МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль
Словосочетание.
Именные словосочетания
Дидактический материал по
синтаксису
7–8-й классы
Задание
1. Вспомните, что такое словосочетание.
Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, какие
синтаксические явления он символизирует?
Задание 2. Вспомните, на какие
типы делятся словосочетания по главному слову.
Найдите среди приведенных словосочетания, у
которых главное слово – существительное,
прилагательное, числительное, местоимение.
Раскройте книгу; проба пера; с
длинным носом; глядя на природу; глубина колодца;
пять столов; похожая на муху; каждый из нас;
некоторые из жителей.
Задание 3. Какие способы
подчинения диктует главное
слово-существительное? Разберитесь в этом с
помощью анализа следующих словосочетаний.
Правый глаз; подножие горы; через
базарную площадь; в центре толпы; виновник
скандала; белый щенок; с острой мордой; выражение
тоски; портрет отца.
Задание 4. Выпишите из текста
все словосочетания с главным словом –
существительным. Вставьте пропущенные буквы.
Я включил указатель поворота,
пр_тормозил и свернул направо. Дорога _десь
зар_сла травой, но у какой-то к_литки стоял,
пр_ткнувшись, новенький «Запорожец». Номера
домов в_сели над в_ротами, и ц_фры были едва
заметны на ржавой жести вывесок. Переулок
назывался изящно: «Ул. Лукоморье». Он был неширок
и зажат между тяж_лых старинных заборов,
поставленных, наверное, еще в те времена, когда
_десь шастали шведские и норвежские пираты.
(А. и Б. Стругацкие)
Задание 5. Какого способа связи
между словами не может быть, если главное слово –
прилагательное? Докажите, используя приведенные
словосочетания.
Ржавая табличка; ржавая от времени;
красное от натуги (лицо); красные розы; черный от
древности.
Задание 6. Докажите, что
числительные то подчиняют существительное, то
сами ему подчиняются. Используйте приведенные
словосочетания.
1. За стеной бубнили в два голоса. 2.
Я подумал, что вел сегодня машину четырнадцать
часов. 3. За две ночи выходит три рубли.
(А. и Б. Стругацкие)
Задание 7. Объясните сочетание три
рубли (это не ошибка) из задания 6 с
исторической точки зрения.
Задание 8. Выпишите из текста
все именные словосочетания и разберите их по
схеме.
Окно было раскрыто настежь, и я увидел
ярко-синее весеннее небо и почувствовал острый
весенний холодок. По карнизу, постукивая, бродили
голуби. Вокруг стеклянного плафона под потолком
обессиленно мотались три мухи – должно быть,
первые мухи в этом году. Время от времени они
вдруг принимались остервенело кидаться из
стороны в сторону, и спросонок мне пришла в
голову гениальная идея, что мухи, наверное,
стараются выскочить из плоскости, через них
проходящей, и я посочувствовал этому
безнадежному занятию. Две мухи сели на плафон, и
тогда я окончательно проснулся.
(А. и Б. Стругацкие)
Объясните трудные орфограммы и знаки
препинания. Запишите текст по памяти.
|