Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2005

Я ИДУ НА УРОК

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита


Различие в склонении одушевленных и неодушевленных существительных

6-й класс

Цель: в результате урока ученики должны научиться:

  • понимать одушевленность и неодушевленность как грамматическую категорию существительных;

  • уметь делить существительные на одушевленные и неодушевленные, определять падеж существительного, правильно писать окончания существительных;

  • уметь сравнивать, анализировать и формулировать вывод;

  • уметь правильно употреблять существительные в речи.

ХОД УРОКА

1. Опрос.

– Какие существительные имеют окончание в форме именительного падежа множественного числа?
– Какие еще окончания бывают у существительных именительного падежа множественного числа?
– Какие окончания имеют существительные 1-, 2-, 3-го склонений в родительном падеже?

Учащиеся должны отвечать, приводя примеры.

2. Тест.

1) Найдите неверное утверждение.

а) Женский род указывает на лицо женского пола.
б) Мужской род указывает на лицо мужского пола.
в) Мужской род не указывает на определенный пол.

2) В каком ряду все существительные называют несчитаемые предметы?

а) Линейка, злость, велосипед;
б) духи, доброта, родня;
в) именины, очки, открытки;
г) ножницы, Нидерланды, ворота.

3) В каком ряду у всех существительных во множественном числе одинаковое окончание?

а) Токар_, директор_, водител_;
б) мастер_, профессор_, трактор_;
в) месяц_, автор_, якор_.

4) В каком ряду все слова с чередованием в корне?

а) Открывать, примирять, откос;
б) удивительный, прилагательные, пригорок;
в) расстелить, замирание, росток.

5) В каком ряду пропущена только буква и?

а) См_рение, заст_лил, уб_рать;
б) выж_гать, прин_мать, выл_вать;
в) отп_реть, выч_тать, вн_мать;
г) сн_жинка, пр_летел, изюм_нка.

6) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) Ш_фер, медвеж_нок, ш_рты;
б) щ_тка, сч_ты, трубач_м;
в) ч_лка, ландыш_м, ч_порный.

7) В каком ряду во всех словах пропущен ь?

а) Доч_, спряч_ в сумку, испеч_ пирог;
б) отвлеч_ внимание, шалаш_, черная туш_;
в) теннисный мяч_, чертеж_, темная ноч_.

3. Создание проблемной ситуации (создание положительной мотивации у учеников).

На доске записаны слова:

табун
бег
кукла
змея
кузнечик
комната

– Докажите, что эти слова – существительные. Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся вспомнят все признаки существительного, найдут, что слова отличаются типами склонения, родовой принадлежностью и одушевленностью/неодушевленностью (последнее им известно с начальных классов).

Учитель. Каким образом вы разделите эти слова на одушевленные и неодушевленные?

Ученики будут доказывать, что делить нужно исходя от заданного к слову вопроса: что? – неодушевленные?; кто? – одушевленные.

Учитель. А как быть с растениями? Ведь они часть живой природы: рождаются, цветут, плодоносят, умирают?

В ходе обсуждения учащиеся все равно придут к выводу, что нельзя спросить: кто это? – и ответить томат, подсолнух или береза. Учитель же замечает детям, что обсуждение ведется пока на бытовом, а не научном уровне.

– Подумайте: будет ли одушевленным слово гусь в словосочетании жареный гусь? А слова привидение, робот?

– Может ли одно и то же слово быть то одушевленным, то неодушевленным? (Нет, это признак постоянный!)

Нужно дать детям время порассуждать. Важно, чтобы учащиеся поняли: тема не так и проста, как им показалось в начале урока; они заинтересовались, желают узнать способ определения одушевленности.

4. Поиск решения.

В русском языке деление существительных на одушевленные и неодушевленные происходит по грамматическому признаку.

Задание 307. Образуйте формы винительного падежа единственного и множественного числа от существительных дуб и пловец, бревно и чудовище, ель и дочь, вставляя их в предложение Вижу...

Вижу дуб, пловца, дубы, пловцов.
Вижу бревно, чудовище, бревна, чудовищ.
Вижу ель, дочь, ели, дочерей.

– Почему у существительных одного склонения разные окончания?

Ответ найдем в учебнике на страницах 242–243.

5. Работа с таблицами.

Анализируя материал таблиц, учащиеся делают вывод: «Деление существительных на одушевленные и неодушевленные чисто грамматическое. По лексическому значению и даже по вопросам кто? или что? не всегда можно определить, является существительное одушевленным или неодушевленным».

«У одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, у неодушевленных – с формой именительного падежа».

(Учебник «Русский язык» под ред. М.В. Панова. 6-й класс. М., 1997)

6. Закрепление.

1) Задание 308. Нужно разделить существительные на два класса: одушевленные и неодушевленные по парадигмам склонений. Интересно поставить к ним вопросы кто? или что? Окажется, что к некоторым одушевленным существительным не подходит вопрос кто? Например: На блюде лежит (кто? или что?) жареный гусь. Мне подарили (кого? или что?) игрушечного коня.

2) Задания 310, 311.

Проверка: правильно ли вы говорите? А ваши знакомые говорят правильно?

3) По каким грамматическим особенностям существительные делятся на одушевленные и неодушевленные?

7. На дом: по учебнику задание 309.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru