Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

В.В. МЯГКОВА,
г. Советская Гавань


Как пробудить интерес к русскому языку

(Заметки неравнодушного учителя)

Я проработала 29 лет в средней школе № 3  (город Советская Гавань Хабаровского края). Русский язык люблю и преподавать, и изучать. И с первых самостоятельных учительских шагов очень расстраивало, потом злило, потом просто не давало спокойно жить и работать то, что дети не любят русский язык – родной для абсолютного большинства. Появилось чувство вины: может, я по неопытности что-то делаю не так, а ученики страдают. Но у коллег были те же проблемы. Да и в методической литературе прямо или косвенно говорилось о том же.

Не парадокс ли: родную речь воспринимает ребенок с первых недель внутриутробного развития, познает родной язык еще до школы – и... приобретает в конце концов стойкую нелюбовь? А за этим – оставшееся на всю жизнь формальное владение языком, непонимание его внутренних законов, его красоты, ужасающее косноязычие, бедность активного словарного запаса, непонимание того, что написано в хороших книгах хорошим русским языком (люди даже не догадываются, что они не понимают написанного или понимают не все). Представим столяра (механика, каменщика...), который не умеет владеть своими инструментами: пилой, долотом, киянкой. Достигнет ли он высот профессионального мастерства, будет ли вообще иметь кусок хлеба? А родной язык – инструмент каждого человека! И вдруг оказывается, что неумение владеть им – чуть ли не достоинство: «Я говорить не умею...» – начинает свою речь с трибуны очередной выступающий...

Мне же всегда хотелось, чтобы ученики любили русский язык, гордились им, чтобы их собственная речь была выразительной, образной, чтобы слово в тексте не воспринималось ими только как «одежда мыслей», но и было эстетически значимо. Я как учитель стремилась создать определенную среду обучения, которая бы пробуждала и формировала интерес к русскому языку у ребят. О том, какими приемами и средствами это удавалось сделать, и пойдет дальше речь.

Почему интерес?

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом...

(Из детского фольклора)

 

«На свете есть только один способ побудить людей что-либо сделать – заставить человека захотеть это сделать», – прочла я в книге Д.Карнеги. Для меня в данном случае «заставить захотеть» = заинтересовать.

И самая первая ступенька – это вызвать интерес к себе, учителю. Вы будете интересны детям, если, во-первых, у вас есть интерес к жизни (вы – оптимист), во-вторых, интерес к каждому ребенку, в-третьих, особый интерес к своему предмету.

Часто я начинаю урок с коротенького рассказа о чем-то необычном, забавном, занимательном, поучительном, что прочитала или услышала, допустим, от кого-то из учеников. Рассказывать стараюсь, «как артистка», а потом использую слова, предложения из своего рассказа для анализа на уроке. Впоследствии из этого приема вырос другой – «цитата дня». Он очень нравится старшеклассникам. Перед началом уроков пишу на отвороте доски цитату, которая кажется мне актуальной именно в этот день. На уроке мы это высказывание обсуждаем «по жизни и по грамматике», продумываем и выполняем языковые задания или пишем мини-сочинение. В моем последнем выпускном классе «цитату дня» предлагал по очереди каждый, их записывали на отдельные листки, на обороте указывали дату и поясняли, почему это была «цитата дня». Папка с цитатами теперь вместе с другими классными реликвиями находится у избранного в день последнего звонка хранителя традиций класса. А подписывались цитаты, например, так: «Л.Н. Толстой и... Дубовский Вадим».

Не бойтесь, если на эти рассказы, цитаты, обсуждения уйдет много времени и вы не сумеете записать какое-то предложение, выполнить какой-то разбор. Та ниточка взаимопонимания и личного интереса, которая протянется между учителем и детьми, станет потом прочным канатом, удерживающим многое, в том числе и знания, умения, навыки. Будем идти с учениками в одной связке.

Интерес очень индивидуален. Вот, например, мне кажется, что на моем уроке должно быть всем очень интересно: тут и опорные конспекты, и игры... На самом деле это далеко не так. Есть ребята, для которых опорный конспект – совершенно неприемлемая вещь, кого-то утомляют кроссворды и игры, а вот сложнейшая задача – увлекательнейшая вещь. Поэтому очень важно работать в тесном контакте со школьным психологом, используя данные об особенностях внимания, памяти, мышления каждого учащегося. Опираясь на них, и ищем тот золотой ключик – интерес (сильнейший мотиватор), индивидуальный для каждого. Помните:

  • у детей сильно развит инстинкт общительности;

  • у них легко возбуждается любопытство;

  • им необходимо проявлять себя, говорить о себе;

  • они любят созидать, устраивать что-то из ничего;

  • у них развит инстинкт подражательности.

Подробнее об этом можно прочитать в работах С.Шацкого.

Нет, ты будешь учиться!

Не можешь – научим,
не хочешь – заставим,
позорить отряд не дадим!

(Старая пионерская заповедь)

Эти грозные нет и не в заголовке и эпиграфе! Сейчас каждому понятно, что они заставят любого ощетиниться – и все дальнейшее правильное и наставительное будет от этого ежика отскакивать. Что же делать? У меня есть нехитрый прием – «заклинание». На одном из первых уроков в новом классе я вручаю каждому маленький листок цветной бумаги, на котором напечатано «заклинание», с него мы будем начинать урок. Текст для каждого класса варьируется.

 

 

 

Я стараюсь успешно заниматься на уроках русского языка. Мне этот предмет нравится. Все упражнения я выполняю с удовольствием. Мне нравится изучать новые правила и повторять старые. Мой почерк аккуратен. Мою тетрадь приятно брать в руки. Я люблю родной язык и буду его хорошо знать.





Не забудьте: бороться надо не ПРОТИВ, а ЗА, поэтому из текста исключите всякие нет и не, все только со знаком «+».

Бывает, что уже вскоре это «заклинание» становится ненужным и остается наклеенным на обложку тетради как реликвия-воспоминание, а кто-то из ребят и выполнение домашнего задания с него начинает. А то вдруг в 7-м или 8-м классе, когда нет хорошего настроя, вспомнится «заклинание», творческая группа напишет текст, и снова каждый урок для бодрости духа начинаем с него. Не забываем только, «заклиная», улыбаться друг другу, радостно потирать руки, как перед началом самого любимого дела. Об этом приеме я давным-давно, еще учась в школе, прочитала в замечательной книге С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением».

Взгляд в будущее

Будущее светло и прекрасно...
стремитесь к нему, работайте для него,
переносите из него в настоящее все,
что сможете перенести.

(Н.Г. Чернышевский. Что делать?
Почти забытый роман)

 

Хоть одним глазком заглянуть в будущее хочется каждому. Поэтому иногда предоставляю такую возможность ученикам. Приемов можно придумать много. Например, на последнем уроке учебного года завести тетрадь работы в следующем классе. Подписать ее самым красивым почерком, пропустить место для числа («когда буду делать, тогда и запишу»), а дальше фантазируйте сами, какие дать задания на лето. Но обязательно такие, чтобы их хотелось выполнять и чтобы был выбор. Не забудьте в сентябре эти задания оценить, устроить выставки, конкурсы. А в течение года ссылаться: «Вот делали летом, а теперь это пригодилось».

Или, допустим, в классе делаем синтаксический разбор сложной конструкции: предложение огромное, разных знаков препинания не счесть. А трудился у доски человек с красивым почерком, работал с душой, цветными мелками подчеркивал и чертил – получился шедевр. «Не стирайте, – говорю, – пусть младшие полюбуются». А они, младшие, и правда глаза раскроют от удивления и восхищения: «И мы это делать будем? Сможем?». Сможете! И еще лучше получится!

Иногда о сложном материале, который будет изучаться через несколько лет, можно рассказать уже в 5–6-м классах. И поймут, и запомнят. Так, я ввожу понятия и термины обособленное определение и обособленное обстоятельство в 6-м классе, а не в 8-м, когда изучаем причастные и деепричастные обороты. Бывает, что провожу целые уроки «Заглянем в будущее», привлекая старших учащихся, если, конечно, есть резерв времени.

Подарки

Дарите подарки,
Дарите подарки,
Спешите подарки дарить!

(Из песни)

«...Новая душа будет у него и новая – у тебя» – так заканчивает размышление о влиянии подарка на души тех, кто дарит, и тех, кому дарят, герой А.С. Грина. Дарите подарки своим ученикам! Конечно, мы не рокфеллеры и не крезы, но тем ценнее будут для детей наши подарки. Например, на последнем уроке в 5–7-х классах можно подарить вырезанную из цветной бумаги книжечку, на которой напечатать высказывание о книге, любви к чтению (5-й кл.), о русском языке (6-й кл.), о самовоспитании, самосовершенствовании (7-й кл.). В 5–6-х классах я эти высказывания читаю вслух, а ребята выбирают, кому какое понравится, или вытягивают книжечку, как экзаменационный билет, и сами выразительно читают, а в 7-м классе это уже послание, приготовленное специально именно для этого ученика, потому что к этому времени знаешь детей достаточно хорошо, психологические проблемы становления личности видны, моя нехитрая затея – «вовремя сказанное нужное слово» – может действительно помочь ребенку. Такую адресность дети очень ценят, книжечки мои хранят. Можно над этими высказываниями поработать и на уроках русского языка. Вот один из вариантов. Ученик читает выразительно свою книжечку, все пишут под его диктовку, а он сам – на доске или вызывает кого-то, предлагает выполнить задания по орфографии и пунктуации, по другим разделам лингвистики. Эти задания мы продумываем вдвоем. Здесь иногда возникает возможность «взглянуть в будущее» – и уж это-то запоминается крепко. Через год-два начнем изучать этот вопрос – и кто-нибудь вспомнит: «А про это Денис в шестом классе нам рассказывал!». Атмосфера на уроке становится по-доброму уютной и семейной.

Обычно книжечка наклеивается на обложку тетради или учебника. У меня заведена копилка подходящих высказываний, поэтому подготовка книжек-подарков не вызывает проблем.

Хорошее дело – собирать хорошие книги, но полезнее чаще обращаться к ним и читать их.

Франческо Петрарка

Награды

Нет, поскольку о награде
Речь опять зашла, друзья,
То уже не шутки ради
Кое-что добавлю я.

(А.Твардовский. Василий Теркин)

 

Потребность в успехе – фундаментальная социальная потребность человека, поэтому так важно хвалить и награждать учеников.

Какие же награды на уроке? Это, конечно, словесная похвала за правильное решение, оригинальную находку, аккуратную работу и проч. Старшеклассники ценят похвалу за «умную ошибку умного человека».

Словесную награду можно материализовать, вручая орден Умной Совы с одной из надписей: «Знаток словообразования», «Мастер фонетического разбора». «За орфографическую зоркость», «За скорость и правильность». Такие ордена придумали мои давние ученики.

Но дети – мастера критиковать других: в чужом глазу соломинку видят, а в своем и бревна не замечают. Поэтому пусть выборное жюри решает, кто достоин ордена. А еще можно хотя бы время от времени выбирать ученика, который в конце урока «пропоет славу» тем, кто хорошо проявил себя сегодня. Нужно учить ребят по-разному, но красиво, выразительно, от души произносить эти хвалебные речи.

Знатоку фонетики

Имя __________________________

А мне
	ни один
		не радостен звон,
Кроме звона
	твоего
		любимого имени.
(В.Маяковский. Лиличке!)

Если в этом отрывке мы заменим подчеркнутое слово на своего, то получится то, о чем прозой в своей известной книге сказал Д.Карнеги: «...человеку очень интересно его имя, больше, чем все другие, вместе взятые». Из этого следует, что обращаться к детям любого возраста предпочтительнее по имени. А как еще обыграть привязанность человека к своему имени?

Пишу перед уроком на доске задания, а рядом или за отворотом (для интриги) красивым почерком, цветным мелом – имя того, кто будет его выполнять; на обороте карточки – тоже имя. Карточки служат не один год, на обороте можно увидеть много имен. Перфокарты, сделанные добротно, служат ученикам с первого года моей работы, и уже дети сейчас выполняют задания, приготовленные когда-то родителями, – их имена карточка тоже хранит.

Несколько лет назад, когда научное общество школьников делало у нас первые шаги, мы с ребятами выполнили работу, которую назвали (совсем, конечно, не по-научному) «Наши собственные имена в зеркале языковой статистики». Разделились на группы и наметили направления сбора данных:

  • самые распространенные имена, отчества у учащихся гимназических классов;

  • «единственные и неповторимые»;

  • частотность употребления начальных букв имен, отчеств, фамилий (самые популярные и редко употребляемые начальные буквы);

  • самые длинные и короткие имена, отчества, фамилии;

  • имя и фамилия по алфавиту (например, Андрей Белоглазов);

  • интересные и смешные инициалы (БЕС, КВА и т.п.);

  • тезки великих.

На конференции эти материалы были представлены на всеобщее обозрение и интересно прокомментированы. Кстати, в процессе этой работы родилась идея нового конкурса «Расшифруй свои инициалы»: надо расшифровать свои инициалы так, чтобы получился жизненный девиз или отражались характер, привычки, увлечения. Получилось интересно.

Если в классе есть несколько тезок, можно устроить им «бенефис», или провести «урок имени...», или «презентацию имен». Если предложить эти идеи ребятам, они придумают и еще что-нибудь оригинальное.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru