ПОДСПОРЬЕ
Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА
Контрольные диктанты за I полугодие
5-й класс
I
ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ
Поздно ночью рассказал мне дед Ларион
историю о зайце.
В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с
рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из
старого ружья, но промахнулся.
Дед пошел дальше, но затревожился.
Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер
перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по
земле. Дед побежал по кочкам. И в это время
выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно,
волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда
спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от
страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так
шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из
леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца,
отнес домой и вылечил.
(По К.Паустовскому)
(120 слов)
Грамматические задания
1. Найдите в тексте сложное
предложение с союзом что, графически
докажите, что предложение сложное. (I вар.) Найдите
сложное предложение с союзом когда,
подчеркните грамматические основы. (II вар.)
2. Найдите в тексте предложение с
однородными членами, соединенными союзом но, подчеркните
их. (I вар.) Найдите в тексте предложение с
однородными членами, соединенными с помощью
союза и, подчеркните однородные члены
предложения. (II вар.)
3. Составьте схему предложения с
прямой речью.
II
БЕЛКИН МУХОМОР
Зима для зверей – время суровое. Все к
ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают,
бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит
грибы. И все тут, кажется, просто. Сало, грибы,
орехи зимой пригодятся.
Просто, да не со всеми!
Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках
грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все
хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и
съедобных находишь вдруг...… мухомор! Наткнут на
ветку – красный, в белую крапинку. Для чего белке
мухомор ядовитый?
Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат?
Может, сухой мухомор становится неядовитым? А
может, после сушки мухомор будет нужен белкам как
лекарство?
Точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и
проверить!
(По Н.Сладкову)
(105 слов)
Грамматические задания
1. Найдите предложение с
однородными членами. Подчеркните их, составьте
схему предложения. (I вар.) Подчеркните все
вводные слова в тексте. (II вар.)
2. Произведите синтаксический
разбор первого предложения текста.
3. Охарактеризуйте по цели
высказывания и интонации все предложения 4-го
абзаца.
|