ПОДСПОРЬЕ
Л.С. ТРОНИНА,
г. Ижевск
Контрольные диктанты за I полугодие
8-й класс
I вариант
Октябрь был на редкость холодный,
ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и
никак не мог доцвесть и осыпаться один только
маленький подсолнечник у забора.*
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за
облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо
сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать,
и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне
стало еще труднее вставать по утрам и видеть все
то же: комнаты, где застоялся горький запах
нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы»,
пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный
самовар и картины на стенах. Может быть, в
комнатах было слишком сумрачно или, может быть,
картины потускнели от времени, но на них ничего
нельзя было разобрать.
Катерина Петровна доживала свой век в старом
доме, построенном ее отцом – известным
художником.*
В старости художник вернулся из Петербурга в
свое родное село, жил на покое и занимался садом.
(По К.Паустовскому)
(151 слово)
Грамматические задания
1. Выпишите из текста одно составное
именное и одно составное глагольное сказуемое.
2. Выполните синтаксический разбор указанных
предложений (отмечены индексом «*»).
3. Выпишите из подчеркнутого предложения все
словосочетания и разберите их.
II вариант
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг
услышал, как в небе кто-то начал осторожно
переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в
другой такой же сосуд. Звуки эти заполняли все
пространство между рекой и небосводом.* Это
курлыкали журавли.
Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули
один за другим прямо к югу.
За несколько дней до этой встречи с журавлями
один московский журнал попросил меня написать
статью о том, что такое шедевр, и рассказать о
каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря,
о совершенном и безукоризненном произведении.
Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют
не только в искусстве, но и в природе. Разве не
шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет
по неизменным в течение многих тысячелетий
воздушным дорогам?
Каждый лист был совершенным творением природы,
произведением ее таинственного искусства,
недоступного нам, людям.
(По К.Паустовскому)
(137 слов)
Грамматические задания
1. Найдите в тексте все глаголы в
неопределенной форме и подчеркните их как члены
предложения.
2. Выполните синтаксический разбор указанного
предложения.
3. Найдите в тексте и подчеркните:
1) согласованные определения;
2) несогласованные определения;
3) приложения.
4. Выпишите из текста по одному примеру на
каждый вид связи в словосочетании.
|