Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2004

Я ИДУ НА УРОК

Е.Ю. МАЛИНСКАЯ,
школа № 1018,
Ново-Переделкино,
г. Москва


Уроки развития речи в 7-м классе

7-й класс

В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Экологическое воспитание в широком смысле слова – процесс целенаправленного формирования личности, бережно относящейся не только к природе, но и ко всему окружающему миру: к человеку, духовному наследию человечества, культуре – национальной и мировой.
Огромную роль в воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.
Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Предлагаем 3 конспекта уроков по теме «Публицистический стиль речи»: два первых более краткие, третий – развернутый – представляет материал по подготовке к сочинению в жанре газетной статьи.
Поскольку мы работаем по программе и учебному комплексу М.М. Разумовской, С.И. Львова и др., изложение теоретического материала, стилистический анализ проводятся по схемам, предложенным в данном комплексе.

Урок 1. Знакомьтесь: публицистический стиль речи

Цели урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умения определить текст публицистического стиля, его признаки; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты) речи.

ХОД УРОКА

1. Повторение сведений о тексте, о стилях речи

1) Беседа с учащимися.

– Что такое текст? Чем он отличается от предложения? С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?

2) Работа с текстами (см. приложение 2).
Ее можно провести 2 способами:

а) раздать каждому ученику запись текста;
б) записать заранее фрагменты текстов на доске, переписать их в тетрадь.

Работая с текстами, учащиеся пользуются таблицей «Стили речи» (приложение 1).

Примерный образец стилистического анализа текста

Текст 2 относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений.
В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен.
Употреблены термины ботаники: дуб черешчатый, со стволом, высоко очищенным от сучьев; слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи (дубе черешчатом), в тексте используются цифры – до 10  м высотой, географические названия.

Следует предостеречь учащихся от распространенной ошибки, когда анализ текста подменяется характеристикой стиля: ученики называют языковые средства, типичные для стиля в целом, но отсутствующие в разбираемом тексте.

2. Объяснение нового материала

Работа с учебником – упр. 445 (см. приложение 2, текст 5).

1) Выразительное чтение текста.
2) Беседа по тексту.

Учащиеся еще не знакомы с публицистическим стилем речи, однако слышали о нем. Задача учителя – при помощи определенной системы вопросов «вывести» ребят на то, чтобы они сами сформулировали основные признаки публицистического стиля речи, опираясь на понятия речевая ситуация, языковые признаки стиля.

Примерные вопросы по тексту 5

– Какой важной проблеме посвящена статья? Тема?
– Основная мысль? Идея?
– Как вы думаете, эта проблема частная, касающаяся отдельных людей, или важная для значительной части общества? (Проблема касается многих, это глобальная проблема современности, так как огромное количество людей живет в крупных городах с крайне тяжелой экологической ситуацией.)

3. Обобщение разговора

– Итак, мы познакомились с еще одним стилем речи – публицистическим. Его название произошло от латинского слова публикус – «общественный».
Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни. Он существует в устной форме – в выступлениях на собраниях, митингах, а также в передачах радио, телевидения – и в письменной – в газетах, журналах. К этому стилю речи прибегают общественные деятели, журналисты, писатели-публицисты. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателей (читателей), сформировать гражданскую позицию.
Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, эмоциональным по тону. Это – характерные черты публицистического стиля.
Итогом урока будет таблица, в которой учащиеся представят материал о стиле по привычному плану: речевая ситуация, сфера применения, общие стилевые черты. В дальнейшем эта таблица станет частью общей таблицы «Стили речи». Последняя колонка таблицы – языковые средства, характерные для стиля, – будет заполнена на следующем уроке развития речи.

Задание на дом. Подобрать публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Пользуясь таблицей в тетради, определить основные стилевые черты текстов.

Урок 2. Жанры публицистики.
Своеобразие жанра публицистической статьи (анализ текста)

Цели урока: повторить основные признаки публицистического стиля, кратко познакомить с основными жанрами публицистики и более подробно – с жанром публицистической статьи; формировать умение анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые средства.

ХОД УРОКА

1. Повторение основных признаков публицистического стиля

Фронтальный опрос.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают подобранные статьи, обращают внимание на признаки публицистического стиля.

3. Знакомство с основными жанрами публицистики

На доске заранее записаны краткие определения жанров. Учащиеся переписывают их в тетрадь, прослушивают комментарии учителя к каждому определению.

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Портретный очерк – рассказ о реально существующих людях, чья жизнь и деятельность общественно значимы, могут интересовать других.

Статья информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

4. Анализ особенностей публицистической статьи

Работу над этой темой можно проводить двумя способами:

1) изложение теоретического материала, а потом анализ текста;
2) анализ текста и «выведение» на основе этого анализа признаков публицистической статьи.

Мы пойдем по второму пути, в качестве материала для анализа выберем отрывок из статьи С.Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» (см. приложение 3), в котором признаки стиля выражены достаточно ярко (статья напечатана в разработках Г.П. Лазаренко для 7-го класса).

1) Выразительное чтение статьи.
2) Беседа по тексту.

Примерные вопросы по тексту

– О чем говорится в статье? Тема? (О поездке в лес пятнадцати подростков.)

– Как ведут себя подростки в лесу? (Безобразно, грубо нарушая все правила, забывая о традициях бережного, любовного отношения к природе, лесу.)

– Какова основная мысль статьи? Идея? (Автор возмущен поведением подростков, он обращается к совести каждого из нас, пытаясь изменить психологию людей, живущих по принципу После нас – хоть потоп.)

– Какие типы речи использованы в статье? (Основной тип речи – рассуждение, но в середине статьи – абзацы 2–4 – повествование.)

– Какова цель этой статьи? (Привлечь внимание общества, каждого из нас к важной проблеме – потребительского, бесчеловечного, варварского отношения к природе, послужить спасению природы и человеческого в человеке.)

– Назовите общие стилевые черты статьи. (Посвящена злободневной проблеме – от сохранения природы зависит здоровье каждого из нас; в ней описывается конкретная ситуация, которая заканчивается обобщением; ярко выражено авторское отношение к проблеме, автор оценивает ситуацию, используя ряд языковых приемов.)

– Какие языковые средства использует С.Львов, чтобы оказать максимальное воздействие на читателя? Ученики еще не могут ответить на этот вопрос, поэтому важно, чтобы ребята высказали свои мысли, отдельные наблюдения, а в конце урока можно систематизировать материал для колонки «Языковые средства».

(В статье использована книжная, а также разговорная лексика: вломились в заросли, плеснули воды, расковыряли муравейники. Употреблены эмоционально-оценочные слова: разоренные гнезда, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями.

В статье использованы многообразные возможности синтаксиса. Она начинается с трех вопросов, ответить на которые автор обещает в конце статьи. В рассказе о действиях «Людовиков» многократно используются ряды однородных членов (цель – подчеркнуть последовательно варварское отношение ко всему, что встречается на пути).

Важный композиционный прием – повтор. Первые пять абзацев начинаются с имени «Людовики» (автор сознательно повторяет его, акцентирует на нем внимание).

В последней части статьи, где повествование сменяется рассуждением, С.Львов объясняет, почему герои названы «Людовиками», и вновь обращается к читателям с вопросами. Главный вопрос статьи – «Как исправить людей, которые живут по правилу После нас – хоть потоп!?» – ярко, публицистично выражает ее основную мысль.)

 5. Обобщение разговора

Записи в тетради.

1. Статья посвящена важной, злободневной теме.
2. Цель автора – привлечь внимание к проблеме, убедить.
3. Важную роль играет заголовок, в котором в яркой, подчас неожиданной форме сообщаются тема, основная мысль статьи.
4. Ведущий тип речи – рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование.
5. Композиция:

1) зачин;
2) основная часть;
3) концовка.

6. Чтобы усилить воздействие на читателя, используются богатые языковые средства, лексические и синтаксические.

Дети записывают материал, который затем перенесут в колонку «Языковые средства, характерные для стиля» таблицы «Стили речи» (см. приложение 1).

Задание на дом. По учебнику и тетради выучить все сведения о публицистическом стиле, подготовиться к уроку-практикуму (сделать заготовки для статьи, посвященной экологическим проблемам Ново-Переделкина).

Урок 3. Урок-практикум «Легко ли быть журналистом?»

(Коллективная работа над созданием публицистической статьи на экологическую тему)

Цели урока:

1) формировать экологическую культуру школьников;
2) закрепить знания о публицистическом стиле речи, полученные на предшествующих уроках развития речи;
3) подготовиться к сочинению в жанре статьи в газету, использовать в статье средства публицистического воздействия на читателя.

Педагогические задачи:

1. Обучение. Формирование знаний о взаимодействии природы и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.

2. Воспитание ценностных ориентиров экологического характера; стремления к активной практической деятельности, к личному участию в делах по охране окружающей среды.

3. Развитие способностей к анализу экологических ситуаций.

Оформление урока: газеты, заранее подобранные ребятами, посвященные экологии Москвы, Ново-Переделкина.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Беседа с учащимися

– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)

Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).

Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Ново-Переделкине. Познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.

Представление двух газет: первая рассказывает о муниципальном округе Ново-Переделкино, вторая – о знаменитом дачном поселке Переделкино, который находится от нас в 15 минутах ходьбы.

Да, наш район и красив, и знаменит, однако, как любой район Москвы, он имеет немало экологических проблем.

И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района, мы обратимся к публицистическому стилю речи.

2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле

(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)

3. Беседа об экологических проблемах Ново-Переделкина

– Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.

Ребята по очереди выходят и прикрепляют к доске или на стенд красочно оформленные материалы, кратко сообщая их содержание.

Примерный список проблем

 

1) Близость аэропорта «Внуково» (оседание продуктов сгорания, шум авиадвигателей).
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха, неправильная парковка, проблема «ракушек»).
3) Речка Сетунька, а точнее, то, что от нее осталось.
4) Ржавые брошенные автомобили на полях между ул. Лукинской и Киевской железной дорогой.
5) Ужасное состояние Чоботовского леса.

 

4. Переход к практической работе

– Вы подобрали интересные материалы, фотографии; нашли интересную информацию в газетах и сами подготовили сообщения о наших проблемах. Но пока вы не пытались самостоятельно написать статью в газету.

Ставим цель – создать заготовку статьи, убедить потенциального читателя. Наши задачи – не сбиваться на «общие места», а выбрать интересный сюжет и облечь его в точную, запоминающуюся, незаштампованную форму.

На левом крыле доски можно заранее записать основные признаки жанра публицистической статьи и памятку «Как писать статью».

Памятка

1) Тщательно обдумайте тему.
2) Соберите материал.
3) Решите, какие типы речи вы будете использовать.
4) Составьте план.
5) Решите, какие средства языка вам потребуются.
6) Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.

– Сегодня вы работаете не в тетради, а на листе для рабочих материалов. Тема нашей будущей статьи – ужасное состояние Чоботовского леса. (Ребята заранее знали о теме, ходили на экскурсию в лес, наблюдали, собирали материал и сделали наброски статьи в тетради. Один из учеников представляет схему, на которой видно, где расположен лес, какую площадь он занимает.

Цель работы на уроке – оценить наброски, дать пищу для ума и направить тех, кто самостоятельно плохо справился с этим заданием.)

5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов

Перед каждым учеником лист, на котором в колонке слева – задания, напротив заданий справа по ходу обсуждения ребята делают записи.

1) Заголовок (броский, эффектный).

2) Яркое начало.

3) Что? Где? Когда? (Документальная основа)

4) Лексика:

а) эмоционально-оценочные слова;
б) средства языковой выразительности.

5) Синтаксис:

а) ряды однородных членов;
б) вопросительные, восклицательные, побудительные предложения;
в) обращения;
г) повторы.

6) Концовка.

6. Подведение итогов

1) Мы обсудили некоторые экологические проблемы нашего района;
2) повторили признаки публицистического стиля речи;
3) подготовили рабочие материалы для статьи на экологическую тему.

Задание на дом. Написать статью в газету.

Лучшую статью мы отправим в нашу местную газету «Ново-Переделкино» и постараемся добиться ее опубликования.

Приложение  1

Стили речи

Стиль/ Речевая ситуация (Р.с.)

Задачи речи

Сфера применения

Общие стилевые черты

Языковые средства,
характерные для стиля

1. Разговорный

Общение, обмен впечатлениями, мыслями

Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания

Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи

1) Употребление слов разговорного стиля (жадничать, прихворнуть, кладовка), фразеологизмов (дело в шляпе, ветер в голове, уши вянут);

2) широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений

2. Научный

Сообщение, передача научной информации

1) В устной речи – уроки, лекции, доклады;

2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература

Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность

1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки;

2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно), сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами потому что, так как, если, вследствие того что;

3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами

3. Официально-деловой

Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение

В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях)

Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности

1) Использование языковых клише, штампов (электропоезд, а не электричка, принять решение, а не решить), деловой фразеологии (поставить на голосование, провести мероприятия, обратиться с ходатайством);

2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом – сказуемым

4. Художественный

Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов

Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы

Образность, эмоциональность, субъективность

1) Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.);

2) использование всех возможностей синтаксиса

5. Публицистический

Воздействие на читателей или слушателей

1) В устной речи – выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения;

2) в письменной речи – в газетах, журналах

Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; четко выраженное авторское отношение к проблеме

1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений;

2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов

Приложение  2

ТЕКСТ 1

Чай из сосновых игл

Отобрать неповрежденные сосновые иглы, промыть, подсушить, а затем сложить в фарфоровую посуду и закрыть крышкой.
Воду вскипятить, затем остудить до температуры примерно 60 градусов, влить в емкость с иглами, плотно закрыть и дать постоять часов 10.
Когда настой будет готов, вынуть иглы, процедить через сито и добавить сахар по вкусу.

(С.А. Никитина. Лесная аптека)

ТЕКСТ 2

Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространенный в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м высотой, в сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадках на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной.

(Из учебника ботаники для вузов)

ТЕКСТ 3

Я шел древней гарью, давным-давно заросшей отборными соснами. В таком бору не встретишь слабого дерева, но один великан возвышался даже над ними, словно могучий гридень* в стайке малышей. Я разглядел его с дальней прогалины и долго шел к нему лесом. Но потом я вышел на открытое место и увидел сосну – как человека, во весь рост. Голову великана венчала косматая шапка, но нижние сучья были мертвы и торчали в стороны, словно голые кости...

(М.Семенова. Хромой кузнец)

ТЕКСТ 4

– Мам, гляди, какое огромное дупло у этого дуба! Как ты думаешь, там кто-нибудь живет?
– Не знаю, Вань. Давай заглянем в дупло. Ой, только не суй туда руку, а то вдруг этот кто-нибудь ее откусит.

ТЕКСТ 5

Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы. Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия тесно связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля.
Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?
Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе.

Приложение 3

Из статьи Сергея Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых»

...Имя Людовик с порядковым номером Пятнадцатый было у французского короля, притом у единственного. Откуда сразу пятнадцать Людовиков Пятнадцатых? Да еще на московском вокзале? Да еще с намерением совершить туристский поход по Подмосковью? К концу статьи – торжественно вам обещаю – недоумение будет рассеяно...

Одеты Людовики были не по-королевски. Ковбойки, штормовки, спортивные костюмы, кроссовки, сапоги. На спинах – рюкзаки, спальники, сбоку – топорики и фляги, выглядывала шейка гитары. О фотоаппаратах, ракетках для бадминтона, трех приемниках можно и не упоминать. Людовики доехали до станции, вышли из вагона, пересекли железнодорожное полотно и вошли в лес. <...> Они взяли орешник штурмом. Они вломились в его заросли, как в ряды неприятеля... Затрещал кустарник, закричали вспугнутые птицы.

Людовики наломали орехов прямо с ветками и листьями – не унести... Теперь, если кто-нибудь шел бы вслед за Людовиками, он не сбился бы с дороги. От самой станции и до края поля валялись ветки и горсти незрелых орехов. А в орешнике метались птицы, созывая свое испуганное младшее поколение.

А Людовики шагали по полю... Каждый срезал себе в орешнике по самой прямой лещине на трость... В ближайшем сосновом лесу они расковыряли муравейник до самой глубины. Они поспорили, что станут делать муравьи, – бросят ли разворошенный муравейник или начнут отстраивать заново... Плеснули на муравейник воды, чтобы поглядеть, как поступят муравьи, если к разгрому прибавится наводнение, и зашагали дальше. Под перезвон гитары, под музыку из трех приемников...

Затем Людовики попали на необитаемый остров, они ленились собирать сушняк и стесывали кору с сосен до желтого тела. Вечерами бросали пустые бутылки в деревья, в белок, перегородили чистый ручеек консервными банками, вырезали свои имена на деревьях, оставили непотушенный костер.

...А теперь хочу спросить: не случалось вам встречать в лесу таких Людовиков? Не натыкались ли вы на их следы?

Это следы хищника – крупного и безжалостного. Разоренные птичьи гнезда, развороченные муравейники, засыхающие березы, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями.

Их следы – это лесные поляны, замусоренные жестянками от консервов и пленкой от бутербродов. Их следы – это лес, обуглившийся, черный, страшный, как в страшном сне...

Французский король Людовик Пятнадцатый был развеселым негодяем. Когда какой-то умный человек решился сказать, что после его забав Франция останется разоренной, он ответил: «После нас – хоть потоп!». Этими словами он и вошел в историю.

Я не выдумал людей, которых назвал Людовиками. Поодиночке и компаниями я встречал их в разных местах. На лесных полянах под Москвой, в горах Кавказа, на берегах Валдайского озера...

Как исправить людей, которые живут по правилу «После нас – хоть потоп!»?

...А теперь наедине со своей совестью давайте вспомним: не ломали ли вы молодых деревьев? Не забрасывали сором родников? Не оставляли тлеющих костров?

Работы семиклассников

1. Наше зеленое наследство

Вот уже двенадцать лет я живу в Ново-Переделкине. Из окна моей квартиры виден Чоботовский лес. Я люблю смотреть в окно в любое время года и в любую погоду. С десятого этажа наш лес всегда радует глаз. А когда я была маленькая, мы с мамой каждый день там гуляли. Я помню чистый, вкусный воздух и огромные деревья.
С тех пор лес сильно изменился. Деревьев стало гораздо меньше, и они уже не такие большие, а на полянках всегда много народа. После их «отдыха» остаются горы мусора, кострища, вытоптана трава. Очень жаль прудик. В нем, я помню, не так давно можно было ловить рыбу. Сейчас даже подумать об этом странно, такой он грязный и запущенный. Особенно грязно в лесу ранней весной, когда тает снег и все, накопившееся за зиму, так и бросается в глаза.
А ведь люди не могут обходиться без природы. Лес не только дает нам кислород для дыхания; это отдушина, место отдыха души. Ничто так не успокаивает, не вдохновляет, не освежает человека, как этот удивительный зеленый мир.
Совсем недавно я узнала, что к основному массиву примыкает лес, который до войны посадили пионеры. Какое же великое и доброе дело сделали они, оставив нам это зеленое наследство! И что мы с ним сделали!
Может быть, еще не поздно спасти легкие нашего района? Что если попытаться общими усилиями вычистить наш лес и передать его следующим поколениям в том же виде, в каком его получили мы…?

Пронина Настя

2. «А все-таки она вертится»...… пока

Наше Ново-Переделкино считается экологически благополучным районом: здесь больше зелени, чище воздух, западные ветры не позволяют городскому смогу проникать сюда...… Давайте отправимся на прогулку в Чоботовский лес, что находится за бассейном. С улицы лес так и манит нас кружевными ветвями берез, шапками сосен, густыми зарослями боярышника с красными огоньками ягод.
И вот мы в лесу. Загаженные тропинки и дорожки, сломанные ветви, изуродованные надписями стволы, разодранные пакеты на ветках, брошенные бутылки.… Кажется, даже птицы покинули это гиблое место.
Люди, опомнитесь! Ведь так вся земля превратится в пустыню! Неужели наши дети уже не услышат чудесного пения птиц, не увидят кажущихся нам совершенно обычными животных? К счастью, природа еще находит силы, и каждую весну еще распускаются листочки на деревьях, сквозь мусор пробивается трава. Но надолго ли это?
Выходя из леса, я взглянул наверх: те же ветви берез, те же мохнатые шапки сосен...… А вниз смотреть уже не хотелось.

Рудик Дмитрий

3. Здесь живут несчастные люди-дикари

Вы, наверное, решили, что речь пойдет о диких племенах где-нибудь в Африке? Нет, все гораздо проще и печальнее.
Чоботовский лес – излюбленное место отдыха жителей нашего района. Недавно нам с мамой тоже захотелось подышать свежим воздухом, и мы отправились на прогулку.
Только войдя в лес, мы сразу увидели табличку «Свалка мусора запрещена». Точно под ней были свалены горы всякой дряни – от пакетов и бутылок до предметов посерьезнее – стиральных машин, раковин, шкафов и даже ржавых автомобилей.
Кто же все это сотворил? Кто так варварски относится к природе и к нам, живущим поблизости?
Увы, злобные дикари, варвары – это мы с вами. Это мы так хорошо отдыхаем и расслабляемся, что потом нам лень хотя бы чуть-чуть за собой прибрать.
Неужели мы не понимаем, что вредим сами себе так, как не сумела бы навредить нам целая толпа варваров! Давайте же, граждане, подумаем, сможем ли мы собраться с силами и хоть немного вычистить этот не такой уж и большой лесочек (а может быть, и не только этот).
Кто «за»? Ставлю вопрос на голосование.

Ляная Галя


* Гридень – дружинник, телохранитель князя в Древней Руси.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru