега.
(Г) Следует иметь ввиду, что ввиду ухудшения погоды ожидаются осадки ввиде дождя и снега.
(Д) Следует иметь в виду, что ввиду ухудшения погоды ожидаются осадки ввиде дождя и снега.

20.  Какие из перечисленных слов имеют окончание (а не )?

1) по истечени_ (срока); 2) по прочтени_ (книги); 3) по решени_ (суда); 4) по возвращени_ (в город); 5) по окончани_ (школы); 6) по прошестви_ (времени); 7) по выражени_ (лица).

(А) 4 и 6; (Б) 3 и 7; (В) 3, 5 и 7; (Г) 1, 2 и 6; (Д) окончание имеют все перечисленные слова.

21.  В какой паре слова имеют ровно три общих звука?

(А) кровать – кров; (Б) олень – ноль; (В) мороз – узор; (Г) сговор – суров; (Д) бревна – новый.

22.  Даны прилагательные: внешний, тогдашний, нынешний, сегодняшний.
Как раньше выглядело в русском языке слово там?

(А) тама; (Б) таме; (В) тами; (Г) тамо; (Д) у нас нет данных для ответа на этот вопрос.

23.  Какие слова пишутся с дефисом после корня -пол-:

1) (пол)ложки, 2) (пол)чайной ложки, 3) (пол)огурца, 4) в(пол)оборота, 5) в(пол)силы?

(А) никакие; (Б) все; (В) все, кроме 5; (Г) 1, 3; (Д) 1, 3, 4.

24.  Какую из этих фраз можно понять только одним способом?

(А) Ночь сменяет ясный день.
(Б) Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)
(В) Андрей вчера сдавал экзамен по математике.
(Г) Как заинтересовали ее картины моего друга!
(Д) Нина читала книгу матери.

25.  Существительные дом, конь, окно, поле относятся ко 2-му склонению. Сколько из приведенных ниже существительных тоже относится ко 2-му склонению: растение, животное, здание, пальто, время, путь?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

26.  Чьим именем принято называть неправедный суд?

(А) Потемкин; (Б) Гордий; (В) Шемяка; (Г) Валтасар; (Д) Соломон.

27.  Сколько слов из предложенного списка имеют в именительном падеже единственного числа окончание (а не )?

Бельишк_, воришк_, городишк_, домишк_, зайчишк_, землишк_, мужичишк_, лгунишк_, носишк_, пальтишк_, ружьишк_, муравьишк_.

(А) 3; (Б) 4; (В) 5; (Г) 6; (Д) 7.

28.  Вот пять глаголов: бороться, вылететь, расхотеть, удаться, отдышаться.
Сколько из них относится к 1-му спряжению?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

29.  Догадайтесь, каким словом заканчивается придуманная журналистом и литератором И.Фоняковым фраза Тарту дорог как город...:

(А) встреч; (Б) побед; (В) разлук; (Г) удач; (Д) утрат.

30.  Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречься. Как будет по-литовски: не прижиматься, беречься?

(A) nesiglausti, saugotis; (Б) nesiglaustis, saugotisi; (В) nesiglausti, sisaugoti; (Г) neglaustis, sisaugotis; (Д) nesiglausi, saugotisi.

10–11-е классы

1. У Маши был велосипед, а у ее брата Пети не было. Однажды Петин сосед, возвращаясь домой, увидел, что тот катается на Машином велосипеде.

– Чей это велосипед? – спросил сосед.
– Теперь мой, – ответил Петя.
– Как так? – удивился сосед.
– Вот так.
– На время?
– Навсегда.
– Ты забрал его тайком?
– Нет.
– Силой?
– Нет, Маша сама отдала.
– Ты дал за него денег?
– Нет.
Тогда сосед догадался, что Петя велосипед

(А) одолжил; (Б) купил; (В) отнял; (Г) выменял; (Д) украл.

2. Есть такой вид спорта – пентатлон. Догадайтесь, как он называется по-русски:

(А) зимнее двоеборье; (Б) троеборье; (В) пятиборье; (Г) семиборье; (Д) десятиборье?

3. В каких предложениях слово солдат стоит во множественном числе?

1) Сегодня награждены 23 смелых солдата. 2) Солдат не видит. 3) Солдат не видно. 4) Четыре солдата стреляют.

(А) 1, 3, 4; (Б) 1, 4; (В) 3; (Г) 1, 2, 3, 4; (Д) 3, 4.

4. Дан список глаголов:

(не)взлюбить, (не)волить, (не)годовать, (не)дождаться, (не)доумевать, (не)здоровиться, (не)истовствовать, (не)ладить, (не)сдобровать, (не)угодить.

В скольких случаях не следует написать раздельно?

(А) во всех; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) более чем в трех.

5. На первый взгляд кажется, что все эти сложные существительные со вторым компонентом -вед образованы одинаково. Но на самом деле при образовании одного из них произошли некоторые дополнительные изменения. Найдите это слово.

(А) языковед; (Б) литературовед; (В) театровед; (Г) лермонтовед; (Д) пушкиновед.

6. В названии какой из пьес А.Н.  Островского имеется нарушение грамматических норм современного русского языка?

(А) «Без вины виноватые»;
(Б) «Грех да беда на кого не живет»;
(В) «За чем пойдешь, то и найдешь»;
(Г) «Не было ни гроша, да вдруг алтын»;
(Д) «Не так живи, как хочется».

7. У какого из следующих прилагательных краткая форма мужского рода образуется с отклонением от общего правила?

(А) достойный; (Б) спокойный; (В) стройный; (Г) случайный; (Д) буйный.

8. За деревьями не видеть леса – это:

(А) иметь узкий кругозор; (Б) быть близоруким; (В) быть низкорослым; (Г) быть плохим лесником; (Д) проявлять внимание к мелочам в ущерб главному.

9. Какой из вариантов не содержит орфографических ошибок?

(А) Вследствие обнаружения новых улик в следствии по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.
(Б) Вследствие обнаружения новых улик вследствии по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.
(В) Вследствии обнаружения новых улик в следствие по делу об ограблении возникла новая версия, в последствие подтвердившаяся.
(Г) В следствие обнаружения новых улик в следствии по делу об ограблении возникла новая версия, в последствии подтвердившаяся.
(Д) В следствии обнаружения новых улик вследствие по делу об ограблении возникла новая версия, впоследствии подтвердившаяся.

10. Что обычно не ставят в вазу?

13.gif (5588 bytes)

11. Сколько слов в этой шуточной заметке написано неправильно?

БЕСПРЕЦЕНДЕНТНЫЙ ИНЦИНДЕНТ

В полицейском участке индентифицировали скомпроментировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъюнктура, – константировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

12. В каком из этих словосочетаний прилагательное имеет нулевое окончание?

(А) отчий дом; (Б) беличий хвост; (В) колючий еж; (Г) дремучий лес; (Д) певчий дрозд.

13. Какое из выделенных существительных стоит в форме винительного падежа?

(А) опасаться неприятностей; (Б) набрать грибов; (В) встретить друга; (Г) меня интересует этот спектакль; (Д) достичь хорошего результата.

14. В какой паре слова имеют ровно четыре общих звука?

(А) просить – спорить; (Б) дрозд – сорт; (В) дрова – ведро; (Г) столб – болт; (Д) бросать – бросит.

15. Выражение масло масляное – народная насмешка над плеоназмами, то есть употреблением лишних слов, ничего не добавляющих к смыслу высказывания. В какой из этих пяти фраз нет плеоназма?

(А) На заводе хромает трудовая дисциплина.
(Б) Наука – наш главный приоритет.
(В) Цены постоянно растут вверх.
(Г) Халатность инкриминируется ему в вину.
(Д) Да простят меня за избитую банальность!

16. Пушкинская строчка Дни поздней осени бранят обыкновенно – это:

(А) двусоставное предложение;
(Б) определенно-личное предложение;
(В) неопределенно-личное предложение;
(Г) безличное предложение;
(Д) назывное предложение.

17. Какое из этих слов написано неправильно?

(А) абсцисса; (Б) искусство; (В) руссификация; (Г) глоссарий; (Д) ренессанс.

18. Устаревшее слово ланиты часто встречается в произведениях XIX века, например, у А. С.  Пушкина:

И гордый взор ее так томен,
И цвет ланит ее так темен,
Что жизни мне милей она.
Что же такое ланиты?

(А) глаза; (Б) брови; (В) щеки; (Г) губы; (Д) волосы.

19. Даны пары существительных, каждая из которых включает фамилию и нарицательное существительное. В какой паре слова соотносятся не так, как в остальных?

(А) Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид двигателя);
(Б) Ампер (французский физик) – ампер (единица силы тока);
(В) Галифе (французский генерал) – галифе (брюки определенного покроя);
(Г) Пастернак (русский поэт) – пастернак (корнеплод семейства зонтичных);
(Д) Наган (бельгийский конструктор) – наган (револьвер особой системы).

20. Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм?

(А) махнуть рукой; (Б) нечист на руку; (В) вымыть руки; (Г) умывать руки; (Д) развязать кому-л. руки.

21. В каком из перечисленных четырех падежей ни у одного русского существительного не может быть окончания ?

(А) в родительном; (Б) в дательном; (В) в винительном; (Г) в предложном; (Д) в каждом из четырех перечисленных падежей у существительного может встретиться окончание .

22. Даны удвоенные согласные: гг, дд, жж, мм, нн, рр, тт. Какие из этих удвоенных согласных встречаются только в словах иностранного происхождения?

(А) гг, дд, жж; (Б) мм, нн, рр; (В) гг, мм, рр; (Г) гг, рр, тт; (Д) жж, мм, тт.

23. Упасть навзничь – это как?

(А) на бок; (Б) вниз головой; (В) замертво; (Г) на спину, вверх лицом; (Д) на живот, вниз лицом.

24. Какую из этих фраз можно понять только одним способом?

(А) Ночь сменяет ясный день.
(Б) Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)
(В) Андрей вчера сдавал экзамен по математике.
(Г) Как заинтересовали ее картины моего друга!
(Д) Нина читала книгу матери.

25. В скольких предложениях из перечисленных представлено простое глагольное сказуемое:

1) Антон не обращал внимания на советы друзей.
2) Сестра вышла купить хлеба.
3) Он обвел нас вокруг пальца.
4) Мы будем заниматься до обеда.
5) Олег было пошел в школу...

(А) во всех; (Б) в четырех; (В) в трех; (Г) в двух; (Д) в одном.

26. Какие глаголы из перечисленных относятся ко 2-му спряжению:

1)  поесть; 2)  отбежать; 3)  завертеться; 4)  выстоять.

(А) 2; (Б) 3; (В) 2, 3; (Г) 3, 4; (Д) все.

27. В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания?

1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор.
2) Загадочным и таинственным казался этот лес и жившие в нем сильные и смелые люди.
3) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектеры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица.
4) Однако она уехала и не сказала куда.
5) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвется.

(A) только в 5; (Б) в 3 и 4; (В) в 1 и 2; (Г) в 2, 3 и 5; (Д) во всех, кроме 5.

28. Может ли окончание оказаться перед корнем в слитно пишущемся слове?

(А) нет;
(Б) да, но только в сложных существительных;
(В) да, но только в сложных прилагательных;
(Г) да, но только в сложных числительных;
(Д) да, в сложных существительных, прилагательных и числительных.

29. Даны польские слова в принятой орфографии и в несколько упрощенной русской транскрипции и их русские соответствия:

rybak [рыбак] рыбак; morzyіa [можыла] морила;
rzeka [жэка] река; czart [чарт] черт;
tarli [тарли] терли; orzech [ожэх] орех.

В каком из следующих польских слов буквосочетание rz читается иначе, чем в остальных?

(А) rzepa; (Б) gorzeli; (В) burza; (Г) grzech; (Д) marzіa.

30. Какие из приведенных сложноподчиненных предложений содержат придаточные предложения времени?

1) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Тынянов)

2) И он вздохнул о прежних днях,
когда он жил, страстям чужой,
с природой жизнию одной. (Лермонтов)

3) Как только мы заходили за какую-нибудь вершину, шум моря замирал. (Арсеньев)

(А) все; (Б) 1, 2; (В) 2; (Г) 3; (Д) 2, 3.

АВТОРЫ ЗАДАЧ

П.Аркадьев: 29 (3–5-е кл.); 8, 26, 28 (6–7-е кл.); 18, 30 (8–9-е кл.).

А.Богданов: 8 (8–9-е кл.); 3 (10–11-е кл.).

Е.Буторина: 27 (10–11-е кл.).

С.Бурлак: 2 (8–9-е кл.).

Н.Валеева: 4, 17, 28 (3–5-е кл.); 3, 6, 13, 24, 29 (6–7-е кл.); 6, 7, 11, 20, 27 (8–9-е кл.); 4, 12, 16 (10–11-е кл.).

Л.Григорян и Р. Кудимов: 5 (8–9-е кл.).

Е.Дмитриева: 15, 19, 21, 22, 27 (3–5-е кл.); 15, 19, 20, 25 (6–7-е кл.); 17, 26 (8–9-е кл.); 2, 8, 11, 15, 23 (10–11-е кл.).

И.Иткин: 10, 12, 14, 18 (3–5-е кл.); 7, 10, 14, 16, 21, 23, 30 (6–7-е кл.); 4, 22, 29 (8–9-е кл.); 6, 7, 22, 29 (10–11-е кл.).

К.Кноп: 26 (3–5-е кл.); 11 (6–7-е кл.); 12 (8–9-е кл.); 17 (10–11-е кл.).

М.Кронгауз: 1, 2, 6, 7, 11, 20 (3–5-е кл.); 1, 2 (6–7-е кл.); 3 (8–9-е кл.); 1 (10–11-е кл.).

Е.Муравенко: 9, 16, 24 (3–5-е кл.); 4, 9, 12, 17, 18, 27 (6–7-е кл.); 1, 9, 13, 14, 16, 21, 23–25, 28 (8–9-е кл.); 10, 13, 14, 18–21, 24–26, 28, 30 (10–11-е кл.).

Н.Муравенко: 25 (3–5-е кл.); 15 (8–9-е кл.); 5 (10–11-е кл.).

И.Рубанов: 3, 5, 13, 23, 30 (3–5-е кл.); 22 (6–7-е кл.); 10 (8–9-е кл.).

И.Рудина: 19 (8–9-е кл.); 9 (10–11-е кл.).

Л.Федорова: 8 (3–5-е кл.); 5 (6–7-е кл.).

Решение задач

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru