Я ИДУ НА УРОК
С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль
Тема урока:
«Переходные и непереходные глаголы»
6-й класс
Цели урока: 1) дать понятие о
переходных и непереходных глаголах (значение,
морфологические признаки); 2) показать связь
морфологических признаков переходных и
непереходных глаголов с синтаксическими
свойствами; 3) показать влияние значения
переходности/непереходности на образование
действительных и страдательных причастий
(пропедевтика).
ХОД УРОКА
1. Давайте вспомним, чем отличаются
глаголы совершенного вида от глаголов
несовершенного вида. Сравним значение
совершенного вида у глаголов читать –
прочитать и расти – вырасти. У какого
глагола значение завершенности действия
совпадает с результативностью? (Читать –
прочитать можно книгу, письмо, рассказ, в
результате появляются новые знания, вырасти
– значит только завершить процесс роста,
результата нет). С каким грамматическим явлением
это связано? Такой вопрос мы задавали, когда
говорили о видах глаголов. А сегодня тема
нашего урока – переходные и непереходные
глаголы.
2. Давайте понаблюдаем картинку из
рассказа А.П. Чехова «Хамелеон».
Через базарную площадь идет
полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели
и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой
с решетом, доверху наполненным конфискованным
крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души...
Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет
божий уныло, как голодные пасти; около них нет
даже нищих.
Выпишите из этого отрывка
глаголы-сказуемые вместе с подлежащими, действие
которых переходит на другой предмет (запись на
кодоскопе или на доске).
Надзиратель Очумелов – идет?
Городовой – шагает?
Двери – глядят?
Нет таких глаголов? И правильно, ведь
задача писателя – показать, что городок спит,
событий нет никаких... Ну, идет себе куда-то
Очумелов, а за ним городовой шагает…... Скучно...…
Да и настоящее «действующее лицо» еще не
появилось. А теперь то же самое задание выполним
в следующем отрывке.
(Человек) падает на землю и хватает
собаку за задние лапы... Стоит вышеописанный
человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх
правую руку, показывает толпе окровавленный
палец.
ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ и ХВАТАЕТ
СОБАКУ за задние лапы...
ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ПАЛЕЦ...
Ну что ж, появились настоящие
«действующие лица» – белый борзой щенок с острой
мордой и желтым пятном на спине и золотых дел
мастер Хрюкин. А вместе с ними – и такие глаголы,
для которых недостаточно было одного
действующего лица – подлежащего, как в случае с
Очумеловым или городовым. Ведь если Хрюкин ХВАТАЕТ,
так обязательно кого? (в данном случае СОБАКУ)
или что? (например, палку); если ПОКАЗЫВАЕТ,
так тоже кого? (например, сестру) или что?
(ПАЛЕЦ).
Вот мы и познакомились с переходными
и непереходными глаголами. Итак, дайте
определение, какие же глаголы мы будем называть
переходными, а какие – непереходными. Вы можете
проверить свое определение по учебнику. В каком
падеже должно стоять существительное при
переходном глаголе? Может ли быть предлог в этом
словосочетании?
3. Пронумеруйте цифрой (1) конструкции с
переходными глаголами, цифрой (2) – с
непереходными. Определите падеж, которым
управляет глагол. Найдите конструкции с
винительным падежом без предлога. Сравните
значение, морфологические признаки в
синтаксических конструкциях с непереходными и
переходными глаголами. Сделайте вывод: сколько
членов в конструкциях с переходными глаголами, а
сколько – с непереходными?
Толстый пообедал на вокзале; тонкий
вышел из вагона; Нафанаил снял шапку; ты книжку
прожег; Нафанаил спрятался за спину; жена дает
уроки музыки; я портсигары делаю; тонкий
побледнел; Нафанаил застегнул пуговки. (А.П.
Чехов. Толстый и тонкий)
Должно получиться следующее: 2; 2; 1; 1; 2; 1;
1; 2; 1.
Вывод: конструкции с переходными
глаголами всегда трехчленные. Синтаксически это
отражается следующим образом: подлежащее –
сказуемое – прямое дополнение (без предлога).
4. Предложения с переходными глаголами
могут быть утвердительными и отрицательными. Во
втором случае перед глаголом ставится
отрицательная частица НЕ. Что происходит
с формой существительного? В каком падеже оно
должно стоять при отрицании? Проанализируйте
примеры. Сделайте вывод.
Он муху убьет. – Он мухи не убьет.
(Посл.)
Человек ищет красоту во всем. – Не ищи красоты,
ищи доброты. (Посл.)
Человек выдумал порох. – Он пороху не выдумает.
(Посл.)
Вывод: при отрицании винительный
падеж заменяется родительным, но глагол при этом
не теряет переходности.
5. Часто в магазине мы можем слышать
такие просьбы: «Взвесьте мне, пожалуйста, сахара!
Отрежьте вон того сыра!». Что значит форма
родительного падежа сахара, сыра?
(Указание на часть целого – не весь сахар, а
только часть.) Это значение родительного падежа
носит название «родительный части». В сущности,
он заменяет винительный падеж в аналогичной
ситуации, если предмет на части не делится:
«Дайте книгу; тетрадь; взвесьте грушу». Что это
значит? Можно ли глаголы взвесить, дать,
отрезать отнести к переходным?
6. Итак, вот три случая, когда мы
называем глагол переходным: 1) если при нем есть
(или может быть) прямое дополнение в винительном
падеже без предлога; 2) если при таком глаголе
есть отрицательная частица НЕ и
дополнение в родительном падеже без предлога; 3)
если при глаголе есть дополнение в «родительном
падеже части» (по-научному – родительный
партитивный).
Следовательно, отличить переходные глаголы от
непереходных нельзя, просто сравнив два глагола,
нужно построить для них «дом» из окружения. Тогда
давайте потренируемся в этом «строительстве».
ИГРА В МЯЧ. Вначале я буду ведущим.
Представьте себе, что я бросаю вам воображаемый
мяч, а вместе с ним – глагол. Если он
непереходный, вы возвращаете мяч – глагол – мне
обратно, если переходный – бросаете его соседу,
который дополняет конструкцию третьим членом.
Попробуем:
Я сижу! – И я сижу!
Я пишу... – Я пишу... письмо!
Глаголы для игры:
непереходные – стоять, лежать, спать,
ходить, скрипеть, жить, служить; переходные –
купить, взять, любить, сеять, мыть, косить или
любые другие на выбор учителя.
Правила игры можно изменять: выбирать
других ведущих, лучшие примеры записывать в
тетрадь и так далее.
7. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
Чьи это
строки? Правильно, это «Парус» М.Ю. Лермонтова.
В нем есть один глагол – белеть. Определите,
переходный он или нет. (При нем не может быть
прямого дополнения в винительном падеже без
предлога, действие не переходит на другой
предмет – значит, глагол непереходный.) А теперь
попробуйте подобрать однокоренной глагол,
изменив в нем только одну букву, чтобы он стал уже
переходным. Это глагол – белить – потолок.
Какая между ними разница в лексическом значении?
(Белеть – «виднеться (о белых предметах)», белить
– «покрывать чем-нибудь белым», «красить
белилами»).
Только в таких парах глаголов есть «показатель
переходности» – это суффикс -и-, в отличие
от «показателя непереходности» – суффикса -е-.
(Работа с учебником – упр. 477.)
8. Сравните:
Маша моет голову. – Маша моется.
Ваня умывает сестренку. – Ваня умывается.
В каких конструкциях глаголы
переходные, а в каких непереходные и почему? (В
глаголах с -ся действие возвращается на
само действующее лицо, поэтому глаголы мыться,
умываться не могут быть переходными.)
Да, такие глаголы называются возвратными,
ведь постфикс (потому что -ся, -сь стоят
всегда после окончания). -ся, -сь по
происхождению – местоимение себя, и
переход здесь совершен уже внутри глагола.
Следовательно, мы нашли еще один «показатель
непереходности»? Совершенно верно! Сейчас я вам
загадаю загадки, в которых есть возвратные
глаголы, а вы их запишете и отгадаете.
Двое стоят, двое бегут, двое
сменяются. (Небо и земля, солнце и месяц, день и
ночь.)
Есть невидимка: в дом не просится, а
прежде людей бежит, торопится (воздух).
Рассыпался горох на семьдесят
дорог, никому не собрать (звезды).
Без него плачемся, а как появится –
от него прячемся (солнце).
9. Когда
же нам еще пригодятся знания о переходных и
непереходных глаголах? Будем в 7-м классе
изучать часть речи – причастие, это особая форма
глагола. Так вот, только от переходных глаголов
образуются так называемые страдательные
причастия, то есть такие, которые обозначают
признак предмета, который подвергается действию
другого предмета. Пример с таким причастием есть
в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
За ним шагает рыжий городовой с
решетом, доверху наполненным конфискованным
крыжовником. Решето, наполненное (кем? кто его
наполнил?). «Перевернем» эту конструкцию:
Крестьяне наполнили решето. – Решето наполнено
крестьянами. Мы видим, что опять перед нами
трехчленная конструкция с переходным глаголом наполнить.
А теперь – самостоятельная работа
с учебником. В качестве домашнего задания
дополнительно к традиционным упражнениям из
учебника можно предложить подобрать пословицы с
переходными глаголами; с непереходными
глаголами с «показателем непереходности».
|