УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
В.В. МЯГКОВА,
г. Советская Гавань
Продолжение. См. № 43, 442004
Как пробудить интерес к русскому языку
(Заметки неравнодушного
учителя)
Творчество
Твори,
выдумывай,
пробуй!
(В.Маяковский. Хорошо!)
Родной язык – достояние всего
народа-«языкотворца». Каждый человек, овладевая
родным языком, делает в этой области открытия всю
жизнь. Слышать Слово, радоваться, постигая его
«самовитость» и «самоценность», самому творить!
Поэтому каждый год я провожу много конкурсов,
участвуя в которых нужно сочинить оригинальные
тексты, отвечающие определенным условиям. О
таких «играх со словами» часто пишет газета
«Русский язык» (Р.Альбеткова, Л.Петрановская и
др.).
1. «Рассказ по алфавиту» – первое
слово начинается на букву а, второе – на б
и так далее. Задача довольно сложная, поэтому
допускаются «рассказы с многоточием», то есть
незавершенные. Вот удачные рассказы победителей
этого конкурса в разные годы.
Аришина бабушка водит грузовик. Дорога
– ее жизнь. Заезжает изредка йод купить. Любит
модные нарядные обновки. Печет расстегаи с
творогом. Утром – физкультура, хороший цветочный
чай. Шоферит щепетильно, элегантно. Юмористка
явная.
(Екатерина Бугай)
Американец был высокий голубоглазый
детина. Ел желе зеленое и йогурт клубничный.
Любил многообразие новых ощущений. Пил разом
семь толстостенных узкогорлых фляжек холодного
целебного чая. Шел, щеголяя элегантным
южноафриканским ягдташем.
(Евгений Косолапов)
Алчная бабушка вечером готовила
деликатес. Едва жаркое запенилось и кусочки лука
медленно начали оседать, пухлая румяная старушка
тщательно уложила фазаньи хваленые цевки,
чуть-чуть шевельнув щипцами экспортированный
югославами язык.
(Виктория Михайлина)
2. Рассказ-тренажер. Набираем
словник на какое-либо правило. Нужно написать
короткий интересный рассказ (иногда – одно
большое предложение), употребив как можно больше
слов на данное правило.
Мой папа – знаменитый дирижер,
И жизнь у нас – сплошной мажор.
В ресторан мы ходим недешевый,
И редкий кот у нас есть камышовый.
На рынке мы ему берем печенку,
Ведь он отказывается есть тушенку!
Однажды испугал кот старушонку
И поцарапал рыжую девчонку.
И в наказанье на ночевку
Пошел в подвал стеречь грушовку.
(Екатерина Бугай)
3. Рассказ из односложных слов. Победителей
этого конкурса мы определили в трех номинациях:
самый длинный рассказ (в нем было употреблено 362
разных слова), самый интересный и самый
оригинальный по композиции.
Ночь. Шел дождь. Я лег спать. Мой сон:
День. Свод без туч. Я шел в лес, взяв нож, чай и
хлеб. Глядь – гриб, глядь вбок – там их тьма! Стал
брать. Брал, брал, шел, шел, вдруг – дом. А там мой
дед с псом, стол и стул да плюс печь. Я сел за стол.
Пью чай да ем хлеб. Дед дал мне сыр. Смак! Съел все
и вмиг влез на печь. Дед взял дров – и в печь. Ночь.
Тьма. Я сплю. Мой сон:
День. Свод без туч...
(Данила Новиков)
Жил у нас дог Тим. Он был стар. Раз я, дед
и пес шли в лес. Тим брал след и гнал лис. Но вдруг
влез в грязь и все. Дед Фрол сел на пень и дал из
рук хлеб псу. За пнем был еж. Он нес груздь. Я: «Ух
ты!». Вдруг хруст. Тигр? Нет, вон лось.
– Дай соль, дед.
– На, внук.
– Ешь, лось.
– Слышь, Ян, вой?
– Ой, вдруг волк? Кыш, лось, волк здесь!
Дог стал выть. А волк тут как тут.
– Ой, у пса же нет сил, он стар!
– Нет сил, а есть ум!
Волк – в бой! А Тим хвать за хвост – и все! Вот так!
Наш друг Тим храбр и смел. Сгинь, злой волк!
Ай да Тим! Он спас нам жизнь.
– На кость!
Пес сел под ель и стал грызть кость. Дед взял хлеб,
сыр, чай и мед, а я – сок и торт. Вдруг дождь. Мы в
дом.
– Тук-тук!
– Кто?
– Мы, мать!
– Ян, как ты мокр, и ты, дед, ах, и ты, Тим!
Я стал мыть пса. Вот он и чист.
– Все за стол!
– Мам, дай джем из груш.
– Нет, сын, ешь борщ и лук, чтоб был сыт.
Вдруг кот Том прыг на стол. Борщ на пол, лук на пол,
хлеб на пол.
– Ах ты хам! Ах ты тварь! А ну брысь!
Я стал мыть пол. Вот так «мил» наш Том.
(Дарья Монахова)
Ночь. Шел дождь. Вор взял лом и влез в
банк. Я – мент, я был там. Вор не смог вскрыть сейф.
Тут я в крик: «Ах ты, гад! Стой!». Он как даст мне в
лоб. Я – шлеп, а он – в дверь! Не мой день... Вот дед
– тот был мент! Не то что я... Я встал, шмыг вслед.
Ну и где же он? Вот ведь вор – как тень.
Я дал знать в штаб. Вмиг взвод ко мне. Мы шли за
ним: вор в лес – и мы в лес, вор на луг – и мы на
луг. Вор – за ствол. Был бой. Мент полз, взяв нож, и,
как в пень, в бок. Вор брык – и труп. А тот мент –
мой друг.
(Антон Захаров)
Ночь. Льет дождь. Не час, не два, а три.
Вдруг стук в дверь. Мать, сын, дочь и дед вмиг бок о
бок. Сын ни жив ни мертв. Дед вслух: «Оль, не плачь,
а спрячь дочь в шкаф». А сам в зал за стол и раз...
сто грамм. Вслед за тем вновь стук. Все в дрожь.
Лишь сын взял ключ и нож. Дед – взгляд на дверь:
там враг иль друг, смерть иль жизнь... Но там ни то
ни се. Сквозь дверь: «Здесь Влад, твой брат». «Ох!»
– у всех вздох.
(Анна Карнеева)
Шел снег. День был сер, хмур. Я спал.
Вдруг стук в дверь. Я встал, глядь за дверь – а там
мой друг. Он дал мне рубль – долг. Мы за стол: пить
чай, есть торт. Тут писк. Это мышь. Мой кот прыг за
ней. Друг на стол, я на стул. Шум, гам, крик, все
вверх дном!
(Иван Костомаров)
4. Рассказ, в котором нужно
употребить как можно больше слов, содержащих
определенное буквосочетание, например, три
или сто.
У меня три привязанности: моя сестрица
Катрин, триллеры и кот Тришка. Он
доставляет немало хлопот: то подотри за ним,
то смени трикотажную подстилку. Кот любит
залезть на антресоли и смотреть оттуда, как с трибуны,
или сидеть около аквариума, где живет тритон,
и наблюдать за пролетающими стрижами. Я читал
трилогию о триумфе актрисы и о ее
любви к попу-расстриге. Было скучно. Зашел
одноклассник Дмитрий, коротко стриженный.
Мы обсуждали, как патриоты, школьные дела:
алгебру с матрицами, химию с натрием,
геометрию и тригонометрию с симметрией.
(Елизавета Гришина)
Эта настоящая жестокая история
произошла в Ростове и стала достоянием
общественности.
Была весна, распустились листочки, прилетели
ласточки. В ресторане у стойки бара стоял
столичный гость аристократического вида.
В углу зала за столом, на некотором расстоянии
от окна, сидел человек в бостоновом костюме.
Это был ростовщик, а вместе с ним за столиком
сидели пастор и настоятель местного
монастыря. «Христос и апостолы» – вот
тема их беседы. Перед ними на тарелках лежал
жареный толстолобик и стояли стопки.
В окно было видно, как возле здания стоматологии
остановились сторож столовой и столяр,
пытаясь о чем-то столковаться. Столяр кричал:
«Простофиля, остолоп, бестолочь!». Сторож
густо покраснел и часто заморгал, затем
расторопно выхватил пистолет и
выстрелил. Раздался стон, и столяр упал на
мостовую головой в сторону востока.
Прозвучал свисток постового,
прибежавшего на место происшествия. Эта жестокость
просто поразила всех и привела в состояние
столбняка. Столичный гость, любитель эпистолярного
жанра, постоянно лихорадочно вытирал лицо
платком, доставая его из кармана чистошерстяного
касторового костюма, затем побледнел и
выбежал на простор.
(Максим Гришин)
Растолстевший бестолковый
подросток вместо урока чистописания стоял
у стойки в столовой. Неосторожно столкнув
со стола простоквашу, он застонал и,
неистово растолкав простодушного столяра,
властолюбивого постового и стоматолога-эстонца,
выскочил на улицу, застопорившись на просторной
мостовой – настоящей
достопримечательности столицы.
В столице листопад. Лучисто, игристо,
цветисто, часто и густо падают на мосток
листочки. Расторопная ласточка,
устроившись на столбе, стосковалась по восточной
сторонушке. Наш остолоп остолбенел.
Будто чистопородный мастодонт, он растопыренными
стопами чуть не растоптал чистотел –
росток с лепесточками. Стоп! Не стоит
быть стопроцентным простофилей.
Вот такая история.
(Никита Маслов)
5. Рассказ с анаграммами.
ШУТКА ИЗ БОКАЛА
Однажды на праздник ко мне пришла
подруга, обожавшая химичить. Тут-то все и
началось!
Бокал для нее был как колба. Эта умница
умудрилась устроить там прямо цунами! Шутка
ли! Налила воды, кинула туда перец (1 штука),
горчицу (1 ложка), добавила сока (0,5 чашки). Да в
этой вкусовой гамме, горячей и густой, как в магме,
даже плюшка не тонула, а плавала, как шлюпка.
Ужас!
Я подумала: «Вот пострел, а? Уже стремится на престол
практической химии!» – и выпила смесь.
В голове зашумело, словно там пронесся табор
цыган. «Обрат, и то вкуснее!» – заметила я,
чувствуя себя настоящим клоуном. Появилось
ощущение, что пол квартиры под уклоном. «Ну, я
эту шпалу! Опять лапшу на уши повесила!» –
мелькнуло в голове, и я отправилась на поиски
негодницы. Автора этого отвара нигде не
было. «Жаль, что она ушла, – вздохнула я. – Было
весело!».
(Александра Мицук)
НОВЫЙ ГОД
Химик одиноко встречал Новый год. Колба
была наполнена шампанским и заменяла бокал.
Вдруг сукно, которым был обтянут конус
лампы, потемнело. Из-за лампы выползла тень
чьего-то ласта и схватила со стола атлас
– путеводитель по таблице Менделеева. Появился
страшный пират, на его запястье был
вытатуирован тапир, на плече сидела крыса,
а самого пирата вез черный как ночь рысак. Из
рук химика выпала вяленая вобла, ведь пират
появился внезапно, как обвал в горах.
– Постойте, как вы смеете врываться в мой дом? Это
вам не приключенческий роман! Ой, мне нельзя
волноваться! У меня каждодневная норма
адреналина! – завопил химик и упал в кресло.
– Как ты разговариваешь со мной, комар! Корма
моего корабля может запросто раздавить тебя! –
рявкнул пират.
– Ой, мне плохо, – захныкал химик.
– Да ладно, успокойся, я ведь только актер.
Меня прислали твои друзья, чтобы вручить тебе
подарок. Вот универсальная терка, о которой
ты мечтал!
Химик нерешительно улыбнулся, а в комнату уже
входили его друзья, салютуя хлопушками и весело
смеясь. Чудесный был Новый год!
(Анна Бугай)
Каприз этой дамы – приказ для
молодого человека. В понедельник она заявила, что
среда – день, когда он может навестить ее, и
дала свой адрес. Визит стал для юноши пыткой.
За столом она захотела поставить салат на
старинный атлас. «Колба – это прекрасный бокал,
наполните ее шампанским!» – велела капризница
юноше. Он принес ей прекрасное масло, а она
фыркнула, что это смола. Она приказала
свернуть сукно в конус и тут же потеряла к
этому интерес. Молодой человек убрал с
вспотевшего лба волос и сказал ей ласковое слово.
Но ласка на девицу не подействовала, она
оставалась неприступна, как скала.
Разочарованный, он бросился вон, но в конюшне
стоял не рысак, а злобно шипела большая крыса.
(Сергей Видюк)
Спонсор публикации статьи: интернет-проект "Поиск слова", который будет интересен и полезен всем любителям решать кроссворды, загадки со словами, анаграммы. Последние в настоящее время приобретают все большую популярность. Поиск анаграмм тренирует мозг, развивает логическое мышление, расширяет кругозор. Поверьте, решать анаграммы ничуть не менее увлекательно, чем отгадывать кроссворды, сканворды и ребусы! Можно составлять слова из заданного набора букв, можно, переставляя буквы одного слова, находить другое. Надеемся, что и Вы, и Ваши дети получат удовольствие, расшифровывая эти буквенные головоломки. И было бы так здорово, если бы кто-то из младших членов Вашей семьи вечером вместо посещения портала с очередными компьютерными "бродилками" или "стрелялками" зашел на сайт poiskslova.com, чтобы попытаться разгадать тайны слов и букв, или предложил Вам посоревноваться в решении анаграмм. Это будет значить, что в полку любителей русского языка прибыло!
Игра
Играть всерьез.
(Название рубрики газеты «Русский
язык»)
Сама я очень люблю разные
интеллектуальные игры, разрабатываю и провожу их
еще со своих школьных лет. А сейчас уже вместе с
учениками придумываем лингвистическое
наполнение для полюбившихся телевизионных игр:
«Счастливый случай», «Своя игра», «Что? Где?
Когда?», «Брейн-ринг». Сидим после уроков,
придумываем, спорим, смеемся. Потом готовим
декорации, реквизит, проводим игру, с трепетом
ждем реакции зрителей и участников. Некоторые из
наших игр были напечатаны в газете «Русский
язык» (№ 39, 42/1997, № 29/1999).
Любопытство и любознательность
Любопытной Варваре
на базаре нос оторвали.
(Пословица)
Нашим любопытным любознайкам такая
экзекуция не грозит. Мы поощряем здоровое
любопытство, а уж любознательность – тем более.
Любознайкам предлагаю заглянуть в энциклопедию
«Русский язык», найти слово, которое чем-то
заинтересовало, удивило, рассмешило, – словом,
показалось необычным, и рассказать о нем всем
ясно и доходчиво. Называем эти рассказы «Слыхали
ль вы?». В 6-м классе, например, прозвучали
рассказы о гаплологии, лакуне, оксюмороне,
амфибрахии... Эти необязательные для
шестиклассников знания легко актуализируются,
когда приходит их время.
Любознательные готовят и бюллетени «За
страницами учебника». Очень интересными
получаются выпуски об омонимах, омофонах,
омофорах, омографах, каламбурах, палиндромах,
паронимах. А если после этого еще и Козловского
каламбуры почитать, то так и хочется
покаламбурить самим! Шедевров, правда, у нас пока
никто не выдал, но интересные и злободневные
строчки были.
Любопытные и любознательные несут в школу газеты
и журналы с интересными языковыми фактами,
словесными играми – все идет в копилку-коллекцию
и в нужный момент будет использовано.
Слава
...А слава тебя найдет.
(Из песни)
Дети любят, когда об их достижениях
становится известно другим. Поэтому результаты
всех конкурсов обязательно должны быть гласными.
Даже если в школе нет своего радиоузла, можно
записать на магнитофон передачу об итогах
олимпиады, конкурса, авторское чтение, интервью с
участниками, вынести колонки в коридор и в
перемену прослушать. А сам конкурс, игру записать
на магнитофон, смонтировать фильм и открыть
кинотеатр. Лучшие творческие работы – в
альманах, в местную газету. Вот и пришла школьная
и городская слава. Можно и нужно приобщать ребят
к участию в «больших» конкурсах: например,
«Русском медвежонке», в тех, которые объявляют
«Учительская газета», «Русский язык»,
«Литература», «Первое сентября» и другие
издания.
_____________________________________________
Важной составляющей гуманистической и
демократической ориентации общества,
современного понимания целостного личностного
образования являются знание родного (русского)
языка, интерес к его изучению и постоянное
пополнение знаний в этой области. Думается, что
важные условия развития интереса к русскому
языку – интеграция в содержание образования
других предметов, развитие
действенно-практического компонента,
эмоциональное обогащение процесса изучения
языка.
Во время аттестации учителей-русистов
старшеклассники нашей школы писали сочинение «Я
русский бы выучил только за то...». Конечно, ребята
писали о важности этого предмета, о том, что
русский язык нужно сдавать при поступлении в вуз.
Но во многих работах моих учеников говорилось и
об их личном интересе к родному языку, о его
красоте, о стремлении изучать его «для себя»,
когда школа будет окончена, а в одном из
сочинений было сказано, что его автор
постарается привить любовь к родному языку своим
детям еще до того, как они начнут учиться в школе.
И все высказывали сожаление, что в старших
классах очень мало часов отводится на уроки
русского языка.
|