Я ИДУ НА УРОК
С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж, г. Ярославль
Тема урока: «Вид глагола.
Совершенный и несовершенный вид»
(2 часа)
6-й класс
Цели: 1) познакомить учащихся с
понятием вида глагола; 2) научить различать
совершенный и несовершенный вид глагола; 3) дать
понятие о парных по виду и непарных по виду
глаголах; 4) научить использовать глаголы
совершенного и несовершенного вида в речи.
ХОД УРОКА
1. Задание. Прочитайте, что
сказано в учебнике о глаголах совершенного и
несовершенного вида. Чем они различаются? (В
учебнике – по вопросам: что делать? и что
сделать?) А теперь попробуйте, руководствуясь
только вопросами, определить, глаголы какого
вида перед вами в данном тексте.
Немедленно вслед за этим кусты надо
мной затряслись и затрещали; обезьяны опускались
на них и в тот же миг, оттолкнувшись, продолжали
путь к вершинам деревьев, где их ожидал старый
вожак. Движение стада проходило очень
организованно; в тот момент, когда обезьяна
перелетала край скалы, другая появлялась на моем
кусте.
(Д.Даррелл. Перегруженный ковчег)
Вы правильно определили вид глаголов,
хотя для этого использовали только вопросы. А
теперь определите вид глагола в таком
предложении.
Он телеграфировал о своем приезде.
Задача оказалась не из легких. Это
значит, что нам с вами нужно узнать еще многое о
глагольном виде, чтобы, во-первых, научиться
различать глаголы совершенного и несовершенного
вида, во-вторых, образовывать пары глаголов по
виду и, наконец, не только понять, зачем в русском
языке существует это явление, но и научиться
использовать его в речи.
2. Начнем по порядку. Рассмотрите
рисунки и определите, в чем между ними разница.
Рис. 1
Рис. 2
Назовем нашего героя, предположим,
Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке?
Правильно, он еще только строит дом. И
неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если
ему не помогут. А на втором рисунке? Видимо, Ваня
получил помощь, ибо он уже построил дом и
скоро будет праздновать новоселье. Чем же
отличаются два этих глагола: строить –
построить? Первый – обозначает сам процесс
строительства, без указания на его завершение, а
вот второй – завершенный процесс и даже конечный
результат (дом). А грамматически они различаются
видом, первый глагол – несовершенного вида
(проверим с помощью вопроса: что делать? Строить),
а второй – совершенного (что сделать?
Построить). Какой словообразовательный
элемент участвует в выражении совершенного вида?
Правильно, приставка по-. Есть ли еще
какое-нибудь значение у этой приставки в глаголе построить,
кроме грамматического значения совершенного
вида? Нет. Значит, это видовая пара.
3. Задание. Подберите к глаголам
позавтракать, позвонить, нарисовать, начертить
бесприставочные видовые пары. Запишите их и
передайте в рисунках значения этих глаголов.
4. Задание. Образуйте видовые
пары глаголов и подчеркните приставки, с помощью
которых образованы глаголы совершенного вида: делать,
фотографировать, ломать, мыть, пить, расти, учить,
готовить, делить.
Итак, это приставки с-, вы-, при-, раз-.
Кстати, давайте сравним значение совершенного
вида у глаголов мыть – вымыть и расти –
вырасти. У какого глагола значение
завершенности действия совпадает с
результативностью? (Вымыть – можно вымыть
руки, фрукты, чистые руки и фрукты – это
результат; вырасти – значит только завершить
процесс роста, результата нет).
5. Теперь проанализируем глаголы из
нашего текста: (кусты) затряслись и затрещали.
Затрястись – совершенный вид, действие
завершенное, но будет ли к этому глаголу парой трястись
– без приставки за-? Сравните значение
глаголов: кусты тряслись – кусты затряслись
(то есть кусты начали трястись). Правильно,
приставка за- здесь сообщила глаголу не
только значение предела действия, но еще и
дополнительное лексическое значение – начала
действия. Следовательно, глаголы трястись – затрястись
не могут быть видовой парой. Разве так бывает? –
спросите вы. Еще как бывает! Есть и
глаголы-одиночки, не имеющие видовых пар. Почему
так бывает? Лексическое значение глагола
препятствует образованию видовой пары.
6. Задание. Сравните два ряда
глаголов:
а) любить, уважать, ценить, терпеть;
б) поесть, попить, погулять, поговорить.
Чем они различаются? (В первом ряду –
глаголы несовершенного вида, обозначающие
проявление чувства, а такие глаголы не содержат в
своем значении предела или результата действия,
поэтому нельзя от этих глаголов образовать пары
совершенного вида; во втором ряду – глаголы
совершенного вида, но со значением «немного» – немного
поесть, попить, поэтому есть и пить не
составят с ними пар).
Надо сказать, что глаголы движения тоже ведут
себя очень интересно: бесприставочные одиночки
– только несовершенного вида, а вот приставочные
могут образовывать пары: идти, но войти/входить,
выйти/выходить, прийти/приходить.
7. Обратимся снова к глаголам, имеющим
видовую пару. Всегда ли глагол совершенного вида
образуется с помощью приставки? Найдите в тексте
третий глагол: (обезьяны) опускались.
Образуем пару: опускались – действие не
завершено, но может быть завершено: обезьяны
уже опустились на кусты. Как мы образовали
пару? С помощью приставки? (Нет, приставка та
же, корень – пуск, изменился суффикс: -а-
заменился на -и-). Правильно, и это второй
способ образования видовых пар – чередование
суффиксов. Найдите в следующем ряду глаголов
суффиксы, с помощью которых образуются глаголы
совершенного и несовершенного вида, и обобщите
свои наблюдения в таблице:
Совершенный вид |
Несовершенный вид |
-е-
Ж
-и-
-а-
-и-
-ну-
|
-ива-
-ва-
-ива-
-ыва-
-а-, -я-
-а-
|
Для полноты картины рассмотрим, какие
еще средства могут помочь в образовании и
различении глагольных видов, сравните:
разреза'ть и разре'зать
(ударение);
класть – положить, говорить – сказать, ловить
– поймать (замена корней).
Итак, есть 4 основных средства
образования глагольных видов: приставки,
чередование суффиксов, ударение, замена корней.
Но в ряде случаев имеются еще и дополнительные
средства, такие, как чередование гласных и
согласных в корнях: выскочить – выскакивать.
8. Вернемся к нашему тексту. Ответьте на
вопросы, которые мы поставили в начале урока, и
выполните следующие задания: определите, имеют
ли видовые пары глаголы из текста; как образуются
пары, какими средствами; какую роль играют эти
глаголы в тексте?
Немедленно вслед за этим кусты надо
мной затряслись и затрещали; обезьяны опускались
на них и в тот же миг, оттолкнувшись, продолжали
путь к вершинам деревьев, где их ожидал старый
вожак. Движение стада проходило очень
организованно; в тот момент, когда обезьяна
перелетала край скалы, другая появлялась на моем
кусте. (Д.Даррелл. Перегруженный ковчег)
Ответы. Затряслись, затрещали
– глаголы совершенного вида, непарные, так как
обозначают короткую фазу начала действия
(приставка за-); опускались, продолжали,
ожидал, проходило, перелетала, появлялась –
глаголы несовершенного вида, все они, кроме
глагола ожидать, имеют пары совершенного
вида: опуститься, продолжить, пройти,
перелететь, появиться.
Основное средство образования вида –
чередование суффиксов -а-, -я-/-и-, -е-,
дополнительные средства – чередование в корне ск/ст,
в/вл, ударение – продолжать/продолжить, в
одной паре – смена корня проходить/пройти.
Глагол ожидать не имеет пары совершенного
вида, так как действие в этом глаголе не имеет
предела (требуется вспомогательный глагол: перестал
ожидать).
Роль глаголов в тексте следующая:
вначале два глагола совершенного вида описывают
короткое начало, затем используются только
глаголы несовершенного вида и прошедшего
времени для того, чтобы показать
одновременность, обыкновенность, плавную
повторяемость действий и событий, описываемых в
картине. А если заменить эти глаголы на парные –
совершенного вида, то картина резко изменится:
все действия будут совершаться строго друг за
другом и только один раз.
|