УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В.В. МЯГКОВА,
г. Советская Гавань
Как пробудить интерес к русскому языку
(Заметки неравнодушного
учителя)
Я проработала 29 лет в средней школе № 3
(город Советская Гавань Хабаровского края).
Русский язык люблю и преподавать, и изучать. И с
первых самостоятельных учительских шагов очень
расстраивало, потом злило, потом просто не давало
спокойно жить и работать то, что дети не любят
русский язык – родной для абсолютного
большинства. Появилось чувство вины: может, я по
неопытности что-то делаю не так, а ученики
страдают. Но у коллег были те же проблемы. Да и в
методической литературе прямо или косвенно
говорилось о том же.
Не парадокс ли: родную речь
воспринимает ребенок с первых недель
внутриутробного развития, познает родной язык
еще до школы – и... приобретает в конце концов
стойкую нелюбовь? А за этим – оставшееся на всю
жизнь формальное владение языком, непонимание
его внутренних законов, его красоты, ужасающее
косноязычие, бедность активного словарного
запаса, непонимание того, что написано в хороших
книгах хорошим русским языком (люди даже не
догадываются, что они не понимают написанного
или понимают не все). Представим столяра
(механика, каменщика...), который не умеет владеть
своими инструментами: пилой, долотом, киянкой.
Достигнет ли он высот профессионального
мастерства, будет ли вообще иметь кусок хлеба? А
родной язык – инструмент каждого человека! И
вдруг оказывается, что неумение владеть им –
чуть ли не достоинство: «Я говорить не умею...» –
начинает свою речь с трибуны очередной
выступающий...
Мне же всегда хотелось, чтобы ученики
любили русский язык, гордились им, чтобы их
собственная речь была выразительной, образной,
чтобы слово в тексте не воспринималось ими
только как «одежда мыслей», но и было эстетически
значимо. Я как учитель стремилась создать
определенную среду обучения, которая бы
пробуждала и формировала интерес к русскому
языку у ребят. О том, какими приемами и средствами
это удавалось сделать, и пойдет дальше речь.
Почему интерес?
Шла
машина темным лесом
За каким-то интересом...
(Из детского фольклора)
«На свете есть только один способ
побудить людей что-либо сделать – заставить
человека захотеть это сделать», – прочла я в
книге Д.Карнеги. Для меня в данном случае
«заставить захотеть» = заинтересовать.
И самая первая ступенька – это вызвать
интерес к себе, учителю. Вы будете интересны
детям, если, во-первых, у вас есть интерес к жизни
(вы – оптимист), во-вторых, интерес к каждому
ребенку, в-третьих, особый интерес к своему
предмету.
Часто я начинаю урок с коротенького
рассказа о чем-то необычном, забавном,
занимательном, поучительном, что прочитала или
услышала, допустим, от кого-то из учеников.
Рассказывать стараюсь, «как артистка», а потом
использую слова, предложения из своего рассказа
для анализа на уроке. Впоследствии из этого
приема вырос другой – «цитата дня». Он очень
нравится старшеклассникам. Перед началом уроков
пишу на отвороте доски цитату, которая кажется
мне актуальной именно в этот день. На уроке мы это
высказывание обсуждаем «по жизни и по
грамматике», продумываем и выполняем языковые
задания или пишем мини-сочинение. В моем
последнем выпускном классе «цитату дня»
предлагал по очереди каждый, их записывали на
отдельные листки, на обороте указывали дату и
поясняли, почему это была «цитата дня». Папка с
цитатами теперь вместе с другими классными
реликвиями находится у избранного в день
последнего звонка хранителя традиций класса. А
подписывались цитаты, например, так: «Л.Н. Толстой
и... Дубовский Вадим».
Не бойтесь, если на эти рассказы,
цитаты, обсуждения уйдет много времени и вы не
сумеете записать какое-то предложение, выполнить
какой-то разбор. Та ниточка взаимопонимания и
личного интереса, которая протянется между
учителем и детьми, станет потом прочным канатом,
удерживающим многое, в том числе и знания, умения,
навыки. Будем идти с учениками в одной связке.
Интерес очень индивидуален. Вот,
например, мне кажется, что на моем уроке должно
быть всем очень интересно: тут и опорные
конспекты, и игры... На самом деле это далеко не
так. Есть ребята, для которых опорный конспект –
совершенно неприемлемая вещь, кого-то утомляют
кроссворды и игры, а вот сложнейшая задача –
увлекательнейшая вещь. Поэтому очень важно
работать в тесном контакте со школьным
психологом, используя данные об особенностях
внимания, памяти, мышления каждого учащегося.
Опираясь на них, и ищем тот золотой ключик –
интерес (сильнейший мотиватор), индивидуальный
для каждого. Помните:
у детей сильно развит инстинкт
общительности;
у них легко возбуждается любопытство;
им необходимо проявлять себя,
говорить о себе;
они любят созидать, устраивать что-то
из ничего;
у них развит инстинкт
подражательности.
Подробнее об этом можно прочитать в
работах С.Шацкого.
Нет, ты будешь учиться!
Не можешь – научим,
не хочешь – заставим,
позорить отряд не дадим!
(Старая пионерская заповедь)
Эти грозные нет и не в
заголовке и эпиграфе! Сейчас каждому понятно, что
они заставят любого ощетиниться – и все
дальнейшее правильное и наставительное будет от
этого ежика отскакивать. Что же делать? У меня
есть нехитрый прием – «заклинание». На одном
из первых уроков в новом классе я вручаю каждому
маленький листок цветной бумаги, на котором
напечатано «заклинание», с него мы будем
начинать урок. Текст для каждого класса
варьируется.
Я стараюсь успешно заниматься на
уроках русского языка. Мне этот предмет нравится.
Все упражнения я выполняю с удовольствием. Мне
нравится изучать новые правила и повторять
старые. Мой почерк аккуратен. Мою тетрадь приятно
брать в руки. Я люблю родной язык и буду его
хорошо знать.
|
Не забудьте: бороться надо не
ПРОТИВ, а ЗА, поэтому из текста исключите всякие нет
и не, все только со знаком «+».
Бывает, что уже вскоре это
«заклинание» становится ненужным и остается
наклеенным на обложку тетради как
реликвия-воспоминание, а кто-то из ребят и
выполнение домашнего задания с него начинает. А
то вдруг в 7-м или 8-м классе, когда нет хорошего
настроя, вспомнится «заклинание», творческая
группа напишет текст, и снова каждый урок для
бодрости духа начинаем с него. Не забываем
только, «заклиная», улыбаться друг другу,
радостно потирать руки, как перед началом самого
любимого дела. Об этом приеме я давным-давно, еще
учась в школе, прочитала в замечательной книге
С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением».
Взгляд в будущее
Будущее
светло и прекрасно...
стремитесь к нему, работайте для него,
переносите из него в настоящее все,
что сможете перенести.
(Н.Г. Чернышевский. Что делать?
Почти забытый роман)
Хоть одним глазком заглянуть в будущее
хочется каждому. Поэтому иногда предоставляю
такую возможность ученикам. Приемов можно
придумать много. Например, на последнем уроке
учебного года завести тетрадь работы в следующем
классе. Подписать ее самым красивым почерком,
пропустить место для числа («когда буду делать,
тогда и запишу»), а дальше фантазируйте сами,
какие дать задания на лето. Но обязательно такие,
чтобы их хотелось выполнять и чтобы был выбор. Не
забудьте в сентябре эти задания оценить,
устроить выставки, конкурсы. А в течение года
ссылаться: «Вот делали летом, а теперь это
пригодилось».
Или, допустим, в классе делаем
синтаксический разбор сложной конструкции:
предложение огромное, разных знаков препинания
не счесть. А трудился у доски человек с красивым
почерком, работал с душой, цветными мелками
подчеркивал и чертил – получился шедевр. «Не
стирайте, – говорю, – пусть младшие
полюбуются». А они, младшие, и правда глаза
раскроют от удивления и восхищения: «И мы это
делать будем? Сможем?». Сможете! И еще лучше
получится!
Иногда о сложном материале, который
будет изучаться через несколько лет, можно
рассказать уже в 5–6-м классах. И поймут, и
запомнят. Так, я ввожу понятия и термины обособленное
определение и обособленное обстоятельство в
6-м классе, а не в 8-м, когда изучаем причастные и
деепричастные обороты. Бывает, что провожу целые
уроки «Заглянем в будущее», привлекая старших
учащихся, если, конечно, есть резерв времени.
Подарки
Дарите подарки,
Дарите подарки,
Спешите подарки дарить!
(Из песни)
«...Новая душа будет у него и новая – у
тебя» – так заканчивает размышление о влиянии
подарка на души тех, кто дарит, и тех, кому дарят,
герой А.С. Грина. Дарите подарки своим ученикам!
Конечно, мы не рокфеллеры и не крезы, но тем
ценнее будут для детей наши подарки. Например, на
последнем уроке в 5–7-х классах можно подарить
вырезанную из цветной бумаги книжечку, на
которой напечатать высказывание о книге, любви к
чтению (5-й кл.), о русском языке (6-й кл.), о
самовоспитании, самосовершенствовании (7-й кл.). В
5–6-х классах я эти высказывания читаю вслух, а
ребята выбирают, кому какое понравится, или
вытягивают книжечку, как экзаменационный билет,
и сами выразительно читают, а в 7-м классе это уже
послание, приготовленное специально именно для
этого ученика, потому что к этому времени знаешь
детей достаточно хорошо, психологические
проблемы становления личности видны, моя
нехитрая затея – «вовремя сказанное нужное
слово» – может действительно помочь ребенку.
Такую адресность дети очень ценят, книжечки мои
хранят. Можно над этими высказываниями
поработать и на уроках русского языка. Вот один
из вариантов. Ученик читает выразительно свою
книжечку, все пишут под его диктовку, а он
сам – на доске или вызывает кого-то,
предлагает выполнить задания по орфографии и
пунктуации, по другим разделам лингвистики. Эти
задания мы продумываем вдвоем. Здесь иногда
возникает возможность «взглянуть в
будущее» – и уж это-то запоминается крепко.
Через год-два начнем изучать этот вопрос – и
кто-нибудь вспомнит: «А про это Денис в шестом
классе нам рассказывал!». Атмосфера на уроке
становится по-доброму уютной и семейной.
Обычно книжечка наклеивается на
обложку тетради или учебника. У меня заведена
копилка подходящих высказываний, поэтому
подготовка книжек-подарков не вызывает проблем.
Хорошее дело – собирать хорошие
книги, но полезнее чаще обращаться к ним и читать
их.
Франческо Петрарка
|
Награды
Нет,
поскольку о награде
Речь опять зашла, друзья,
То уже не шутки ради
Кое-что добавлю я.
(А.Твардовский. Василий Теркин)
Потребность в успехе –
фундаментальная социальная потребность
человека, поэтому так важно хвалить и награждать
учеников.
Какие же награды на уроке? Это, конечно,
словесная похвала за правильное решение,
оригинальную находку, аккуратную работу и проч.
Старшеклассники ценят похвалу за «умную ошибку
умного человека».
Словесную награду можно
материализовать, вручая орден Умной Совы с одной
из надписей: «Знаток словообразования», «Мастер
фонетического разбора». «За орфографическую
зоркость», «За скорость и правильность». Такие
ордена придумали мои давние ученики.
Но дети – мастера критиковать других:
в чужом глазу соломинку видят, а в своем и бревна
не замечают. Поэтому пусть выборное жюри решает,
кто достоин ордена. А еще можно хотя бы время от
времени выбирать ученика, который в конце урока
«пропоет славу» тем, кто хорошо проявил себя
сегодня. Нужно учить ребят по-разному, но красиво,
выразительно, от души произносить эти хвалебные
речи.
Знатоку фонетики
Имя
__________________________
А мне
ни один
не радостен звон,
Кроме звона
твоего
любимого имени.
|
Если в этом отрывке мы заменим
подчеркнутое слово на своего, то получится
то, о чем прозой в своей известной книге сказал
Д.Карнеги: «...человеку очень интересно его имя,
больше, чем все другие, вместе взятые». Из этого
следует, что обращаться к детям любого возраста
предпочтительнее по имени. А как еще обыграть
привязанность человека к своему имени?
Пишу перед уроком на доске задания, а
рядом или за отворотом (для интриги) красивым
почерком, цветным мелом – имя того, кто будет его
выполнять; на обороте карточки – тоже имя.
Карточки служат не один год, на обороте можно
увидеть много имен. Перфокарты, сделанные
добротно, служат ученикам с первого года моей
работы, и уже дети сейчас выполняют задания,
приготовленные когда-то родителями, – их имена
карточка тоже хранит.
Несколько лет назад, когда научное
общество школьников делало у нас первые шаги, мы
с ребятами выполнили работу, которую назвали
(совсем, конечно, не по-научному) «Наши
собственные имена в зеркале языковой
статистики». Разделились на группы и наметили
направления сбора данных:
самые распространенные имена,
отчества у учащихся гимназических классов;
«единственные и неповторимые»;
частотность употребления начальных
букв имен, отчеств, фамилий (самые популярные и
редко употребляемые начальные буквы);
самые длинные и короткие имена,
отчества, фамилии;
имя и фамилия по алфавиту (например, Андрей
Белоглазов);
интересные и смешные инициалы (БЕС,
КВА и т.п.);
тезки великих.
На конференции эти материалы были
представлены на всеобщее обозрение и интересно
прокомментированы. Кстати, в процессе этой
работы родилась идея нового конкурса «Расшифруй
свои инициалы»: надо расшифровать свои инициалы
так, чтобы получился жизненный девиз или
отражались характер, привычки, увлечения.
Получилось интересно.
Если в классе есть несколько тезок,
можно устроить им «бенефис», или провести «урок
имени...», или «презентацию имен». Если предложить
эти идеи ребятам, они придумают и еще что-нибудь
оригинальное.
Продолжение следует
|