Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2005

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита


Предлагаемая работа – результат многолетнего личного опыта работы в школе, апробации и внедрения эффективных форм и методов обучения.
Появление в начальной школе программ, ориентированных на развитие ребенка, где учебная деятельность рассматривается как особая форма активности ученика, направленная на самоизменение, на удовлетворение потребности в знаниях, расширяющих интеллектуальные возможности личности, заставило наметить программу дальнейшего обучения детей русскому языку, ориентированную на развитие личности. Но возникла проблема: возможно ли одновременно дать лингвистические знания учащимся и сформировать навык грамотного письма, сохранив при этом интерес к языку? Методика обучения грамотному письму в традиционных программах имеет отправной точкой написание слова и запоминание этого написания, устная и письменная речь соотносятся друг с другом, минуя фонемный уровень, а правила орфографии представляются хаотичным набором предписаний, которые существуют только потому, что «есть такое правило».
Дидактические возможности учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией М.В. Панова позволяют решить эту проблему и добиться понимания системности и закономерности языковых фактов и на этой основе научить пользоваться языком.

Уроки русского языка по программе
М.В. Панова

Методические рекомендации.
Система работы.
Планирование работы

Определение системы работы по данному учебному комплексу начинается со знакомства с программой по русскому языку под редакцией М.В. Панова, объяснительной запиской, обязательным минимумом знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также со знакомства с учебником. Имеется календарно-тематический план для 5-го класса, он опубликован в газете «Русский язык» (№ 30, 32/1998). Подобный план для 6-го класса – блоковое планирование – составляла сама.

Начинаю планирование каждой темы с листа базового контроля, на который вношу основные понятия, формулировки, которые должен усвоить учащийся. Опираясь на него, планирую минимум знаний, который нужно ввести, закрепить, отработать, обобщить и проанализировать. Распределяю материал темы по урокам и планирую, когда и на каких уроках какие знания ввожу. Необходимо предусмотреть ответную деятельность учеников, ожидаемую на уроке, то есть типы заданий, которые ученик должен выполнить для усвоения этих знаний. Планирую, где и когда будет проводиться отработка умений, где будет обобщение и какие формы контроля предполагаются. Теперь можно приступить к планированию каждого урока.

Структурные элементы урока традиционны:

1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление знаний и способов действий.
7. Обобщение и систематизация знаний.
8. Контроль и самопроверка знаний.
9. Подведение итогов занятия.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Используя эти структурные элементы, строю уроки разного типа: обучения и закрепления, обобщения и контроля.

При планировании урока предусматриваю способы получения учеником информации, характер затруднений ученика; исходя из этого выбираю формы и методы обучения. Важным моментом при планировании считаю содержание нового теоретического материала, способ подачи его учебником и систему заданий, им предлагаемую.

Несколько слов об учебнике

Считаю необходимым сказать несколько слов об учебнике. Его авторы рассчитывают на активного, сознательного, думающего ученика, и умственная работа учащегося над темой строится ими как научное исследование. С чего начинается обычное лингвистическое исследование? С анализа языкового материала. Поэтому упражнения в учебнике начинаются с материала для наблюдения: текста, группы слов, предложений.

5-й класс. Задание 50. Определите смысловую связь прямого и переносного значений в следующих примерах.

Злой человек – злой ветер; теплый чай – теплый прием; железный обруч – железный характер; черепаха ползет – время ползет.

6-й класс. Задание 39. В следующем предложении найдите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом. Разберите его.

Бурундук – один из обладателей защечных мешков, очень удобного приспособления для переноски маленьких грузов.

7-й класс. Задание 386

1. Готовлюсь, готовится, готовилась, готовился, готовились, готовься, готовьтесь, готовишься.

Сравните эти предикативные формы и определите, в каких случаях употребляется частица -ся, в каких – -сь. Возьмите другой возвратный глагол и проверьте, верны ли ваши выводы.

2. Сравните несколько форм возвратных причастий (готовящихся, готовящимся) и решите, так ли употребляется -ся в причастиях, как в предикативных формах, или по-другому?

3. Можно ли у деепричастий найти частицу -ся после согласных? Какой вариант (-ся или -сь) употребляется в деепричастиях? (Сравните деепричастия от глаголов разных типов и ответьте на этот вопрос.)

Такие задания формируют у учащихся исследовательские умения: находить объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу и цели исследования, выстраивать план эксперимента и проводить эксперимент, проверять гипотезу результатами эксперимента, определять границы полученных данных.

«Методологический принцип М.В. Панова – установка на живой язык, на языковую материю, приоритет языкового материала над его описанием. Ведь основания классификации языковых единиц, система, структура – все заложено в языке, и задача учителя – дать ученику такие способы работы с языком, при помощи которых он мог бы все это обнаружить». Автор показывает, как надо рассуждать.

5-й класс. Задание 199

Какие звуки произносятся в конце данных слов? Докажите, что писать надо буквы звонких согласных.

Перевод, улов, утюг, лесоруб, образ, поставь, прогладь, лошадь, ослабь, умножь, приблизь.

Образец рассуждения. В слове готовь согласный [ф’] стоит в конце слова. Это глухой согласный. В конце слова не различаются глухие и звонкие. Значит, согласный надо проверить. В словах готовь и готовить – один и тот же корень, перед гласным произносится [в’]: готовить. Значит, и в форме готовь надо писать букву в.

Ученик – собеседник автора, потому что каждая тема – диалог. (Каково ваше мнение об этом?)

Таким образом, и учитель, работающий по этой программе, следуя принципам, намеченным авторами учебника, как я считаю, должен вызывать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности и учить диалогично, т.е. в сотрудничестве (а не авторитарно): поправлять, поддерживать, стимулировать инициативу и творчество учащихся.

Уроки ввода знаний

Важное место занимают уроки ввода знаний, разрабатывая которые по мере возможности стараюсь использовать проблемный метод и прием яркого пятна с целью удивить учащихся, заинтересовать, подтолкнуть к обсуждению. Еще выдающийся психолог Л.С.  Выготский подчеркивал: «Мыслительная деятельность и эмоции многогранно взаимодействуют. Интенсивная работа мысли всегда вызывает чувство удовлетворенности, а вместе с тем – стремление во что бы то ни стало довести работу до конца. Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой». Ученик должен захотеть разобраться в предложенном задании, на первый взгляд будто бы простом, но при внимательном рассмотрении содержащем некую «неразрешимую» загадку.

Пример использования яркого пятна в теме «Неизменяемые существительные».

– Докажите, что слова конфета, эскимо, мороженое, арбуз, монпансье одной части речи. (Специально предложены для анализа слова одной тематической группы.)

– Чем отличаются от других существительных слова эскимо и монпансье? (Они не изменяются.)

– Как же нам определить у них некоторые грамматические категории?

Этот вопрос заставляет учащихся задуматься: практически все о существительных им известно, падеж и число удавалось определять без особого труда, но что делать в данном случае?

Далее, четко поставив цель работы, нужно использовать прием выдвижения проверки гипотез. Но он может занять много времени на уроке, ведь бывают ситуации, когда все имеющиеся у ребят способы действий оказываются непригодными для решения. Потребуется специальное искусство учителя, чтобы создать ситуацию догадки, хотя при этом нельзя задавать наводящие вопросы и нельзя подсказывать ответ, иначе в следующий раз ребенок не будет стараться думать сам, а будет ждать подсказки учителя.

Например, 7-й класс. Тема: «Формы времени».

Учитель. В языке встречаются такие противопоставления, когда одни формы указывают на какой-либо признак, а другие не указывают на него (ни на его наличие, ни на его отсутствие). Первые называются признаковыми, а вторые – беспризнаковыми. Где мы встречались с таким явлением?
(Вопрос несложный, но затруднил учащихся.) Я продолжаю:

– Иногда название языкового факта не ограничивается этим фактом, а имеет более широкое значение.

И тогда сразу возникло несколько гипотез:

  • Существительное мужского рода!

  • Существительное общего рода!

  • Глаголы несовершенного вида!

Подсказки не было, учитель лишь направил мысль учащихся на сопоставление названия и содержания.

Догадки учащихся можно подготовить также подводящим диалогом. Учитель разрабатывает целую серию ситуаций, требующих догадок, и тогда практически каждый ребенок может принять участие в обсуждении (см. далее урок «Различие в склонении одушевленных и неодушевленных существительных, 6-й класс).

Вся работа строится через организацию коллективно распределенной деятельности между учителем и учащимися. Активность детей на таком уроке очень высокая, они отвечают эмоционально, радуются успехам своим и товарищей, пытаются привести больше примеров и объяснить их. Ребенок – партнер, он как бы сам себя учит под руководством учителя.

Закрепление и отработка знаний

На уроках закрепления и отработки знаний, как правило, использую различные эвристические, исследовательские и проблемные задания, а также творческие или продуктивные: построение схем, алгоритмов, формулирование вопросов, работу с текстами и другие. На смену коллективно распределенной деятельности приходит групповая и индивидуальная. Задания, предлагаемые учебником, разнообразны, а не однотипны, это поддерживает интерес учащихся к работе, формирует глубокие и самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной собственной умственной деятельности. Часто, когда творческая активность учащихся высока и им хочется самореализоваться на данном уроке, предлагаю такой вид работы, как сочинение собственного задания. На это уходит не более 5–7 минут, а затем на этом же уроке заслушиваются некоторые задания (по мере возможности – всех желающих), и учащиеся стараются решить их. Предпочтение отдается более четко и просто сформулированным, а также трудным и интересным заданиям. Но похвалу и одобрение получает любой из выступающих. Иногда такую работу можно задать и на дом.

Примеры заданий, придуманных шестиклассниками.

1. Почему у прилагательных легко восстанавливаются недописанные окончания? (В деревянн_ дверь.)

2. Назовите 6 отличий кратких форм прилагательных от полных.

Чтобы придумать задание, нужно хорошо знать материал, уметь его анализировать, сравнивать, делать выводы и формулировать вопрос, а это большая мыслительная работа. Конечно, первые попытки придумать задания не у всех были удачны, но ребята не обижались на замечания, так как в любой работе я в первую очередь оценивала желание ребенка творить и помогала, чуть изменив формулировку, получить желаемый результат.

Уроки обобщения и контроля знаний предполагают больше самостоятельной и творческой работы учащихся. Для меня особую трудность представляли уроки контроля в 5-м классе. Дело в том, что никаких методических пособий по этой программе нет, есть разрозненные время от времени появляющиеся в газете «Русский язык» материалы как помощь учителю в подготовке к определенным темам, и то это последние несколько лет. Изучив с детьми в начале 5-го класса тему «Синтаксис», я встретилась с трудностью – нелегко найти диктант со сложным синтаксисом и более или менее простой орфографией, учитывая их возраст. Пересмотрев огромное количество литературы, не нашла то, чего искала, и мне пришлось переделать один из текстов, сохранив его синтаксическую сложность и упростив орфографию. И так поступала каждый раз, готовясь к урокам контроля. Особые грамматические задания мне пришлось тоже придумывать самой. Теперь моими грамматическими заданиями к контрольным диктантам для 5-го класса пользуются коллеги, работающие по этой программе.

Контроль и самопроверка знаний

Контроль над усвоением знаний, умений и навыков осуществляется мною и в форме зачета, олимпиады, тестирования, сочинения (например, лингвистической сказки). Как видно из предложенных ниже разработок уроков, контроль присутствует в каждом из них. Это происходит при проверке домашнего задания, при работе с текстами и тестами, при самодиктанте и т.д. Обязательно после изучения большой или сложной темы проводится зачет, который позволяет быстро и эффективно проверить качество усвоения материала учащимися. Он занимает примерно 15–20 минут урока, для него использую вопросы, предлагаемые учебником или составленные мною. Требование к ответам учащихся одно: ответ должен быть аргументирован – это могут быть и рассуждения учащегося, и примеры с графическим или иным пояснением.

Уроки повторения пройденного программой и учебником не предусмотрены, но повторение все-таки осуществляется. При повторении полученные знания углубляются, обогащаются, в результате формируется представление о системности русского языка. Считаю, что в начале учебного года, после летних каникул, целесообразнее начать с повторения (2–8 уроков), так как сразу, с первого урока, приступить к изучению серьезных тем дети не готовы психологически.

Домашнее задание

Домашнее задание учащимся даю разноуровневое, учитываю при этом индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Класс не делится на группы, и учитель не назначает, кому и как выполнять задание, ученики решают это самостоятельно, каждый для себя сложность и объем определяет сам. Таким образом, домашнее задание должно быть привлекательным, посильным, свободным для выбора.

Примеры из учебника для 6-го класса

Задание 195. Придумайте предложения, в которых были бы союзы либо... либо; то... то; не то... не то.

Предложения запишите, расставляя запятые. (Проверяйте себя по схемам.)

Задание 215

Придумайте предложения, в которых частицы выражали бы сомнение в достоверности события или чужой речи. Используйте для этого частицы едва ли, вряд ли, якобы, мол, де, дескать.

Степень сложности предложений и их количество каждый определяет сам: это могут быть набор разных предложений, связный текст, шуточный рассказ или детектив и даже стихотворение. Одобряется любая форма выполнения домашнего задания, главное – выполнить требуемый минимум.

Довольно часто домашнее задание звучит в виде вопроса, требующего от ученика размышлений, анализа и письменного изложения своей точки зрения с убедительной аргументацией. Каждый ребенок создает дома лингвистическое сочинение, давая свою оценку фактам языка. А учитель получает возможность проконтролировать, насколько сформирована у ребенка лингвистическая компетентность, узнать широту, глубину и самостоятельность его мышления и в результате – скорректировать дальнейшую работу по данной программе.

Примеры заданий-вопросов для 6-го класса.

Задание 241. Можно ли считать, что рабочий – рабочая, дежурный – дежурная – это изменение по родам? Имеются в виду существительные: рабочий, крестьянин, рабочая, крестьянка; дежурный по станции – дежурная по станции (должность).

Задание 285. Почему окончание слова на площади нельзя проверить окончанием слова на руке?

Лингвистическое сочинение используется не только как вид домашнего задания, оно может иметь место на уроке как форма обобщения, контроля и самопроверки знаний. На начальном этапе обучения лингвистическому сочинению (в 5-м классе) учитель читает задание и вместе с детьми размышляет над ним, заслушивается несколько устных ответов – и определяется, какие аргументы более удачны для объяснения данного языкового факта. Это делается для того, чтобы пятиклассники умели впоследствии самостоятельно ответить на вопрос задания. Коллективное обсуждение проводится до тех пор и такое количество раз, пока не появится уверенность, что дети готовы к самостоятельной работе. В данном случае торопиться не следует, но и затягивать переход от коллективного обсуждения к самостоятельному анализу не рекомендуется. Как правило, в 6-м классе уже только читается задание, при необходимости обсуждаются с учащимися некоторые его моменты или примеры, а свои доказательства и выводы каждый продумывает и записывает самостоятельно.

6-й класс

Задание 316. Чем отличается изменение существительного часовой от изменения прилагательного часовой?

7-й класс

Задание 20. Подумайте: почему существительные, имеющие только формы множественного числа, не могут сочетаться с числительными два, три, четыре, оба, полтора в именительном падеже, а с косвенными падежами этих же числительных могут сочетаться? Почему, например, нельзя сказать четыре сутки, но можно – четырех суток?

Хочу еще раз отметить, что учебник помогает учителю не только содержанием, структурой заданий, но и обязательным учетом возрастных особенностей детей. В 5-м классе больше уроков в форме игры, чем в 8-м. Игра – естественная потребность детей, они раскрепощаются, могут и творить, и познавать в игре.

5-й класс

Задание 124. Сердито накричите на своего соседа по парте: «П! к! н! г! ш! ц!». Получилось? Имеет ли право сосед сказать: «Он сейчас кричал на меня!»? (Вообще кричать на соседа не стоит, но вы сейчас ставите фонетический опыт, и поэтому можно.)

Потребность детей – одушевлять неодушевленные предметы, обращать словесный образ в материальный, осязаемый, фантазировать. Именно в 5-м классе мы учились придумывать лингвистические сказки о звуках и буквах, о синонимах и антонимах. Нашими героями были Вова Бутузов, Настя Кувшинчикова, Жучок-Колпачок, паронимы и т.д. Игра помогала усвоить трудные вопросы грамматики и сделать это усвоение прочным и интересным. Дети полюбили лингвистические сказки, и сами иногда предлагали использовать их в качестве домашнего задания.

Словарные слова

Учебник уделяет много внимания правописанию словарных слов, для них специально придуманы рамочки «Пиши правильно» и задания, которые можно выполнить, используя эти слова. Сначала учащиеся должны выполнить задания – объяснить лексическое значение слов, поработать при необходимости со словарями, подобрать синонимы, антонимы, придумать занимательные рассказы, репортажи и т.д. Выполняя подобные работы, ученики уже невольно запоминают правописание словарных слов. Затем они учат их дома наизусть и в начале урока на выданных листках самостоятельно записывают их в течение 3–4 минут. Называю этот вид работы самодиктант. Условия, которые обязательно выполняют учащиеся: 1) слова должны быть записаны все (или минус 1–2); 2) слова должны быть записаны верно. Количество слов для запоминания – от 10 до 20. Самодиктант исключает возможность неподготовки.

В 5-м классе это задание казалось трудным, но в результате подобных тренировок улучшалась память детей, и сейчас стабильно 76–80% учащихся по самодиктанту имеют «4» и «5». Их глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают слова, эти снимки сохраняются в зрительной памяти, и нужное слово, когда необходимо, словно всплывает, а если учащиеся ошибаются, то память сразу сообщает им, что «что-то не так», слово написано неправильно.

Развитая память помогает при запоминании таблиц, схем, способствует пониманию материала, установлению связей между фактами языка.

При работе со словарными словами следует, как мне кажется, сразу отказаться от диктовки их учителем, потому что ученик в таком случае получает возможность не заучивать слова и надеяться на случай. Когда каждый ребенок должен самостоятельно написать требуемое количество слов, и написать правильно, возможности не приготовиться и получить при этом хорошую оценку не будет. Учитель же сразу сможет проконтролировать уровень выполнения домашнего задания учеником. Облегчают запоминание и делают его непреднамеренным разные виды творческой работы, о которых говорилось выше. Например, задание из учебника 6-го класса (стр. 166): нужно придумать рассказ о необитаемом острове, включив в него слова архипелаг, лавина, ландшафт, материк и т.д. (всего 14 слов). Работая над таким интересным заданием, ученик непроизвольно запомнит часть слов и сможет их воспроизвести, вспомнив свой собственный текст.

Появившиеся в начальной школе развивающие комплексы делают упор на развитие воображения и мышления, а не на восприятие и память, как традиционные программы. Основным способом достижения знаний поэтому является поисковый метод. Но, как мне кажется, если увлечься поиском и не развивать память, высоких результатов не добьешься. Тренируя преднамеренное запоминание, расширяя возможности памяти, в дальнейшем можно рассчитывать на непреднамеренное запоминание.

* * *

Еще раз хочется отметить особенность и учебника, и работы учителя по этому УМК – непрямое, опосредованное воздействие на учащихся, направленное на воспитание гуманности, доброты, отзывчивости. Во-первых, интересные тексты, предлагаемые учебником, обладают большой воспитательной силой. Во-вторых, учитель на уроке не подавляет инициативу учащихся, а организует их деятельность, рассчитывая на совместную работу, на солидарность. Выслушивается каждый ученик, уважаются его мнение и опыт, при неправильном ответе можно сказать: «Подумай еще», «Может быть...», а не оборвать речь ребенка. В-третьих, дети, коллективно занимаясь поисками правильного ответа, ощущая уважение и одобрение со стороны авторов учебника и учителя, начинают по-иному себя вести, относиться друг к другу с пониманием, а также взаимообучаются, внимательно слушая ответ товарища и добавляя свои примеры. Этого не было, допустим, в 5-м классе, когда дети не умели слушать одноклассников, перебивали друг драга, могли засмеяться над ответом. В 6–7-х классах уже можно говорить о культуре ведения диалога, дискуссии и других форм коллективной работы.

Кроме заданий учебника, использую на уроках дидактический материал из разных источников. Чаще всего предметом анализа становятся тексты разных стилей. Очень удобно их иметь напечатанными на листках, так как не тратится время на запись в тетрадь, можно их использовать на разных уроках в одном и том же классе, каждый раз обращаясь к интересующим именно на этом уроке вопросам.

Данные в работе рекомендации, разработки уроков, тесты, диктанты можно использовать учителям, работающим и по другим программам.

 

TopList

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru