Я ИДУ НА УРОК
Г.В. ЛАРИНА,
Амурская обл.
Работа над ошибками в диктанте по
теме
«Обособление распространенных и одиночных
определений»
8-й класс
Цели урока:
1) используя принцип разноуровневой
дифференциации, повторить правописание трудных
слов, н и нн в суффиксах причастий,
не и ни в местоимениях;
2) закрепить обособление определений, выраженных
причастными оборотами, согласованными
однородными определениями;
3) расширить кругозор учащихся на примере
текстов, посвященных московской Олимпиаде
1980 года.
Оборудование урока:
1. Иллюстративный материал,
посвященный Олимпиаде-80.
2. Опорный материал (таблицы, схемы, правила).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Объявление темы и целей урока. Анализ
контрольного диктанта. (См. приложение 1.)
II. Словарно-лексическая работа.
Слово учителя.
– В контрольном диктанте многие из вас
допустили ошибку в написании слова
олимпийский. Выясним значение данного слова,
его происхождение, подберем однокоренные слова.
– Значение слова олимпиада (по
Словарю С.Ожегова) – соревнования, состязания –
спортивные, художественные или в области
каких-нибудь знаний.
– Помните ли вы мифы, связанные со
словом олимпиада?
– Давным-давно лидийский царь Тантал
пригласил богов на пир. И, чтобы испытать их
всевидение, велел подать к столу жаркое из мяса
собственного сына Пелопса. Узнав о невинной
жертве, боги разгневались и оживили мальчика. А
когда он подрос, то решил отблагодарить небесных
покровителей. Так по преданию зародилась
традиция проведения празднеств в Олимпии. Есть и
другие мифы.
Коллективная или самостоятельная
работа
1. Запись в тетрадях: олимпийский,
Олимп, олимпиада.
2. Ученики говорят о лексическом значении слова.
3. Учащиеся называют символы Олимпийских игр.
Задание 1. Два ученика пишут
«Письмо ученому соседу» по трафарету, анализируя
свои ошибки в диктанте. (См. приложение 2, вид
работы взят из журнала «Русский язык в школе».)
Задание 2. (Творческая работа
для сильных учащихся.) Найдите в тексте диктанта
слова с безударной гласной в корне, выпишите и,
используя их как опорные, составьте связный
текст на тему «Спортивные состязания».
III. Работа с текстом из учебника.
– Чем знаменателен для наших
соотечественников 1980 год в области спорта,
олимпийского движения?
Работа с текстом упражнения 22
«Олимпиада-80» из Дидактического материала к
учебнику русского языка. 7-й класс (М.:
Просвещение, 1988).
– Что нового вы узнали из данного
текста?
– Определите его стиль, тип.
Игра «Разведчики». Выпишите из
текста упражнения слова с приставками (для
дальнейшей самопроверки у доски работает
ученик).
– Чтобы завершить разговор о спорте,
предлагаю самодиктант.
Самодиктант
Запишите 5–7 слов на тему «Спорт» из
словаря трудных слов по памяти (проверка в
форме игры «Аукцион»).
IV. Проверка индивидуальных работ учащихся.
V. Работа над ошибками в диктанте.
Коллективная или самостоятельная
работа
1. Сколько орфограмм в слове собираются?
Докажите.
Запишите три своих примера на
орфограмму «Чередование гласных в корне слова».
2. Сколько орфограмм в слове исследованные?
Докажите.
Ответьте, от чего зависит выбор
написания н, нн в причастиях.
3. Объяснительный диктант.
Переполненный стадион, брошенный в
корзину мяч, титулованный спортсмен, зажженный
олимпийский огонь, сыгранная вничью партия.
4. Сколько пунктограмм в предложении:
Мы за добрый огонь радостный и мирный
помогающий людям в труде отдыхе.
Синтаксический разбор данного
предложения.
Поиск в тексте диктанта (3-й абзац)
предложения с обособленными членами.
Индивидуальная работа
1. Учащиеся, допустившие в контрольном
диктанте более 10 орфографических ошибок,
получают задание списать деформированный текст,
предназначенный для диктанта (приложение 3).
2. Учащиеся, допустившие ошибки на
орфограмму «Правописание ни в
отрицательных местоимениях», работают в парах со
следующим заданием:
а) выучите правило, расскажите его
товарищу по парте;
б) запишите предложения из упражнения, обозначив
орфограмму;
в) дайте проверить товарищу;
г) найдите в тексте диктанта слова на данную
орфограмму, которые вы написали с ошибкой,
сделайте работу над ошибками.
VI. Выборочная проверка работы «в парах».
VII. Проверочный тест по тексту диктанта.
Отвечать «да», «нет».
1. В первом предложении сказуемое
составное глагольное?
2. Во втором предложении второго абзаца два
обособленных члена?
3. Третье предложение второго абзаца сложное?
4. В первом предложении третьего абзаца
обособленное определение?
5. Последнее предложение полное?
VIII. Выводы по уроку.
Какие орфограммы повторили в ходе
урока?
На какую орфограмму вы больше не
допустите ошибки?
Правописание какого слова запомните?
IX. Обсуждение оценок за урок.
X. Домашнее задание.
Для сильных: из текста поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри» выпишите предложения с
обособленными определениями и приложениями.
Для средних: сделайте работу над
ошибками в диктанте.
Для слабых: индивидуальные
задания.
Приложение 1
Анализ контрольного диктанта
Фамилия учащегося |
Безуд. гл. в корне |
Чередов. гласных в корне |
Правопис. приставок |
Непроизносим. согл. в корне |
не с причаст. |
н, нн в прич. |
Обособл. опред. и прилож. |
Оценка |
Бавеян |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
|
Гуртовая |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
|
Капшук |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
|
Полещук |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Письмо ученому соседу
Дорогой друг, сегодня получил свою
контрольную работу и хочу поделиться с тобой
______________, потому что получил _________. А ошибок-то
всего _________ .
Ты знаешь, оказывается, слово_____________ пишется с
буквой ______, так как___________ _______________________________________.
Представляешь, такое простое слово, как_______ ________,
я написал с ошибкой только из-за собственной
невнимательности. Интересно, что, когда писал,
сомневался в написании слова_________________ , зато в
следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и
воспользуюсь правилом_________________________
___________________________________________________________. Несколько
ошибок я допустил на правило_________
_______________________________________. А слово _________________ мне
следует просто запомнить.
Думаю, что в следующей работе я учту все
замечания и напишу ее на ________.
Приложение 3
Деформированный текст диктанта
С давних времен огонь был необходим
человеку для света, пр_готовления пищи, тепла. Но
нашлись люди, захотевшие и_пользовать огонь ради
наживы. Так огонь п_родил огн_стрельное оружие,
н_сущее людям смерть.
Мы н_кому (не)грозим огнем. Мы за добрый
огонь, радостный и мирный, пом_гающий людям в
труде и отдыхе. Соб_рают(?)ся у зажже(н,нн)ого
к_стра ребята в лагере, в далекой тайге г_рят
походные костры геологов, штурмующих н_кем не
исследованные места. Огонь, вырывающийся из
сопла могучих ракет, пом_гает человеку поднят(?)ся
в космос.
Мы за пламя в топках заводов, за ярко
освеще(н,нн)ые окна домов, за огонь человеческих
сердец, любящих труд, жизнь, радость. Мы за огонь
нерушимой дружбы, заж_гающийся над олимпийскими
стадионами.
Мы за людей, р_ботающих с огоньком,
помогающих своим трудом строить хорошую,
счастливую жизнь.
|