УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
С.В. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан
Неделя русского языка в школе
Понедельник
На одной из переменок для всех
учащихся в вестибюле или актовом зале
разыгрывается небольшая сценка.
Ямщик в тулупе сидит и дремлет.
Появляется Владимир Иванович Даль в форме
мичмана, с якорем на плечах. Он с шумом бросает
якорь на сани, ямщик просыпается.
Ямщик: Куда-с изволите ехать?
Даль (садясь в сани): Вперед!
Ямщик: Эх, барин, Россия-то велика,
впереди простору-то вона сколько, нельзя ли
адресочек четче назвать?
Даль: А мне так и надо – по всей
России! Хочу собрать все слова языка нашего в
«Толковый словарь живого великорусского языка».
Ямщик: И, чего вздумал. Ты, барин,
видать, и понятия-то не имеешь, какова
Русь-матушка велика! Да и зачем тебе они нужны-то,
слова наши русские? Баре-то все на хранцузском
боле говорят, нежели на нашем, на родимом языке.
Даль: А я вот и хочу, чтоб каждый из
нас знал, как говорит и северный
крестьянин-помор, и житель южных губерний, и
горожанин, и житель русской глубинки. Хочу, чтоб
знали, откуда к нам слова приходят, что означают,
как приживаются в нашем языке. Хочу, чтоб каждому
был доступен наш великий и могучий язык.
Ямщик: Доброе дело задумал ты,
моряк. А силенок-то хватит?
Даль: Да уж коли я чего задумал, то
от своего не отступлю. Да и на помощь и
любознательность ребят рассчитываю. Как, ребята,
поможете? Тогда отправляемся в путь! Неделя
русского языка объявляется открытой! (Звучат
фанфары.)
Ямщик (разворачивает грамоту):
План проведения недели:
Понедельник – день разговорного
стиля
Конкурс на лучшую иллюстрацию к
фразеологизму, поговорке или пословице
Готовится заранее, в этот день
вывешиваются самые лучшие работы в вестибюле или
рекреации.
Конкурс загадок, сочиненных
учениками.
(Оцениваются как загадки, так и
активные отгадчики.) Загадки можно оформить в
виде стенгазет или загадывать прямо на
переменах.
Игра «Фразеологизмы наши – их
значения ваши».
Каждому желающему выдается список
фразеологизмов. Необходимо записать значение
каждого фразеологизма. Листы собираются в конце
рабочего дня. На следующий день в «кассе» ученик
получает по жетону за каждый правильный ответ.
Вторник – день художественного стиля
Конкурс «Ода русскому языку»
Конкурс авторских произведений
(повестей, рассказов, сказок, стихотворений и т.д.)
Материал готовится и оформляется
заранее, а в этот день вывешиваются работы
претендентов на победу. Рядом с произведениями
висят ящички для голосования. Каждый учащийся
имеет право отдать свой голос за одно из этих
произведений. Победителем считается тот, кто
наберет наибольшее количество голосов.
Литературная викторина (или в устной
форме на перемене, или в виде стенгазеты).
Победители получают жетоны
Среда – день публицистического стиля
Конкурс на лучшее издание
Заранее издается газета или журнал, в
день конкурса рабочая версия (т.е. как стенгазета,
плакат) вывешивается в коридоре. В конце рабочего
дня проводится опрос среди школьников: «Какую
газеты вы бы обязательно купили?». По его
результатам объявляют победителя. Редакция
газеты – это не обязательно класс, это может быть
разновозрастная группа, могут быть и
индивидуальные издания.
Конкурс на лучшую публицистическую
статью (оценивают учителя)
Игра «Последняя страница газеты»:
кроссворды, ребусы, головоломки (на жетоны)
Четверг – день научного стиля
Путешествие по словарям
Заранее изготовляются карточки с
заданиями, например, объяснить значение,
происхождение и грамматические особенности
слова. Учащиеся должны обратиться к словарям и
дать полный ответ на поставленный вопрос (на
жетоны). Ответы принимаются в пятницу утром.
Например, слово каникулы пришло в
русский язык в XVII веке из польского языка.
Восходит к латинскому canicula – «маленькая
собачка». Так римляне называли период с 22 июня по
23 августа, когда Солнце находилось в созвездии
Малого Пса. А вот множественное число это слово
приобрело уже в нашем языке по аналогии со
словами сутки, будни.
Олимпиада по русскому языку (после
уроков)
Пятница – день официально-делового
стиля
Награждение грамотами за активное
участие в неделе русского языка и победителей
конкурсов
Церемонию вручения наград проводят
Даль и ямщик.
«Аукцион знаний». За приобретенные
за неделю жетоны можно получить призы
Желательно каждый разыгрываемый
предмет сопровождать интригующими репликами.
Например:
1. Этот предмет вам понадобится каждый
день, и даже не один раз в день, а несколько.
Начальная цена – ___ жетонов.
2. Этому предмету очень много лет. То,
что им пользовались еще в рабовладельческие
времена, научно доказано. Цена поднимается до ____
жетонов.
3. Этот предмет бывает золотым,
серебряным, деревянным, оловянным,
пластмассовым. Цена растет – ___ жетонов.
4. На нем висит лапша, этот предмет
дорог к обеду. И ____ложка достается учащемуся,
который выложил за нее ____ жетонов.
Или:
1. Он должен быть в каждом доме: и
бедном, и богатом. Стартовая цена – ____ жетонов.
2. В нем, по словам Сент-Экзюпери, вся
Вселенная. Цена растет и составляет ____ жетонов.
3. Если он есть, то не надо помощи ни
учителя, ни мамы.
4. Это не азбука, хотя здесь есть и а,
и я. И за____ жетонов словарь ____
достается_______ ученику.
Олимпиада по русскому языку.
5-й класс
1. В каком слове буква я
обозначает два звука: мяч, посвящение, маяк,
ребята?
2. В каком слове – непроизносимый
согласный: чудес_ный, капус_ный, блес_нуть.
3. В каком слове пишется ъ: об_учить
ремеслу, об_явить тревогу, поют солов_и.
4. Допишите окончания прилагательных: в
зимн__ лесу, громк__ голосом, в син__ тетради.
5. Вставьте гласные в окончание
глаголов: вид_т, ве_т, смотр_шь, люб_шь, та_т,
стро_т.
6. Запишите антонимы (слова с
противоположным значением) к данным словам: вверх
–_______, молодой – ________, счастье – ______, плохой –
_________, день – ________.
7. Какое слово употреблено в переносном
значении: железный стержень – железный
характер?
8. Докажите, что оба написания верны:
вера _________
надежда ________
Любовь __________
Лев ____________ |
Вера _____________
Надежда _________
любовь ___________
лев ______________ |
9. Почему Кощея так называют?____________
___________________________
10. Каким гребнем нельзя расчесать
волосы?___ _________________
11. Говорят, что человек может быть
рыбой и рекой. Вспомните эти имена.______________
______________________________________________________________________________
12. Какие имена принадлежат и девочкам,
и мальчикам?_____________________________
_______________________________________________________________________________
13. Перечислите пять дней недели, не упоминая ни
чисел, ни названий_____________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
14. На какой вопрос нельзя дать ответ да?
15. Из данных слов составьте
предложение: в, лес, петь, птицы.__________________
___________________________________________________________
16. Нужна ли запятая в предложении: В
синем небе звезды блещут в синем море волны
хлещут?
17. Подчеркните дополнение в
предложениях: Корни питают листья. Разбойник
поймал Буратино.
18. Напишите как можно больше таких
слов, для которых слово лес было бы
проверочным._____________________________________________________________
19. Попросите продавца взвесить вам 500
граммов каких-либо фруктов из списка,
приведенного ниже (апельсины, мандарины,
яблоки). Запишите свою
просьбу.___________________________________________________________________
20. В русском языке есть много стихов,
загадок, придуманных специально для того, чтобы
запомнить какое-нибудь правило.
Например:
Мороженое отличное:
клубничное, ежевичное,
яблочное, земляничное,
молочное и коричное,
сливочное, брусничное,
черничное, заграничное.
Ешь потихоньку, не спеши!
ЧН без мягкого знака пиши!
Попробуйте и вы сочинить какой-нибудь
стишок, или песенку, или считалочку, чтобы
запомнить какое-либо правило.
Олимпиада по русскому языку
(для разных классов)
1. С помощью суффиксов образуйте
названия детенышей животных.
Белка – ___________, волк – ____________, галка –
____________, мышь – __________, собака – ___________, паук –
__________, кот – __________, хомяк – ___________,
петух – ___________, грач – ___________, медведь – _____________,
червяк – ____________.
2. Вставьте пропущенные буквы,
подчеркните существительные, которые
образовались путем перехода из одной части речи
в другую.
Знойный июнь 1905 года. Одесская
наб_режная забита людьми. Рабочие тесня_я плеч_м к
плечу. Восьмилетний мальч_к протискивае_ся скво_ь
толпу к самой реш_тке. От восторга у него
ра_ширились глаза и пр_открылся рот. Из-за мыса
показ_вается брон_носец «Потемкин». Под
разв_вающимся красным флагом он пр_ближается к
пр_чалу.
3. Переведите на иностранные языки
русские слова:
правописание ______
перекрещивание слов__________
медная роза _________________
подсвечник ______________
апельсиновая плантация _______
чистописание _______________
4. Укажите слово из 6 звуков: тополь,
береза, ясень, сосна, пихта, яблоня, осина.
5. Какие слова не имеют окончания: вниз,
нижний, низ; высоко, высь, высокий?
6. В каком слове -ей окончание:
ручей, ножей, воробей, соловей?
7. Подчеркните слово без приставки:
поторапливаться, потный, потверже, потакать,
потрепать.
8. Какое слово в этом ряду лишнее:
подарок, подать, поделиться, подняться,
посередине.
9. В каком слове один корень:
миролюбивый, водопой, легкомыслие,
преподаватель.
10. Подчеркните глагол в
повелительном наклонении: речь, режь, печь,
стричь, мочь, тишь.
11. Подчеркните слово без суффикса:
букварь, аптекарь, лекарь, пекарь, фонарь.
12. Напишите четыре слова, которые
начинались бы с 4 согласных:________________________.
13. С помощью какого суффикса ноги
и ножи превращаются в омоним?___________________.
14. Объясните, почему мы называем эти
предметы так:
очки ___________________________________
перстень _______________________________
ожерелье ______________________________
окно ___________________________________
пирог __________________________________
сердце _________________________________
15. Четвертый лишний. Найдите лишнее
слово и зачеркните его:
ворота, салазки, здания, чернила;
ночь, рожь, мышь, стеречь;
коньки, плавать, Снегурочка, сосулька;
город, Москва, Саратов, Санкт-Петербург;
пароход, париться, парик, парниковый;
крик, орать, визжать, кричать;
печка, свечка, утка, овечка;
золото, ураган, молоко, глава;
лебедь, ворона, воробей, попугай;
уши, ноги, руки, головы.
16. Озаглавьте текст, расставьте знаки
препинания.
Когда падает снег вся природа чудесно
преображается. Легкие снежинки медленно
опускаются на землю и устилают ее пушистым
ковром. Сказочным становится все вокруг деревья
скамейки дома. Друзья играют в снежки а я им кричу
Ребята с первым снегом вас! Зима лучшее время
года.
17. Какое предложение
непобудительное:
а) Шуми, шуми, послушное ветрило.
б) Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
в) Проверь, пожалуйста, работу.
г) Вы не знаете правил!
18. В каком предложении не надо
ставить запятую:
а) Как мы и ожидали ночь была теплой.
б) На подоконнике распустились бойкая герань
пышная гортензия неприхотливые фиалочки...
в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под
навес.
г) В течение нашего путешествия с нами произошло
много приключений.
19. В каком предложении следует
поставить тире:
а) Я примерный ученик.
б) Красная площадь сердце Москвы.
в) Мы с Тамарой ходим парой.
г) Сегодня все тебе цветы и солнце, облака и
вечность.
20. Творческое задание.
Помните загадку про окно?
Поля стеклянные, межи деревянные,
по ним сторожа оловянные.
Эту загадку придумали специально для
того, чтобы запомнить слова-исключения, в которых
пишется нн.
Сочините сказку, стихотворение, считалочку,
загадку, чтобы запомнить какое-либо правило или
исключения из правил.
ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Русский язык – мой любимый урок.
Каждое слово идет мне впрок.
Слово за словом льется поток,
Словно великая Волга течет.
И много похожего есть в судьбе
Русской речи и в языке:
Оба они непокорны и горды,
Оба могучи и многоводны,
Оба прошли испытанья веков –
Им отдаю бескорыстно любовь.
Мерзлякова А., 10-й класс
В номинации «Первые пробы пера»
лучшими признаны следующие стихотворения.
РОЗА
Роза когда-то принцессой была,
Жертвой колдуньи стала она.
Однажды в то царство приехал скрипач,
Сказал он принцессе: «Ты смейся, не плачь».
Скрипач заиграл волшебным смычком –
Скатились росинки с цветка жемчугом.
У розы той сразу вырвался смех,
И стала красивее роза всех-всех.
И пели влюбленные тысячу раз,
А злую колдунью прогнали тотчас.
В том царстве устроили пир на весь мир,
И скрипка играла под звуки лир.
Луць Э., 5-й класс
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РОМАНА
И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Природа – храм, не только мастерская,
Где не учли одного пустяка,
Что можно, все тычинки различая,
Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
Когда мы все с природою на «ты».
Ведь вы тогда – вам стоит лишь всмотреться –
Поймете вдруг, о чем поют цветы.
Шитов Д., 10-й класс
Некоторые работы участников олимпиады
(творческое задание)
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Однажды серый кенгуру
решил купить пальто,
но по шоссе, где он стоял,
не ездило авто.
Трамвай в ремонтном был депо,
и наш чудак пошел в метро.
Оно домчало вмиг его,
к огромнейшему ГУМу,
Народу здесь невпроворот,
а сколько шуму!
Так растерялся бедный кенгуру,
что чуть не съел он какаду.
Зашел с досады он в кафе
и заказал там сладкое безе,
ореховое эскимо
и ананасное ситро.
К нему подсел огромный шимпанзе
и угостил беднягу кофе с канапе.
Приятели поели молочного желе,
вкуснейшего какао, ванильного суфле.
Немножко посидели,
по видео смотрели
веселое кино,
играли в домино
и партию сыграли
в цветочное лото.
Друзьям домой пора давно,
в последний рейс идет метро,
и кенгуру к нему спешит.
«Прощай!» – он шимпанзе кричит.
Закрылись двери все в метро,
оно спешит, спешит в депо.
Вздыхает грустно кенгуру:
«Пальто, наверное, завтра я куплю...».
Луць Э., 6-й класс
После шипящих пиши и, у, а:
Чаща, пожар, старожил и жара.
Но исключенья найдешь и тут:
Брошюра, жюри, парашют.
Щебланова З., 10-й класс
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ -КОС-, -КАС-
Чтоб ошибку ты не сделал
В корнях -кос- и -кас-,
Ты запомни, что в -каса-
Надо написать две а!
Слышу гласную лишь раз –
Букву о пишу тотчас.
Исмайлова Р., 6-й класс
|