КОНКУРС
Н.А. ШАПИРО
Продолжение. См. № 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 36, 37/2004
Подводим итоги конкурса
«ЧЕЛОВЕК ПИШУЩИЙ»
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ.
ТЕКСТ № 1
(См. № 5/2004)
Какая информация содержится в
«заявлении» Хлебникова? (Речь идет о рассказе
И.Бабеля «История одной лошади».) По
возможности перескажите его. Какие чувства (в
нарушение всех законов жанра) выразил автор
этого заявления?
Что такое десть?
Хлебников жалуется на то, что ему не
возвращают белого жеребца, которого он, отбив у
крестьян, выходил из захудалого состояния до
«желаемой перемены» и которого у него забрали,
дав взамен вороную кобылицу.
Письмо написано кровью сердца, в нем и обида, и
горечь, и недоумение, почему же партия «не
осматривается на малых».
Хотя заявление написано корявым языком, любой
пересказ гораздо бледнее, чем у Бабеля: такой
сильный в письме накал страстей – от гордости за
участие в двух войнах, за умение обращаться с
конями до невыносимого страдания и слез от явной
несправедливости.
Десть – это единица счета писчей бумаги. Русская
десть составляла 24 листа.
(Т.А. Стрелецкая, Красноярский край)
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ.
ТЕКСТ № 3*
(См. № 9/2004)
Какие лексические и грамматические
архаизмы есть в отрывке? Какие исправления
пришлось бы сделать, если бы понадобилось
привести этот текст в соответствие с нормами
современного языка?
Герой – Илья Ильич Обломов – пишет
деловое письмо «домовому хозяину». В тексте есть
лексические и грамматические архаизмы:
в сем доме (в этом);
два раза сряду (подряд);
во втором этаже (на втором...);
третий час в исходе (...на исходе);
крепостного моего человека (крепостного);
известясь через крепостного... (получив
известие от...);
ломать голову из таких пустяков... (из-за
таких пустяков).
Вот как можно исправить этот текст
письма Обломова в соответствии с нормами
современного языка:
«Получив известие от вас, сообщаю, что квартира,
которую я занимаю на 2-м этаже, где вы намерены
сделать ремонт, вполне меня удовлетворяет, т.к. я
уже долго проживаю в этом доме и плачу исправно
за квартиру...»
(Т.В. Мутилина, Ростовская обл.)
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ.
ТЕКСТ № 4
(См. № 11/2004)
Как вы думаете: зачем автору
понадобились выделения курсивом? Какие
стилистические пласты представлены в этом
отрывке? Как стилистический анализ этого отрывка
помогает понять его смысл?
Чужое слово проникает во внутреннюю
речь персонажей романа и, следовательно,
характеризует сферу их сознания. Выдержки из
чужих текстов (обычно выделенные курсивом)
сохраняют связь с источником, выражают его смысл,
но одновременно вступают в новые связи и
отношения уже в другом контексте, где
обогащаются семантически. Они выделяют в тексте
ключевые понятия и образы.
В данном отрывке Адуев-младший (герой романа
И.Гончарова «Обыкновенная история») –
восторженный романтик. Здесь мы видим как бы два
крайних полюса – возвышенно-идеальный и
житейский. Соответственно, видны и
стилистические пласты двух разновидностей:
житейский и возвышенно-идеальный,
представленный выражениями: полная чаша счастия;
высшее блаженство поэта – слышать свое
произведение из милых уст; ты моя Муза; будь
Вестою этого священного огня, который горит в
моей груди...
(Т.В. Мутилина)
Общая интонация отрывка ироническая,
автор явно подсмеивается над своим героем,
поскольку в одной фразе соседствуют дремлющий
кот и огонь внутреннего волнения,
хорошенькая бумажка и высшее блаженство
поэта.
(Т.А. Стрелецкая)
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ.
ТЕКСТ № 6
(См. № 15/2004)
Сочините шараду (не обязательно в
стихах) или ребус на так и не давшееся герою
отрывка слово индустриализация либо на слова
ребусник, шарада.
Синицкий (с наружностью гнома, ребусник
по профессии, как характеризуют его И.Ильф и
Е.Петров в ч. 1, гл. IX «Золотого теленка») сочиняет
шараду на слово индустриализация и не
справляется с последними слогами.
Дополнение к шараде на последние
слоги:
Без буквы «цэ»
Получишь имя той
Артистки всем известной –
Са-ви-ной! (Ия)
(Т.В. Мутилина)
Начало слова у ребенка
В некрепкой маленькой ручонке.
Отпустит – сразу улетит.
А середина – это место,
Где грешникам, злодеям тесно,
Костер под ними греет и коптит.
Последнее – союз, который возражает.
Кто хочет отгадать, так пусть соображает.
(Т.А. Стрелецкая)
(Т.В. Мутилина)
ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ.
ТЕКСТ № 8
(См. № 19/2004)
Какие слова в приведенном отрывке до
реформы 1918 г. писались через ять?
Автор – А.П. Чехов.
Произведение – рассказ «Розовый чулок».
Вот что предпослали своим ответам наши
победительницы.
Просмотрев несколько старых книг с
дореволюционной орфографией, я так и не
обнаружила никакой закономерности употребления
буквы ять. Даже легендарное блlдной
тlнью бlдный бlс не облегчило задачи.
(Т.А. Стрелецкая)
Будь я министром, запретил бы я вашему
брату ятем людей морочить.
(А.Чехов. Мыслитель)
Если бы от меня зависело, я упразднил
бы и ять, и фиту, и ижицу, и ер. Эти
буквы мешают школьному делу... и составляют
совершенно излишнее украшение нашей грамматики.
(А.Чехов)
В чем я слаб – так это в употреблении
буквы «l»...
Эта буква всегда меня смущает и... я чувствую себя
так, как будто мне не сорок, а всего четыре года.
(М.Горький)
У школьников ошибки на ять считались
самыми страшными.
Новая реформа 1918 г. исключила l из азбуки, а
также и ижицу, фиту, ер в конце слова.
(Т.В. Мутилина)
Ответ на задание следующий:
В тексте № 8 до реформы 1918 г. через ять
писались следующие слова:
в кабинет,
слдов,
сестр Вар,
в письм,
бдная,
ршительно,
красня,
теб.
* Ответы на задания к
текстам № 2 и № 5 были опубликованы в № 37/2004, а ответ на задание к тексту № 7
будет опубликован в № 41/2004.
|