НАША ПОЧТА
«Всех строже оценить умеешь ты свой
труд...»
Добрый
день, уважаемая редакция газеты «Русский язык».
Я, Архипова Алла Кирилловна, учитель русского
языка и литературы, обращаюсь к вам по поручению
нашей секции, мы постоянные ваши подписчики.
Дело в том, что при сдаче отчетов и журналов за I
четверть мы получили замечания от администрации
по записям в журналах такой темы, как диктант. Я
не буду описывать подробно суть замечаний, наши
действия, но дело в том, что за последние годы мы
не нашли четких требований по количеству
контрольных работ. Наша просьба: пожалуйста,
ответьте нам, сколько контрольных диктантов,
сочинений, изложений должно быть в 5–11-х классах.
Правомерна ли запись в журнале «Проверочный
диктант» как тема урока? Можем ли мы заменить
контрольные сочинения в 9-м классе на контрольные
изложения в связи с тем, что в 9-м классе на
экзамене пишут все-таки изложение? Какие есть у
нас права?
С уважением, АРХИПОВА А.К.,
школа № 5,
г. Тайшет,
Иркутская обл.
Уважаемая Алла Кирилловна! Наша
редакция, как и ваша секция словесников, тоже не
располагает документами с четкими требованиями
по количеству контрольных работ. Очень надеемся,
что такого документа не существует вовсе, ведь
вряд ли есть на свете человек, который может
составить требования, равно пригодные для любого
учителя и любого класса. Разумеется, контрольные
работы необходимы учителю – и для выставления
четвертных, полугодовых и годовых отметок, и, что
гораздо важнее, для четкого представления о том,
как усвоена та или иная тема и как в зависимости
от результатов действовать дальше.
Конечно, нужны и учителю, и
администрации какие-то ориентиры. В московских
школах руководствуются Методическим письмом о
внутришкольном контроле, выдержки из которого мы
приводим ниже.
С помощью контрольного диктанта
проверяется:
Когда проверяется |
Что проверяется |
1. Начало учебного года
(по итогам повторения изученного в предыдущем
классе) |
1. Степень угасания
правописных навыков
2. Прочность овладения навыками
правописания |
2. Конец изучения темы |
1. Усвоение орфограмм и
правил пунктуации, изученных в данной теме
2. Усвоение орфограмм и правил пунктуации,
изученных в предыдущей теме (всех, если их не
более трех, или основных)
3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и
правил пунктуации, изученных в предшествующих
темах |
3. Конец года (по итогам
заключительного повторения) |
1. Усвоение основных
орфограмм и правил пунктуации, с которыми
учащиеся познакомились в данном классе
2. Усвоение основных и важнейших орфограмм и
пунктуационных норм, которые изучались в течение
учебного года |
Основными способами проверки
уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения
и изложения.
Рекомендуемое число контрольных
работ:
Виды работ |
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс |
9-й класс |
Диктант
Изложения
Сочинение |
8
2
2 |
8
2
2 |
6
2
2 |
5
3
2 |
3
3
4 |
В 10–11 классах кафедра
методики преподавания русского языка,
литературы и мировой художественной культуры
(МХК) Московского института открытого
образования (МИОО) рекомендует проводить
следующее количество контрольных работ по
русскому языку:
Виды работ |
10-й класс – 1 час в неделю / 2
часа / 3 часа / 4 часа |
11-й класс – 1 час / 2 часа / 3 часа
/ 4 часа |
Диктант
Изложение |
3/6/9/12
2/4/6/8 |
2/4/6/8
3/6/9/12 |
Сочинения по литературе в
10–11-х классах обычно проводятся после изучения
каждой монографической темы. Кафедра методики
преподавания русского языка, литературы и МХК
рекомендует следующее количество сочинений: в
каждом полугодии не менее 4, причем 2 классных сочинения и 2
домашних. В конце учебного года рекомендуется в
10-м классе проводить итоговое сочинение, в 11-м
классе – предэкзаменационное сочинение или
изложение (на выбор учащихся).
Как видно из процитированного текста,
речь идет не о жестких требованиях, а о
рекомендациях. В этом можно усмотреть
уважительное отношение к словеснику. В наше
время диким анахронизмом выглядело бы
стремление чиновников мелочно регламентировать
работу учителей – людей, которым доверено учить
и воспитывать будущее страны. Мы свободные люди
и, как пушкинский поэт, сами способны «всех
строже оценить...… свой труд». И никому из нас не
захочется походить на смешного и
отвратительного «человека в футляре», всего
бояться и потому держать в страхе других. И
осторожненько проживать жизнь, по горькому
чеховскому выражению, «не запрещенную
циркулярно, но и не разрешенную вполне».
Это ответ на вопрос о правах. Надеемся,
что обсуждение формы записи урока в журнале не
привело вас и ваших коллег к серьезной размолвке
с администрацией. Так много в нашей учительской
жизни действительно сложных и важных проблем,
требующих обсуждения, может быть, столкновения
мнений – для дальнейшей дружной совместной
работы.
С Новым годом, дорогие коллеги! Мира
вам и успехов!
Редакция «РЯ»
|