Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. Начало в № 38/2004


Дидактические материалы к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

МОРФЕМИКА

К § 1. Чтотакое морфема?

Задание 24. Дан ряд фонем: <a>, <м’>, <ч’>. Что обозначает каждая из них? А все вместе? Теперь переставим фонемы и запишем их так: <м’> <a>, <ч’>. Слово получилось? Что вы себе представляете, слыша или видя это слово? Разберите его по составу. Какие части в нем есть? Имеет ли корень значение?

Посмотрим, имеют ли значение приставки.

Сравните пары слов:

прилететь – улететь;
закрыть – открыть;
принести – унести.

(Продолжите этот список, если хотите.)

Почему значение этих глаголов противоположно?

Из скольких фонем может состоять приставка?

А у суффиксов есть свое значение?

Домище – домик,
граф – графиня,
краснющий – красноватый.

Какое значение придают суффиксы этим словам?

Сделаем вывод. И приставки, и корни, и суффиксы имеют свое лексическое значение. Разбить, разделить их на более мелкие «кусочки» нельзя – исчезнет смысл. Поэтому в лингвистике говорят, что морфема – наименьшая значимая единица языка, в том числе и слова.
А какое значение имеет окончание? Подробнее об этом мы поговорим в следующем параграфе, а пока потренируемся.

Задание 25. Подберите к данным глаголам противоположные по смыслу глаголы, выделите различающие их приставки. Какое значение они имеют?

Вставлять, вдыхать, примчаться, собрать, отвинтить, пригонять, зашнуровать, стаскивать.

Задание 26. Используя суффиксы -изн-, -ск-, -к-, -от-, -н-, -ирова-, -еск-, образуйте новые слова от данных. Выделите корень и суффикс.

Желтый, монастырь, молоко, добрый, цена, телеграф, юноша.

Задание 27. Разбейте приведенные слова на 4 группы: 1) состоят из корня; 2) имеют приставку и корень; 3) имеют корень и суффикс; 4) состоят из приставки, корня и суффикса (окончания пока в расчет не принимаем).

Запах, привкус, людской, одеяльце, пригорок, огрызок, вытяжка, выход, подвиг, площадь, карман, гастролер.

Задание 28. Поиграем! Есть такая игра – «Собери слово». Перед вами – «смешанные в кучу» морфемы слов, в том числе и окончания. Расставьте их в нужной последовательности. После восстановления слова обозначьте морфемы.

Образец:

Дум, а, к, вы – выдумка.

Под, к, а, готов, пере.
Ыгр, роз, ыш.
О, а, пере, к, цен.
Им, не, ый, числ, ис.
Ов, по, ени, не, вин, е.
О, тельн, и, смотр, не, ость.
За, ый, медл, не, тельн, и.

Задание 29. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и запятые.

Мурзик ви(зж,жж)ал от радости но не забывал изв_няться: все время подм_тал хв_стом сухую хвою по земле. На шее его б_лтался обрывок разгрызенной вере_ки. Он др_жал в шерсть его набился мус_р глаза покр_снели от усталости и слез. (К.Паустовский)

Выпишите из текста по три слова с наименьшим и наибольшим количеством морфем.

К § 2. Окончание

Задание 30. Превратите неграмотно записанные словосочетания в правильные.

Раздавались за стенку, на головокружительной высоту, провел в одиночеством, передней лапками, удивительную музыкой, заторопился к бабушку, для охотничьей собак.

Какая часть слова помогла вам исправить ошибки? Выделите ее.
Какую же роль выполняет окончание?
Почему окончание – тоже морфема?

А какое окончание в словах провел, собак, истосковался, ночь, красив, расхохотался, рассвет?

Падеж

Существительные

Прилагательные

Глаголы

 

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

наст и буд. время

прош.вр.

ед. ч.

мн. ч.

ед. и мн. ч.

И.

-а(я),
-о(е),
нулевое

-и(-ы),
-а(-я)

-ая(-яя),
-ое(-ее),
-ый(-ий)

-ом(-ем) -ые(-ие)

-у(-ю),
-ешь(-ишь),
-ет(-ит)

-ем(-им), -ете(-ите), -ут(-ют), -ат(-ят)

-а, -о, нулевое;

Р.

-и(ы),
-а(я)

-ов(-ев), -ей, нулевое

-ой(-ей),
-ого(-его)

-ых(-их)

Д.

-е, -и,
-у(-ю)

-ам (-ям)

-ой(-ей),
-ому(-ему)

 -ым(-им)

В.

-у(-ю),
-а(-я),
-о(-е),
нулевое

-и(-ы),
-а(-я),
-ей,-ов, нулевое

-ую(-юю), -ое(-ее),
-ый(-ий), -ого(-его)

-ые(-ие), -ых(-их)

Т.

-ой(-ей),
-ом(-ем), -ью

-ами(-ями)

-ой(-ей), -ым(-им)

-ими
(-ыми)

П.

-е, -и

-ах(-ях)

-ой(-ей), -ом(-ем)

 -ых(-их)

Пояснения к таблице

Окончание изменчиво! Поэтому, чтобы его определить, нужно изменить слово. Как в этом случае вы поступите?
Не забывайте о нулевых окончаниях – в них нет фонемного выражения!
В неизменяемых словах (в существительных – кенгуру, такси; прилагательных – хаки, беж; наречиях – направо, вприсядку; предлогах, союзах) окончаний нет и быть не может. Почему?

Задание 31. Подберите к данным глаголам существительные, в которых встретились бы все разновидности окончаний единственного и множественного числа определенного падежа. Окончания выделите. Для облегчения задачи можете воспользоваться орфографическим словарем в конце учебника. Во всех ли получившихся словосочетаниях наблюдается лексическая сочетаемость?

Образец

Вижу (кого? что?) – вин. пад.: сосну, землю, ведро, поле, коня, волка, степь, лучи, пальцы, леса, здания, зверей, скворцов, черепах.

Думать (о ком? о чем?) – предл.; бояться (кого? чего?) – род.; написать (кому? чему?) – дат.; гордиться (кем? чем?) – творит. пад.

Задание 32. Из знаменателя выберите прилагательное, в котором возможно окончание, указанное в числителе.

_______-юю_______ ________-ыми________ лесной синий большой земной

______-их________ ____________-ую_______чужой водяной бережливый летний

_______-ого________ _______-его_______чистый могучий свежий легкий.

Задание 33. Прочитайте стихотворение.

ПОЛТЕРГЕЙСТ

Дали на дом нам заданье:
Нулевое окончанье.
Разберите слово хвост.
Мне вопрос казался прост.

Окончанья у хвоста
Нет. А как же буква а?
Появилась ниоткуда?
Если так, то это чудо.

Окончанье – невидимка.
И решил я без заминки
Невидимку изловить.
Стал по комнате бродить.

Я на стул, а из-за стула
Снова а мне подмигнула.
Я – за стол, а за столом
Надо мной смеется ом.

Взял ковер, а по ковру
У несется – я не вру.
Пол, торшер и шкафчик в ванне –
Все имеют окончанье.

Ужас, сколько невидимок!
Стал натягивать ботинок,
Как нежданно из ботинка
Появился невидимка.

И залез в ботинок снова.
Я проверил: стоит слов
Изменить по падежам –
Невидимка выйдет сам.

Знаю нынче без запинки:
Окончанья – невидимки
Будто нет, а все же есть.
Вот такой вот полтергейст.

(Т.Крюкова)

О каких особенностях нулевого окончания идет речь в стихотворении?
В каких строчках говорится о главном отличительном признаке нулевого окончания? Насколько точно это утверждение автора?
Выпишите парами формы одного и того же слова, окончания выделите. Докажите, что слова пол, торшер, шкафчик тоже имеют нулевое окончание.
А какое окончание в названии стихотворения? Что обозначает это слово?
Разберите по членам предложение За столом надо мной смеется ом. В чем необычность подлежащего?

Задание 34. Измените приведенные слова так, чтобы окончания в них стали нулевыми. Обозначьте их. Все ли слова вам понятны?

Антенна, бабочка, берлога, вельможа, дистанция, именины, конфорка, морковка, знакомство, миниатюра.

Задание 35. Перепишите текст, ставя глаголы в настоящем времени. Расставьте недостающие запятые. Окончания глаголов выделите.

Лысые горы мелко дрожали качались заваливались то вправо, то влево; ограды из дикого камня встряхивались, как псы но почему-то не обрушивались, чугунные столбы Индо-Европейского телеграфа тяжело свистели. Овцы неслись галопом в степь но их настигали комья грязи и больно били по худым бокам.

(К.Паустовский)

Задание 36. Пользуясь таблицей-подсказкой, выделите все окончания слов в тексте.

Шарик с фотоаппаратом по интересным местам носился. Он оббегал палатки, дачи, коттеджи и пляжи и приносил целые горы фотографий. Особенно хорошо природа получалась, пейзажи русские.

(По Э.Успенскому)

К § 3. Правописание е – и в окончаниях существительных

Задание 37. Вернемся к таблице-подсказке.

Как вы думаете, правописание окончаний каких падежей может вызывать затруднения? В каком числе?

Постарайтесь запомнить три слова-подсказки, окончание в которых всегда в сильной позиции.

I скл.

И.п. земля
Р.п. земли
Д.п. земле
<...…>

П.п. о земле

II cкл.

стол

на столе

III скл.

рожь
ржи
ржи

во ржи

Пользоваться этой подсказкой очень легко: достаточно мысленно подставить вместо встретившегося существительного слово-подсказку того же склонения. Посмотрите:

I скл.

у юнош_ – у земли
к мыльниц_ – к земле
в задач_ – в земле

II скл.

на муравейник_ – на столе
о мужчин_ – о столе
в мусоропровод_ – в столе

III скл.

из-за неосторожност_ – из-за ржи
к совест_ – ко ржи
о нежност_ – о ржи

Задание 38. Потренируйтесь.

Рассказал о горилл_, вспомнил о чемпион_, спустился на парашют_, увидел в комнат_, купил в павильон_, подскочил от радост_, боль в позвоночник_, забыл о достоинств_, были в безопасност_, подошел к учительниц_, пострадал из-за болтливост_.

Задание 39. Внимание! Нефонемное правило!

В русском языке есть группа существительных, правописание окончаний которых не подчиняется основному (фонемному) правилу нашего письма, – написание в них традиционное. Это существительные, оканчивающиеся в именительном падеже на -ия, -ий, -ие: армия, милиция (женский род), профилакторий, планетарий (мужской род), здание, правописание (средний род). В дательном падеже существительных женского рода и предложном всех трех родов единственного числа у них никогда не пишется буква е – только и: к милиции, в лекции, планетарии, здании. И поэтому сильной позицией проверять их не надо. Подробнее об этом мы поговорим во время изучения § 80, но тренироваться начнем уже сейчас.

Во всех ли существительных окончание ?

О(б) виновност_, взыскательност_, вибраци_, кипячени_, кинематографи_, музе_, плать_, кислотност_, купани_, диктант_, лавировани_, экспедици_, сочинени_, лице_, огораживани_, акаци_, жреби_, Наталь_, Натали_.

Задание 40. Допишите окончания предложного падежа.

В (о,об)кулинари_, фамили_, оваци_, действи_, санатори_, мэри_, Галиле_, копи_, аудитори_, драматурги_, Фараде_, коллекци_, комеди_, патрулировани_, брадобре_, горнолыжник_, наблюдени_, изобили_, повествовани_, решени_, гени_.

Задание 41. Волшебный квадрат. С таким заданием вы не раз еще встретитесь. Суть его в следующем: вам необходимо заполнить клеточки квадрата исходя из условия задания. Чаще всего эти клеточки должны быть заполнены одинаково и по горизонтали, и по вертикали, и по диагонали. Как, например, в этом задании: выберите из списка слов те, у которых в предложном падеже пишется окончание .

(О ком? О чем?) Соленье, рация, печенье, сиденье, лечение, Ксения, Порфирий, лаборатория, клокотанье, пение, постановление, томленье, томление, колыхание, колыханье, волненье, кондитер.

Задание 42. Проверьте себя.

1. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальн_ . Торопливый звон посыпался по комнат_, закатился под книжный шкаф и затих. <...…> Вдруг рука у него вздрогнула и повисла в воздух_ . 2. Петровна дремала на диван_, а мама ушла в театр. Она танцевала в театр_, но никогда не брала с собой туда Машу. 3. Копыта лошадей стучали по площад_. 4. На этом косогор_ художник написал один из лучших своих пейзажей. 5. В жизн_ Андерсена были годы душевной путаниц_ и мучительных поисков своей дорог_ в искусств_.

(Из рассказов К.Паустовского)

Разберите по составу слова торопливый, звон, повисла, затих, поисков.

ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Задание 43. Падежные окончания прилагательных пишутся в основном по фонемному правилу – проверяются сильной позицией. Для этого годится вопрос, на который прилагательные отвечают:

какая? – огромная, прекрасная; какой? – огромной, прекрасной; какими? – огромными, прекрасными.

…Некоторые окончания пишутся по традиционному принципу, например, о – е после шипящих и ц. Об этом разговор еще впереди, а пока займемся проверяемыми окончаниями.
Спишите словосочетания, вставьте и выделите окончания прилагательных.

Хлопчатобумажн_ комбината, стремительн_ атаку, межконтинентальн_ кораблю, назойлив_ соседку, тщательн_ уходу, двузначн_ числами, осенн_ красоту, давнишн_ подругу, захолустн_ городка, вкрадчив_ голоса.

Задание 44. Задание-запрет! В таких заданиях нельзя нарушать указанное условие. Например: пользуясь таблицей–подсказкой окончаний прилагательных, запишите данные прилагательные-синонимы во всех падежах единственного числа, при этом ни разу не использовав в окончании букву о. Остальные окончания выделите.

Образец

Ряд синонимов: легкий – простой – доступный

И. легкий, легкая, простая, доступный, доступная
Р. ——————
Д. ——————
В. легкую, легкий, простую, доступную, доступный
Т. легким, простым, доступным
П. ——————

Запишите данные прилагательные-синонимы, в окончаниях которых встречается буква о. Окончания выделите.

Для девочек: багровый – алый – огневой.
Для мальчиков: сильный – могучий – мощный.

Задание 45. Спишите текст, вставьте пропущенные окончания, выделите их и объясните правописание.

Налит_ злобой глаза королевы приводили всех в ужас, и она вынуждена была ходить в темн_ очках.
Так как вместо ногтей у нее росли львин_ когти, ей ничего не оставалось, как носить перчатки из толст_ лосин_ кожи. Обычн_ лайков_ оказывались недостаточно прочн_: когти прорывали их тотчас, как только она выходила из себя. Лют_ королева приводила в отчаяние бедн_, трудолюбив_ людей.

(По Е.Пермяку)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru