Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №44/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

В.В. МЯГКОВА,
г. Советская Гавань

Продолжение. См. № 43/2004


Как пробудить интерес к русскому языку

– Контакт – Есть контакт!

Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!

(Из песни)

Я имею в виду разные формы сотрудничества и взаимодействия. Особенно полезными для развития интереса к русскому языку считаю сотрудничество младших и старших учащихся.

5-й класс, тема «Синтаксис и пунктуация». Много новых сложных теоретических понятий, терминов. Пятиклассники готовятся к зачету по теории, принимать который будут семиклассники. Старшеклассники по своему конспекту (мы ведем его с пятого класса) повторяют материал, я провожу для них консультацию, и каждый выслушивает и оценивает ответы четверых пятиклашек. Чаще ребята принимают зачет вдвоем – для большей уверенности и объективности. Так мои ученики ближе знакомятся друг с другом, создаются условия для возникновения добрых взаимоотношений. Иногда практикую и такое: восьмой класс повторяет орфографию и сдает зачеты пяти-, шести- или семиклассникам (в соответствии с изучаемыми орфограммами), причем карточку или перфокарту – практическую часть к зачету – младшие готовят самостоятельно, по группам или индивидуально. Учащиеся седьмого класса ведут кружок «Школа творческого мышления» в одном из четвертых классов. Очень помогает книга С.Львова, которая так и называется – «Школа творческого мышления». Программу кружка составляем вместе, занятия проводятся раз в две недели педагогической бригадой (бригады меняются ежемесячно). Ребята с удовольствием вкладывают свои творческие силы в разработку практической, игровой части каждого занятия. Сами пишут план-сценарий, готовят нужный реквизит, иллюстративный и раздаточный материал. Это еще один пример успешного разновозрастного контакта. Семиклассники к концу года хорошо держатся перед аудиторией, выступают в роли наставников, организаторов, учителей. А сколько разных языковых игр они придумали и провели!

Материал о «диктантах на заказ», еще одном виде продуктивного разновозрастного сотрудничества, газета «Русский язык» уже печатала. Но работа продолжается, создаются новые тексты.

Для 5-го класса по теме «Синтаксис и пунктуация»

№ 1

Новый год самый лучший праздник. Наша елочка украшена сверкающими шарами яркими хлопушками блестящей мишурой. Дед Мороз приготовил каждому подарок и в нем ты найдешь все самое вкусное конфеты шоколадки мандарины яблоки. Если в новогоднюю полночь ты загадаешь желание оно обязательно исполнится. Под бой курантов все говорят друг другу С Новым годом друзья!

№ 2

Свежестью дышит все вокруг лес речка и голубое небо.
Цветы усыпали поляны и благоухают сладким нектаром. Подружки плетут венки а я зову их к прохладной речке. Девочки побежали купаться! кричу им издалека. Плавание наше любимое занятие.
Я так хочу чтобы лето не кончалось!

№ 3

Бабушка замечательный садовод прекрасный огородник. Какие только ягоды не растут у нас на даче крыжовник малина клубника смородина! Бабушка любовно ухаживает за каждым растением и мы с удовольствием ей помогаем. Когда наступает вечер вся семья пьет ароматный чай на веранде. А бабуля говорит нам с сестрой Какая красота девочки!

№ 4

Мой младший брат необыкновенный выдумщик фантазер и озорник.
Сережка полетели со мной на Нептун предлагает он мне. Братишка утверждает что каждую ночь он отправляется в далекое путешествие. На этой неделе он побывал на трех планетах на Марсе Венере и Нептуне. Я в эти путешествия не верю но он так здорово рассказывает о рыбалке в нептунских морях...

№ 5

Читали ли вы друзья книги о Гарри Поттере? Гарри Поттер юный волшебник. В школе он изучает необычные предметы зельеварение трансфигурацию историю волшебства. Когда Гарри был младенцем коварный Волан де Морт убил его родителей но уничтожить мальчика не смог. Злодей много лет скрывался а теперь он снова охотится за Поттером. Друзья Гарри говорят Вместе мы непобедимы!

№ 6

Чтение мое самое любимое занятие. Мне нравятся разные книги детективы и энциклопедии фантастика и классическая литература. Я подхожу к книжным полкам чтобы выбрать нужное произведение. И каждая книга как будто говорит Читатель открой меня!
Бережно обращайся с книгами и они откроют тебе много нового интересного и полезного.

№ 7

Маша какое время года ты любишь больше всего? спросила меня подруга.

Осень прекрасное время года и по лету я не скучаю. Мне нравится пестрая осенняя листва желтая красная коричневая. Я люблю смотреть в окно когда разноцветные листья в затейливом танце кружатся над землей или бегут куда-то вслед за проказником ветерком.

Выбор

Выбери меня, выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня.

(Из песни)

Чтобы завтра птица удачи выбрала именно тебя, нужно хорошо потрудиться сегодня. И научиться делать свой выбор.
В моей практике сложился тип урока, который я называю «Свободное плавание». Обычно это один из последних уроков по теме, когда знания обобщаются или прорабатываются ошибки. За несколько дней до урока предлагаются на выбор разные виды работ (варианты заданий). Учащиеся размышляют над выбором, советуются со мной. В результате формируются группы. Перед уроком на доске записываются выбранные виды работы, указываются форма отчета и состав групп. Например:

1. Хочу изучить дополнительную литературу и расширить свои знания об обособленных членах предложения.

Опорный конспект + комментарий. Саша М., Антон З.

2. Хочу проверить свои знания, выполнив задание повышенной сложности.

Информация о работе + взаимопроверка. Наташа Д., Настя, Юля, Даша Р.

3. Хочу создать подсказку-путеводитель для выполнения задания по пунктуации.

Информация о работе + образец (часть) + проверка учителем. Артур, Наташа К., Павел.

4. Хочу поработать над своими пробелами.

Информация о работе + взаимопроверка + проверка учителем. Сергей, Лена, Маша, Антон В., Ваня, Света К.

5. Хочу выполнить творческое задание.

Выбор лучшей работы в группе + чтение + комментарий + проверка учителем. Таня, Даша М., Эдик, Наташа А.

6. Хочу закрепить свои знания.

Работа над текстом в парах сменного состава + взаимопроверка + проверка учителем. Алеша, Денис, Гриша, Света Р., Света С.

Каждый получает для работы карточку с заданием, после 30–40-минутной работы звучат отчеты групп. Задания предлагаю достаточно сложные, но справляются с работой ребята обычно очень хорошо: большинство оценок – «4» и «5».

Отправляя учеников в «свободное плавание», надо сказать им воодушевляющее напутственное слово, пожелать по традиции «семь футов под килем» и благополучного возвращения в родную гавань.

Для учителя важно увидеть, как и что выбирает ученик. Надо учить выбору, учить взвешенности и продуманности решений.

Русский язык плюс...

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин)

Многие учащиеся увлеченно занимаются самыми разными предметами, а не русским языком. Специально для них накапливаем задания, которые можно было бы назвать:

черчение;
русский язык + математика;
биология и т.д.

Несколько лет назад в газете «Литература» была опубликована составленная нами игра «Литература плюс...».

Вот некоторые задания из нашей копилки.

Кроссворд-криптограмма

Кроссворд-криптограмма

В кроссворде вместо букв стоят цифры: гласные – римские, согласные – арабские.
Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы.
Цифры, обозначающие согласные, удовлетворяют следующим условиям:

1. м2 + н2 = л2;

2. п, в, р – простые числа;

3. ц – встречается один раз.

Среди гласных один раз встречается е.

Ответ

По горизонтали

монолит
атропин
терапия

По вертикали

портрет
водопад
милиция

Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте кроссворды-криптограммы. Условия для каждого квадрата указаны.

Рис. 1

Рис. 1

1 = х

Ответ

По горизонтали:

хохот
лютик
тонна

По вертикали:

халат
хитин
такса

Рис. 2

Рис. 2

8 = э

Ответ

По горизонтали:

казак
нагар
экран

По вертикали:

каноэ
загар
Коран

Рис. 3

Рис. 3

1. Гласные – кратные 3.

2. Из согласных т встречается наиболее часто.

Ответ

По горизонтали:

сонет
ковка
автор

По вертикали:

секта
навет
театр.

Эти задания – из давнишних номеров журнала «Наука и жизнь».

А вот задача, составленная самими учащимися по теме «Несклоняемые имена существительные» (на основе статьи из журнала «Чудеса и приключения»).

Для наблюдения за водяными змеями в естественной среде их обитания на маленький островок, затерянный в Индийском океане, отправилась экспедиция в следующем составе: зоологи А.Гордон и Ф.Смит, фотограф Ж.Вилле, руководитель экспедиции Д.Крейнц и корреспондент газеты О.Мартин.

Руководителю экспедиции Д.Крейнц доводилось бывать здесь раньше и наблюдать за змеями. Репортажи О.Мартина с фотографиями Ж.Вилле появились в газете уже на третий день работы экспедиции.

Зоологу А.Гордон в первый же день пришлось близко «познакомиться» с крупной змеей, когда морская хищница пыталась прокусить защитный костюм. Ф.Смиту удается отвлечь змею, и Гордон быстро спасается в лодке. Жан сделал фотографии этого подводного поединка.

Определите, сколько мужчин и женщин было в составе экспедиции, назовите их фамилии. Ответ обоснуйте.

Рассуждение: фамилии Гордон и Крейнц принадлежат женщинам, так как в тексте они не изменяются; фамилии Мартин и Смит принадлежат мужчинам, в тексте они изменяются (репортажи О.Мартина..., Ф.Смиту удается...); названо имя фотографа, употреблен глагол прошедшего времени, «проявляющий» род существительного, следовательно, Ж.Вилле – мужчина.

Ответ: в составе экспедиции две женщины – Д.Крейнц и А.Гордон, трое мужчин – Ф.Смит, Ж.Вилле, О.Мартин.

Следующие задачи по теме «Н и нн в причастиях и прилагательных» придуманы учащимися седьмого класса.

I. Найдите разность X – Y, при нн = 4, н = 5, если

X – трехзначное число, в котором

число сотен – ветре_ый юноша,
число десятков – покраше_ый забор,
число единиц – угада_ый ответ;

Y – трехзначное число, в котором

число сотен – жела_ый гость,
число десятков – полирова_ый столик,
число единиц – деревя_ые ложки.

Решение: ветреный, покрашенный, угаданный

число X – 544;

желанный, полированный, деревянные;

число Y – 444.

544 – 444 = 100.

II. Вычислить: a + b, при нн = 2, н = 3, если

a  – трехзначное число, в котором
число сотен = наказа_ый шулун,
число десятков – стекля_ая бутылка,
число единиц – разруше_ый замок;

b – трехзначное число, в котором
число сотен – разоблаче_ый шпион,
число десятков – разъяре_ый зверь,
число единиц – ране_ый зверь.

Решение: наказанный, стеклянная, разрушенный;

число a – 222;

разоблаченный, разъяренный, раненый;

число b – 223.

222 + 223 = 445.

К тому же типу заданий отношу и составление алгоритмов – «русский язык + информатика». Алгоритмы очень помогают при решении орфографических задач. Для их составления от ребят требуются глубокие теоретические знания, знакомство с дополнительной литературой, анализ и синтез материала. Работа кропотливая, иногда кажется, что все получилось, но вдруг выплывет какое-нибудь неучтенное исключение. Представленные ниже алгоритмы – плод коллективного труда трех поколений моих десятиклассников. И хотя специалист увидит в них слабые стороны, в целом школьники могут с успехом ими пользоваться при выполнении упражнений школьного курса.

Хочу дать некоторые рекомендации для работы по алгоритмам. У моих учеников лучше получалось, когда мы стали делать короткие фиксирующие записи.

Правописание не с разными частями речи

Н и нн в причастиях и прилагательных

Продлжнеие следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru