Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №42/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль


Способы выражения подлежащего – фразеологическая единица (ФЕ).
Составное наименование.
Синтаксически цельное словосочетание

Дидактический материал по синтаксису

7–8-й классы

Вспомните, что такое фразеологическая единица (полностью или частично переосмысленное сочетание слов).

Задание 1. Дайте толкование следующих фразеологических единиц: золотые руки, круглый отличник, тихий час, полярный день, глубокая тишина.
Сочините предложения, в которых данные ФЕ стали бы подлежащими.

Задание 2. Географические названия могут состоять из двух слов: Великие Луки, Ростов Великий. Найдите на карте и выпишите такие названия в тетрадь. Включите их в конструкции типа: Город______ ___________ . _____________ расположен на___________ ; На реке______________ раскинулся город_______ _________ . Подчеркните подлежащее.

Задание 3. Составными наименованиями часто называют растения: анютины глазки, волчье лыко, вороний глаз. Выпишите такие названия из определителя растений или из учебника ботаники. Составьте текст, в котором эти названия играли бы роль подлежащих.

Задание 4. Найдите в тексте и подчеркните все подлежащие. Определите, какими частями речи или какими сочетаниями они выражены.

Но у Пенелопы нашелся один недостаток. Она лежит в стороне от других звездных систем. Далеко не всякий полетит туда в отпуск: пока полетишь да вернешься, весь отпуск пройдет. Поэтому в построенном на ней туристском городе большинство гостиниц пока пустует, только роботы-уборщики бегают по коридорам, стирают со столов пыль и меняют простыни в номерах.

(Кир Булычев. Миллион приключений)

Домашнее задание. Обобщите в виде таблицы, какими частями речи может быть выражено подлежащее.

Чем выражено

Пример

Существительное в им. п.

Художник с увлечением писал этюд.

***

***

Зачетная работа

Расставьте знаки препинания. Подчеркните подлежащее и определите, чем оно выражено.

1. Гостиная ее сделалась сборищем всех талантов и всех званий.
2. Пятьдесят рук протянулись к руке Шульца пятьдесят приглашений пятьдесят уверений раздавались за ним вслед.
3. Шесть месяцев пробежали.
4. Несколько рекомендательных писем к петербургским адвокатам были ему вручены.
5. Привлеченный тайной мыслию, Шульц послушался коварных советов он покинул свою Вену где ярко блеснули для него два чудные метеора гений – в чертах Бетховена любовь – в очаровательном образе Генриетты.
6. Эти два урока составляли весь его доход.
7. Ряды стульев поставлены обыкновенным порядком.
8. Два часа пробило.
9. Первая скрипка улыбнулась контрабас покачал головой критик бывший в числе зрителей и заплативший против обыкновения на этот раз за свой билет громко изъявил свое неудовольствие два франта вышли из залы.

(В.Сологуб)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru