Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2004

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ

Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ,
С.М. БОНДАРЕНКО, Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. Начало в № 39, 40/2004


Деепричастие.
Обособляемые обстоятельства, выраженные деепричастиями и  деепричастными оборотами

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

7. Обособление добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами

Часто деепричастия притягивают к себе пояснительные слова, то есть становятся распространенными. Такие распространенные деепричастия называются деепричастными оборотами.

Имейте в виду: добавочное сказуемое – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, – это один член предложения. Подчеркивайте его так: _ . _ . _ . _ . Иногда для краткости, особенно в инструкциях, мы будем называть добавочное сказуемое – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, просто деепричастным оборотом.

 

Деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении.

 

Вот так: Итальянский монах Кампанелла, долгие годы томясь в тюрьме, написал прекрасную книгу о «Городе солнца».

Вы, конечно же, увидели, что деепричастный оборот долгие годы томясь в тюрьме стоит в середине предложения и поэтому выделяется запятыми с обеих сторон.

Попробуйте переставить деепричастный оборот в начало и в конец предложения. Запишите полученные предложения.

(Долгие годы томясь в тюрьме, итальянский монах Кампанелла написал прекрасную книгу о «Городе солнца». Итальянский монах Кампанелла, написал прекрасную книгу о «Городе солнца», долгие годы томясь в тюрьме.)

Так ли трудно следовать этому правилу? На первый взгляд не очень. Но на самом деле на это, казалось бы, нехитрое правило бывает довольно много ошибок.

Самая распространенная ошибка – потеря одной из запятых, когда деепричастный оборот стоит в середине предложения. То теряется первая запятая, то вторая. Как в пословице: «Нос вытащишь – хвост увяз, хвост вытащишь – нос увяз». Запомните хорошенько: у деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые – на носу и в хвосте.

В копилку слов

деепричастный оборот

26.1. Прочитайте отрывок. При чтении имейте в виду, что конец строки и конец фразы могут не совпадать.

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает. Веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

26.2. Перепишите отрывок, по ходу записи подчеркивая основы и добавочные сказуемые – обстоятельства. Определите, где именно стоит деепричастный оборот – в начале, в середине или в конце предложения.

26.3. Можете ли вы определить автора этих строк?

27.1. Прочитайте отрывок из романа В.Катаева «Белеет парус одинокий». Постарайтесь мысленно увидеть описанную картину.

  •  

Петя решил на прощание наскоро выкупаться.
Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете.
Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. Он взошел на нее и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна.
Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом – стал нырять с открытыми глазами.
Какое это было упоение!
На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. Среди корней, рогами расставив страшные клешни, пробирался боком большой старый краб.
Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. Пусть себе ползет, невелика редкость. Гораздо интереснее казались морские коньки. С точеными мордочками и грудками, они плыли стоймя, прямо на Петю, распустив перепончатые плавники крошечных подводных драконов.
Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника. Было бы безумием пропустить такой случай.
Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел на обрыве отца.

27.2. Выпишите предложения с добавочными сказуемыми – обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объясните знаки препинания.

27.3. Выделенные слова распределите в три столбика с орфограммами: 1) в приставке, 2) в корне, 3) в суффиксе. Учтите, что одно и то же слово может оказаться в разных столбиках.

Всегда ли обороты выделяются запятыми?
Оказывается, нет.
Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми.

Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, прочтите следующий рассказ.

С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». «Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича.

Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».

Наверное, вы поняли: это идиомы – устойчивые словосочетания, которые обозначают совсем не то (или не совсем то), что входящие в них слова. В отличие от добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, идиомы с деепричастиями на письме не выделяются запятыми.

С идиомами нужно держать ухо востро. Не путайте их, пожалуйста, со свободными словосочетаниями.

Сравните два предложения и скажите, в каком из них идиома, а в каком свободное словосочетание.

Ребята взялись за дело засучив рукава.
Засучив рукава, мама принялась месить тесто.

(Вы, наверное, поняли, что в первом предложении идиома, поэтому ей не положено запятой. А во втором – свободное словосочетание.)

Теперь вы знаете достаточно много, чтобы выделять деепричастия и деепричастные обороты. «Руководство к действию» на все случаи встречи с ними можно представить в виде такой инструкции:

Определяю, перешло ли одиночное деепричастие в наречие или перед нами идиоматический оборот.

Да
Вывод:
не обособляю

Нет
Вывод:
обособляю

28. Вставьте в предложения подходящие по смыслу идиомы из приведенного выше (см. 27.3) списка. Расставьте знаки препинания.

1. Боясь опоздать я несся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора, и только двое бездельников сидели... … .
3. Не взвесив всех возможных трудностей я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я... … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы обладая даром рассказчика объяснял материал так что мы слушали...… .

29.1. Под номером 1 дан ряд фразеологизмов (идиом), под номером 2 – их объяснения, но в другом порядке. Подберите к каждому фразеологизму соответствующее объяснение и запишите их попарно.

1. Не покладая рук, не переводя дыхания, не находя себе места, несолоно хлебавши, положа руку на сердце, не щадя живота, не мудрствуя лукаво.

2. Делать что-то, не прерываясь, в один присест; работать усердно, не останавливаясь; говорить откровенно, чистосердечно; тревожиться, беспокоиться; судить объективно, беспристрастно; говорить без затей и излишних рассуждений; не щадя жизни; уйти, не получив желаемого.

29.2. Подчеркните орфограмму «не с деепричастиями».

29.3. С двумя-тремя фразеологизмами составьте предложения.

30.1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Обратите внимание на знаки, которые вы еще не можете объяснить.

Еще ночь но скоро рассвет. Тишина. Ихтиандр идет по песчаной дорожке сада. Дорожка круто поворачивает вправо идя под уклон. Чувствуя под ногами каменные плиты Ихтиандр постепенно замедляет шаги останавливается. Не спеша надевает большие очки с толстыми стеклами перчатки на руки и на ноги. Выдыхает из легких воздух и прыгает в водоем. Человек превратился в рыбу.
Добравшись до тоннеля, доверху наполненного водой, он идет по дну преодолевая холодное встречное течение. Оттолкнувшись от дна всплывает наверх – и словно погружается в теплую ванну. Вода, нагретая в водоемах садов, течет вверху тоннеля к открытому морю. Теперь Ихтиандр может плыть по течению.

30.2. Определите вид деепричастий и обозначьте в них суффиксы.

30.3. Выделенные слова разберите по составу.

Если вы еще не читали роман А.Беляева «Человек-амфибия», из которого взят этот отрывок, прочтите, пожалуйста.

В копилку слов

 

тоннель и туннель

31.1. Прочитайте античный миф о Пигмалионе и Галатее.

Скульптор Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит и вот-вот задвигается и заговорит. Любуясь часами своим произведением, художник – надо же такому случиться! – влюбился в статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, одевал в роскошные наряды, шептал слова любви. Но она была безответна.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с золотыми рогами. Он простер к богине руки и с мольбой прошептал:
– О вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы все можете, дайте мне жену столь же прекрасную, как девушка, которую я создал из слоновой кости.
Боясь прогневать богов, художник не решился просить Афродиту оживить изваяние. Но богиня, вняв его призыву, вдохнула в статую жизнь.
Вернувшись из храма, скульптор обнаружил дома ожившую статую. Галатея (так звали девушку) стала женой Пигмалиона.

(По Н.Куну)

31.2. Как вы думаете, в чем заключается главная мысль текста?

31.3. Напишите изложение по этому мифу.

В копилку слов

 

празднество

изваяние

32.1. Прочитайте еще один греческий миф. Понаблюдайте за использованием деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Европа была дочерью финикийского царя Агенора и жила в городе Сидоне. Приснился однажды ей сон, будто две части света: Азия и та земля, что лежит за морем, – борются за нее. Проснувшись в страхе и не понимая значения сна, Европа стала молить богов, чтобы отвратили они от нее несчастье. Затем, одевшись в пурпурные одежды, пошла она со своими подругами на зеленый луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы душистые белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, собирала в свою золотую корзиночку одни алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий, ласковый плеск.
Но недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел дочь Агенора Зевс-громовержец и решил ее похитить. Чтобы не испугать девушку (ведь не каждый день с небес спускаются боги) он принял другое обличье. И на лугу появился удивительный бык – огромный, белоснежный, с золотыми рогами и совсем ручной. Едва касаясь травы, он подошел к подругам. Они стали гладить его, украшать цветами. Бык все терпел, а потом лег у ног Европы, словно приглашая покататься. Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю.
Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Морской ветер колышет ее кудри и развевает легкое покрывало, край которого она подбирает одной рукой, боясь замочить водой. Но напрасно. Волны расступаются перед чудесным быком, и за всю дорогу Европа не замочила даже краешка одежды. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите.

32.2. Перескажите текст. Постарайтесь ввести в свой пересказ деепричастия и деепричастные обороты.

32.3. Перепишите любой из абзацев, по ходу записи подчеркивая основы и добавочные сказуемые – обстоятельства. В деепричастиях выделите суффиксы.

8. Специальный разговор о трудных случаях

В этом параграфе вы узнаете, какие трудности вам могут встретиться при обособлении добавочных сказуемых – обстоятельств.
Рассмотрим эти трудности по порядку.
Прочитайте предложение.

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.

Как по-вашему, сколько здесь деепричастных оборотов?

(Здесь два деепричастных оборота: болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.)

Почему же после первого оборота и перед вторым нет запятых?

(Вы, наверное, догадались: они однородны и поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.)

А теперь разберем другой пример.

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, встав на ноги, поздоровался с публикой.

Сколько в этом предложении деепричастных оборотов?

(Тоже два.)

Почему же знаки препинания поставлены немного по-другому?

Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым: первый – к сказуемому вышел, а второй – к сказуемому поздоровался. Они неоднородны – следовательно, обособить нужно каждый в отдельности. Вот почему союз и здесь оказался «в окружении».

И, наконец, еще один вариант предложения с клоуном:

Клоун вышел на арену на руках, болтая в воздухе ногами, и, дружно аплодируя, зрители приветствовали его.

Снова займитесь синтаксическим счетом и подсчитайте, сколько в этом предложении основ и сколько деепричастных оборотов.

(Вы правы, если ответили, что в этом предложении две основы (вышел клоун, приветствовали зрители) – следовательно, оно сложное. А в каждой из частей сложного предложения есть свой деепричастный оборот, и его нужно обособить.)

Во всех этих случаях трудности связаны с союзом. Причем не обязательно и. Чтобы поставить запятую после союза, надо сделать определенное усилие. Дело в том, что ошибку здесь провоцирует интонация. Своего рода интонационная «ловушка»: паузы после союза нет, а запятая ставится в соответствии с правилом.

Итак:

Если деепричастный оборот располагается после союза (любого, кроме союза а) или союзного слова, он выделяется с двух сторон запятыми, первая из которых оказывается после союза (союзного слова).

 

 

Все перечисленные выше трудные случаи обособления деепричастий и деепричастных оборотов можно представить в виде инструкции.

1. Определяю, сколько деепричастных оборотов или одиночных деепричастий в предложении.

один (одно)

Определяю, идет ли деепричастный оборот (деепричастие) сразу после союза

два или более

Определяю, к одному или разным сказуемым относятся деепричастия (деепричастные обороты)

да

Вывод:
обособляю, не включая союз
(кроме союза а)

нет

Вывод:
обособляю

к одному

Вывод:
они однородны, применяю правило об однородных членах

к разным

Вывод:
они неоднородны, обособляю каждый

33. Спишите предложения, по ходу записи подчеркивая основы и добавочные сказуемые – обстоятельства. Что соединяет в предложении «опасный» союз и?

1. Могучий поток воды мчался к скалистым порогам и, наполняя окрестность шумом и брызгами, стремительно низвергался вниз.

2. Стремительно скользя по снегу и весело размахивая палками, мимо меня пронеслась разрумянившаяся лыжница.

3. В огромном аквариуме во Флориде дельфины прыгают сквозь обруч, «поют» дуэтом и, высоко выпрыгивая из воды, ловко хватают из рук посетителей свежую рыбу.

34. Ниже дано несколько вариантов каждого предложения. Решите, в каком из этих вариантов знаки препинания расставлены правильно.

1)

а) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах и задумчиво поглядывая на далекий берег.
б) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах, и задумчиво поглядывая на далекий берег.
в) Мы замечтались, покачиваясь в лодке на волнах, и, задумчиво поглядывая на далекий берег.

2)

а) Собака испугалась не на шутку, но не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.
б) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.

35.1. Объясните расстановку знаков препинания в следующих примерах. В каких случаях союз и оказался «в окружении»?

1. Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

(М.Лермонтов)

2. И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

(А.С. Пушкин)

35.2. Один из двух стихотворных отрывков запомните и запишите по памяти.

35.3. Знаете ли вы, из каких произведений взяты эти отрывки?

36. Попробуйте сами придумать два-три предложения, в которых деепричастный оборот находился бы после союза и.

37.1. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложения. А если вы знаете античный миф о мастере Дедале и его сыне Икаре, допишите эти предложения так, чтобы у вас получился пересказ этого мифа.

Великий мастер древности Дедал живя в неволе у … . Он долго думал как бежать с Крита и не имея возможности … . Набрав перьев он… . Когда крылья были готовы он взмахивая … . Те кто видел их полет удивлялись думая … . Но мальчик забыв … . Воск который скреплял перья растаял и оказавшись без … . Обернувшись Дедал не … .

37.2. Составьте схемы 4-го и 5-го предложений, мысленно продолжив «отрезки».

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующие два задания можете пропустить. Если же ошибки были, то нужно еще потренироваться.

38.1. Прочитайте юмористический рассказ. Как вы думаете: о чем он?

СОЧИНЕНИЕ

Поздравив ребят с началом учебного года, учительница сказала:
– А сейчас, не теряя времени, за работу!
Предлагалось, приступая к сочинению, вспомнить какой-нибудь случай из летней жизни и рассказать о нем. Сочинение должно было быть коротким – чем короче, тем лучше.
И вот что написал Митя Сергеев:
«В то утро я проснулся очень рано. Стараясь никого не разбудить, покинул дом и направился к реке. Там взобрался на обрыв, с которого даже самые отчаянные смельчаки боялись прыгать. Я же подошел к самому краю, вытянул вперед руки и, закрыв глаза, сиганул в воду. Меня искали три дня и три ночи, но так и не нашли. Утонул».
Возможно, потому, что сочинение было самое коротенькое, учительница прочитала его вслух. Класс загудел: что он, этот Митя, навыдумывал! А Костя Зайцев возмутился:
– Вранье! Мы на даче соседи. У нас там речка мелкая и никакого обрыва.
Кто-то, защищая Митю, пробовал возражать: мол, бывают же фантастические сочинения. Но большинство возмущалось: как же он утонул, если сидит среди нас? Когда спор утих, Таня Филина вдруг, всхлипнув, сказала:
– Жалко.
– Кого?! – хором воскликнули одноклассники.
– Митю и тех, кто искал его три дня и три ночи.
По-разному воспринимают люди написанное слово. Казалось бы, о чем горевать Тане? Вот он сидит, герой сочинения – живой, целехонький, а Тане все равно его жалко. Утонул ведь.

38.2. Найдите все предложения с добавочными сказуемыми – обстоятельствами, устно объясните знаки препинания. Есть ли среди данных предложений случай, когда деепричастный оборот стоит сразу после союза? Выпишите это предложение и сделайте его графический разбор.

38.3. Выпишите из текста неопределенные и отрицательные местоимения, обозначьте орфограммы.

39. Прочитайте четверостишие Булата Окуджавы. Запомните его и запишите по памяти. Обратите внимание, как пишется выделенное слово.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.

 

9. Деепричастия и хороший стиль

Прочитайте предложения.

Петя нес на плече белку, весело вертя хвостом. Конюх вел на поводу лошадь, ласково мотая мордой.

Как вы думаете, что хотели сказать авторы этих предложений и что у них получилось? Кто вертел хвостом и кто мотал мордой?
Конечно, они хотели сказать, что вертела хвостом белка, а мотала мордой лошадь, а получилось, что вертел хвостом Петя, а мотал мордой конюх. Как это ни странно, такие ошибки встречаются нередко.
Прочитайте предложение из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Вы, наверное, улыбнулись, читая эту фразу. Из-за чего она выглядит смешной?

(Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к станции и глядеть в окно. Подъезжал и глядел кто-то, у кого слетела шляпа. А.П. Чехов не дает характеристику этого человека, но мы видим, что запись в «Жалобную книгу» сделал человек необразованный, плохо говорящий на русском языке.)

Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не учел одного очень важного правила. Вот оно:

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, по смыслу относятся к одному и тому же лицу или предмету.

 

 

Но помните, что грамматически деепричастие относится к глаголу, обозначая, как, каким образом происходит основное действие.

40.1. Попробуйте обнаружить ошибки в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. Изменять эти предложения можно по-разному, главное, чтобы они были грамотно, по-русски построены.

1. Подойдя к калитке, на меня обрушился яростный лай собаки.
2. Подбегая к дому, послышались первые раскаты грома.
3. Спрятавшись под навес, дождик нам был уже не страшен.
4. Подняв хобот, раздался громкий рев слона.
5. Многие слоны стали жертвой охотников, стараясь добыть драгоценную слоновую кость.

40.2. Какими способами вы изменили эти предложения?

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующее задание можете пропустить. Если же ошибки были, то нужно еще потренироваться.

41. Соедините деепричастный оборот с тем из двух отрезков предложений, к которому он подходит.

1. Приехав в деревню, (весь сад был в цвету; я застал сад в цвету).
2. Прочитав письмо, (я обрадовался; меня охватила радость).
3. Собираясь в поход, (на рассвете был назначен сбор; туристы продумали все детали).
4. Увидев ядовитую змею, (ребят объял ужас; ребята бросились врассыпную).

10. Морфологический разбор деепричастия

Как вы думаете, какие постоянные и непостоянные признаки есть у деепричастия?

(Вы, наверное, поняли, что это вопрос-ловушка. Постоянные признаки у деепричастия есть. Это вид и возвратность, доставшиеся деепричастию «в наследство» от глагола. А непостоянных нет, потому что деепричастие – неизменяемая форма глагола.)

Поскольку непостоянных признаков у деепричастия нет, морфологический разбор деепричастия гораздо короче, чем у других глагольных форм.
Он производится в таком порядке.

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи (неизменяемая форма глагола). Вопросы, на которые отвечает деепричастие. От какого глагола образуется.
2. Постоянные признаки:

а) вид;
б) возвратность.

42.1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и подчеркивая деепричастные обороты как члены предложения.

В 1959 году небольшое судно выйдя из колумбийского порта потерпело аварию в открытом море. Оказавшись в воде люди подверглись нападению акул. Помощь пришла неожиданно. Дельфины вступили в бой с хищниками и спасли людей. Отогнав акул далеко в море они вместе с людьми встретили спасательное судно.

42.2. Сделайте морфологический разбор выделенных форм глагола.

42.3. Найдите в тексте деепричастие по следующим признакам: совершенного вида, возвратное.

Теперь потренируемся.

43.1. Ответьте на вопросы.

1. Что обозначает деепричастие?
2. По каким признакам можно узнать деепричастие?
3. Какие суффиксы имеют деепричастия? Приведите примеры деепричастий с разными суффиксами.
4. В чем заключается двойная природа деепричастий?
5. Как пишется не с деепричастиями?
6. Каким членом предложения является деепричастие?
7. Как выделяются на письме добавочные сказуемые – обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями? Деепричастными оборотами?

43.2. Повторите.

1. Деепричастие обозначает...… .
2. Деепричастие можно узнать в предложении по... … и... . …
3. Деепричастия образуются от основы глагола при помощи суффиксов... .…
4. Деепричастие – особая глагольная форма, которая имеет черты сходства как...…, так и...… . Глагольные признаки деепричастия – это... . Признаки наречия –... .
5. Деепричастие с не пишется... .
6. В предложении деепричастие является...… .
7. Добавочные сказуемые – обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме... . Деепричастия, перешедшие в наречия, и идиомы не...… .

44.1. Прочтите рассказ. Объясните, как вы поняли заголовок. Найдите в тексте главную мысль.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Где может заблудиться человек? В лесу, конечно. Или в большом городе, если его занесло в незнакомый район. А вот Миша Орлов заблудился на стадионе. Стоял, чуть не плача, у футбольных ворот и не знал, в какую сторону бежать дальше. Здесь, на этом месте, должна была быть записка с подсказкой. Но никакой записки не было, и, растерявшись, Миша застыл на месте.
Весь ужас заключался в том, что это был последний, решающий этап соревнований. Очень сложных соревнований по ориентации на местности. На стадионе они заканчивались, а начинались в парке у озера, затем маршрут, петляя, захватывал улицы и переулки. Миша на всех этапах был лидером и вот на последнем застрял.
Где же записка? Может, ее второпях забыли положить? Что же делать?
И вдруг нежданно-негаданно – спасение. Его одноклассник Толя Андреев, неизвестно откуда взявшийся, пробегая мимо, прошептал довольно внятно: «Не записку ищи, а стрелку». Миша огляделся и увидел в правом верхнем углу футбольных ворот еле заметную синюю стрелочку. Она-то и указывала направление.
Он еще успевал прийти первым. Надо было только собрать все силы и, поднажав, успеть. Рывком бросился вперед и… опять остановился. Соперники уже настигали его, бежали сломя голову, потом обгоняли, а он даже не смотрел им вслед. Нет, он не сошел с дистанции. Прибежал одним из последних.
Одноклассники окружили его: «Что случилось? Ты заболел? Почему упустил победу?». А Толя Андреев, который «выручил» его, сказал самое обидное: «Растяпа».
Так никто и не понял, почему он проиграл. Ведь они так за него болели, даже Толю послали на выручку. И никому не пришло в голову, что он не проиграл, а выиграл, верней, победил. Победил самого себя. Потому что победа всегда достается тому, кто добыл ее в честной борьбе.

44.2. Выпишите из текста по очереди предложения: 1) с одиночными деепричастиями, 2) деепричастными оборотами, 3) идиомами.

44.3. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия, одного глагола и одного наречия.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru