МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
С.М. БОНДАРЕНКО,
г. Москва
Путешествуем по России
Дидактические материалы по теме
«Уточняющие обстоятельства»
Нужно проездиться по России.
(Н.Гоголь)
Жизнь прекрасна еще и потому,
что можно путешествовать.
(И.Гончаров)
В глубокой древности, без малого
тысячу лет назад, встал на берегу Волги первый
русский город-крепость – Ярославль. Ярославль
имеет богатую культурную историю. Именно здесь, в
Ярославле, был найден замечательный памятник
русской культуры «Слово о полку Игореве». Именно
в Ярославле в XVIII веке, в 1785 году, Федором Волковым
был создан первый русский профессиональный
театр.
В Ярославле, помимо великолепных
соборов и других прекрасных зданий, есть
маленький музей, до которого не всегда
добираются туристы. Он называется «Время и
музыка». В нем собраны разнообразные звучащие
устройства, которые создавались давным-давно,
еще до изобретения современных средств
звукозаписи. Это часы с боем, музыкальные
шкатулки, старинные граммофоны и самые
разнообразные колокольчики. Эту уникальную
коллекцию создал на свои личные средства артист
ярославского цирка Джон Мостославский.
Недалеко от Ярославля, на правом
берегу Волги, есть небольшой город со скромным
названием Мышкин. В этом городе есть
единственный в мире музей мыши. В создании этого
музея принимали участие академик Дмитрий
Сергеевич Лихачев и Булат Шалвович Окуджава. В
этом музее в нескольких небольших залах собраны
куклы-мыши, рисунки-мыши и книги о мышах из разных
стран. У многих мышей-кукол есть собственные
имена и своя история. Пожалуй, самый любопытный
экспонат музея – мышь, которая запрягла кота в
повозку. А на коте надпись: «Мое кошачье дело –
кого хочу, того катаю».
* * *
В Ипатьевском монастыре недалеко от
Костромы есть большая коллекция разнообразных
по форме и цвету бабочек, привезенных из разных
стран мира.
* * *
На севере, за Волгой, в деревнях,
спрятанных среди лесов, встречаются древние
старики, искалеченные трудом, но всегда полные
бодрости духа, непонятной и почти чудесной. (М.Горький)
* * *
Из Рязанской области, с раздольных
берегов Оки-красавицы, вышли в большую жизнь
многие художники, писатели, композиторы, певцы,
ученые. Среди них нельзя не назвать Сергея
Есенина, одного из самых крупных и самобытных
поэтов двадцатого столетия.
В селе Константиново напротив дома Есенина стоит
одряхлевшая от времени церковь. Даже беглый
осмотр потрескавшейся, а местами обвалившейся
живописи убеждает нас в том, что перед нами
редкая по своей ценности своеобразная галерея
изобразительного искусства.
* * *
В девятнадцатом веке Соловецкие
острова поражали паломников тем, что здесь, на
северном острове, не только выращивались овощные
культуры, но и созревали в теплицах арбузы, дыни,
персики и «разная нежная ягода».
* * *
Недалеко от Владимира, на реке Нерли,
высится «белокаменное чудо» – храм Покрова,
своеобразная поэма из камня. Со всех концов света
приезжают сюда туристы, чтобы полюбоваться этим
памятником русской архитектуры, построенным
давным-давно, еще в двенадцатом веке.
* * *
В Архангельской области, недалеко от
Холмогор, в деревне Денисовка, прошло детство
М.В. Ломоносова. В этой деревне не сохранились
ни дом поморов Ломоносовых, ни строения в их
дворе. Но именно там, в этой деревне, создан
прекрасный мемориальный музей Ломоносова.
НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ ПРОШЛОГО
Великая Отечественная война. Лето
сорок третьего года. Один из участников сражения
на Курской дуге вспоминает, как к ним в блиндаж, в
телефонный узел, связной принес выцветшую книжку
«Песни русских поэтов». Песни читали вслух,
напевали. Пошла в ход губная гармошка. Живое
поэтическое слово разгоняло окопную тоску. Потом
рота дошла до Берлина, и песенник в солдатских
мешках докочевал до берегов Эльбы.
* * *
Константин Михайлович Станюкович,
морской офицер и автор увлекательных рассказов о
кругосветных плаваниях, решил оставить морскую
службу и посвятить себя литературной
деятельности. Скоро он почувствовал, что ему не
хватает знания народной жизни. И вот бывший
морской офицер становится народным учителем и
отправляется в село Чаадаево, в Муромский уезд, в
самую глубину России.
Когда он пришел на первое занятие, ребята
смотрели на него испуганными глазами. Он заметил,
что в углу комнаты, на старом шкафу, лежат розги.
Он взял их и выкинул за дверь.
Детей, желающих ходить в школу, было
много, но не все родители их пускали. Когда он
обратился к одному из родителей с вопросом,
почему тот не пускает сына в школу, отец ответил:
«Ты без розги учишь! А нешто без розги учат?».
ЧТО ТАКОЕ ИППОКРЕНА?
Иппокреной принято называть источник
поэтического вдохновения. Происходит это
понятие из античной мифологии. Крылатый конь
Пегас, как гласит легенда, ударил копытом на
вершине горного хребта, и забил на Парнасе
волшебный источник, чьи струи вдохновляли
поэтов.
Представьте себе, что такой источник возник в
Сибири давным-давно, в конце восемнадцатого века.
В городе Тобольске, на реке Иртыш, в 1789 году
вышла книга «Иртыш, превращающийся в Иппокрену».
Его создателем был Панкратий Платонович
Сумароков, родственник известного тогда поэта
Александра Петровича Сумарокова.
А в Сибирь он был сослан по несправедливому
обвинению. Дело в том, что он любил рисовать.
Однажды к нему зашел знакомый офицер. Увидев, что
Сумароков занимается живописью, он спросил: «А
можешь ты нарисовать бумажную ассигнацию?».
Сумароков рассмеялся, быстро нарисовал
ассигнацию и отложил ее в сторону, на край стола.
Гость, уходя, тайком прихватил рисунок, обрезал
его по форме настоящей ассигнации и вечером в
купеческой лавке пустил фальшивку в оборот.
Обман открылся. И хотя невиновность Сумарокова
легко было выяснить, его объявили
фальшивомонетчиком и сослали в Сибирь. Но он не
упал духом. Оказавшись в Сибири, в городе
Тобольске, он собрал вокруг себя литературную
молодежь, и с 1789 года стал выходить журнал
«Иртыш».
|