Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2004

ПОДСПОРЬЕ

Н.ШАПИРО


Полезные мелочи

Куча мала

Как начинать урок русского языка, чтобы получилось и весело, и в то же время по-деловому?
Многие учителя не только задумываются об этом, но и находят собственные решения. Вот что рассказала нам Лидия Васильевна Глотова из Воронежской области.
Иногда в начале урока провожу такую разминку. На доску вывешиваю самодельное пособие (назвали его «Куча мала»), которое делаю так: на лист ватмана наклеиваю вырезанные из старых газет и журналов заголовки с нужными мне на уроке сочетаниями слов. Потом говорю: «Части речи разбаловались, как дети на перемене. Наверное, даже имена свои забыли. Давайте им помогать». После того как определили, к какой части речи относится каждое слово из «кучи», предлагаю следующее задание: например, найти среди слов краткое причастие и рассказать все, что нам о нем известно.

Чуть-чуть изменим

Таблица, с помощью которой ученики Л.В. Глотовой изучают суффиксы причастий, почти ничем не отличается от той, какую используют все учителя. Но указания на залог и время размещены по-другому, и от этого все становится еще чуть-чуть понятнее и нагляднее.

Шел жук к цыпленку – эту фразу предлагает Л.В. Глотова для запоминания твердых непарных звуков.

Помогают генсек и комдив

И еще один совет от Лидии Васильевны.

Многие слова, которые учащиеся должны запомнить, можно проверить с помощью сложносокращенных слов. Вот несколько примеров из нашего словарика.

Бассейн – Донбасс, Кузбасс
Батарея – комбат
Гараж – завгар
Дивизия – комдив
Командир – главком
Комитет – местком
Корабль – линкор
Корреспондент – юнкор
Магазин – универмаг
Работа – прораб
Секретарь – генсек
Страхование – госстрах
Хозяйство – завхоз

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru