Я ИДУ НА УРОК
С.В. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан
Причастие как особая форма глагола
7-й класс
Цели: дать понятие о причастии и
способах его образования. Уметь отличать
причастие от прилагательного. Определять
признаки глагола и прилагательного у причастий.
Оборудование: рисунки, таблицы,
доска, цветной мел.
ХОД УРОКА
1. Запись даты и темы урока.
2. Повторим правописание глагола.
Спишите в столбик глаголы в 3-м лице
мн. числа, вставьте пропущенные буквы. Укажите
спряжение.
Завис_т, стро_т, вид_т, топ_т, кле_т,
смотр_т, нос_т, дыш_т, тревож_т (2-е спр.).
Се_т, бор_тся, пряч_т, кол_т, стел_т,
колыш_т, ве_т, та_т, ла_т (1-е спр.).
3. Объяснение нового материала.
Наблюдение за лазерной указкой.
Предмет маленький
(качеств. прил.),
серебристый (отн.),
девочкин (притяж.)
Обозначает признак предмета |
Предмет мигающий,
указавший (на доску)
Обозначает признак предмета |
Признак постоянный
Слово изменяется по родам, числам, падежам |
Признак временный – как
у глагола
Слово изменяется по родам, числам и падежам (как
прилагательное), слово указывает на время (тот,
что мигает, – наст. время; тот, что указал, – прош.
время) |
Вывод: это –
прилагательное |
Вывод: это –
причастие |
4. Попробуйте дать
самостоятельно определение причастию. Сравните
свою формулировку с учебником. Обозначьте
суффиксы причастий.
Образец:
зависЯт – зависЯЩий;
колЮт – колЮщий.
5. Образуйте причастия от
глаголов, которые мы записали в начале урока.
Обозначьте суффиксы у причастий.
Строящий, видящий, топящий, клеящий,
смотрящий, носящий, дышащий, тревожащий. Сеющий,
борющийся, прячущий, колющий, стелющий,
колышущийся, веющий, тающий, лающий.
Сделайте вывод: как спряжение влияет
на правописание?
С помощью каких суффиксов причастия образуются
от глаголов?
6. Распределительный диктант.
В одну колонку выпишите
прилагательные, в другую – причастия.
Чернеющая пропасть, спелый крыжовник,
спеющий виноград, черная ночь, собранные грибы,
белые грибочки, огромные поля, последний лист,
упавшие груши, ярко-желтый плод, горячее молоко,
догорающая заря, колосистая рожь, колосящаяся
пшеница.
7. Игра «Угадай причастие».
1) Корень у этого причастия такой же,
как у глагола выстилать.
2) Приставка – как у слова усопший.
3) Суффиксов два: как у глагола награждать и
как у слова бывший.
4) Это причастие стоит в форме единственного
числа, родительного падежа, женского рода.
(Ответ: устилавшей.)
8. Грамматическая тренировка.
Выполняем упр. 57 (Баранов М.Т. и др. Русский
язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 2002). Выпишите
причастия. Определите их вид и время.
9. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Чем отличается причастие от прилагательного?
С помощью каких суффиксов образуются причастия?
Какими морфологическими признаками
прилагательного обладает причастие?
Какими морфологическими признаками глагола
обладает причастие?
10. Домашняя работа.
Проработать материал § 9 учебника.
Выполнить упр. 57. Списать. Расставить
пропущенные запятые. К слову блестящий
подобрать однокоренные слова разных частей речи.
Сделать все виды разбора.
|