ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
Б.Ю.НОРМАН,
г. Минск,
Беларусь
Задачи по русскому языку для учеников
и учителей
1. Произношение звука [ш] на месте
буквы ч рекомендуется в словах что и конечно.
Оно допустимо также в словах булочная и коричневый,
но недопустимо в источник, конечность,
рыночный, гоночный и т.п. Почему?
2. В Германии встречаются фамилии
славянского происхождения типа Гладров или Яхнов.
А как сказать по-русски в творительном падеже: Я
познакомился с профессором...?
3. Даны два выражения: заслуженный
отдых и заслуженный работник. Можно ли
считать их в равной мере правильными с точки
зрения русского языка?
4. (Задача-шутка.) Когда лейтенант
бывает «главнее» майора?
5. Одно и то же ядовитое растение
по-русски называется белладонна, или красавка.
Что общего в этих названиях, кроме того, что они
называют один и тот же предмет?
6. Даны слова: изба, богатырь,
сарафан, собака, сундук, лошадь, халтура, ерунда.
Какие из них являются исконно русскими?
7. В известном стихотворении Агнии
Барто говорится:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Какие грамматические особенности
этого стихотворения свидетельствуют о том, что
ребенок относится к плюшевому мишке как к живому
существу?
8. Что такое перочистка?
9. В романе «Защита Лужина»
Владимира Набокова отец диктует сыну учебный
текст (диктант), и в том числе предложение: «Это
ложь, что в театре нет лож». Далее – цитата:
«И сын писал, почти лежа на столе… и
оставлял просто пустые места на словах ложь и
лож.»
О каких пустых местах идет речь в
данном отрывке?
10. Прочитайте следующий шутливый
диалог.
Спорят двое.
– Я в молодости поднимал штангу в 300 килограмм.
– Не может быть! 300 килограмм и рекордсмен мира не
поднимал.
– А я поднимал! Правда, не поднял…
На чем основана эта шутка? Какое
грамматическое явление лежит в ее основе?
Ответы в следующем номере
|