МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.
Продолжение. Начало в № 38/2004
Дидактические материалы к учебнику
русского языка под редакцией М.В.Панова
6-й класс
МОРФЕМИКА
К § 1. Чтотакое морфема?
Задание 24. Дан ряд фонем: <a>,
<м’>, <ч’>. Что обозначает каждая из них? А
все вместе? Теперь переставим фонемы и запишем их
так: <м’> <a>, <ч’>. Слово получилось? Что
вы себе представляете, слыша или видя это слово?
Разберите его по составу. Какие части в нем есть?
Имеет ли корень значение?
Посмотрим, имеют ли значение
приставки.
Сравните пары слов:
прилететь – улететь;
закрыть – открыть;
принести – унести.
(Продолжите этот список, если хотите.)
Почему значение этих глаголов
противоположно?
Из скольких фонем может состоять
приставка?
А у суффиксов есть свое значение?
Домище – домик,
граф – графиня,
краснющий – красноватый.
Какое значение придают суффиксы этим
словам?
Сделаем вывод. И приставки, и корни,
и суффиксы имеют свое лексическое значение.
Разбить, разделить их на более мелкие «кусочки»
нельзя – исчезнет смысл. Поэтому в лингвистике
говорят, что морфема – наименьшая значимая
единица языка, в том числе и слова.
А какое значение имеет окончание? Подробнее об
этом мы поговорим в следующем параграфе, а пока
потренируемся.
Задание 25. Подберите к данным
глаголам противоположные по смыслу глаголы,
выделите различающие их приставки. Какое
значение они имеют?
Вставлять, вдыхать, примчаться,
собрать, отвинтить, пригонять, зашнуровать,
стаскивать.
Задание 26. Используя суффиксы -изн-,
-ск-, -к-, -от-, -н-, -ирова-, -еск-, образуйте новые
слова от данных. Выделите корень и суффикс.
Желтый, монастырь, молоко, добрый, цена,
телеграф, юноша.
Задание 27. Разбейте приведенные
слова на 4 группы: 1) состоят из корня; 2) имеют
приставку и корень; 3) имеют корень и суффикс;
4) состоят из приставки, корня и суффикса
(окончания пока в расчет не принимаем).
Запах, привкус, людской, одеяльце,
пригорок, огрызок, вытяжка, выход, подвиг,
площадь, карман, гастролер.
Задание 28. Поиграем! Есть такая
игра – «Собери слово». Перед вами – «смешанные в
кучу» морфемы слов, в том числе и окончания.
Расставьте их в нужной последовательности. После
восстановления слова обозначьте морфемы.
Образец:
Дум, а, к, вы – выдумка.
Под, к, а, готов, пере.
Ыгр, роз, ыш.
О, а, пере, к, цен.
Им, не, ый, числ, ис.
Ов, по, ени, не, вин, е.
О, тельн, и, смотр, не, ость.
За, ый, медл, не, тельн, и.
Задание 29. Спишите текст, вставьте
пропущенные буквы и запятые.
Мурзик ви(зж,жж)ал от радости но не
забывал изв_няться: все время подм_тал хв_стом
сухую хвою по земле. На шее его б_лтался обрывок
разгрызенной вере_ки. Он др_жал в шерсть его
набился мус_р глаза покр_снели от усталости и
слез. (К.Паустовский)
Выпишите из текста по три слова с
наименьшим и наибольшим количеством морфем.
К § 2. Окончание
Задание 30. Превратите неграмотно
записанные словосочетания в правильные.
Раздавались за стенку, на
головокружительной высоту, провел в
одиночеством, передней лапками, удивительную
музыкой, заторопился к бабушку, для охотничьей
собак.
Какая часть слова помогла вам
исправить ошибки? Выделите ее.
Какую же роль выполняет окончание?
Почему окончание – тоже морфема?
А какое окончание в словах провел,
собак, истосковался, ночь, красив, расхохотался,
рассвет?
Падеж |
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
|
ед. ч. |
мн. ч. |
ед. ч. |
мн. ч. |
наст и буд. время |
прош.вр. |
ед. ч. |
мн. ч. |
ед. и мн. ч. |
И. |
-а(я),
-о(е),
нулевое |
-и(-ы),
-а(-я) |
-ая(-яя),
-ое(-ее),
-ый(-ий) |
-ом(-ем) -ые(-ие) |
-у(-ю),
-ешь(-ишь),
-ет(-ит) |
-ем(-им), -ете(-ите),
-ут(-ют), -ат(-ят) |
-а, -о, нулевое;
-и |
Р. |
-и(ы),
-а(я) |
-ов(-ев), -ей, нулевое |
-ой(-ей),
-ого(-его) |
-ых(-их) |
Д. |
-е, -и,
-у(-ю) |
-ам (-ям) |
-ой(-ей),
-ому(-ему) |
-ым(-им) |
В. |
-у(-ю),
-а(-я),
-о(-е),
нулевое |
-и(-ы),
-а(-я),
-ей,-ов, нулевое |
-ую(-юю), -ое(-ее),
-ый(-ий), -ого(-его) |
-ые(-ие), -ых(-их) |
Т. |
-ой(-ей),
-ом(-ем), -ью |
-ами(-ями) |
-ой(-ей), -ым(-им) |
-ими
(-ыми) |
П. |
-е, -и |
-ах(-ях) |
-ой(-ей), -ом(-ем) |
-ых(-их) |
Пояснения к таблице
Окончание изменчиво! Поэтому, чтобы
его определить, нужно изменить слово. Как в этом
случае вы поступите?
Не забывайте о нулевых окончаниях – в них нет
фонемного выражения!
В неизменяемых словах (в существительных – кенгуру,
такси; прилагательных – хаки, беж; наречиях
– направо, вприсядку; предлогах, союзах)
окончаний нет и быть не может. Почему?
Задание 31. Подберите к данным
глаголам существительные, в которых встретились
бы все разновидности окончаний единственного и
множественного числа определенного падежа.
Окончания выделите. Для облегчения задачи можете
воспользоваться орфографическим словарем в
конце учебника. Во всех ли получившихся
словосочетаниях наблюдается лексическая
сочетаемость?
Образец
Вижу (кого? что?) – вин. пад.: сосну,
землю, ведро, поле, коня, волка, степь, лучи,
пальцы, леса, здания, зверей, скворцов, черепах.
Думать (о ком? о чем?) – предл.;
бояться (кого? чего?) – род.; написать (кому?
чему?) – дат.; гордиться (кем? чем?) – творит.
пад.
Задание 32. Из знаменателя выберите
прилагательное, в котором возможно окончание,
указанное в числителе.
_______-юю_______ ________-ыми________ лесной синий большой
земной
______-их________ ____________-ую_______чужой водяной
бережливый летний
_______-ого________ _______-его_______чистый могучий свежий
легкий.
Задание 33. Прочитайте
стихотворение.
ПОЛТЕРГЕЙСТ
Дали на
дом нам заданье:
Нулевое окончанье.
Разберите слово хвост.
Мне вопрос казался прост.
Окончанья у хвоста
Нет. А как же буква а?
Появилась ниоткуда?
Если так, то это чудо.
Окончанье – невидимка.
И решил я без заминки
Невидимку изловить.
Стал по комнате бродить.
Я на стул, а из-за стула
Снова а мне подмигнула.
Я – за стол, а за столом
Надо мной смеется ом.
Взял ковер, а по ковру
У несется – я не вру.
Пол, торшер и шкафчик в ванне –
Все имеют окончанье.
Ужас, сколько невидимок!
Стал натягивать ботинок,
Как нежданно из ботинка
Появился невидимка.
И залез в ботинок снова.
Я проверил: стоит слов
Изменить по падежам –
Невидимка выйдет сам.
Знаю нынче без запинки:
Окончанья – невидимки
Будто нет, а все же есть.
Вот такой вот полтергейст.
(Т.Крюкова)
О каких особенностях нулевого
окончания идет речь в стихотворении?
В каких строчках говорится о главном
отличительном признаке нулевого окончания?
Насколько точно это утверждение автора?
Выпишите парами формы одного и того же слова,
окончания выделите. Докажите, что слова пол,
торшер, шкафчик тоже имеют нулевое окончание.
А какое окончание в названии стихотворения? Что
обозначает это слово?
Разберите по членам предложение За столом надо
мной смеется ом. В чем необычность
подлежащего?
Задание 34. Измените приведенные
слова так, чтобы окончания в них стали нулевыми.
Обозначьте их. Все ли слова вам понятны?
Антенна, бабочка, берлога, вельможа,
дистанция, именины, конфорка, морковка,
знакомство, миниатюра.
Задание 35. Перепишите текст, ставя
глаголы в настоящем времени. Расставьте
недостающие запятые. Окончания глаголов
выделите.
Лысые горы мелко дрожали качались
заваливались то вправо, то влево; ограды из
дикого камня встряхивались, как псы но почему-то
не обрушивались, чугунные столбы
Индо-Европейского телеграфа тяжело свистели.
Овцы неслись галопом в степь но их настигали
комья грязи и больно били по худым бокам.
(К.Паустовский)
Задание 36. Пользуясь
таблицей-подсказкой, выделите все окончания слов
в тексте.
Шарик с фотоаппаратом по интересным
местам носился. Он оббегал палатки, дачи,
коттеджи и пляжи и приносил целые горы
фотографий. Особенно хорошо природа получалась,
пейзажи русские.
(По Э.Успенскому)
К § 3. Правописание е – и в окончаниях
существительных
Задание 37. Вернемся к
таблице-подсказке.
Как вы думаете, правописание окончаний
каких падежей может вызывать затруднения? В
каком числе?
Постарайтесь запомнить три
слова-подсказки, окончание в которых всегда в
сильной позиции.
I скл.
И.п. земля
Р.п. земли
Д.п. земле
<...…>
П.п. о земле |
II cкл.
стол
–
–
на столе |
III скл.
рожь
ржи
ржи
во ржи |
Пользоваться этой подсказкой очень
легко: достаточно мысленно подставить вместо
встретившегося существительного
слово-подсказку того же склонения. Посмотрите:
I скл.
у юнош_
– у земли
к мыльниц_ – к земле
в задач_ – в земле
II скл.
на муравейник_ – на столе
о мужчин_ – о столе
в мусоропровод_ – в столе
III скл.
из-за неосторожност_ – из-за ржи
к совест_ – ко ржи
о нежност_ – о ржи
Задание 38. Потренируйтесь.
Рассказал о горилл_, вспомнил о
чемпион_, спустился на парашют_, увидел в комнат_,
купил в павильон_, подскочил от радост_, боль в
позвоночник_, забыл о достоинств_, были в
безопасност_, подошел к учительниц_, пострадал
из-за болтливост_.
Задание 39. Внимание! Нефонемное
правило!
В русском языке есть группа
существительных, правописание окончаний которых
не подчиняется основному (фонемному) правилу
нашего письма, – написание в них традиционное.
Это существительные, оканчивающиеся в
именительном падеже на -ия, -ий, -ие: армия,
милиция (женский род), профилакторий, планетарий
(мужской род), здание, правописание (средний
род). В дательном падеже существительных
женского рода и предложном всех трех родов
единственного числа у них никогда не пишется
буква е – только и: к милиции,
в лекции, планетарии, здании. И
поэтому сильной позицией проверять их не надо.
Подробнее об этом мы поговорим во время изучения
§ 80, но тренироваться начнем уже сейчас.
Во всех ли существительных окончание -и?
О(б) виновност_, взыскательност_,
вибраци_, кипячени_, кинематографи_, музе_, плать_,
кислотност_, купани_, диктант_, лавировани_,
экспедици_, сочинени_, лице_, огораживани_, акаци_,
жреби_, Наталь_, Натали_.
Задание 40. Допишите окончания
предложного падежа.
В (о,об)кулинари_, фамили_, оваци_,
действи_, санатори_, мэри_, Галиле_, копи_,
аудитори_, драматурги_, Фараде_, коллекци_, комеди_,
патрулировани_, брадобре_, горнолыжник_,
наблюдени_, изобили_, повествовани_, решени_, гени_.
Задание 41. Волшебный квадрат. С
таким заданием вы не раз еще встретитесь. Суть
его в следующем: вам необходимо заполнить
клеточки квадрата исходя из условия задания.
Чаще всего эти клеточки должны быть заполнены
одинаково и по горизонтали, и по вертикали, и по
диагонали. Как, например, в этом задании: выберите
из списка слов те, у которых в предложном падеже
пишется окончание -и.
(О ком? О чем?) Соленье, рация,
печенье, сиденье, лечение, Ксения, Порфирий,
лаборатория, клокотанье, пение, постановление,
томленье, томление, колыхание, колыханье,
волненье, кондитер.
-и |
-и |
-и |
-и |
-и |
-и |
-и |
-и |
-и |
Задание 42. Проверьте себя.
1. Часы щелкнули, и кузнец ударил с
оттяжкой молотом по маленькой медной наковальн_ .
Торопливый звон посыпался по комнат_, закатился
под книжный шкаф и затих. <...…> Вдруг рука у
него вздрогнула и повисла в воздух_ .
2. Петровна дремала на диван_, а мама ушла в
театр. Она танцевала в театр_, но никогда не брала
с собой туда Машу. 3. Копыта лошадей стучали по
площад_. 4. На этом косогор_ художник написал один
из лучших своих пейзажей. 5. В жизн_ Андерсена были
годы душевной путаниц_ и мучительных поисков
своей дорог_ в искусств_.
(Из рассказов К.Паустовского)
Разберите по составу слова торопливый,
звон, повисла, затих, поисков.
ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 43. Падежные окончания
прилагательных пишутся в основном по фонемному
правилу – проверяются сильной позицией. Для
этого годится вопрос, на который прилагательные
отвечают:
какая? – огромная, прекрасная;
какой? – огромной, прекрасной; какими?
– огромными, прекрасными.
…Некоторые окончания пишутся по
традиционному принципу, например, о – е после
шипящих и ц. Об этом разговор еще впереди,
а пока займемся проверяемыми окончаниями.
Спишите словосочетания, вставьте и выделите
окончания прилагательных.
Хлопчатобумажн_ комбината,
стремительн_ атаку, межконтинентальн_ кораблю,
назойлив_ соседку, тщательн_ уходу, двузначн_
числами, осенн_ красоту, давнишн_ подругу,
захолустн_ городка, вкрадчив_ голоса.
Задание
44. Задание-запрет! В таких заданиях нельзя
нарушать указанное условие. Например: пользуясь
таблицей–подсказкой окончаний прилагательных,
запишите данные прилагательные-синонимы во всех
падежах единственного числа, при этом ни разу не
использовав в окончании букву о.
Остальные окончания выделите.
Образец
Ряд синонимов: легкий – простой –
доступный
И. легкий, легкая, простая,
доступный, доступная
Р. ——————
Д. ——————
В. легкую, легкий, простую, доступную,
доступный
Т. легким, простым, доступным
П. ——————
Запишите данные
прилагательные-синонимы, в окончаниях которых
встречается буква о. Окончания выделите.
Для девочек: багровый – алый –
огневой.
Для мальчиков: сильный – могучий – мощный.
Задание 45. Спишите текст, вставьте
пропущенные окончания, выделите их и объясните
правописание.
Налит_ злобой глаза королевы приводили
всех в ужас, и она вынуждена была ходить в темн_
очках.
Так как вместо ногтей у нее росли львин_ когти, ей
ничего не оставалось, как носить перчатки из
толст_ лосин_ кожи. Обычн_ лайков_ оказывались
недостаточно прочн_: когти прорывали их тотчас,
как только она выходила из себя. Лют_ королева
приводила в отчаяние бедн_, трудолюбив_ людей.
(По Е.Пермяку)
Продолжение следует
|