Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №44/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск


Грамматическое лото на уроке русского языка в 8–9-х классах

8 - 9-е классы

Каждый учитель знает, что выработка орфографических и пунктуационных навыков у учеников – дело хлопотное, требующее постоянной, целенаправленной тренировки, постоянного возвращения к уже, казалось бы, отработанным правилам, терпения, т.к. выполнение упражнений из учебника – занятие далеко не всегда интересное, скорее однообразное и утомительное, хотя, без сомнения, необходимое и полезное. Возникает вопрос: как разнообразить работу на уроке?

С другой стороны, сегодня дети должны быть подготовлены не только к тому, чтобы грамотно оформить свои мысли в устной и письменной форме, но и к тому, чтобы выполнить тестовые задания. А это значит: ученики должны уметь быстро найти и классифицировать языковое явление, принять решение и дать ответ. Иными словами, у них должны быть сформированы, как писала С.Евграфова («Русский язык», № 18/2004, с. 26), «правописные рефлексы». Встает второй вопрос: как облегчить жизнь выпускников школы, как подготовить их к итоговому тестированию с учетом того, что на занятия русским языком в старших классах учебный план отводит 1 час в неделю? Так как выработка «правописных рефлексов»  – процесс медленный, учителя начинают включать в систему упражнений тестовые задания уже в 5-м классе.

Грамматическое лото может стать одной из форм работы на уроках в 8–9-х классах, которая поможет учителю внести разнообразие в деятельность учеников и будет способствовать подготовке и выполнению тестов разной сложности. Эта игра требует от ее участников умения на слух быстро выделить в предложении языковое явление, классифицировать его и определиться с ответом; кроме того, она способствует выработке пунктуационных умений и навыков, поскольку дети часто допускают ошибки в постановке знаков препинания, потому что не видят, какое перед ними предложение, чем оно осложнено.

Оборудование для игры представляет собой большую карту, расчерченную на 9 клеток, с обозначенными синтаксическими конструкциями, набор маленьких карточек с цифрами от 1 до 10 (по количеству предлагаемых детям предложений), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.

Ход игры: учитель (ведущий) объявляет тему, участники готовят большую карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 предложений (об этом ученики предупреждаются заранее). В первом случае маленькая карточка с цифрой 10 откладывается в сторону до начала игры. Во втором случае одна маленькая карточка с цифрой окажется лишней, для нее не будет соответствующей клетки большой карты. При проверке ответов цифра предложения, которому она соответствует, не звучит. Дети предупреждаются заранее, если одной клетке большой карты могут соответствовать 2 маленькие (см. «Виды обстоятельственных придаточных», вариант № 3).

Результат игры может быть проверен учителем после урока, тогда дети оформляют его в виде схемы (см. ответы для учителя), при фронтальной проверке во время урока один из учеников читает цифры вслух (последовательно – по горизонтали – каждую строку).

Примечания. 1. При знакомстве с большой картой учитель обязательно обращает внимание на то, какое место в предложении занимает обособленный глагол (см. «Обособленные члены предложения»).

2. Рассматривая карту «Пунктуация при однородных членах», учитель поясняет, что это может быть любой член предложения, союз тоже может быть любым (не только и, например, но и другой соединительный сочинительный союз); дети должны обращать внимание не на количество однородных членов, а на способ их соединения (например, попарное, бессоюзное и т.п.).

3. Лото удобно хранить, если маленькие карточки разложены по 2 комплекта в одном конверте, а все темы: «Пунктуация при однородных членах», «Пунктуация в предложении с...», «Обособленные члены предложения», «Виды обстоятельственных придаточных» – размещены на 4 плоскостях свернутого пополам большого листа.

Литература, использованная при подборе предложений

1. Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации //Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

2. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов // Учебн. пособие. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1982.

3. Кастроль И.С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7–8-е кл. // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

4. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8–9-е кл. // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов // Учебн. пособие для слушателей подгот. отд. вузов // 2-е изд., стер. М.: Высшая школа, 1989.

6. Современный русский язык: Сб. упражнений // Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Русск. яз. и лит.»/ М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1982.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации // Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русск. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1979.

8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5–9-е кл. // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994.

Виды обстоятельственных придаточных

Вариант № 1

1. Когда все еще спят, я должен был приготовить мастерам самовар. (М.Горький)

2. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща поднялась. (А.Пушкин)

3. Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие. (А.Чехов)

4. Жалкие остатки консервов Алексей решил съесть, так как почувствовал голод. (Б.Полевой)

5. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (И.Крылов)

6. Не жаль сил, если они дают такие результаты. (Н.Островский)

7. Несмотря на то что было холодно, снег на воротнике таял весьма заметно. (Л.Толстой)

8. Вокруг колокольни вьются белые голуби – точно веселый звон превратился в белых птиц. (М.Горький)

9. Поезд отходил в семь часов вечера, так что Михаил Иванович мог успеть пообедать ранним обедом до отъезда. (Л.Толстой)

Ответ

3

2

1

6

4

5

8

7

9

Вариант № 2

1. Я хочу, пока жива, видеть елки и осины, трогать снег апрельский синий, слушать русские слова. (Р.Казакова)

2. Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом. (И.Бунин)

3. Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела. (В.Маяковский)

4. Поэт! Повинуйся народу, ибо без него ты музейная редкость. (В.Брюсов)

5. Куда бы нас Отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое. (М.Исаковский)

6. В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. (М.Пришвин)

7. Все было тихо, так что он мог слышать изредка долетавшее до уха дребезжание дрожек извозчика. (Н.Гоголь)

8. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека, когда горе другого человека становится его личным горем. (В.Сухомлинский)

9. В зоревую и в зрелую пору, как в заботах земных ни кружись, надо путь выбирать только в гору, в беспредельную, яркую высь. (А.Титов)

Ответ

6

5

1

8

4

3

2

9

7

Вариант № 3

1. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой подвязалася сосна. (С.Есенин)

2. ...Я со всей вселенною знаком, это потому, что я владею русским всеохватным языком. (С.Данилов)

3. Когда отужинала семья, сквозь черноту тополей задробился лунный свет. (М.Сергеев)

4. Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно. (К.Паустовский)

5. Мы купили у цветочниц несколько белых лилий, чтобы положить их на гробницу Рафаэля. (К.Паустовский)

6. Успех был верный, если бы не изменили два злодея. (Л.Толстой)

7. Машина сразу дала крен на правую сторону, так что нижний обрез кузова едва-едва не чертил по асфальту. (М.Сергеев)

8. Перед тем как поступать в военное училище, Аркаша тяжело заболел. (А.Куприн)

9. Две чайки схватились в воздухе и дерутся так, что перья летят из них. (М.Горький)

10. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Толстой)

Ответ

9

10

3, 8

6

2

5

1

4

7

Вариант № 4

1. А награду получил только потому, что я солдат и в бою не видел и не знал пощады, не сворачивал назад. (Л.Ошанин)

2. Машина круто развернулась, так что орудие оказалось дулом к неприятелю, и остановилась. (В.Катаев)

3. Ночной полет сов так тих и беззвучен, что даже самые чуткие животные его не примечают. (И.Соколов-Микитов)

4. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М.Лермонтов)

5. Обугленные деревья скрестились на земле в уродливых позах, точно смерть застала их в страшной схватке. (К.Федин)

6. Снайпер расположился в ста метрах от окопов и, чтобы не заметили его, часа четыре лежал неподвижно. (Г.Бакланов)

7. Медведь остановился на опушке, где только что стоял лось. (Б.Полевой)

8. Не так ли многие, хоть стыдно им признаться, с умом людей боятся. (И.Крылов)

9. Человек, если дать ему свободу, творит чудеса. (Г.Плеханов)

10. Мы незаметно подкатили к лесу, куда въезжала неприятельская артиллерия, и начали обстрел ее. (Л.Толстой)

Ответ

3

7

4

9

1

6

5

8

2

Вариант № 5

1. Несмотря на то что недалек был уже вечер, в лесу было душно. (Е.Пермитин)

2. Приглушенными были голоса ручьев, словно они только еще разучивали свои песни. (С.Залыгин)

3. Потапов, как только уяснил обстановку, немедленно вступил с неприятелем в бой. (Д.Фурманов)

4. К этому времени геологическая палатка снялась со своего места, с тем чтобы продвинуться дальше... (А.Гайдар)

5. На улице стало так светло, словно ее осветили десятком прожекторов. (М.Прилежаева)

6. Видимо, он приземлился слишком далеко от боя, потому что добрый час полз в темноте, никого не встречая. (Л.Соболев)

7. Всю эту местность вода поднимает, так что деревня весною всплывает. (Н.Некрасов)

8. Старик посоветовал охотнику отправиться туда, куда только смельчаки забирались после паводка. (С.Залыгин)

9. Нет предела силе человечьей, если эта сила – коллектив. (В.Маяковский.)

Ответ

5

8

3

9

6

4

2

1

7

Вариант № 6

1. Лед на реке местами уже тронулся, так что идти на лыжах было опасно. (П.Павленко)

2. Охотясь зимой, я не раз слышал, как над лисицей начинают стрекотать всевидящие сороки. (И.Соколов-Микитов)

3. О соловьях сказано так много, что трудно сказать новое. (И.Соколов-Микитов)

4. Если человек стал хуже, то все ему хуже кажется. (М.Лермонтов)

5. Охотник полюбовался на дикобраза и, чтобы не наколоться, осторожно накрыл его сумкой. (И.Соколов-Микитов)

6. Чем дальше я уходил от ложки, тем гуще и темнее накрывала меня ночь. (И.Соколов-Микитов)

7. Куда ветер дует в поднебесье, туда мчатся и тучки послушные. (М.Лермонтов)

8. Так как противник ввел в бой танковый батальон, артиллеристам было приказано выкатить пушки на передовые позиции. (Ю.Бондарев)

9. ...Когда Иван Федорович и его жена прибыли на базу, партизаны уже покинули ее. (А.Фадеев)

10. Мальчишки, несмотря на то что их осыпало дождевыми каплями, продолжали рвать орехи. (Л.Кассиль)

Ответ

3

7

9

4

8

5

6

10

1

Вариант № 7

1. Когда мы вышли с вокзала, синеватый свет уже брезжил над Феодосией. (К.Паустовский)

2. В мутном пузыре света старики сидели так, что их разделял только угол стола. (М.Горький)

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей. (А.Пушкин)

4. Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. (А.Чехов)

5. Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться. (И.Крылов)

6. Вдруг надо мной что-то зашумело, будто невидимая птица задела крылом вершины деревьев. (Г.Федосеев)

7. Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова – поэзии. (С.Маршак)

8. Птицы, хотя был уже поздний час, весело щебетали в кустах сирени. (И.Соколов-Микитов)

9. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны видели все. (М.Лермонтов)

Ответ

2

5

1

7

4

3

6

8

9

Вариант № 8

1. До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на поля ни выйти, ни въехать. (Л.Соболев)

2. Едва шаги отдалились, Олег вышел на улицу. (А.Фадеев)

3. Где живет и летает беркут, стадо овец в безопасности. (И.Соколов-Микитов)

4. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (А.Пушкин)

5. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. (К.Паустовский)

6. И собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя. (А.Фадеев)

7. Чтобы человек полюбил серьезный труд, прежде всего надо внушить ему серьезный взгляд на жизнь. (К.Ушинский)

8. Какие бы пути куда бы ни вели, но в целом свете не найти милей родной земли. (С.Щипачев)

9. В лесу что-то страшно и глухо треснуло, будто сломалась большая сосна. (К.Паустовский)

Ответ

5

3

2

4

6

7

9

8

1

Вариант № 9

1. Ольга проснулась оттого, что из сада в раскрытую форточку врывался громкий щебет. (А.Гайдар)

2. Сторожка лесника была поставлена на сваях, так что между ее полом и землею оставалось свободное пространство аршина два высотою. (А.Куприн)

3. В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. (М.Пришвин)

4. По мере того как он говорил, лицо Валько делалось сумрачнее. (А.Фадеев)

5. С реки доносились какие-то звуки, словно охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М.Горький)

6. Чтобы не сбиться с дороги, надо сильным расти. (С.Островой)

7. Пойдем туда, где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом. (А.Пушкин)

8. Костер, как ни поддерживали его в это мглистое утро, скоро погас. (М.Пришвин)

9. Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется. (М.Лермонтов)

Ответ

3

7

4

9

1

6

5

8

2

Вариант № 10

1. Трудно подсчитать, сколько скворцы уничтожают вредных насекомых, червей и личинок. (И.Соколов-Микитов)

2. Ствол так блестел, будто весь был в смоле. (С.Залыгин)

3. Все обернулись туда, откуда выскочили гончие, преследуя зайца. (Л.Толстой)

4. Часть пути им пришлось ползти, так как местность была ровная... (В.Катаев)

5. Если хотите с нами лететь, завтра в шесть часов будьте у клуба. (К.Симонов)

6. С тех пор как противник начал артподготовку, не раз прерывалась связь со штабом дивизии. (А.Чаковский)

7. Хотя королек и небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно вынослив. (Г.Скребицкий)

8. И грянул птичий хор, как будто он поджидал лишь только нас. (Н.Рыленков)

9. Мне нужен мир, чтоб фрезерный станок покрепче взять в окрепнувшие руки. (С.Островой)

10. На дворе стояла совершенно черная, непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось, точно слепому, ощупывать перед собой дорогу. (А.Куприн)

Ответ

2

3

6

5

4

9

8

7

10

Вариант № 11

1. Лодка на минуту исчезла в волнах, но тотчас же из глубокой ямы скользнула на высокий холм, так что можно было различить и людей, и даже весла. (А.Чехов)

2. В середине марта дни заметно увеличились, и на дорогах и пригорках начало подтаивать. (П.Проскурин)

3. На улице стало так светло, словно ее осветили десятком прожекторов. (М.Прилежаева)

4. Все обернулись туда, откуда выскочили гончие, преследуя зайца. (Л.Толстой)

5. До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте, все время двигаться вперед в святом служении народу. (В.Ажаев)

6. До бухты Киндерли мы плыли, преодолевая южный ветер-моряну, несущий из пустыни пыль и запах серы, ибо в пустыне, как говорят, лежат серные горы. (К.Паустовский)

7. Если я от забот устаю, то родимой земле поклонюсь и воды родниковой напьюсь. (Н.Шумаков)

8. Летать перепела не любят, хотя и совершают осенью далекие путешествия в теплые страны. (И.Соколов-Микитов)

9. Мне чудится утренний гомон и отблеск отточенных кос, как будто тропою знакомой и сам я спешу на покос. (М.Исаковский)

10. Чтобы не сбиться с пути, отправляясь на охоту, каждый охотник вместе с самым необходимым непременно берет с собой отточенный топорик. (И.Соколов-Микитов)

Ответ

3

4

5

7

6

10

9

8

1

Вариант № 12

1. Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь. (Л.Ошанин)

2. В лесу что-то страшно и глухо треснуло, будто сломалась большая сосна. (К.Паустовский)

3. Как месяц ни свети, но все не солнца свет. (И.Крылов)

4. И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжелых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению. (М.Горький)

5. Как горько было сердцу молодому, когда я уходил с отцовского двора, сказав «прости» родному дому. (И.Бунин)

6. Мы просыпались посреди развалин, во сне окоченевшие почти, и поднимались, и вперед шагали, чтоб счеты с разрушителем свести. (Ю.Смуул)

7. Где нет труда, сады там не цветут... (С.Сергеев-Ценский)

8. Я вздохнул еще глубже и поскорее поспешил проститься, потому что ехал по весьма важному делу... (Н.Гоголь)

9. Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались глубокие рытвины. (И.Гончаров)

10. Ты должен посвятить Отечеству весь век, коль хочешь навсегда быть честный человек. (Д.Фонвизин)

Ответ

1

7

5

10

8

6

2

3

9

Вариант № 13

1. Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки. (Н.Рыленков)

2. Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа да кости. (Л.Толстой)

3. Самые скромные дела становятся подвигами, если они освящены подлинной страстью. (Д.Гранин)

4. Когда управляющий вызывал меня, я замирал от страха. (Ф.Гладков)

5. Валько хорошо знал это поколение, потому что оно в большей мере было сколком с него самого. (А.Фадеев)

6. Я шел позади и, чтобы не оступиться, придерживался свободной от винтовки рукой за передок телеги. (А.Гайдар)

7. И всюду, где только лес был пореже, летали на земле белые холсты лунного света. (В.Катаев)

8. Я теперь люблю слушать соловьев, хотя у нашего домика давно нет знакомого нам певца. (И.Соколов-Микитов)

9. Град забарабанил по крыше, точно кто-то горох сыпал на пол. (С.Залыгин)

10. Алексей лежал тихо, так что тетерев и не думал улетать. (Е.Пермитин)

Ответ

2

7

4

3

5

6

9

8

10

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru