МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
О.Н. ОБУХОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут
Зачетная работа по теме «Морфология»
5-й класс
I вариант
1. Укажите, какие значимые части слова
могут входить в основу:
а) корень, окончание;
б) корень, приставка, суффикс;
в) корень, приставка, суффикс, окончание.
2. Спишите, выделите корень. Вставьте
пропущенные буквы.
Раст_реть, ум_рать, выч_тать, раст_рать,
бл_стеть, ум_реть, выст_лить, отп_рать, уб_ру.
Кл_няться, р_внина, выг_рки, пор_вну, попл_вок,
ур_внять, пл_вец, р_стение, выр_внять (дорожку).
3. Выберите слова, у которых нет
окончания, обозначьте графически.
Край, хаки, земля, город, депо, свой,
морозно, раньше, вчера, бордо, завтра, тень,
кенгуру, дочь.
4. Определите, в каком примере верно
указаны основа и окончание. Выпишите номер
варианта:
5. Выпишите слова с приставкой на з.
Бе_жалостный, бе_смысленный, бе_ликий,
бе_предельный, бе_шумный, ра_вешанный, и_бегать,
и_портить, ра_плата, бе_воздушный, бе_брежный,
ра_дуть, и_пугать, ра_порядок, бе_умный, и_целить,
ра_бить, _жечь, _бить, _дуть, ра_жечь, _десь,
бе_конечный, и_ключить.
6. Выпишите группу слов, в которую
входят только однокоренные слова, к слову пить:
а) пила, пилить, напиток, кипит;
б) напиток, пою, сопит, пила;
в) напиток, пою, пила, пилить;
г) пила, напиток, выпью, отпить.
7. Выпишите правильный вариант
разбора слова по составу:
8. Запишите, вставьте пропущенные
буквы:
крупные ж_луди, посадил крыж_вник,
ж_лезная щ_тка, ж_лтый дымок, горяч_я пора,
вспомнил про пч_л, ле_кий ш_рох, красивый ш_в,
ц_плят, пальц_, ц_рк, ц_стерна.
9. Составьте слова по данным схемам:
10. Произведите морфемный разбор,
охарактеризуйте основу:
бесшумный; расти; водоросли.
II вариант
1. Укажите неверное утверждение:
а) При изменении слова получается
форма этого же слова.
б) В основе заключено лексическое значение слова.
в) Значимые части речи состоят из основы и
окончания.
г) Приставки и суффиксы служат для образования
новых слов.
2. Спишите, выделите корень, вставьте
пропущенные буквы:
выст_лать, бл_стать, сж_гать, ст_раю,
сд_рать, сд_рут, зам_реть, наст_лать, отд_ру,
изл_гать, отр_сль, заг_реть, к_саться, р_сток,
к_снулся, изл_жить, покл_ниться, Р_стов.
3. Выберите слова с нулевыми
окончаниями, графически обозначьте.
Брюки, шкаф, рагу, портной, лисий, бюро,
соловей, рук, судей, семь, метро, перелет, хорош.
4. Определите, в каком примере верно
указаны основы и окончания. Выпишите номер
варианта.
5. Выпишите слова с приставкой на с:
бе_жалостный, бе_смысленный, бе_ликий,
бе_предельный, бе_шумный, ра_вешанный, и_бегать,
и_портить, ра_плата, бе_воздушный, бе_брежный,
ра_дуть, и_пугаться, ра_порядок, бе_умный, и_целить,
ра_бить, _жечь, _бить, _дуть, ра_жечь, _десь,
бе_конечный, и_ключить.
6. Выпишите группу слов, в которую
входят только однокоренные слова к слову гореть:
а) загар, горький, горевать, горю;
б) загар, горю, горюю, горка;
в) загар, горю, горелый, загорать;
г) горю, горелый, горький, горевать, горка.
7. Выпишите правильный вариант
разбора слова по составу:
8. Запишите, вставьте пропущенные
буквы:
ч_рные нивы, ковром ш_лковым, тихим
ш_потом, ж_лтый лист, стуч_т т_ж_лые капли,
московское ш_ссе, родные братц_, душ_стый ц_корий,
ц_ркуль, ц_ферблат, ц_ц.
9. Составьте слова по данным схемам:
10. Произведите морфемный разбор,
охарактеризуйте основу:
безжалостный; ветка; красноголовый.
Зачетная карточка № 1
1. Выберите правильный вариант
ответа.
Лексика – раздел науки о языке,
который изучает слово с точки зрения его...
а) морфологических признаков;
б) смыслового назначения;
в) синтаксической роли в предложении.
г) звукового состава.
2. Составьте тематический ряд слов,
которые можно объединить названием:
а) положительные эмоции;
б) члены предложения;
в) морфемы;
г) профессии.
3. Найдите синонимический ряд, в
котором выражаются различные оттенки значения.
а) Робкий, несмелый, боязливый;
б) обманщик, плут, пройдоха;
в) скорый, стремительный, проворный, быстрый.
4. Сравните одинаково звучащие слова
в парах предложений. Вставьте, где это
необходимо, пропущенные буквы.
Злая такса ла_ла на прохож_х. – Деньги
за р_монт взимаются по таксе, прейскурант в_сит у
двери.
Артист пок_зал необыч_ный фокус. – Фотограф плохо
навел фокус.
Клуб дыма высоко поднимался в небо. – Новый клуб
открылся на нашей улице.
Печ_ еще не остыла. – Мама нач_ла печ_ пироги к
празднику.
5. Подберите антонимы к
прилагательным в словосочетаниях.
Свежий хлеб – свежий ветер; мягкий
хлеб – мягкий человек; светлая комната – светлая
улыбка; легкая задача – легкий предмет – легкое
платье – легкий завтрак – легкий ветер –
легкий характер.
6. Составьте словосочетания, где
данные слова выступали бы в роли омонимов:
спал, часы, рой, овсянка, белки.
7. Определите, какие слова
употреблены в прямом значении, а какие в
переносном. Выпишите их отдельными группами
вместе со словами, подсказывающими это значение.
Кипит вода, ревет ручьем,
На мельнице и стук, и гром,
Колеса-то в воде шумят,
А брызги вверх огнем летят.
От пены-то бугор стоит,
Что мост живой, весь пол дрожит.
Шумит вода, рукав трясет,
На камни рожь дождем течет.
(И.Никитин)
8. Найдите устаревшие слова,
объясните их значение (можно пользоваться
словарем).
С простертой дланью вдохновенно
Полонский здесь читал стихи. (А.Блок) И
сладкая слеза ланиту освежает. (К.Батюшков)
Посмотри в свой вертоград, в нем нарцисс уж
распустился. (А.Майков)
9. Выпишите из толкового словаря:
а) 2 слова с пометкой обл. Как
называются такие слова? Дайте толкование этих
слов.
б) 2 общеупотребительных слова.
10. Объясните значение
фразеологизмов:
задрать нос;
спустя рукава;
водить за нос;
засучив рукава;
вешать лапшу на уши;
бежать со всех ног.
Зачетная карточка № 2
1. Найдите словосочетания,
семантически не сочетаемые. Исправьте их
семантику.
Фиолетовый апельсин, сочное яблоко,
кричать шепотом, интересная книга, спит бегом,
примерная ученица, холодная зима, вечнозеленое
дерево, железные тучи, горячая луна, ехать пешком,
осиновый лист, восклицательный знак, склонить
голову.
2. Исключите лишние слова из
тематических рядов, объедините оставшиеся
обобщающими словами.
карась, щука, акула, моллюск, ерш;
москвич, киевлянин, узбек, харьковчанин, негр;
ель, сосна, ствол, одуванчик, осина, пальма;
голова, рука, усы, колено, глаз, спина, грудь,
живот.
3. Подумайте: какие антонимы можно
подобрать и вставить в данные пословицы?
Запишите.
Родимая сторона – мать, а чужая – ...
Иди вперед, а оглядывайся ...
От доброго не бегай, а ... не делай.
Подальше положишь – ... возьмешь.
Смелый там найдет, где ... потеряет.
4. Определите: в каких лексических
отношениях находятся одинаково звучащие слова?
лисий мех – кузнечный мех; сделать
добро – чужое добро; карнавальный наряд – наряд
на уголь – наряд милиции; вид растения –
здоровый вид – альбом с видами Оби.
5. Укажите группу слов, в которой
правильно приведены синонимы к слову смелость:
а) отвага, храбрый, мужество,
бесстрашие, гордость;
б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие,
гордость.
6. Составьте словосочетания,
доказывающие многозначность выделенных слов:
варить сталь, кисть винограда, накопить
опыт, иглы сосны, нос лодки, птичья клетка,
звезда экрана, тяжелый камень.
7. Определите, какие слова
употреблены в прямом значении, а какие в
переносном. Выпишите их отдельными группами
вместе со словами, подсказывающими это значение.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг.
(И.Никитин)
8. Найдите устаревшие слова,
объясните их значение (в случае затруднения
воспользуйтесь словарем).
Блеснет заутра луч денницы, и заиграет
яркий день. (А.Пушкин)
Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий
на светлом челе. (А.Пушкин)
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись
волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги
сердца людей. (А.Пушкин)
9. Какое слово самое «молодое»?
а) Босоножки, сандалии, кроссовки;
б) кафтан, шуба, куртка;
в) баталия, сеча, бой;
г) арифметика, компьютер, счеты;
д) радио, фотоаппарат, магнитофон.
10. Объясните значение
фразеологизмов:
водой не разольешь;
считать ворон;
закидывать удочку;
ждать у моря погоды;
зарубить на носу;
петь с чужого голоса.
Зачетная карточка № 3
1. Запишите словосочетания, вставьте
пропущенные буквы. Произведите синтаксический
разбор словосочетаний по плану.
Чес_ный ответ; чу_ствовать, усталость;
ч_ствовать героя; гиган_ская гора; уча_ствовать в
соревновании; мес_ный говор.
2. Найдите и выпишите словосочетания.
Из-за туч, валун, лежит, кричали,
заунывно, зарослями кустов, жил в лесу, говорил
тихо, девушка зажгла, коньки и лыжи.
3. Подчеркните основы предложений;
укажите, какими частями речи они выражены.
Вставьте, где нужно, тире.
Белый пар по лугам расстилается. <...>
От зари алый свет разливается.
(И.Никитин)
Ворон чуткая и умная птица.
Кто-то терем прибирал.
(А.Пушкин)
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения. Составьте схемы предложений.
С уж_сающим воем кот сорвался с б_резы
упал на землю подскочил и умчался под дом. (К.Паустовский)
Лес весь раскрашен в желт_ красн_ золотист_ краски
осени. (Г.Скребицкий)
Я шел по улице пешком и повстр_чался со щенком. (А.Барто)
5. Спишите, подчеркните обращения.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Эй сороконожки бегите по дорожке. (К.Чуковский)
Спой нам ветер про дикие горы. (В.Лебедев-Кумач)
Подкралась осень незаметно. Осень осень подожди
гнать по небу тучи! (Л.Яхонтов)
Добро пожаловать скворцы!
6. Подчеркните вводные конструкции;
какое значение они вносят в предложение? Знаки
препинания не расставлены.
Кажется приближается поезд. Мы поплыли
дальше и наконец увидели маленькую лодку.
Во-первых ледники тают и из-под них вытекают
ручьи.
7. Произведите письменный
синтаксический разбор предложения.
Синицы висели на ветках и заглядывали
в окно из-под листьев клена. (К.Паустовский)
8. Выпишите сложные предложения,
составьте их схемы. Знаки препинания не
расставлены.
Утром звезды удаляются потому что по
небу движется солнце. (А.Шаров) Махнул он
рукавом и поднялась в лесу метель от земли до
неба. (С.Маршак) Пурпурный лист на дне
бассейна сквозит в воде и день погас. (М.Волошин)
Месяц огненным шаром встает красным заревом
лес обдает. (И.Никитин)
9. Найдите предложения,
соответствующие схеме А: «П». Преобразуйте их в
предложения с косвенной речью. Знаки препинания
не расставлены.
Полно плакать мальчуган сказал. И
старый дом беззвучно мне говорит Да, без хозяев
мне скучно. (И.Бунин) Он с грустью отвечал я не
вернусь туда. Дай мне звезду твердит ребенок
сонный. (И.Бунин)
10. Составьте предложения по схемам.
Зачетная карточка № 4
1. Используя данные слова, составьте и
запишите словосочетания, вставьте пропущенные
буквы. Произведите синтаксический разбор
словосочетаний.
Ненас_ный, погода; прелес_ный, лицо;
объед_ниться, группы; ше_ствовать, улица; писать,
а(к,кк)уратно; сражаться, смело.
2. Найдите и выпишите словосочетания.
Кричали галки, у дороги, родное село,
длинными рядами, дом на дюнах, чистый и
аккуратный, шли и пели, полил дождь.
3. Подчеркните основы предложений;
укажите, какой частью речи они выражены.
Вставьте, где нужно, тире.
Хлеб батюшка, водица матушка. (Пословица)
В лесу знал я маленькое озеро. (В.Бианки)
С листьев брызнет роса серебристая. (И.Никитин)
Далеко-далеко колокольчик звенит. (И.Никитин)
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения. Составьте схемы предложений.
Заметил нас за_ц и поскакал в лес. (Г.Скребицкий)
Нас_жает дед ребят полн_ санки и в_зет в школу.
Ноч_ю сильнее пахнут мята и ромашка. (Д.Зуев)
5. Спишите, подчеркните обращения.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Здравствуй ветер ветер здравствуй! Ты
куда летишь вихрастый?
Не трещите морозы в заповедном бору.
К утру мороз крепчал.
Муравьи санитары леса.
6. Подчеркните вводные конструкции;
какое значение они вносят в предложение? Знаки
препинания не расставлены.
Бесспорно свежа распустившаяся роза!
На небе к счастью светила луна. Вероятно снег
падал медленно и бесшумно.
7. Произведите письменный
синтаксический разбор предложения.
Запах березового дыма смешивался с
запахом листьев. (К.Паустовский)
8. Выпишите сложные предложения,
составьте их схемы. Знаки препинания не
расставлены.
Черная река зябла и струйки пара
перебегали всюду. (М.Пришвин) Капитан
растирал между пальцами желтые листья и от
листьев шел запах горечи. (К.Паустовский) Мы
боялись что от первой спички лес вспыхнет. (К.Паустовский)
Когда слух привык к тишине я услышал журчание
воды в пещере.
9. Найдите предложения,
соответствующие схеме «П», – а. Преобразуйте их в
предложения с косвенной речью. Знаки препинания
не расставлены.
Ау Ау Ау отозвались на разные голоса
совсем рядом. (А.Фадеев) Вот бывало прилетит
грачонок я посыплю ему крупы и спрашиваю Кашки
хочешь дурашка. (М.Пришвин) Эта веревочка мне
пригодится подумал я. Он с грустью отвечал Я не
вернусь туда.
10. Составьте предложения по схемам.
Зачетная карточка № 5
1. Используя данные слова, составьте и
запишите словосочетания, вставьте пропущенные
буквы. Произведите синтаксический разбор
словосочетаний.
Прод_лжаться, долго; быстро,
раздр_жаться; вз_ерошить, волосы; от_ехать,
деревня; под_бежать, дом; с_узить, юбка.
2. Найдите и выпишите словосочетания.
Газовый ночник, мягкий и теплый, луна
поднялась, снег летел, медленно пошла, шевелятся
от ветра, у дома, гранитный валун.
3. Подчеркните основы предложений;
укажите, какой частью речи они выражены.
Вставьте, где нужно, тире.
Мы долго жили в деревне.
Глазастый кузнечик бойко шаркает ножкой по
крылышку. (Н.Сладков) Москва столица. И вдруг
откуда-то издали слышится ответный крик селезня. (Г.Скребицкий)
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения. Составьте схемы предложений.
Над пенящимся морем круж_ли и крич_ли
ч_йки.
Я делаю еще один шаг и погружаюсь в зелен_
м_рцание волны.
Дороги уходят вдаль и исчезают в темнот_ больш_
глубин.
5. Спишите, подчеркните обращения.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Догорай костер дотла! Прощай любимый
город. Свети нам солнышко свети. Тропинка куда ты
бежишь? Неужели Коля ты забыл о встрече?
6. Подчеркните вводные конструкции;
какое значение они вносят в предложение? Знаки
препинания не расставлены.
Кажется с пляжа доносился веселый
смех. Снегирь по-моему пухленькая красногрудая
птичка. Разумеется март первый месяц весны.
7. Произведите письменный
синтаксический разбор предложения.
Дождевые капли падали на землю, тяжело
шлепались о листья. (К.Паустовский)
8. Выпишите сложные предложения,
составьте их схемы. Знаки препинания не
расставлены.
Листья пожухли и громко шуршали при
ветре. Когда он вышел на улицу луна скрылась за
облаками. Мы прибавили шагу потому что
надвигалась гроза. Деревья уже опали и желтые
листья засыпали колеи дорог.
9. Спишите, расставьте знаки
препинания, составьте схемы. Преобразуйте их в
предложения с косвенной речью.
Синеглазка взяла со стола рецепт и
сказала Вам надо лежать. (Н.Носов) Хочешь
Пулька я подарю тебе твой портрет предложил
Незнайка. (Н.Носов) Дедушка вчера говорил на
заре хорошо клюет. (Г.Скребицкий) У этой
хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят
говорили люди. (С.Маршак)
10. Составьте предложения по схемам.
Зачетная карточка № 6
1. Используя данные слова, составьте и
запишите словосочетания, вставьте пропущенные
буквы. Произведите синтаксический разбор
словосочетаний.
С_экономить, время; об_уздать, конь;
нав_ючить, верблюд; разол_ю, стаканы; раз_ед_нить,
провода; без_облачный, день.
2. Найдите и выпишите словосочетания.
Стоял и слушал, запахло в комнатах,
дарила девочка, громко свистел, переливчатый
звон, туманная даль, синие и красные, поднялся
высоко.
3. Подчеркните основы предложений;
укажите, какой частью речи они выражены.
Вставьте, где нужно, тире.
Гранит прочный камень. Я люблю свой
родной край. Амур самая длинная река России. Небо
высоко и прозрачно.
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения. Составьте схемы предложений.
Ежи уничтожают вредн_ нас_комых воюют с
крысами и мышами загрызают _довит_ змей на своих
к_люч_ках они т_скают в берлоги мя_кий мох и сух_
листья.
Ежи скоро привыкают к людям и делают_ся руч_ными.
(По Г.Скребицкому)
5. Спишите, подчеркните обращения.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Песню эту пронесем друзья по свету.
Друзья познаются в беде. Из-за тучи появилось
солнышко. Расскажи мне пожалуйста об Андерсене.
Не боли ты душа – отдохни от забот! (И.Никитин)
6. Подчеркните вводные конструкции;
какое значение они вносят в предложение? Знаки
препинания не расставлены.
Очевидно все выбежали из квартиры. На
голове у дамы правда была шляпа. Быть может ей
пришла в голову мысль вить там гнездо.
7. Произведите письменный
синтаксический разбор предложения.
Наша лошадь весело бежала по гладкой
дороге. (Г.Скребицкий)
8. Выпишите сложные предложения,
составьте их схемы. Знаки препинания не
расставлены.
Он видит как поле отец убирает. Гроза
отходила куда-то на восток и оттуда доносился
рокот грома. Справа от нас возвышалась плотина
которая сдерживала всю массу воды. Прилетели
птицы и заполнили своим пением лес.
9. Спишите, расставьте знаки
препинания, составьте схемы. Преобразуйте их в
предложения с косвенной речью.
Когда вы возвращаетесь спросили
Володю.
Он пригласил ступайте ребята за мной.
mЧто за чудо мыслит он. Испугался старик,
взмолился Что ты баба белены объелась?
10. Составьте предложения по схемам.
Зачетная карточка № 7
1. Используя данные слова, составьте и
запишите словосочетания, вставьте пропущенные
буквы. Произведите синтаксический разбор
словосочетаний.
Тр_пинка, лес; ра_пределить, группы;
правильно, ра_пределить; л_тний, утро; дальний,
п_ход; инт_ресный, ра(с,сс)каз.
2. Найдите и выпишите словосочетания.
Пошел медленно, у дома, веселый звон,
дорожки у леса, поднимался пар, затихли голоса,
звон колокольчика, теплые дни.
3. Подчеркните основы предложений;
укажите, какой частью речи они выражены.
Вставьте, где нужно, тире.
Липким запахом веет полынь. Я люблю
весеннее чириканье воробьев. Летний дождь одно
удовольствие. Что случилось в городе?
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения. Составьте схемы предложений.
Все видели и знают ежей.
Это очень смирн_ и кротк_ звери.
Днем они спят а ночью выходят на охоту.
5. Спишите, подчеркните обращения.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Что ты клонишь над водами ива макушку
свою? (Ф.Тютчев) Спи дитя мое усни. (А.Майков)
Не шуми ты рожь спелым колосом. (А.Кольцов) Ты
раскрой мне природа объятья. (И.Бунин) Что ты
бродишь по лесам?
6. Подчеркните вводные конструкции;
какое значение они вносят в предложение? Знаки
препинания не расставлены.
Во-первых совсем не затем орел мышей
ловит, чтоб их прощать. Однако ж Аленушка не
сдавалась. Правда внешность Коровьева
изменилась.
7. Произведите письменный
синтаксический разбор предложения.
Выткался на озере алый свет зари. (С.Есенин)
8. Выпишите сложные предложения,
составьте их схемы. Знаки препинания не
расставлены.
Снег закрывал все предметы и белая
пелена одолевала землю. Филька разломил буханку
хлеба и подал ее лошади. Когда мне было десять лет
я прожил целую зиму в деревне. Если идут теплые
дожди то в лесу появляются грибы.
9. Спишите, расставьте знаки
препинания, составьте схемы. Преобразуйте их
в предложения с косвенной речью.
Стой! Грянул голос громовой. Я еду на
море! обрадовалась маленькая Маша. Мы попросили
пасечника Покажи нам дедушка улей. Ты вразумил
меня герой со вздохом голова сказала. Молчи
коварный чародей! прервал наш витязь. Петр сказал
В субботу мы идем в поход.
10. Составьте предложения по схемам.
Зачетная карточка № 8
1. Используя данные слова, составьте и
запишите словосочетания, вставьте пропущенные
буквы. Произведите синтаксический разбор
словосочетаний.
Звонко, п_бежать; писать, а(к,кк)уратно;
поз_няя, осень; играть, сне_ки; опасный, п_ворот;
р_дной, край.
2. Найдите и выпишите словосочетания.
Вернулся отец, рубил в саду, низкие
деревья, свет падал, падал сбоку, свет свечей,
рубил деревья, она засмеялась.
3. Подчеркните основы предложений;
укажите, какой частью речи они выражены.
Вставьте, где нужно, тире.
В глухих сосновых лесах живут глухари.
Глухарь самая большая птица в наших лесах. Летом
скрываются они вместе с лосями в глухих чащобах.
Песня глухаря удивительна.
4. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания. Подчеркните однородные члены
предложения. Составьте схемы предложений.
Листья в осенн_ пляск_ круж_т_ся падают
скач_т устилают землю и воду пестр_м ковром. (Н.Сладков)
По всему лесу разд_ют_ся шорохи шелесты ш_поты. (Н.Сладков)
Перекрашивают_ся в разн_ цвета березы клены
осинки. (Н.Сладков)
5. Спишите, подчеркните обращения.
Расставьте недостающие знаки препинания.
Засыпай же зима до весны золотой. (И.Никитин)
В дожде закатном радуга сияла. (И.Бунин)
Кукушкин голос в сонной чаще раздавался. (И.Никитин)
Голубые цветки в прошлогодней траве показались
на свет из-под снега. (И.Никитин)
6. Подчеркните вводные конструкции;
какое значение они вносят в предложение? Знаки
препинания не расставлены.
Он остановился наконец и покачал
головой.
Наконец пришел хозяин. По-моему он недурен.
7. Произведите письменный
синтаксический разбор предложения.
Белые акации стояли в цвету и
наполняли воздух ароматом.
8. Выпишите сложные предложения,
составьте их схемы. Знаки препинания не
расставлены.
Когда человек с любовью наблюдает
окружающий мир он отдает ему частицу души. (А.Шаров)
Иван Царевич поблагодарил старичка и пошел за
клубочком.
Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко
ушло. (М.Пляцковский) Потянул ветерок и темная
туча заволокла горизонт.
9. Спишите, расставьте знаки
препинания, составьте схемы. Преобразуйте их в
предложения с косвенной речью.
Приплыла к нему рыбка спросила Чего
тебе надобно старче?
Ей с поклоном старик отвечает Смилуйся
государыня рыбка! (А.Пушкин)
Хотите ребята отведать меду спросил нас
пчеловод. В субботу мы идем в поход сказал Петр.
10. Составьте предложения по схемам.
|