БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. ВЫПУСК
LII
В.Н.СИДОРОВ
Продолжение. См. № 24, 25-26, 27–28, 36, 40/2004
Морфология русского
литературного языка*
ГЛАГОЛ
Классификация глаголов
Основы глаголов
Для образования форм спряжения
подавляющее большинство глаголов имеет две
основы, различающиеся между собой суффиксами или
различными фонемами в этих основах. Одна из
них – это основа прошедшего времени,
которая выявляется в форме прош. вр., если от нее
отделить суффикс -л вместе с родовыми
окончаниями, например: игра-л (-ла, -ло; -ли),
беле-л, рисова-л, реши-л, толкну-л. Другая основа
– основа настоящего времени, выделяемая из
формы 3-го л. множ. числа наст. или буд. прост. вр.:
игpaj-ym, белеj-ут, pucyj-ут, реш-ат, толкн-ут.
В зависимости от того, от какой основы
образуются формы спряжения, их можно разбить на
две группы: на группу форм с основой прош. вр. и на
группу форм с основой наст. вр. К первой
относятся: прошедшее время (рисова-л), инфинитив
(рисова-ть), причастия прош. вр. (рисова-вший,
рисова-нный) и у глаголов соверш. вида
деепричастие (нарисова-в). К группе форм,
образуемых от основы наст. вр., принадлежат:
настоящее время у глаголов несоверш. вида (риcуj-yт)
или будущее простое у глаголов соверш. вида (нарисyj-yт),
повелительное наклонение (рисуй), причастия
наст. вр. (pucyj-ущий, pucyj-емый) и у глаголов
несоверш. вида деепричастие (pucyj-a). Прочие
глагольные формы являются аналитическими
формами, т.е. образуются путем сложения одной из
указанных форм с особыми так называемыми
вспомогательными частицами или словами. Такова,
например, форма условного наклонения (рисовал
бы), форма будущего сложного времени (будут
рисовать) и др.
Так образуются формы спряжения у
большей части глаголов, но у некоторых из них
отдельные формы образуются или не от той основы,
как обычно, т.е., например, не от основы прош. вр., а
от основы наст. вр. (ср. прош. вр. свали-л и
страдат. причастие прош. вр. свал-енный от
основы наст. вр. свал-ят), или же от особой
основы, отличной от обеих основ (ср. прош. вр.
засох, наст. вр. засохн-ут и инфинитив засохну-ть).
Кроме того, и сами основы прош. и наст. вр. не
остаются всегда такими, как они обнаруживаются в
формах прош. вр. и 3-го л. множ. числа наст. вр. В
некоторых группах глаголов эти основы при
образовании определенных форм изменяются
благодаря тому, что у них одни фонемы в порядке
чередования заменяются на другие, ср., например,
3-е л. множ. числа пек-ут и 2-е л. ед. числа
печ-ёшь или 3-е л. множ. числа прос-ят и 1-е л.
ед. числа прош-у. Все эти особенности в
образовании форм спряжения не случайны, а
определяются характером той основы, от которой
образуется данная форма.
Классы глаголов
Различия между основами прош. и наст.
вр. у разных глаголов неодинаковы. На учете того,
какого рода различия представляют те или иные
глаголы в основах прош. и наст. вр., строится
классификация глаголов. Выделяемые путем
сопоставления основ классы глаголов
характеризуются каждый особым свойственным
только ему соотношением основ прош. и наст. вр.
Например, глаголы типа играть имеют основу
прош. вр., оканчивающуюся на суффикс -а-: игр-а-л,
толк-а-л, организовыв-а-л и основу наст. вр. с
этим же суффиксом -а-, к которому
присоединяется суффикс -j-, ср.: игр-a-j-yт,
толк-a-j-yт, организовыв-a-j-yт. Но, например, у
глаголов типа писать при основе прош. вр.,
одинаковой с глаголами типа играть (ср.
игр-а-л и пис-а-л, вяз-а-л, плак-а-л), в наст.
времени является непроизводная основа на
согласную без суффикса: пиш-ут, вяж-ут (ср.
игр-a-j-yт). Различаясь основами наст. вр., глаголы
играть и писать имеют неодинаковое
соотношение основ прош. и наст. вр. (ср. игр-а-л –
игр-a-j-yт и пис-а-л – пиш-ут) и, следовательно,
принадлежат к разным классам глаголов.
В современном русском литературном
языке глаголы по соотношению основ прош. и наст.
вр. делятся на довольно большое число классов.
Одни из этих классов являются продуктивными,
другие – непродуктивными. Продуктивные
классы – это такие, в которых число глаголов
постоянно увеличивается за счет
новообразований. Иначе говоря, продуктивными
являются классы глаголов, имеющие соотношение
основ, которое свойственно производным глаголам,
образуемым посредством продуктивных
словообразовательных суффиксов. Большая часть
глаголов принадлежит к продуктивным классам.
Число этих глаголов не может быть установлено,
так как оно постоянно изменяется, увеличиваясь
благодаря новообразованиям. В принципе
количество глаголов, входящих в продуктивные
классы, безгранично.
Напротив, непродуктивные классы
глагола характеризуются таким соотношением
основ прош. и наст. вр., с которым в современном
языке глаголы вновь не образуются. Поэтому число
глаголов в непродуктивных классах не может
увеличиваться благодаря новообразованиям. В
одних классах глаголы исчисляются единицами, в
других десятками или даже сотнями, но какое бы
количество их ни было в том или другом
непродуктивном классе, оно всегда может быть
определено.
Продуктивные классы глаголов
В современном литературном языке
продуктивных классов глагола пять. Соотношение
основ прош. и наст. вр. у глаголов, входящих в эти
классы, может быть схематически изображено
следующим образом:
I. -а-л/-а-j-ут: игр-а-л – игр-a-j-yт
II. -е-л/-е-j-ут: бел-е-л – бел-e-j-yт
III. -ов-а-л/-у-j-ут: рис-ов-а-л – puc-y-j-yт
IV. -и-л/-ат: бел-и-л – бел-ят
V. -н-у-л/-н-ут: толк-н-у-л – толк-н-ут
I класс. Основа прош. вр.
оканчивается на суффикс -а-, а основа наст. вр.
– на этот же суффикс, к которому присоединяется
еще суффикс -j-: игр-а-л – игр-a-j-ут.
С соотношением основ прош. и наст. вр.,
характерным для I продуктивного класса,
образуется множество производных глаголов как
от самих же глаголов, так и от других частей речи.
Так, основы на -а-л/-а-j-ут имеют производные
глаголы несов. вида, образуемые посредством
суффиксов -ивaл/-ивajyт, -ал/-аjyт и -вал/-ваjут
от глаголов соверш. вида с приставками, например,
с суффиксом -ивал/-ивajyт: выталкивать (от
вытолкать), организовывать (от
организовать), раскулачивать (от
раскулачить), прогуливать (от прогулять);
с суффиксом -ал/-аj-ут: заострять (от
заострить), приземляться (от приземлиться),
разграфлять (от разграфить); с суффиксом
-вал/-ваj-ут (непродуктивным): запевать (от
запеть), выдувать (от выдуть), убивать
(от убить) и т.д.
С таким же соотношением основ образуются
посредством продуктивного суффикса
-нича-л/-ничаj-ут глаголы от существительных: повесничать
(от повеса), либеральничать (от либерал),
мошенничать (от мошенник), озорничать
(от озорник), халтурничать (от халтура)
и др. и посредством суффикса -а-л/-аj-ут или
-ка-л/каj-ут – глаголы от междометий: охать
(от ох), ахать (от ах) и других слов, ср.:
тыкать, выкать (говорить «ты», «вы»), некать
(от нет), баюкать (от баю) и др. К
I классу относятся и еще некоторые группы
производных глаголов, но они в настоящее время
или непродуктивны, или малопродуктивны.
II класс. Основа прош. вр.
оканчивается на -е, а основа наст. вр. на -e + -j:
бел-е-л – бел-e-j-yт. Этот класс очень близок к I
и отличается от него лишь качеством последней
гласной основы.
С основами на -е-л/-ej-yт образуются глаголы от
имен прилагательных и существительных. Эти
глаголы непереходные, обычно со значением
становления, т.е. они обозначают процесс
постепенного развития признака: белеть (от
белый), седеть (от седой), краснеть
(от красный), леветь (от левый), звереть
(от зверь), советь (от сова), плесневеть
(от плесень) и т.д.
III класс. Основа прош. вр. на -ов-а-л,
а основа наст. вр. на -y-j-ут: рис-ов-ал – риc-y-j-yт,
т.е. в основе наст. вр. сочетание -ов-
заменяется в порядке чередования на гласную -у-
и вместо суффикса -а- присоединяется суффикс
-j-.
С таким соотношением основ образуются глаголы
посредством суффикса -ов-а-л-/-у-j-ут от имен
существительных, в особенности от слов средн.
рода на -ство, -ствие: торжествовать (от
торжество), упорствовать (от упорство), бедствовать
(от бедствие), см. также: столоваться,
перелицевать, учительствовать и др. Кроме того,
к тому же классу относятся многочисленные
заимствованные глаголы, которые вводятся в
русский язык посредством суффиксов -овал/-уют
(атаковать, митинговать, штурмовать и др.),
-из-овал/-из-уют (мобилизовать, реализовать,
электризовать, локализовать и др.),
-ир-овал/-ир-уют (цитировать, гарантировать,
интернировать и др.), -из-ир-овал/-из-ир-уют (реквизировать,
национализировать, локализировать,
электризировать, стабилизировать и др.). По их
типу в современном языке образуются глаголы и от
русских слов, ср.: бронировать, военизировать,
советизировать, украинизировать и др.
IV класс. Основа прош. вр.
производная на суффикс -и-, а основа наст. вр.
непроизводная на мягкую согласную или шипящую:
бел-и-л – бел-ат, реш-и-л – реш-ат. Особенностью
глаголов этого класса является то, что у них
страдательные причастия прош. вр. образуются не
от основы прош. вр., как у глаголов прочих классов,
а от основы наст. вр., например: побел-ят –
побел-ённый (ср. побели-л), реш-ат –
реш-ённый (ср. реши-л), сохран-ят –
сохран-ённый (ср. сохрани-л).
Этот класс пополняется за счет образований от
прилагательных и существительных. Глаголы,
образованные от прилагательных, по большей части
являются переходными. Они нередко образуют
соотносительные пары с соответствующими
непереходными глаголами II класса, которые
производятся от тех же прилагательных: белить
(от белый, ср. белеть), чернить (от
черный, ср. чернеть), золотить (от
золотой), обезлошадить (от безлошадный)
и т.д. Среди глаголов, образуемых от
существительных, наряду с бесприставочными:
мылить (от мыло), бесить (от бес), халтурить
(от халтура) и др. большое число образуется с
помощью приставок, ср.: разбазарить (от
базар), приземлиться, заземлить (от земля),
раскулачить (от кулак), насобачиться
(от собака) и др.
V класс. Основа прош. вр. на суффикс -н-у-,
а основа наст. вр. на -н- (без гласной -у-): толк-н-у-л –
толк-н-ут.
Из продуктивных образований к V классу относятся
глаголы соверш. вида, образуемые от
непроизводных глаголов несоверш. вида
посредством суффикса со значением мгновенности,
однократности -нул/-нут или -анул/-анут,
например: толкнуть и толкануть (от
толкать), стрельнуть (от стрелять), курнуть
(от курить), стукнуть, спекульнуть, игрануть,
садануть и т.д.
Непродуктивные классы глаголов
Глаголы непродуктивных классов, как
уже говорилось, обладают соотношением основ
прош. и наст. вр., которое несвойственно вновь
образуемым глаголам. Таких глаголов в
современном русском языке более трехсот, если
считать одни только непроизводные глаголы без
приставок. Они отличаются большим разнообразием
в соотношении основ прош. и наст. вр. Учитывая
наиболее значительные различия в соотношении
основ у этих глаголов, их можно подразделить на
семь классов. В эти классы, однако, не входят
отдельные так называемые изолированные глаголы,
которые не могут быть отнесены ни к одному
классу, так как каждый из них имеет особое
соотношение основ прош. и наст. вр., отличное от
других глаголов.
Класс I. В прош. вр. производная
основа на гласную, в наст. вр. непроизводная
основа на согласную: вяза-л – вяж-ут, коло-л –
кол’-ут, крича-л – крич-ат, лете-л – лет’-am, соса-л
– сос-ут, ревe-л – рев-ут.
Из непродуктивных классов этот класс является
самым обширным. В него входит более половины всех
глаголов, относящихся к непродуктивным классам.
Однако внутри I класса нет полного единства.
Глаголы в нем различаются, во-первых, качеством
конечной гласной основы прош. вр. (ср. вяз-а-л,
лет-е-л, кол-о-л) и, во-вторых, соотношением
последних согласных в основах прош. и наст. вр. По
различию в соотношении последних согласных в
основах I непродуктивный класс может быть
подразделен на три группы.
К 1-й группе относятся глаголы, у которых
последние согласные основы прош. вр. заменяются в
основе наст. вр. по нормам чередования:
задненёбные и твердые зубные – на шипящие:
плака-л – плач-ут, двига-л – движ-ут, паха-л –
паш-ут, иска-л – ищ-ут, брызга-л – брызж-ут, прята-л
– пряч-ут, глода-л – глож-ут, блиста-л – блещ-ут,
пляса-л – пляш-ут; губные – на сочетания
губных с л’: сыпа-л – сыпл-ют, колеба-л –
колебл-ют, дрема-л – дремл-ют; твердые сонорные
– на мягкие: стла-л – стел-ют, коло-л – кол-ют,
поро-л – пор-ют.
На эту группу оказывают сильное влияние глаголы I
продуктивного класса, с которыми большая ее
часть сближается одинаковыми основами прош. вр.
на суффикс -а- (ср. паха-л, пляса-л и глагол I
прод. кл. игра-л). Сходство в основах прош. вр.
привело к тому, что многие глаголы 1-й группы
стали образовывать и основу наст. вр. по образцу
глаголов I продуктивного класса на -a-j-. В
результате у ряда глаголов теперь имеются две
основы наст. вр., ср.: брызжут и брызгают,
движут и двигают, внемлют и внимают,
подъемлют и подымают, колышут и колыхают,
мычут и мыкают, мяучат и мяукают, рыщут и
рыскают, хнычут и хныкают и т.д. В ряде
случаев новые основы на -a-j- совсем вытеснили
старые непроизводные основы. Так, теперь,
например, не употребляются формы глочут
(глотают), ичут (икают), лобжут (лобзают), лачут
(лакают), мачут (макают), мижут (мигают), чишут
(чихают), формы, которые употреблялись раньше и
нередко и сейчас встречаются в говорах. У
некоторых глаголов формы с непроизводной
основой отличаются смысловым оттенком
поэтичности, торжественности или книжности,
например: блещут, движут, подъемлют, объемлют,
внемлют, страждут.
Кроме указанного влияния, глаголы этой группы
испытывают еще влияние со стороны глаголов IV
продуктивного класса, с которым они сближаются
своими непроизводными основами наст. вр. (ср.
вяж-ут, меч-ут, стел-ют и глагол IV прод. кл.
служ-ат, моч-ат, вал-ят). Под этим влиянием у
глаголов с основой на губную согласную
образуется, наряду с основой на сочетание губной
с л’, еще вторая основа наст. вр. на мягкую
губную, например: дремлют и дремят, каплют
и капят, сыплют и сыпят, треплют и трепят
и др. (ср. глаголы IV кл. любят, топят, кормят и
др.). Нужно заметить, однако, что такие формы с
основой на мягкую губную свойственны
исключительно разговорному языку и не приняты в
языке письменном, за исключением некоторых форм
повелительного наклонения: клепи, сыпь, трепи.
Во 2-ю группу входят глаголы с основой наст. вр. на
мягкие согласные или шипящие, которым в основе
прош. вр. соответствуют: шипящим – те же шипящие: крича-л
– крич-ат, кише-л – киш-ат, лежа-л – леж-ат, пища-л
– пищ-aт, визжа-л – визж-ат и др., а мягким
согласным у двух глаголов гнать и спать –
парные с ними твердые: гна-л – гон-ят, спа-л –
сп-ят и у прочих глаголов – согласные,
твердость и мягкость которых остается
невыраженной, так как они находятся перед
гласной е, перед которой твердые и мягкие
согласные не различаются: лете-л – лет-ят,
сиде-л– сид-ят, висе-л – вис-ят, греме-л – грем-ят,
хрипе-л – хрип-ят и др.
По основе прош. вр., которая у этих глаголов
оканчивается на суффиксы -а- или -е-, 2-я
группа совпадает с глаголами I и II продуктивных
классов, ср., с одной стороны, спа-л, крича-л и
игра-л (I прод. кл.), а с другой – лете-л, кише-л
и беле-л (II прод. кл.). По основе же наст. вр.
она совершенно тождественна с глаголами IV
продуктивного класса, ср.: сп-ят, леж-ат, крич-ат
и воп-ят, лиш-ат, моч-ат. Так же как и
последние, глаголы 2-й группы принадлежат ко 2-му
спряжению, т.е. образуют личные формы посредством
окончаний -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -aт. Этим они
отличаются от всех других непродуктивных
глаголов, которые относятся к 1-му спряжению.
К 3-й группе принадлежат глаголы с твердой
последней согласной как в основе прош. вр., так и в
основе наст. вр.: бра-л – бер-ут, жда-л – жд-ут,
зва-л – зов-ут, соса-л – сос-ут, стона-л – стон-ут,
тка-л – тк-ут, реве-л – рев-ут (в этом глаголе
твердость согласной в основе прош. вр. перед -е-
не выражена).
Следует иметь в виду, что не все глаголы, входящие
в I непродуктивный класс, на основании указанных
признаков легко подразделяются на группы. У
некоторых из них, например, у глаголов с
последней согласной в основе j (блеjа-л – блеj-ут,
смеjа-лся – смеj-утся) и некоторых других, эти
признаки оказываются необнаруженными благодаря
звуковым особенностям их основ.
Класс II. Основа прош. вр.
непроизводная, а основа наст. вр. производная с
суффиксом -н-: мёрз – мерзн-ут, дрог –
дрогн-ут, исчез – исчезн-ут, сох – сохн-ут, вя-л –
вян-ут, де-л – ден-ут и т.д.
Кроме глаголов деть, стать, -стрять (в-, за-),
все остальные глаголы этого класса образуют
инфинитив от основы с суффиксом -ну-: мерзнуть,
дрогнуть, исчезнуть, сохнуть, глохнуть, зябнуть,
вянуть, стынуть (но и стыть) и,
следовательно, по основе наст. вр. на -н- и
инфинитиву на -ну-ть тождественны с глаголами
V продуктивного класса (ср. толкн-ут – толкну-ть).
Благодаря такой близости обоих классов глаголы II
непродуктивного класса испытывают сильное
влияние со стороны глаголов V продуктивного
класса, в результате чего многие из них образуют
основу прош. вр. (а не только инфинитив) с
суффиксом -ну-, т.е. по образцу глаголов V
класса. В особенности это характерно для
глаголов без приставок, ср.: блекнул, брюзгнул,
глохнул, меркнул и др., но с приставками: поблек,
обрюзг, оглох, померк.
Многие глаголы этого класса, в особенности
глаголы без приставок, малоупотребительны и
часто заменяются синонимическими глаголами
других классов. Так, вместо глаголов дряхнуть,
слабнуть, тускнуть обычно употребляются
глаголы дряхлеть, слабеть, тускнеть, а
глаголы бухнуть, вянуть, гаснуть, дохнуть,
гибнуть нередко заменяются глаголами
разбухать, увядать, угасать, издыхать, погибать
и т.д.
Класс III. Основы прош. и наст. вр.
непроизводные без суффикса: пек – пек-ут,
стерег – стерег-ут, нес – нес-ут, вез – вез-ут,
греб – греб-ут, -шиб – -шиб-ут (за-, под-, у-, o-/-ся),
тер – тр-ут, ме-л – мет-ут, кла-л – клад-ут, кля-л –
клян-ут, жил – жив-ут и др.
У большей части глаголов III класса формы
спряжения образуются не от двух различных основ,
как обычно, а от одной, так как основа прош. вр. и
основа наст. вр. у этих глаголов одинаковы. Но
одинаковы они, однако, не у всех глаголов
III класса. У глаголов с основой на согласную р
основы прош. и наст. вр. различаются «беглой»
гласной: гласная о, имеющаяся в основе прош.
вр., отсутствует в основе наст. вр.: мёр – мр-ут,
пёр – пр-ут, простёр – простр-ут, тёр – тр-ут. У
глаголов с основой наст. вр. на согласные т, д, н,
в в основе прош. вр. эти согласные отсутствуют
и, таким образом, основы прош. и наст. вр. у них
также различны, ср.: ме-л – мет-ут, пле-л –
плет-ут, кла-л – клад-ут, пря-л – пряд-ут, кля-л –
клян-ут, жи-л – жив-ут, плы-л – плыв-ут.
Значительные различия представляют глаголы III
класса в образовании инфинитива. Глаголы с
основой на задненёбные к и г образуют
инфинитив от основы без этих согласных
посредством суффикса -чь, ср.: пёк – пе-чь,
влек – вле-чь, толок – толо-чь, берег – бере-чь,
стерег – стере-чь, жег – же-чь и др. Также от
основы без конечной согласной образуется
инфинитив у глаголов с основой прош. и наст. вр. на
согласные б, с, з. Суффиксом инфинитива у них
служит -сти, -сть (орфографический вариант
-зти, -зть), ср.: греб – гре-сти, скреб –
скре-сти, нес – не-сти, пас – па-сти, вез – ве-зти,
лез – ле-зть. Один глагол с основой на
согласную б – шиб – -шиб-ут образует
инфинитив иначе, а именно посредством суффикса
-ть, присоединяемого к основе на гласную -и: -шиб
– шиби-ть. От основы на гласную е
образуется инфинитив у глаголов с основой других
форм на согласную р, ср.: мер – мере-ть, тер –
тере-ть. Таким образом, большая часть глаголов
III класса имеет ту особенность, что инфинитив у
них образуется от особой основы, отличной от
основы прош. вр. Согласно общим нормам, т.е. от
основы прош. вр., инфинитив в III классе образуется
лишь у глаголов с основой наст. вр. на согласные
т, д, н, в, отсутствующие в основе прош. вр.
Глаголы с основой наст. вр. на т, д, н образуют
его, как и глаголы с основой на б, с, з,
посредством суффикса -сти, -сть: ме-л –
ме-сти, пле-л – пле-сти, кла-л – кла-сть, пря-л –
пря-сть, кля-л – кля-сть, а глаголы с основой
наст. вр. на в – посредством суффикса -ть:
жи-л – жи-ть, плы-л – плы-ть.
Класс IV. Основа прош. вр.
непроизводная, на гласную а, основа наст. вр.
также непроизводная, без гласной а, на
носовую согласную н или м: жа-л – жм-ут, (на-)ча-л–
(на-)чн-ут, (по)ня-л – (по-)йм-ут, (с-)ня-л
– (с-)ним-ут, (под-)jа-л – (под-)ым-ут.
По основе прош. вр. глаголы IV класса тождественны,
но они значительно различаются основами наст.
вр., так что этот класс можно было бы подразделить
на ряд групп и подгрупп. Общей чертой,
позволяющей их объединить в один класс, служит
то, что у всех глаголов этого класса конечная
гласная а основы прош. вр. заменяется в основе
наст. вр. или на носовые согласные н (жа-л –
жн-ут), м (жа-л – жм-ут) или же на сочетания фонем
-йм (поня-л – пойм-ут), -им (сня-л – сним-ут)
с такой же носовой согласной на конце.
Класс V. Основа прош. вр. на гласные и,
у, основа наст. вр. на те же гласные + j: гни-л –
гниj-ут, почи-л – почиj-ут, ду-л – дyj-yт, обу-л –
oбуj-ym, разу-л – разуj-ym.
Эти глаголы очень близки с глаголами I и II
продуктивных классов. Они различаются лишь
качеством конечной гласной в основах (ср.
игра-л – игpaj-ут, беле-л – белеj-ут).
Класс VI. Основа прош. вр. на гласные
и, е, а, основа наст. вр. на иные гласные, чем
гласные на конце основы прош. вр., + j: би-л – бей
– бj-ут, бри-л – брej-ут, мы-л – мoj-ут, живописа-л
– живописуj-ут.
Глаголы этого класса довольно сильно
различаются между собой качеством конечной
гласной в основе прош. вр., а с этими различиями
связаны известные различия в качестве последней
гласной основы наст. вр. Так, гласной и после
мягкой согласной и шипящей основы прош. вр.
соответствует в основе наст. вр. гласная е, причем
во всех глаголах, кроме глагола бри-л – бреj-ут,
эта гласная «беглая», ср.: би-л – бей – бj-ут, ви-л
– вей – вj-ут, ли-л – лей – лj-ут, пи-л – пей – пj-ут,
ши-л – шей – шj-yт. Гласной и после твердых
согласных (т.е. ы) и гласной е в основе
наст. вр. соответствует гласная о, ср. вы-л –
вoj-ут, кры-л – кpoj-ут, мы-л – мoj-ут, ны-л – нoj-ут, ры-л
– роj-ут, пел – поj-ут. Все эти глаголы имеют
непроизводные основы, но к VI классу принадлежат
также глаголы и с производными основами. Таковы
глаголы с основой прош. вр. на суффикс -а-,
заменяемый в основе наст. вр. суффиксом -у-, к
которому присоединяется j: живописа-л –
живописуj-ут, истяза-л – истязуj-ут (и истязajyт),
притяза-л – прumязyj-ym (и притязают). К ним
можно отнести еще глаголы, которые не имеют
форм, образуемых от основы прош. вр.: испытуют,
наказуют, обязуют, связуют, указуют.
Класс VII. Основа прош. вр. на суффикс
-ва-, основа наст. вр. без этого суффикса на
суффикс j: дава-л – дaj-ут, -знава-л – -знaj-ут
(по-, со-, у-), создава-л – создаj-ут, -става-л –
-стаj-ут (в-, до-, за-, от-, пере-, при-, у-).
От основы наст. вр. у глаголов VII класса
образуются, кроме самого наст. вр., только формы
действ. причастия наст. вр. (ср. дaj-ут – дaj-ущий,
создаj-ут – создаj-ущий), остальные же формы,
которые обычно образуются от этой основы, т.е.
повелит. наклонение, страд. причастие наст. вр.,
деепричастия имеют особую основу на суффикс
-ва-j-, ср. дава-л – дaj-ут и повелит. накл. давай,
страд. причастие наст. вр. дaваj-емый,
деепричастие даваj-a.
Изолированные глаголы: бежать (бежа-л – бег-ут),
быть (бы-л – буд-ут), дать (да-л – дад-ут), есть (е-л
– ед-ят), ехать (еха-л – ед-ут), идти (ше-л – ид-ут),
надоесть (надое-л – надоед-ят), создать (созда-л –
создад-ут), чтить (чти-л – чт-ут). Эти глаголы
обладают таким соотношением основ, которое не
повторяется ни в одном из перечисленных классов.
В то же время и сами они не могут быть объединены
в особый класс. Большая часть этих глаголов
отличается рядом особенностей в образовании
отдельных форм спряжения.
Перечень глаголов непродуктивных
классов
I класс: 1. а) алкать, блистать,
бормотать, брехать, брызгать, вязать, глодать,
гоготать, грохотать, двигать, дремать, дышать,
жаждать, заклать, зыбать, -имать (внимать,
изымать, отымать, подымать, а также глаголы, не
имеющие форм от основы прош. вр., объемлют,
приемлют, разъемлют), искать, -казать (за-,
до-, на-, от-, при-), капать, квохтать, клеветать,
клекотать, клепать, кликать, клокотать, клохтать,
колебать, колыхать, крапать, кудахтать,
курлыкать, лепетать, лизать, лопотать, мазать,
махать, метать, мурлыкать, мыкать, мяукать,
низать, обязать, пахать, писать, плакать,
плескать, плясать, прыскать, прятать, пыхать,
резать, рокотать, роптать, рыскать, свистать,
скакать, скрежетать, слать, слыхать (формы от
основы наст. вр. совпадают с глаголом гр. 2. а)
слышать), стлать, страдать, стрекотать,
сыпать, тесать, топтать, трепетать, тыкать,
хлестать, хлопотать, хлыстать, хныкать, хохотать,
чесать, шептать, щебетать, щекотать, щепать,
щипать; б) бороть, колоть, молоть, полоть,
пороть.
2. а) бояться, бренчать, брюзжать,
бурчать, верещать, визжать, ворочать, гнать,
дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать,
зычать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать,
пищать, рычать, слышать, спать, стоять, стучать,
торчать, трещать, урчать; б) бдеть, блестеть,
болеть, велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть,
гореть, греметь, гудеть, дудеть, зависеть,
звенеть, зреть, зудеть, кипеть, кишеть, коптеть,
корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть,
пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть,
сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть,
сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (но хочешь,
хочет), храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть,
шипеть, шуметь.
3. а) блеять, брать, врать, вопиять,
драть, ждать, жрать, звать, лгать, орать, попрать,
рвать, ржать, смеяться, сосать, стонать, ткать;
б) реветь.
II класс. а) -бегнуть (из-, при-),
блекнуть, брызгнуть, бухнуть, -вергнуть (в-, из-,
низ-, от-, по-, под-, опро-, с-), виснуть, воздвигнуть,
воскреснуть, -выкнуть (от-, при-, с-/-ся), вязнуть,
вянуть, заснуть, гибнуть, глохнуть, горкнуть,
грузнуть, грязнуть, дохнуть, дрогнуть, дрыхнуть,
дрябнуть, дряхнуть, жухнуть, заскорузнуть,
зябнуть, иссякнуть, исчезнуть, киснуть, крепнуть,
липнуть, мерзнуть, меркнуть, -мозгнуть (про-),
молкнуть, мякнуть, никнуть, пахнуть, пухнуть,
разверзнуть, сипнуть, склизнуть, слабнуть,
слепнуть, сохнуть, -стигнуть (до-, за-, на-, по-),
стынуть, тихнуть, -торгнуть (в-/-ся, ис-, от-, рас-),
тускнуть, тухнуть, хрипнуть, хрястнуть, чахнуть;
б) деть, стать, -стрять (в-, за-).
III класс. 1. а) беречь, влечь,
волочь, жечь, лечь, мочь, облечь, печь, пренебречь,
-прячь (за-, от-), -речь (за-/-ся, об-, на-, от-/-ся),
стеречь, стричь, жечь, толочь; б) везти,
грести, грызть, лезть, нести, пасти, погрести,
ползти, скрести, трясти; в) -шибить (за-, о-/-ся,
от-, под-, пере-, у-); г) мереть, переть,
простереть, тереть.
2. а) блюсти, брести, вести, гнести,
грести, класть, клясть, красть, мести, мясти,
обрести, пасть, плести, прясть, рассвести, -рости,
сесть, цвести, -честь (вы-, за-, об-, пере-, у-); б)
жить, плыть, слыть.
IV класс: 1. жать (жнут), мять,
распять, -чать (за-, на-, по-).
2. а) взять, жать (жмут); б) -нять (в-,
до-, за-, об-, от-, пере-, под-, про-, раз-, с-, у-), -ять (изъять,
отъять, подъять, а также глаголы, имеющие
только формы от основы прош. вр., объять, разъять).
V класс: 1. гнить, почить;
2. дуть, обуть, разуть.
VI класс. 1. а) бить, вить, лить,
пить, шить; б) брить; в) выть, крыть, мыть, ныть,
рыть;
2. петь;
3. живописать, истязать, притязать,
а также глаголы, у которых имеются только формы,
образуемые от основы наст. вр.: испытуют,
наказуют, обязуют, связуют, указуют.
VII класс: давать, -знавать, (за-/-ся,
по-, при-, у-), создавать, -ставать (в-, до-, за-, на-,
от-, пере-, при-, рас-/-ся, у-).
Изолированные глаголы: бежать,
быть, дать, есть, ехать, идти, надоесть, создать,
чтить.
Продуктивные классы глаголов
Класс |
Прошедшее время |
Действит. причастие
прошедшеговремени |
Деепричастие
совершенного вида |
Страдательное
причастие прошедшего времени |
Инфинитив |
Настоящее время |
Действительное
причастие настоящего времени |
Страдательное
причастие настоящего времени |
Повелительное
наклонение |
Деепричастие
несовершенного вида |
I
II
III
IV
V |
игра-л
беле-л
рисова-л
бели-л
толкну-л |
игра-вший
беле-вший
рисова-вший
бели-вший
толкну-вший |
-игра-в
-беле-в
-рисова-в
-бели-в
толкну-в |
игра-нный
-рисова-нный
-бел-енный
толкну-тый |
игра-ть
беле-ть
рисова-ть
бели-ть
толкну-ть |
играj-ут
белеj-ут
рисуj-ут
бел’-ат
толкн-ут |
играj-ющий
белеj-ющий
рисуj-ющий
бел’-ащий
|
играj-емый
рису-емый
бел’-имый |
играй
белей
рисуй
бел’и
толкн’и |
играj-а
белеj-а
рисуj-а
бел’-а |
Непродуктивные классы
глаголов
I. 1 |
вяза-л
коло-л |
вяза-вший
коло-вший |
-вяза-в
-коло-в |
-вяза-нный
коло-тый |
вяза-ть
коло-ть |
вяж-ут
кол’ют |
вяж-ущий
кол’-ущий |
|
вяж-и
кол’-и |
кол’-а |
2 |
крича-л
лете-л |
крича-вший
лете-вший |
-крича-в
-лете-в |
|
крича-ть
лете-ть |
крич-ат
лет’ат |
крич-ащий
лет’-ащий |
|
крич-и
лет’-и |
крич-а
лет’-а |
3 |
соса-л
реве-л |
соса-вший
реве-вший |
-соса-в
-реве-в |
-соса-нный |
соса-ть
реве-ть |
сос-ут
рев-ут |
сос-ущий
рев-ущий |
|
сос’и
рев’и |
сос’-а
рев’а |
II |
мёрз
де-л |
мерз-ший
де-вший |
-мерз-ши
де-в |
де-тый |
мерзну-ть
де-ть |
мерзн-ут
ден-ут |
мерзн-ущий |
|
мерзн’и
день |
|
III. 1 |
пек
нес
-шиб
тер |
пек-ший
нес-ший
-шиб-ший
тер-ший |
-пек-ши
-нес-ши
-шиб-ши
-тер-ши |
-печ-ённый
-нес-ённый
-шибл’-енный
-тер-тый |
пе-чь
не-сти
-шиби-ть
тере-ть |
пек-ут
нес-ут
-шиб-ут
тр-ут |
пек-ущий
нес-ущий
тр-ущий |
пек-омый
нес-омый |
пек-и
нес’-и
-шиб’-и
тр’-и |
нес’-а |
2 |
кла-л
жи-л |
кла-вший
жи-вший |
-кла-в
-жи-в |
-жи-тый |
кла-сть
жи-ть |
клад-ут
жив-ут |
клад-ущий
жив-ущий |
|
клад’-и
жив’-и |
клад’-а
жив’-а |
IV. 1 |
жа-л
|
жа-вший |
-жа-в |
-жа-тый |
жа-ть |
жн-ут |
жн-ущий |
|
жн’-и |
|
2 |
жа-л
-ня-л |
жа-вший
-ня-вший |
-жа-в
-ня-в |
-жа-тый
-ня-тый |
жа-ть
-ня-ть |
жм-ут
-ним-ут
-йм-ут |
жм-ущий |
|
жм’-и
-ним’-и
-йм’-и |
|
V. |
гни-л
ду-л |
гни-вший
ду-вший |
-гни-в
-ду-в |
-ду-тый |
гни-ть
ду-ть |
гниj-ут
дуj-ут |
гниj-ущий
дуj-ущий |
|
дуй |
гниj-а
дуj-а |
VI. 1 |
би-л
бри-л
мы-л |
би-вший
бри-вший
мы-вший |
-би-в
-бри-в
-мы-в |
-би-тый
-бри-тый
-мы-тый |
би-ть
бри-ть
мы-ть |
бj-ут
бреj-ут
моj-ут |
бj-ущий
бреj-ущий
моj-ущий |
|
бей
брей
мой |
бреj-а
моj-а |
2 |
пе-л |
пе-вший |
-пе-в |
-пе-тый |
пе-ть |
поj-ут |
поj-ущий |
бреj-емый
моj-емый |
пой |
|
3 |
живописа-л |
живописа-вший |
|
|
живописа-ть |
живописуj-ут |
живописуj-ущий |
живописуj-емый |
живописуй |
живописуj-а |
VII |
дава-л |
дава-вший |
живописа-в |
|
дава-ть |
даj-ут |
даj-ущий |
даваj-емый |
давай |
даваj-а |
Изолированные глаголы |
бежа-л
бы-л
да-л
е-л
еха-л
ше-л
надое-л
созда-л
чти-л |
бежа-вший
бы-вший
да-вший
е-вший
еха-вший
шед-ший
надое-вший
созда-вший
чти-вший |
-бежа-в
да-в
-е-в
-еха-в
-шед-ши
надое-в
созда-в
-чти-в |
да-нный
-ед-енный
созда-нный
-чт-енный
|
бежа-ть
бы-ть
да-ть
е-сть
еха-ть
ид-ти
надое-сть
созда-ть
чти-ть |
бег-ут
буд-ут
дад-ут
ед’-ат
ед-ут
ид-ут
надоед’-ат
создад-ут
чт-ут |
бег-ущий
ед-ящий
ед-ущий
ид-ущий
чт-ущий |
чт’-имый |
бег-и
будь
дай
ешь
(поезжай)
ид’-и
создай
чт’-и |
буд-учи
ид’-а
чт’-а
|
* Из кн.: Аванесов Р.И., Сидоров В.Н.
Очерк грамматики русского литературного
языка. Ч. I. Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1945.
Продолжение следует
|