Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.А. АКСЕНОВА,
Липецкая обл.


Уроки русского языка в 11-м классе

Урок 1. Тире в простом предложении

ХОД УРОКА

I. Цели урока.

– Тема нашего урока – «Тире в простом предложении». Мы восстановим в памяти условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

II. Систематизация материала по теме урока.

– Запишите предложение для анализа. Подумайте над составом предложения; найдите в нем подлежащее и сказуемое, обратите внимание на способы их выражения; объясните постановку тире.

(Это простое предложение, подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола. При таком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире; в устной речи – отмечается паузой.)

– Рассмотрите таблицу 1, проанализируйте примеры и вспомните: когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Таблица 1.

I. Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится

условия

примеры

а) Книга – памятник ушедшим в вечность умам. (Дэвенант)
б) Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Ш.Монтескье)
в) Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н.Рубакин)
г) Задача номер один – понять самого себя. (Н.Амосов)

а) Пятью шесть – тридцать.
б) Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал.
в) Площадь Земли – сто пятьдесят миллионов квадратных километров.

Маяковский – первая скрипка среди футуристов.

– Рассмотрите еще раз таблицу и скажите: какие из приведенных случаев постановки тире встречаются наиболее часто?
– Какова же функция тире в этих предложениях?
(Функция тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях – обозначить нулевую словоформу: тире ставится на месте нулевой связки.)
– Как отмечается нулевая связка в устной речи?
(В устной речи нулевая связка отмечается паузой.)
– Но нулевая связка обозначается тире не во всех случаях.

Рассмотрите таблицу 2 и расскажите, при каких условиях тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Таблица 2.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

1. сущ. и.п.

сравнительные союзы

Озеро что море.

2.  сущ. и.п.

Есенин, бесспорно, удивительный народный талант.

3.  сущ. и.п.

не

Счет дружбе не помеха.

1) В учебниках негативное правило к этому положению не формулируется. В 11-м классе можно сказать о том, что существуют предложения с тире по данной схеме, но встречаются они крайне редко.

2) Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом. Например: Жизнь прожить – не поле перейти.

4. сущ. и.п.

второст. член предложения, относящийся к сказуемому.

Блок молодым поэтам пример для подражания.

5.

сущ. и.п.

– И обратите внимание на таблицу 3 «Примечание». Здесь указаны случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки может ставиться или отсутствовать. Это будет зависеть от того, падает ли логическое ударение на один из главных членов или нет. Вспомните такие случаи, пользуясь записью.

Таблица 3.

Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом

Это – лучшее произведение поэта.

Понимать поэзию – чертовски трудно.

Я – учитель.

– В составе сказуемого могут быть указательные слова это, вот, это значит, значит. В этом случае тире ставится перед названными словами. Например: 1) Любить книгу – значит понимать ее. (В.Лидин) 2) Чтение – вот лучшее учение. (А.Пушкин)

Тире перед частицей это может ставиться и в предложениях, не имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Выполнить работу в срок – это очень важно.

III. Практическая работа.

Задание 1. Прочитайте предложения, объясните с помощью схемоооо наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Добавьте устный комментарий.

1) Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.Карамзин) 2) Невежество – тяжкое бремя. (Ф.Милетский) 3) Это – экспериментальная программа под названием «Игровая экология». 4) Щи да каша – пища наша. (Пословица) 5) Слово – серебро, молчание – золото. (Пословица) 6) Учиться добродетели – это значит отучаться от пороков. (Сенека) 7) Бедность не порок. (Поговорка) 8) Глупая речь – не пословица. (Пословица) 9) Наш сосед охотник и по выходным дням пропадает в лесу. (Г.Блинов) 10) Пятью восемь – сорок. 11) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек.

– Объясните, как вы понимаете смысл 1-, 2-, 5-, 6-, 8-го предложений.

Задание 2. Прочитайте предложения. Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие тире между главными членами предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите типы сказуемых.

В каком предложении тире ставится в соответствии с другим правилом? Каким? Составьте схему предложения с прямой речью.

1) Знание в ю(н,нн)ости это мудрость в старости. (Пословица) 2) Быть мужестве(н,нн)ым значит обуздывать свой нрав. (Кашифи) 3) Праз_ность мать всех п_роков. 4) Исключительное счастье человека быть при св_ем постоя(н,нн)ом любимом деле. (В.Немирович-Данченко) 5) Уметь вын_сить од_ночество и получать от него уд_вольствие великий дар. (Б.Шоу) 6) Сер_це не камень. (Пословица) 7) Счаст_е есть лучший университет. (А.Пушкин) 8) Гармония также исти(н,нн)а. (А.Фет.) 9) Главное в в_спитании (не)упустить время. (С.Михалков) 10) Жизнь пр_крас_на жизнь в_личестве(н,нн)ое неукр_тимое дв_жение ко всеобщ_му счаст_ю. (М.Горький) 11) Евгений Александрович Евтушенко бесспорно человек разносторо(н,нн)его творческого дарования. 12) Лунной ночью это дерево покрытое ин_ем к_залось сказочным. 13) Высшее мерило счастья земная радость бытия сч_тал итальянский гум_нист и историк Лоренцо Волла. 14) Ландыш пр_красен не только тайной чар он спаситель ч_ловеческих жизней. 15) Площадь Мертвого моря бе(с,сс)точного озера ра_положе(н,нн)ого в тектонической впадине Гхор между Израилем и Иорданией около 1050 кв_дратных к_ло(м,мм)етров. («Энциклопедия юного знатока»)

– Объясните расстановку знаков препинания в предложении 15. Прочитайте это предложение, обращая внимание на интонацию при чтении предложения с нулевой связкой в сказуемом.

– Объясните, как вы понимаете смысл 1-го предложения (устно), 3-го предложения (письменно).

Задание 3. Дайте письменное толкование слов. В случае затруднений обращайтесь к словарю:

классика, авангард, литература, талант, искусство, лирика, замысел, вымысел.

На какие темы можно составить предложения с данными словами? В текстах какого стиля речи они чаще всего употребляются?

IV. Углубление теоретического материала по теме «Тире в простом предложении».

– Есть в русском языке еще случаи, когда в простом предложении ставится тире. Послушаем сообщение «Тире в простом предложении: двузначное предложение, допускающее двоякое толкование». (Выступает подготовленный ученик.)

«Есть в русском языке предложения, которые допускают двоякое толкование (оказываются двузначными). Как, например, понять смысл такого предложения: Старший брат мой учитель? (Предложение записано на доске.) Если предложение не произнесено, а написано, то ясность внесет постановка тире: 1) Старший брат – мой учитель. 2) Старший брат мой – учитель. (Предложения записаны на доске.)

Прочитайте следующие два предложения, записанные на доске, объясните смысловую функцию тире в них:

1) Ходить долго – не мог. 2) Ходить – долго не мог.

Вот в таких случаях, когда предложения оказываются двузначными, допускающими двоякое толкование, мы прибегаем к спасительному тире». (По материалам книги: Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990. С. 210.)

Задание. Раскройте двоякий смысл следующих предложений. Где при этом будет ставиться тире?

1) У нас с сестрой проблемы. 2) Эй, хнычущий, работай и не плачь, для нытиков работа лучший врач.

V. Итоги.

Тире как знак препинания очень выразительно. Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты. (Л.Макурина) Довольно часто можно наблюдать у некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак «тире» мастера слова используют как стилистическое средство.

VI. Домашнее задание.

1) Запишите текст, решая орфографические задачи, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (Текст размножен для каждого ученика.)

Непопр_вимый вред пр_носят к_стры и палы пр_родным об_тателям и зд_ровью людей. <...>
Из-за ежегодного (с,з)гребания и сж_гания листвы и сухой тр_вы почва л_шается перегноя, ст_новит_ся и(с,з)т_ще(н,нн)ой и бе(с,з)плодной. Ведь по(д,т)стилка из опавших листьев и п_бегов отличное органическое уд_брение к_торое обе(с,з)печ_вает р_стущие деревья кустарники и тр_вы п_тательными вещ_ствами. Опавшие листья это не мусор как сч_тают многие а уд_брение. При сж_гании оно буквально выл_тает в воздух.
Сж_гание тр_вы большая беда для об_тателей «тр_вяных джунглей» р_стений и ж_вотных. В огне гибнут нас_комые лягушки кладки птиц гн_здящихся на з_мле. Сг_рают к_рневища р_стений их сем_на так и (не)попав в землю.
А сколько коп_ти и вредных газов поп_дает в это время в атм_сферу загр_зняя ее. <...>
Сж_гать листья нан_сить большой вред окружающей пр_роде и ч_ловеку. П_лезнее зак_пать их в землю или пр_г_товить компост для п_следующего вн_сения в качестве уд_брения.

(М.Шиплов)

2) Повторите тему «Знаки препинания в неполных предложениях».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru