Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Повторение написания -ться и -тся
в глаголах
5-й класс
1. На доске записано
стихотворение. Вставьте пропущенные буквы.
ДРАКА
(На)рынке (по)дрались с_баки,
(На)драку (с)б_жались з_ваки.
Чтобы к с_бакам (про)бит_ся,
Стали кошелками бит_ся.
Так (разо)дрались з_ваки,
Что (раз)бежались с_баки.
(О.Григорьев)
– Что вызывает смех у читателей?
Встречались ли вы с такой ситуацией?
– Найдите глаголы, определите их время, число.
– Поставьте глаголы в начальной форме.
– Какое правило вам пришлось вспомнить, чтобы
верно написать эти глаголы?
– В чем смысл стихотворения?
– Напишите несколько советов зевакам по
поводу того, как вести себя, чтобы не оказаться в
смешном положении. Свои предложения начните так: Чтобы
не оказаться в смешном положении на улице, нужно
(следует, советуем...)...
2. На парте листочки с текстами.
– Прочитайте стихотворение О.Нэша
«Соседи сверху».
Соседи наши сверху – чуд_ки.
От них всегда трясут_ся потолки.
(У)них весь день – то пляска, то игра.
Их в_черинки длят_ся (до)утра.
Все время слышим сверху «бум» да «хлоп».
(У)них включают душ – (у)нас потоп.
Они поют – тр_сет_ся весь этаж(?).
Их телевизор заглушает наш.
Те, сверху, обожают бег (в)мешках,
Катанье на несмазанных дв_рях,
Бейсбол (в)прихожей, (в)спальне чехарду,
(На)роликах (по)комнатам езду.
Весь день (у)нас (над)головой в_зня,
Толчки и грох_т, стук и б_готня...
Эх, пос_лить бы их не над, а под,
А лучше бы подальше от!
– Встречались ли вы с ситуацией,
описанной в стихотворении?
– Какие чувства вызывает у вас это
стихотворение? Только ли смешно было?
– Что можно сказать о соседях сверху?
– Объясните написание глаголов с -ться и -тся.
– Поставьте глаголы во 2-м лице единственного
числа. Какое правило вам пригодилось?
– Запишите основную мысль стихотворения.
– Какие правила нужно знать, чтобы правильно
вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки?
– Напишите правила поведения для себя и соседей,
подчеркните в них глаголы.
|