Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.В. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан


Причастие как особая форма глагола

7-й класс

Цели: дать понятие о причастии и способах его образования. Уметь отличать причастие от прилагательного. Определять признаки глагола и прилагательного у причастий.

Оборудование: рисунки, таблицы, доска, цветной мел.

ХОД УРОКА

1. Запись даты и темы урока.

2. Повторим правописание глагола.

Спишите в столбик глаголы в 3-м лице мн. числа, вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение.

Завис_т, стро_т, вид_т, топ_т, кле_т, смотр_т, нос_т, дыш_т, тревож_т (2-е спр.).

Се_т, бор_тся, пряч_т, кол_т, стел_т, колыш_т, ве_т, та_т, ла_т (1-е спр.).

3. Объяснение нового материала. Наблюдение за лазерной указкой.

Предмет маленький (качеств. прил.),
серебристый (отн.),
девочкин (притяж.)
Обозначает признак предмета

Предмет мигающий, указавший (на доску)
Обозначает признак предмета

Признак постоянный
Слово изменяется по родам, числам, падежам

Признак временный – как у глагола
Слово изменяется по родам, числам и падежам (как прилагательное), слово указывает на время (тот, что мигает, – наст. время; тот, что указал, – прош. время)

Вывод: это – прилагательное

Вывод: это – причастие

4. Попробуйте дать самостоятельно определение причастию. Сравните свою формулировку с учебником. Обозначьте суффиксы причастий.

Образец:

зависЯт – зависЯЩий;
колЮт – колЮщий.

5. Образуйте причастия от глаголов, которые мы записали в начале урока. Обозначьте суффиксы у причастий.

Строящий, видящий, топящий, клеящий, смотрящий, носящий, дышащий, тревожащий. Сеющий, борющийся, прячущий, колющий, стелющий, колышущийся, веющий, тающий, лающий.

Сделайте вывод: как спряжение влияет на правописание?
С помощью каких суффиксов причастия образуются от глаголов?

6. Распределительный диктант.

В одну колонку выпишите прилагательные, в другую – причастия.

Чернеющая пропасть, спелый крыжовник, спеющий виноград, черная ночь, собранные грибы, белые грибочки, огромные поля, последний лист, упавшие груши, ярко-желтый плод, горячее молоко, догорающая заря, колосистая рожь, колосящаяся пшеница.

7. Игра «Угадай причастие».

1) Корень у этого причастия такой же, как у глагола выстилать.
2) Приставка – как у слова усопший.
3) Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
4) Это причастие стоит в форме единственного числа, родительного падежа, женского рода.

(Ответ: устилавшей.)

8. Грамматическая тренировка.

Выполняем упр. 57 (Баранов М.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 2002). Выпишите причастия. Определите их вид и время.

9. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?
Чем отличается причастие от прилагательного?
С помощью каких суффиксов образуются причастия?
Какими морфологическими признаками прилагательного обладает причастие?
Какими морфологическими признаками глагола обладает причастие?

10. Домашняя работа.

Проработать материал § 9 учебника. Выполнить упр. 57. Списать. Расставить пропущенные запятые. К слову блестящий подобрать однокоренные слова разных частей речи.
Сделать все виды разбора.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru