Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А.ШАПИРО


Полезные мелочи

Такие разные О

Светлана Маратовна Евграфова рассказала о том, как простая картинка помогает младшеклассникам запомнить правописание некоторых словарных слов с безударными о.

В слове огурец надо изобразить первую букву похожей на огурец (наверное, стоит и раскрасить ее зеленым карандашом), а гласные в слове морковь – сужающимися книзу и оранжевыми, как морковки. Развивая идею, нарисуем маленькие кругленькие желтые о в слове горох. Теперь остается позаботиться о том, чтобы дети не решили, что в эту растительно-орфографическую коллекцию входит и слово картофель. Чтобы предотвратить ошибку, на другой половине листа напишем это слово – пусть оно стоит особняком, а первую гласную нарисуем большой, коричневой и составленной из множества картофелин.

И снова ассоциации

Еще один рассказ С.М. Евграфовой. Ученица пожаловалась ей, что никак не может запомнить, как пишется слово гильотина. С.М. спросила, какая именно буква не хочет запоминаться. Оказалось, что это гласная о. «Как отрубленная голова», – не задумываясь сказала учительница.

Своими руками

Каждый учитель знает, что есть такие ученики: попросят объяснить что-нибудь, а как только начнешь говорить, тут же принимаются зевать, ерзать, вертятся и явно не могут вникнуть в объяснения. Значит, учительские монологи им противопоказаны. Можно попробовать по-другому: пусть ученик на каждое учительское слово отвечает осмысленным действием. Например, предстоит разобраться в том, когда выделяется запятыми причастный оборот. Сначала нужно найти в предложении причастие – ученик показывает его пальцем и помечает, скажем, буквами Пр. Потом выясняем, есть ли у этого причастия зависимые слова, – если есть, ученик их немедленно подчеркивает вместе с причастием волнистой чертой. Теперь найдем определяемое слово – оно помечается крестиком. Остается ответить на вопрос о месте причастного оборота по отношению к определяемому слову. Если оборот стоит после определяемого слова, пусть ученик тут же поставит жирные запятые и для верности еще обведет их кружком.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru