Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.В. БОРОЗДУНОВА,
Республика Саха
(Якутия)


Использование алгоритма при обобщающем повторении орфографии и пунктуации

Сейчас в стране осуществляется эксперимент по внедрению тестирования как единой формы государственного выпускного и вступительного экзаменов (школы Республики Саха (Якутия) также являются участниками этого эксперимента). При использовании тестовой формы итогового контроля проверяется в основном как раз орфографическая и пунктуационная грамотность выпускников и абитуриентов. Между тем ни для кого не секрет, что грамотность выпускников школ за последние годы снизилась.

Вообще сложилась странная ситуация: педагогов-практиков и методистов в последнее время все больше увлекают творческие проблемы развития речи, риторики, а жизнь вынуждает нас быть обыкновенными репетиторами, натаскивать ребят на решение тестовых задач по орфографии и пунктуации, используя дополнительные часы занятий, консультации, фактультативы, да и просто свое свободное время.

Ни в коем случае не умаляя важности и значения других методических проблем обучения языку, считаю, что проблема формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся по-прежнему должна оставаться одной из приоритетных в системе языкового образования.

Одним из наиболее эффективных средств повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся считаю организацию обобщающего повторения как в 7-м классе (по стабильным учебникам), когда ребята заканчивают изучение основных орфографических правил, в 8–9-х классах, когда изучаются и систематизируются основные пунктуационные правила, так и на этапе итогового обобщающего повторения в старших классах.

Вопрос организации обобщающего повторения на основе языковых взаимосвязей, целью которого является формирование у старшеклассников успешных правописных действий, подробно рассмотрен О.А. Скрябиной в цикле статей: «Совершенствование грамотности учащихся на основе взаимосвязей разных разделов курса русского языка» (Русский язык в школе. 1999. № 4); «Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов» (Русский язык в школе. 2000. № 1); «Обучающие возможности темы “Имя прилагательное” для совершенствования грамотности старшеклассников» (Русский язык в школе. 2000. № 2); «Обучающие и развивающие возможности дидактического языкового материала» (Русский язык в школе. 2000. № 4).

Сложнее обстоит дело с организацией систематизирующего повторения в 7–8-х классах, так как оно накладывается на изучение новых орфографических и пунктуационных правил. Известно, что в современной системе изучения орфографии и пунктуации совместно с грамматикой орфограммы с общими опознавательными признаками вводятся рассредоточенно, в несколько этапов. Например, орфограмма «о и ё после шипящих» осваивается с помощью 8 (!) правил, которые изучаются в течение 5–7-х классов, причем используют различные ориентиры: часть слова, в которой находится орфограмма, часть речи, к которой принадлежит слово, ударность/безударность. В результате бедный семиклассник, изучивший целых 8 похожих правил, в конце концов совсем запутывается и решает действовать «методом научного тыка» – авось повезет. Здесь мы имеем дело, как отмечает Т.Я. Фролова, с проблемой психологической интерференции: «сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним. И чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которой извлечь нужное очень трудно».

Где же выход? Решение проблемы видится мне в сведении громоздких орфографических и пунктуационных правил в обобщенный вид как на этапе изучения, так и на этапе повторения курса русского языка. При решении данной задачи наиболее оптимальным методическим приемом работы на уроке является, на мой взгляд, совместное с учащимися составление алгоритмов, которые позволяют легко и быстро, в два-три шага, выбрать правильное написание. Правда, чтобы алгоритм стал простым для запоминания и использования, придется пойти на некоторые «нарушения» – пропуск некоторых грамматических категорий, перераспределение орфографического материала внутри сводного правила. (Хочу подчеркнуть, что такие «нарушения» возможны только на этапах формулирования сводных правил, но никак не при изучении грамматических тем, в ходе которых отрабатывается частное правило.)

Чтобы в 7-м классе составление учащимися алгоритмов по обобщенным правилам и работа с ними были делом результативным, необходимо заранее готовить детей к этому. Такая работа должна носить планомерный, целенаправленный и систематический характер и начинаться должна еще в 5-м классе (а при хороших преемственных связях в школе – и в начальном звене). Сразу разъясним ученикам суть построения алгоритма (возможно, без употребления самого термина), принцип работы с ним. Начинать надо с самых простых правил. Например, при изучении в 5-м классе темы «Правописание корней с чередованием» после анализа правила вместе с детьми составляем простой алгоритм:

Этот алгоритм содержит всего один шаг, но помогает понять общий смысл построения и использования алгоритмов вообще.

Правописание приставок на согласный

В ходе работы над этим правилом может быть использован алгоритм, шаги которого заостряют внимание учащихся как на опознавательном признаке орфограммы (согласный на конце приставки), так и на условиях выбора буквы з или с (звонкий или глухой звук находится в начале корня).

СПРАВКА

Одиночная :

сдать
сбить
скрыть

Запомни:

здоровье
здравие
здесь

Если такая работа будет системной, то к моменту, когда возникнет необходимость в формулировке сводных правил (по стабильным учебникам это, напомним, 7-й класс), ученики хорошо овладеют технологией работы с алгоритмами, а значит, будут на уроке не сторонними наблюдателями за действиями учителя, а непосредственными участниками процесса.

Работа над составлением алгоритма по сводному правилу на уроке включает в себя три этапа.

1. Обзор и учет всех частных правил, имеющих общие опознавательные признаки данной орфограммы.

2. «Разгрузка» правила, «изъятие из обращения» тех вариантов, которые не вызывают затруднений на письме (если таковые имеются).

3. Поэтапный отбор вариантов, которые дают однозначное решение задачи.

Обобщение материала и построение алгоритма по теме «Орфограмма о – ё после шипящих»

7-й класс. Фрагмент урока.

1. Вспомним вместе с детьми все случаи, в которых может встретиться данная орфограмма. В ходе беседы на доске оформляется вспомогательная запись:

Орфограмма о – е – ё после шипящих встречается в:

2. На втором этапе дадим ученикам подсказку. Объясним, что «сигналом, подсказывающим необходимость проверить букву, являются звуки [жо], [шо], [чо], [шо]. Безударный вариант написания с е имеет иной опознавательный сигнал, послушаем: тучей, свежего, ландышем». Таким образом, вариант с безударным е не вызывает затруднений на письме и может нами не учитываться.

3. Определим, какой случай быстрее приведет нас к решению задачи. Очевидно, это орфограмма в корне. В результате совместной с учениками работы на доске и в тетрадях появляется лаконичная запись алгоритма:

Ое после шипящих

 

Необходимо отметить, что определение части слова (кроме корня) и части речи (кроме глагола и глагольных форм) в процессе составления алгоритма и подбора примеров носит повторительный характер и не является доминирующим при выборе варианта написания слова.

В «Справке» после записи алгоритма дадим следующий материал мнемотехнического характера.

СПРАВКА

шоколад, шофер, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, чащоба, шорох, чопорный, трущоба

еще
стажер
дирижер
ретушер

сильный ожог руки

ожег руку

Попутно напомним ребятам еще один способ выбора буквы о – ё в корне: прием замены звуков ёпот – шептать, жёлудь – желудей).

Таким образом, главной задачей при сведении объемного правила в простой и компактный алгоритм является сокращение количества операций (шагов), необходимых для практического применения правила. При этом не следует забывать, что, как отмечает Е.Г. Шатова, «работа с алгоритмами, имеющими более трех ярусов, вызывает у учащихся большие затруднения. Значит, если алгоритм получится слишком громоздким и будет включать четыре и более шагов, то ученики и в этом случае предпочтут пользоваться «методом научного тыка».

Правописание частицы не с разными частями речи

Как показывает опыт, дети сравнительно легко воспринимают правила написания не с существительными и прилагательными. Проблемы начинаются, когда речь заходит о правиле правописания не с причастиями, требующем опоры на большое количество операций. Когда же мы говорим о правописании не с наречиями, часто выясняется, что в голове у наших учеников абсолютная «каша», поскольку формируемый ими навык вступает в интерферентные связи с другими орфограммами, содержащими такие же опознавательные признаки. Но при изучении правила «Не с наречиями на -о, -е» мы имеем возможность объединить все правила с опознавательным признаком не в обобщенный блок. Предварительно вспомним, что в единую схему мы включаем правила:

1) не с существительными;
2) не с прилагательными;
3) не с причастиями, полными и краткими;
4) не с наречиями;
5) не с глаголами;
6) не с деепричастиями.

«Излишней», не вызывающей затруднений информацией в этих правилах является раздельное написание не с глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. Следующим этапом будет отбор такой операции, которая быстро приведет к решению задачи по выбору слитного или раздельного написания не с существительными, прилагательными, полными причастиями и наречиями на -о, -е. В результате анализа этих правил приходим к выводу, что все они включают общие положения – употребление слова без не и наличие в предложении противопоставления с союзом а. Следовательно, эти положения не зависят от части речи и могут быть использованы нами в качестве первых шагов алгоритма. В ходе рассуждений на доске и в тетрадях оформляется следующая запись.

-Н- и -НН- в полных прилагательных и причастиях

Проблему формирования орфографического навыка при изучении самого громоздкого в русском языке правила «н и нн в полных прилагательных и причастиях» Т.Я. Фролова предлагает решать путем перераспределения материала в сводном правиле. Автор отмечает, что «наличие в полной форме приставки или сочетания -ованный (-ёванный) – своеобразный сигнал: пиши нн не уточняя, прилагательное это или причастие». Этот материал, вынесенный в качестве первого  шага алгоритма в обобщенном блоке, Т.Я. Фролова предлагает отработать уже в 6-м классе при изучении темы «Н и нн в именах прилагательных». При этом алгоритм будет выглядеть таким образом.

Перераспределив таким образом изложение материала, мы, во-первых, упростим в 7-м классе тему «Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях», где надо изучать только положение, связанное с поиском зависимого слова, во-вторых, соединив два интерферирующих правила, мы в то же время развели их вторым шагом предписания: определили часть речи. До встречи с орфограммой «н нн в причастиях и отглагольных прилагательных» есть время отработать это положение, предотвратив таким образом интерференцию, которая неизбежно возникает при изучении н и нн в полных прилагательных (образованных от существительных), причастиях и отглагольных прилагательных по традиционной методике.

Постановка запятой перед союзом как

Аналогично решаются проблемы постановки знаков препинания в предложениях различной конструкции, но со сходными элементами (союзом и, союзом как и другими). Например, свободное правило постановки запятой перед союзом как объединяет случаи, когда оборот с как:

1) имеет сравнительное значение;
2) равен по значению обороту «в качестве»;
3) является частью сказуемого;
4) входит в состав фразеологического оборота.

Схематически данный алгоритм может быть представлен в следующем виде:

Постановка запятой перед как в сложноподчиненном предложении не вызывает особых затруднений, так как придаточное чаще всего здесь имеет сравнительное значение, а значит, этот случай уже автоматически включен в данный алгоритм.

Являясь одним из наиболее эффективных приемов работы с орфографическим и пунктуационным материалом, алгоритм может быть успешно применен только при условии, что учащиеся владеют основными базовыми знаниями и умениями. Умение определять части слова, части речи, знание теории грамматики поможет анализировать частные правила и выводить их на обобщенно-сопоставительный уровень, что значительно сократит количество правил, а значит, повысит и общий уровень грамотности учащихся. Кроме того, «появляется возможность представить орфографию и пунктуацию в виде стройной, обозримой, управляемой системы, где “рядоположенно изучаются орфограммы” и пунктограммы одной природы, то есть преодолеваются “дробность”, “мозаичность” знаний норм правописания» [5].

Литература

1. Русский язык в школе. 2000. № 2.

2. Фролова Т.Я. Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии // Русский язык в школе. 1995. № 5.

3. Фролова Т.Я. Обучение орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил// Русский язык в школе. 2000. № 6.

4. Шатова Е.Г. О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии// Русский язык в школе. 1991. № 4.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru