НОВЫЙ ПОДХОД
О.Ю. ПОТУПАЛО,
лауреат конкурса «Педагог района-2004»
в номинации «Учитель-исследователь»,
лицей № 6 им. А.Пушкина,
г. Одинцово, Московская обл.
Учить из будущего
Урок как социальный проект
Старшеклассникам
Мы привыкли рассматривать проблемы с
точки зрения исторического прошлого, а значит,
оглядываемся назад. Почему так происходит, мы
задаем себе вопрос, т.е. анализируем, крайне
редко, только ограничиваемся оценками: это плохо,
а это хорошо. И, уж конечно, будущее при этом никак
не учитывается.
Современный мир настолько динамичнее
развивается по сравнению с прошлыми столетиями и
даже десятилетиями, что мы только успеваем
констатировать факты и находить ошибки, а вот
исправлять их времени чаще всего не хватает. Все
это порождает пессимистическое настроение,
неуверенность в завтрашнем дне.
Жизнь заставляет искать новые, более
эффективные подходы, которые помогают людям
заглянуть в будущее, – следовательно,
действовать, мыслить, решать проблемы с точки
зрения человека будущего. Английский глагол project
означает, в частности, «переноситься мысленно в
будущее». И урок как социальный проект – это
такой урок, на котором рассматривается то или
иное явление, перенесенное в будущее,
«происходящее» в будущем, но начинающееся «здесь
и теперь». Эта форма урока позволяет в
образовательном процессе моделировать значимые
для личности и общества жизненные ситуации.
Благодаря этому ученик как личность приобретает
соответствующий опыт понимания общественных
отношений, социального поведения, получает
возможность заранее предвидеть результат и
избежать многих ошибок, которые лучше не
допускать, чем исправлять.
Тема: «Язык мой – друг мой?»
Содержание урока
1. Читаем ученическое
стихотворение.
МОЖНО
Можно теперь уехать куда-нибудь,
Что-нибудь написать,
Можно с красными пуговицами
Надеть пальто.
Можно пойти на митинг,
Или Россию спасать,
Или пить с друзьями вино,
Или в лото играть.
Можно хоть дом ремонтировать,
Хоть машину чинить.
Можно деньги делать хорошие,
Можно плохие. Да.
Можно кого угодно во всем винить,
Можно смотреть на воду, бегущую в никуда.
Можно гадать по звездам,
А можно луч зеркалом затуманенным
Зазывать в окно,
Можно на деловых пакетах
Крошить сургуч
Или пальцем размазывать
По клеенке пепельное пятно...
Когда от твоей колокольни
потерян ключ,
Все можно
И все равно.
Процессы, происходящие в обществе,
находят свое отражение прежде всего в языке, ведь
язык – это неотъемлемая часть сознания и
национальной культуры.
В наше сложное время, в период сомнений
и неуверенности, отсутствия надежных ориентиров
возникает вопрос: язык мой – друг мой? Или...
Итак, тема нашего урока: «Язык мой –
друг мой?».
Прежде чем отвечать на этот вопрос,
попробуйте одним словом сказать: что связано у
вас с понятием русский язык, какие ассоциации
вызывает у вас словосочетание русский язык? (Общение,
знания, культура, мудрость, свобода, понимание.)
2. Если язык способствует
эффективному общению, пониманию, помогает
обрести знания, свободу, постичь мудрость жизни и
познать культуру своего народа – значит, язык
помогает обрести гармонию с окружающим миром.
3. Вернемся к теме нашего урока и
определим, какие процессы влияют на язык в
большей мере – процессы обновления или
разрушения?
Составляется опорная схема.
4. Давайте проанализируем то, что мы
отразили в схеме.
Заимствование – это необходимое
условие обновления языка. Опасность возникает,
когда заимствование происходит неоправданно.
Подтверждение этому мы находим в популярных
среди подростков изданиях, где вместо таких
русских слов, как девушка, приятель,
употребляются слова английского происхождения: герла,
бойфренд.
Сленг. Обращаюсь к выдержкам из
журналов «молоток», «cool», «Bravo»:
Хроника светской жизни.
Еле выполз. По дороге начались глюки.
Меня стало вырубать.
В голове замкнуло от передоза, а самого веселого
продюсера поперло от музыки. Укуренная публика
тащилась от диких зарубов.
Гороскоп.
Если не будешь тупить, делать глупости,
то все замуты пройдут гладко, а там полная лафа.
Тельцов колбасит на разрыв между «хочу» и
«нельзя».
Реклама.
Хочешь, чтобы счастье длилось долго?
Тогда подпишись на молоток и прись!
Поговорим по душам.
Знаешь, под каким афоризмом готовы
подписаться все дети планеты? «Ох, достали меня
эти предки! Не могу с ними жить, а пристрелить
жалко!»
Носителями языка, который представлен
в молодежных журналах, являются школьники и
студенты.
Мы наблюдаем, что в эту группу слов
активно проникают слова, связанные с культом
силы, насилия, хулиганства, – это уголовная,
блатная и криминальная лексика, или по-другому – арго.
В наше время многие пишут, не только
писатели и публицисты. Хочу обратить внимание на
то, что наши писатели-классики считали: писать –
значит творить добро.
Ненормативная лексика. Предлагаю
вам взглянуть на ксерокопии и ответить на вопрос:
где бы вы могли это прочесть? (Раздают ксерокопии
страниц из рассказов Ирины Денежкиной.)
Говорить о произведении и ничего не
сказать о языке – это все равно что оценивать
певца только по его репертуару, не говоря о его
голосе.
5. Какую лексику использует Ирина
Денежкина? (Сленг, арго и ненормативную
лексику.)
6. Какое воздействие на общество
оказывает употребление такой лексики в
художественной литературе? (Вредное,
негативное, если такая лексика распространяется
за пределы той или иной группы, где она появилась.
Грубо непристойные слова, нецензурная брань
становится обычным делом, у молодого поколения
появляется иллюзия, что правду можно сказать
только матом.)
7. Увы, писать можно о чем угодно,
бумага все стерпит.
Владимир Иванович Даль утверждал: «С
языком шутить нельзя: словесная речь человека –
это видимая связь, звено между душой и телом,
духом и плотью». Существует предположение, что
если нормального человека заставить говорить
языком лагерной зоны, то у этого человека
обязательно появятся преступные мысли, а потом и
преступные действия.
Подведем итог.
Какие же последствия перечисленных
процессов, происходящих в родном языке, могут
ожидать нас в будущем? (Неоправданное,
чрезмерное заимствование ведет к потере
собственного лица и самобытности. Специфическая
речь накладывает отпечаток на духовное и
нравственное состояние общества, а значит, идет
процесс разрушения не только в языке, но и в душе,
сознании, культуре.)
8. Как вы думаете: проблема порчи
языка может решаться в рамках лингвистической
проблемы? (Нет, это проблема общества.)
9. Если она выходит за рамки
лингвистической проблемы – значит, переходит в
разряд социальной. (Но может быть и другое мнение:
язык сам справится, как это уже не раз бывало, –
например, в период революции 1917 года, – с
вторжением в него низкой лексики, обилием
иностранных слов – лишь бы существовали условия
для нормальной, стабильной жизни общества и
культурной жизни. Но и в этом случае мы
рассматриваем вопрос о языке в социальном
аспекте.)
Итак, мы сформулировали социальную
проблему.
Какой же прогноз? Можем ли мы
спроектировать свое будущее и таким образом
заглянуть в завтрашний день?
Что же можно сделать сейчас? Запретить
Ирине Денежкиной писать мы не можем. И вообще
запрет, принуждение – это не средство от болезни.
С какой же стороны мы можем подойти к решению
проблемы? (Сохранять, беречь, учиться ценить
культурные и духовные ценности, учиться
постигать красоту мира и слова, воспитывать
уважение к личности человека как к прекрасному
творению и творцу прекрасного. Тогда будущее
встретит духовно и нравственно развитая
личность.)
10. Давайте вместе попытаемся
спроектировать, наметить пути решения
социальной проблемы, обратившись к слову.
11. Предлагаю сегодня на уроке
поработать со словами экология и культура
и составить словосочетания. (Экология
окружающей среды, экология речевой среды,
богатая культура, национальная культура,
духовная культура.)
12. Остается восстановить
логическую цепочку и обозначить пути решения
нашей проблемы. Чтобы решить социальную
проблему, сформулированную нами на уроке,
необходимо воспитывать личность, опираясь на
перечисленные понятия.
А теперь обратимся к теме нашего урока.
Если язык помогает наметить пути решения важных
социальных проблем и тем самым помогает обрести
гармонию с окружающим миром и самим собой –
значит, язык мой – друг мой! Главное – чтобы у
молодого поколения дружба эта укрепилась как
можно раньше.
|