Я ИДУ НА УРОК
Т.В. СТАРКИНА,
пос. Правохеттинский,
Надымский р-н,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Словосочетание
2 часа
5-й класс
Цели урока:
– знать, чем отличается
словосочетание от слова и предложения, как
строится словосочетание;
– формировать умение устанавливать смысловую и
грамматическую связь слов в словосочетании;
– выработать умение выделять словосочетания из
предложений, разбирать их, составлять
словосочетания по схемам.
Дидактический материал урока будет
содержать материал, объединенный темой
«Бракосочетание – соединение четы».
ХОД УРОКА
I. Словарно-орфографическая работа
Сочетание – совмещение,
соединение в одно целое.
Со- – приставка, обозначающая
совместность, взаимную связь, объединение.
Чет(а) – «два» (слав.)
Словосочетание представляет собой
сочетание двух самостоятельных слов, связанных
друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого
слов.
Бракосочетание – соединение четы
в загсе (или в церкви); законный союз мужа и жены.
Нынче радость в этом доме
Для родных, друзей, знакомых.
Нынче праздник здесь большой,
Потому что двое счастливых,
Двое влюбленных и красивых
Стали мужем и женой.
II. Фронтальный опрос
1. Какое слово в словосочетании
является главным, какое – зависимым?
2. Как связано зависимое слово с главным?
3. Приведите примеры словосочетаний. Назовите
главное и зависимое слово.
III. Объяснение нового материала
Словосочетания строятся на основе
подчинительной связи между словами.
Способы подчинительной связи:
согласование, управление, примыкание.
И в нашей новой семье будет и
согласование, и управление, и примыкание.
СОГЛАСОВАНИЕ
Согласование – способ
связи, при котором зависимое слово ставится в тех
же формах (род, число, падеж), что и главное.
УПРАВЛЕНИЕ
Управление – способ связи,
при котором зависимое слово ставится при главном
слове в определенном падеже.
ПРИМЫКАНИЕ
Примыкание – способ связи,
при котором зависимое неизменяемое слово
связывается с главным только по смыслу.
IV. Закрепление изученного материала
Задание. Выберите
словосочетания, определите способ связи.
3. Добрую жену взять –
Скуки не знать.
4. Сидят вместе, а глядят врозь.
V. Обобщение изученного
Домашнее задание. Нарисуйте
рисунки по теме; составьте словосочетания по
схемам:
|