Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2004

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

И.Ю. ПАХОЛКОВА,
учитель русского языка и литературы;

О.С. АЛЕКСАНДРОВА,
учитель математики и информатики;
прогимназия «Кристаллик», г. Саратов


«Глагол передвигается на тонких ножках…»

Из опыта участия в дистанционных эвристических олимпиадах

Об эвристическом образовании, Центре «Эйдос» и его руководителе А.В. Хуторском мы узнали случайно, обнаружив в Интернете ссылку на адрес www.eidos.ru.

И пошло-поехало...… График участия в олимпиадах для нас оказался плотным – почти каждый месяц наши воспитанники, ученики 1–7-х классов, принимали участие в одной из олимпиад, проводимых Центром «Эйдос» совместно с Российской академией образования.

Олимпиады все дистанционные, т.е. проводятся в родных стенах. Утром получаем по электронной почте задания; работы должны быть выполнены и отправлены в оргкомитет в тот же день. Всего за учебный год мы приняли участие в семи Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по предметам: русский язык, информатика, психология, математика, физика, английский язык, сочинительство. Некоторые ребята с удовольствием участвовали в нескольких олимпиадах.

Надо сказать, что эвристические олимпиады совсем не похожи на обычные. Задания здесь такие, что на них нет однозначных ответов, ученику надо все исследовать и придумывать самому, именно это очень многим нравится. Обязательным условием является рефлексия – осознание учеником того, как он выполнял задания, каких результатов достиг и благодаря чему.

Школа у нас небольшая – 197 учеников и 48 педагогов. Все дети как на ладони. И когда закончилась первая для нас олимпиада, мы знали об откликах детей и учителей не только из их рефлексивных записей…... Дети улыбаясь говорили: «Как просто! Как легко! Как нестрашно!». Учителя, иронически хмыкая, бормотали: «Как просто...… Как легковесно...… Как сомнительно...… И как это можно оценить?».

После того как мы узнали, что наша шестиклассница Юля Баракина стала лауреатом в одной из номинаций в олимпиаде по русскому языку, мы спрашивали друг у друга, втайне гордясь успехами Юльки: «И это можно было высоко оценить?». (Высокий уровень притязаний наших учеников нас бесконечно удивляет. «Мы самые лучшие! Мы самые классные! Мы самые умные!» – думают они сами о себе. Но, оказывается, иногда так же думает и еще кто-то.)

Победа в следующей олимпиаде – по психологии – нас просто ошеломила: первое командное место! И стало ясно, что в принципах эвристического обучения пора бы разобраться.

«Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением» – такое определение дает А.В. Хуторской. И далее: «Традиционно содержание образования передается ученику с целью его усвоения, в эвристическом же обучении – для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества». (Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 9–10.)

Несмотря на то что «уровень эвристичности образовательного процесса в массовой школе остается до сих пор достаточно низким» (Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. С. 216), наши педагогические идеалы близки к известным:

– Начальная школа работает по программе Л.В. Занкова.
– «Личностно ориентированное обучение и общение», – начертано на наших методических знаменах.
– Принципы дифференцированного, индивидуального, проблемного обучения применяют многие педагоги среднего и начального звена.

А самое главное – с каждым ребенком у нас возятся. И все это вместе порождает особую атмосферу, которую можно, пожалуй, назвать так: приоритет личности ребенка над традиционными зунами. Поэтому открытые задания, которые предлагались нашим детям на эвристических олимпиадах, воспринимались «незашоренными мозгами» – у нас очень осторожно, деликатно подходят к любой детской продукции. Поэтому почва для высокого уровня притязаний благодатная, впрочем, как и для качественной образовательной продукции детей...…

В качестве примера приведем фрагмент из работы легендарной Юлии Баракиной. (Задание. Составьте словесный портрет одной из частей речи.).

Глагол передвигается на тонких ножках, позволяющих ему принимать разные формы, быть свободным. Характер непостоянный, самолюбивый. Он очень непослушный. Одна из полезных привычек – постоянно приводит в действие даже самые неподвижные имена существительные. Все глаголы в зависимости от цвета волос делятся на брюнетов и блондинов (1-е и 2-е спряжения). Но есть еще и рыжие – глаголы-исключения! Одна из вредных привычек – отвечать на разные вопросы.
Глагол не любит связываться с мисс Прилагательными – они мешают ему жить!!! Хобби: любит театр. В любительском театре «Синяя этажерка» играет роли причастий и деепричастий. Рыжие глаголы любят портить жизнь ученикам – путают их!

Следует признать, что при некоторой нелогичности построения ученического текста главное достигнуто: образ непоседливого, своенравного существа весьма убедителен.

Почему наши дети, учителя и школа в целом активно приняли систему дистанционных эвристических олимпиад? На это у нас есть, как нам кажется, три причины.

Особая атмосфера образовательного учреждения – это, на наш взгляд, причина № 1, благодаря которой мы легко влились в Эйдос-движение. Вдохновение детей, которое стимулируют эвристические задания, соответствует духу нашей школы и ее притязаниям.

Причина № 2 – опыт применения проблемных заданий (чуть было не написали открытых заданий) в каждодневной педагогической практике наших учителей. Из рефлексии учеников 3–5-х классов после участия в олимпиаде по сочинительству: «Большой интерес вызвало у меня третье задание (описать свое настроение). Я люблю такие задания»; «Я немного научился сочинять стихи и представил себя на минутку собакой»; «Когда я писала сказку, пыталась чувствовать себя внутри того, о чем пишу…». Как видно из ребячьих опусов, они действуют «технологично» – знают, что нужно делать, чтобы художественное произведение сложилось. Олимпиадные задания показывают, что ориентация педагогов на проблемность и творчество востребована.

На своих уроках мы пытаемся организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться. Если обучение учитывает уровень развития детей, то это развитие является планируемым результатом. Зуны превращаются из цели в средства достижения результатов. Для того чтобы ребенок мог овладеть принципом действия, он должен провести исследования, сделать открытие. От учителя требуется умение поставить задачу. Но любая задача – это какая-то цель, которую необходимо достигнуть. Чтобы ее поставить, учитель должен найти такой поворот в уже освоенном материале, который требует нового знания. Тогда оно выступает в качестве цели. Почти к каждому уроку, новому материалу учителю нужно найти проблему, которую ребятам интересно разрешать.

Часто наши ученики получают на уроках творческие задания: «Задай вопрос»; «Придумай задачу»; «А что если…»; «Найди несколько способов решения» и т.п. Ребята видят и слышат творчество других, это побуждает их творить еще лучше.

И, наконец, причина № 3: нам необходимы педагогические инструменты, помогающие эффективно воспитывать и образовывать. Наверное, во все времена в сознании педагога боролись два начала: «как соответствовать нормам (стандартам, требованиям ЕГЭ), как понравиться (завучу, инспектору, родителям)» или – главное – «каким быть на самом деле». Нам показалось, что эвристические олимпиады помогают именно быть! И хотя пока «уровень эвристичности» в прогимназии еще низок, мы думаем, как сделать его более высоким. В этом нам помогают не только олимпиады, но и дистанционные курсы Центра «Эйдос». Например, 3 педагога прогимназии закончили курсы на темы: «Развитие одаренности школьников», «Методы творческого обучения английскому языку», «Как провести дистанционный урок» (www.eidos.ru/courses/).

Примечательно, что дистанционные эвристические олимпиады проводятся не только для старшеклассников, но и для учеников средних и младших классов. Ученики разного возраста находят в них возможность для самовыражения. Вот что сказали ученики начальной школы после олимпиады.

Мне понравилось путешествовать во сне, можно было придумывать все, что угодно. Сон наяву. По-моему, олимпиада – это очень серьезная игра;
Пройдут 14 дней, наступит Новый год, и самым главным моим воспоминанием об этой олимпиаде станет то, что она была первой, этого уже я точно не забуду, потому что потом надо будет о чем-то рассказывать своим детям. Я сам всегда прошу маму рассказать что-нибудь смешное из ее детства;
Что же это было? Может, мозги проснулись, а я нет? Может, это был лишь сон? А может, это первая ступенька только к моему восходящему солнцу. В будущем мне бы хотелось стать знаменитым.

Как видно из откликов наших воспитанников, олимпиада для них – праздник. А для педагогов – удивление и толчок для дальнейших поисков. Поэтому сомневающимся в ценности дистанционных эвристических олимпиад, в эффективности эвристического обучения скажем, как сказали себе: «Это возможно!» .

Хотелось бы пожелать Центру «Эйдос» дальнейшего движения – мы в этом очень заинтересованы. Сделаем мир немного эвристичнее!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru