МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль
Составное глагольное сказуемое
Дидактический материал по
синтаксису
7-й класс
Задание 1. Вспомните, что
такое сказуемое. Найдите сказуемые в следующем
тексте и подчеркните их двумя чертами.
Они, видно, испугались приезда паничей,
не любивших спускать никому, или же просто хотели
соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и
броситься опрометью, увидевши мужчину, и потом
долго закрываться от сильного стыда рукавом.
Светлица была убрана во вкусе того времени, о
котором живые намеки остались только в песнях да
в народных думах, уже не поющихся более на
Украине бородатыми старцами-слепцами в
сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду
обступившего народа, во вкусе того бранного,
трудного времени, когда начались разыгрываться
схватки и битвы на Украине за унию. Все было
чисто, вымазано цветной глиною.
(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)
Задание 2. Вспомните: что
нужно сделать, чтобы найти простое глагольное
сказуемое? Найдите его в тексте задания 1 и
определите, в какой форме стоит глагол
(наклонение, время, лицо, число, род – в прошедшем
времени). А теперь попробуйте найти составные
глагольные сказуемые.
Удалось?
Это – хотели соблюсти (вскрикнуть, броситься,
закрываться); начались разыгрываться.
Если нет – не расставайтесь с этой карточкой до
тех пор, пока не научитесь узнавать составное
глагольное сказуемое.
Каждое сказуемое несет две нагрузки – смысловую
(называет действие) и грамматическую (указывает
наклонение, время, число, лицо или род). Простое
глагольное сказуемое легко справляется с обеими
нагрузками с помощью одного глагола. В составном
глагольном сказуемом эти нагрузки делят между
собой два слова.
Это выглядит так:
Основные вспомогательные глаголы,
обозначающие
Начало, конец, продолжение
действия |
Способность, неспособность
совершить действие |
Желание или нежелание
совершить действие |
Внутреннее переживание и
мысли по поводу совершения действия |
Краткие прилагательные в роли
вспомогательных глаголов |
начать
стать
кончить
приняться
продолжить
прекратить |
мочь
уметь
суметь
успеть |
желать
мечтать
хотеть
стараться |
думать
надеяться
бояться
стыдиться
собираться
готовиться |
рад
должен
готов
обязан
достоин |
Задание 3. В следующем
отрывке из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя найдите
подлежащие и составные глагольные сказуемые,
подчеркните их; определите значение
вспомогательных глаголов. Вставьте пропущенные
буквы.
1. Бульба по случаю пр_езда сыновей
велел созвать всех сотников и весь полковой чин,
кто только был налицо. 2. – Я думаю, архимандрит
(не)давал вам и понюхать г_рилки, – продолжал
Тарас. 3. – Нечего, батька, вспоминать, что было, –
отвечал хладн_кровно Остап, – что было, то прошло!
4. Она (не)смела н_чего говорить; но, услыша о таком
страшном для нее решени_, она (не)могла удержаться
от слез. 5. И н_кто бы (не)мог описать всей
бе_молвной силы ее горести, которая, к_залось,
трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах.
6. – Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем
делать то, что Бог даст.
Задание 4. Глагол в
неопределенной форме (инфинитив) может быть
частью формы будущего времени, а может входить в
составное глагольное сказуемое. Как их
различить? Проанализируйте примеры и сделайте
вывод.
1. Мартышка вздумала трудиться. –
Завтра малыши будут трудиться над новыми
заданиями. 2. Я буду беспокоиться, если вас долго
не будет. – Владимир начинал сильно
беспокоиться. 3. Лакей Петрушка стал устраиваться
в маленькой передней. – Ты будешь устраиваться
на ночлег? 4. Со старыми знакомыми он перестал
видеться. – Мы будем видеться с вами всегда.
Задание 5. Инфинитив может быть в
предложении и дополнением. Если вспомогательный
глагол и инфинитив обозначают действие
подлежащего – значит, перед вами – составное
глагольное сказуемое, если же инфинитив
обозначает действие не подлежащего, а другого
лица или предмета, перед вами – дополнение,
определение или обстоятельство. Попробуйте
различить функции инфинитива в следующих
предложениях.
1. Я начал читать эту книгу давно. – Я
прочитал эту книгу и дал почитать своему другу. 2.
Мы закончили писать это упражнение. – Я уже
переписал предложения из учебника и могу дать
тебе переписать.
Задание 6 (контрольное). В
отрывке из повести Н.В. Гоголя «Как поссорился
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» найдите
составные глагольные сказуемые, подчеркните их и
определите значение вспомогательных глаголов,
наклонение, время, лицо, число, вид, переходность
и залог. Вставьте пропущенные орфограммы.
Прекрас(_)ный человек Иван Иванович!
Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех
сторон навес на дубовых столбах, под навесом
везде скамейки. Иван Иванович, когда сделается
слишком жарко, скинет с себя и бекешу и исподнее,
сам останет(_)ся в одной рубашке и отдыхает под
навесом и глядит, что делает(_)ся во дворе и на
улице. Какие у него яблони и груши под самыми
окнами! Отв_рите только окно – так ветви и
врывают(_)ся в комн_ту. Это все перед домом; а
посм_трели(бы), что у него в саду! Чего там нет!
Сливы, вишни, черешни, ог_родина всякая,
подсолнечники, огурц_, дыни, стручья, даже гумно и
кузница.
Прекрас(_)ный человек Иван Иванович! Он
очень любит дыни. Это его любимое куш_нье. Как
только отобедает и выйдет в одной рубашке под
навес, сейчас пр_казывает Гапке пр_нести
чернильницу и сам, собственною рукою, сделает
надпись над бумажкою с семенами: «Сия дыня
с_едена такого-то числа». Если при этом был
какой-нибудь гость, то: «участвовал такой-то».
Дополнительное задание: дайте
синтаксическую характеристику всех предложений
в тексте и отметьте их стилистическую роль.
|